ФХРБ. Полуденный экспресс. Секвестр

21:37, 27 июня 2013
svg image
1182
svg image
0
image
Хави идет в печали

На удивление во второй части опасения оказались напрасными. Подпираемый жестким графиком встреч “с представителями концернов, от которых зависит жизнедеятельность нашего хоккея”, председатель ФХРБ Евгений Ворсин с ходу обозначил регламент: “Давайте завершим не позже, чем в 13.30”. Возражений не было, и почти уложились.
Впрочем, до 7-го пункта повестки (“О внесении изменений в Статус хоккеиста в части урегулирования взаимоотношений между клубами, выступающими в 22-м открытом чемпионате Республики Беларусь по хоккею с шайбой сезона 2013 — 2014 годов, и клубами, выступающими в КХЛ и МХЛ, на основе предложений ХК “Динамо-Минск”) слишком задерживаться, на первый взгляд, было и негде. Никогда прежде введение новых членов в состав исполкома не вызывало особых прений. Так и здесь: новичками законодательного органа ФХРБ и Виталий Королев, и Олег Иванов стали быстрее, чем призывник солдатом на присяге. Исполняющий обязанности спортивного директора “Динамо” в представлении уже не нуждался. Королев же делегирован в исполком от Президентского спортивного клуба, заменив в этой роли новоиспеченного зампреда ФХРБ Александра Хромылева.
Утверждение наставников сборных также прошло со свистом. Таким пронзительным, что после оглашения фамилий кандидатов на посты рулевых дружин U-20, U-18 и U-17 кто-то из аудитории даже резонно спросил: “А как же Хэнлон?” И де-юре оказался прав: переговорный процесс с канадцем ФХРБ формально вела, получается, без санкции исполкома. Хотя понятно, что “проваливать” Глена никто не собирался, а ворсиновское “возражений нет?” в создавшейся ситуации было лишь запоздалой данью процедуре. Контракт по формуле “2+1” вступает в силу с 1 июля и будет пролонгирован в 2015-м, если работодателя удовлетворят результаты труда дважды лучшего тренера Беларуси.
У его коллег ниже по вертикали сборных вотум доверия короче и, как правило, ограничивается одним годом. Правда, в случае с наставником “молодежки” Павлом Перепехиным можно отметить похвальную стабильность: несмотря на очередной невыход двадцатилеток в элиту, работа тренера была признана удовлетворительной, коллектив — сложившимся, а перспективы — многообещающими. Итого — еще год карт-бланша.
Сборная U-18 вверена заботам Владимира Синицына. После довольно неожиданного отъезда домой в Россию Владимира Васильева юниоры в любом случае должны были обрести нового главкома. И кандидатура Синицына сейчас выглядит выигрышной по ряду позиций: в связке с Васильевым работал, опыта не занимать что на взрослом, что на юношеском уровне, в нашем белорусском пруду (“болото” просили не поминать всуе) определенно не новичок.
Наконец, национальная дружина U-17 доверена теперь уже экс-тренеру “Юниора” Евгению Буцкевичу.
Регламенты августовского Кубка Салея (экс-Кубка Беларуси) и национального чемпионата тоже были утверждены на одном коньке. Наиболее любопытные новости, касающиеся обоих пунктов таковы: в Кубке примут участие аж 12 команд: помимо 10 клубов экстралиги — “молодежка” Перепехина и МХЛовская “Юность”. Две группы по шесть команд проведут круговые турниры, а победители встретятся в финале. Плохая новость: вариант его проведения на “Минск-Арене” отпал — 200 миллионов аренды кусаются. Поэтому вариантов места решающей битвы Кубка два: или Ледовый дворец на Притыцкого, или “Бобруйск-Арена”.
Хорошая новость: БГТРК в очередной раз продекларировала намерение повернуться к национальному чемпионату заодно с Кубком в анфас. Надо полагать, не без участия Александра Хромылева — в недавнем прошлом телевизионщика. Так или иначе, но, если пресс-тусовка правильно поняла зампреда федерации, кубковый финал попадет на телеэкраны почти наверняка. Плюс, не исключено, даже какой-нибудь рейтинговый матч предварительного этапа. В ходе национального чемпионата хоккейным болельщикам обещан разве что не коммунизм. Вплоть до того, что запланированные к трансляциям матчи будут изначально помечены в календаре сезона литерой “Т”. Правда, и клубам вновь указано на необходимость хотя бы оборудования нормальных площадок для камер.
Что до собственно 22-го чемпионата, то его “закрывание” — вопрос решенный. ОЧБ как минимум на сезон редуцируется до ЧБ, где 10 команд сыграют “регулярку” в восемь кругов. Вначале четыре — общей массой, и еще четыре — с разделением на группы по силам (по пять команд), что уже обкатано в минувшем сезоне. Потом, само собой, плей-офф. Из принципиальных новшеств — изменение суммы заявочного взноса до забавной в почти абсолютной симметричности суммы в 333 330 000. Но отныне федерация сама будет рассчитываться с судьями за их работу, клубам останется оплачивать командировочные, суточные и квартирные.
Что интересно, закрытию экстралиги сопутствует открытие “вышки”. Участвовать в чемпионате фарм- клубов высказали желание сразу две иностранные команды: украинский “Кременчуг” и литовская “Энергия”. Вторая до недавнего времени выступала в чемпионате Латвии, но решила, что во втором белорусском дивизионе ей будет лучше. Заодно литовская делегация в лице президента ее хоккейной федерации попросила освободить электренайцев от принятого в высшей лиге возрастного ценза. Мол, столько боеспособной своей молодежи все равно не набрать, приглашать чужую нет ни средств, ни смысла, а быть мальчиками для битья все-таки тоже не хочется. Слегка помявшись от перспективы бросать свой молодняк в бой с литовскими мужиками, форум все же уступил просьбе — визовая поддержка с литовской стороны оказалась заманчивым козырем в руках балтийских соседей.
Вослед торжеству интернационализма вновь подняли тему проблем родного детско-юношеского хоккея. Новый зампред Ворсина по этому блоку вопросов Игорь Молчанов в очередной раз озвучил ряд жестких мер, направленных на исправление ситуации в отечественных хоккейных питомниках. Суть: за необеспечение участия команд школ в национальном чемпионате пяти возрастов клубы будут подвергнуты санкциям вплоть до снятия с чемпионата страны. За досрочное расформирование команд какого-то возраста тоже не поцелуют: 100 миллионов штрафа, если школа в структуре клуба, и “неполное служебное” с последующим увольнением — для директоров тех школ, которые лишь состоят с клубами в договорных отношениях. Вновь была подчеркнута важность обучения детско-юношеских тренеров в ВШТ.
И здесь нарисовалось первое поле для прений. В отношении Высшей школы тренеров спортдиректор “Динамо” задал вполне резонный вопрос: “А кто у вас в ней специализируется по хоккею?” “Ответчик” честно признался, что своих узкопрофильных спецов пока нет, зато есть намерения и вроде как договоренность приглашать российских преподавателей из петербургской Академии Лесгафта и омской ВШТ.
Штрафной кнут тоже был принят не безоговорочно: “Согласитесь, что цель любого тренера — подготовить и передать хоккеиста “наверх”, на более высокий уровень. 15 лет — возраст, в котором многие завязывают, почувствовав, что звезд из них не выйдет и пора сконцентрироваться на учебе. В лучшем случае ими уже интересуются более состоятельные клубы и, наконец, те же “Раубичи”. И что выходит: ты подготовил, передал в РЦОП, кого-то прикупили клубы побогаче, а тебе за это — 100 миллионов штрафа или увольнение?” — недоумевал брестчанин Вадим Драчев. Соглашался с ним, но немного в другом ракурсе и директор “Шахтера” Леонид Фатиков: “Карательные меры будут иметь смысл, только если школа в составе клуба. Если нет — как ты можешь повлиять на директора другой организации?”. По ощущениям внятного исчерпывающего ответа на оба вопроса получено не было.
Таким образом, минут за 20 до истечения обозначенного в начале заседания председателем регламента повестка дошагала до того самого “вкусного” с информационной точки зрения “динамовского” вопроса. Краткие для такой темы 20-минутные прения почему-то упорно наталкивали припомнить старую шутку, что все хорошее в жизни или аморально, или незаконно, или ведет к ожирению. Как будто обе стороны — и КХЛовская, и ЧБшная — руководствуются благими намерениями, а вот нащупать компромисс оказалось непросто.
Напомним суть динамовских инициатив: выстраданную в свое время 40-тысячную компенсацию за переходящего в стан “зубров” хоккеиста экстралиги предложено рубануть вдвое. Вернее, даже не жестко рубануть, а сделать 20 тысяч переговорным потолком. Обоснование: пояса нынче нужно затянуть всем (надо думать, на местах это чувствуют сейчас не хуже, чем в “Динамо”), а платить из спонсорских средств клуб не имеет права — только из заработанного. Посему даже сокращенную сумму отступных минчане смогут выложить не “здесь и сейчас”, а только по завершении сезона-2013/14, да и то если игрок сумеет за этот сезон закрепиться в составе.
У клубов национального чемпионата — своя правда. “Возьмете вы на просмотр условного Стефановича, а нам что делать? Ждать, пока вы определитесь, нужен он вам или нет? И как долго? А играть кем? Допустим, найдем кем, а Стефанович вам не подойдет. И куда ему? Вакансий-то 25, они все уже будут заняты”, — под одобрительные кивки коллег из других клубов вопрошал главком “Гомеля” Валерий Воронин. Да и туманность определения “закрепиться в составе” вызвало неприятие. Путем переговоров с периодическим вмешательством в них Евгения Ворсина компромисс нащупали в следующем виде: ждать сезон “продавцы” не станут. То есть если игрок подписывает с “Динамо” полноценный контракт, какая-то договоренная сторонами сумма (“до 20 тысяч”) выкладывается “зубрами” безоговорочно. Определиться, нужен ли хоккеист, минчане будут обязаны не позднее чем 30 августа. Выплату отступных клубы согласились подождать, но, как вариант, расчет можно произвести и раньше. Если не деньгами, то, например, всегда востребованной амуницией. Закон этого как будто не запрещает. На том и порешили, и защищавший динамовские интересы Олег Иванов позже высказал удовлетворение найденным решением.
В рассмотрении же последнего (перед “Разным”) вопроса динамовское удовольствие, надо полагать, было вообще абсолютным. Речь шла об отмене пункта Статуса хоккеиста, где оговаривалось право получения бывшим клубом компенсации за игрока до 29 лет с истекшим контрактом. Юрист федерации Сергей Стрельчик признал, что благая идея поддержать таким образом менее состоятельные клубы провалилась: платить никто не желал, хоккеисты же были низложены до положения крепостных. Правда, голосование показало, что с такой постановкой вопроса согласились не все. Тем не менее 12 голосами против 5 сторонники отмены компенсаций взяли верх…

Пряники кончились

Свой голос за отмену многострадального пункта 6.5.1 Статуса хоккеиста глава ФХРБ отдал уже в дверях, торопясь на упомянутую встречу с бизнесменами. По окончании заседания исполкома его итоги для журналистов подвел помощник президента страны Максим РЫЖЕНКОВ.

— Признаться, пару раз за заседание создалось впечатление, что многие благие хоккейные инициативы неосуществимы из-за противоречий законодательству.
— Все преодолимо, просто тем, кто видит проблемы, нужно смелее и принципиальнее их озвучивать и предлагать пути решения. Не хватает грамотных юристов. Президент страны обозначил ряд направлений дальнейшего развития видов спорта как игровых, так и неигровых. Но вы же понимаете, что он не может держать в уме все законодательство от кодексов до подзаконных актов. Доработать их можно и нужно на местах, где белые пятна видны лучше и четче. Сейчас разрабатывается новый закон о спорте, который, надеюсь, будет принят на осенней сессии парламента. Там до 60 процентов нововведений, отстаивать которые приходилось в борьбе с консерватизмом.

— И кто эти консерваторы?
— Сейчас их уже нет. Но некоторые вещи приходилось долго доказывать.

— Например?
— На заседании исполкома в очередной раз попытались оптимизировать структуру детско-юношеского хоккея. А в России давно прописано в Законе о спорте, что федерации обязаны четко обозначать в своих регламентах систему подготовки подрастающего поколения. У нас ФХРБ пытается это сделать снизу, но без законодательной опоры сложно.

— То есть с принятием нового закона многострадальные пирамиды “клуб — арена — школа” будут наконец достроены повсеместно.
— И не только из-за принятия закона. Новый президентский указ о поддержке видов спорта тоже прямо к этому стимулирует. Иначе клубы будут лишаться поддержки. Увы, приходится действовать уже не пряником, а кнутом.

Лучший вариант!

У федерации хоккея Литвы уникальный президент. Петрасу НАУСЕДЕ всего 28 лет, и, несмотря на представительную должность, он продолжает игровую карьеру: выступает в составе “Энергии” из Электреная и является железным членом сборной страны. За его плечами 10 чемпионатов мира в различных дивизионах, две олимпийские квалификации в статусе игрока и одна — менеджера. Кроме того, Науседа обременен и нехоккейной деятельностью — в муниципалитете Вильнюса занимает должность заместителя председателя городского комитета по развитию. В четверг Петрас посетил заседание исполкома ФХРБ, дабы заявить “Энергию” в высшую лигу чемпионата Беларуси.
— Идея не нова. Обсуждали ее с Евгением Ворсиным уже несколько лет. Уровень белорусского хоккея один из сильнейших в соседствующих с Литвой странах. Поэтому уже давно сотрудничаем по линии юношей. Конечно, есть желание иметь команду и в вашей экстралиге, но пока такой проект мы не потянем по кадровым и финансовым ресурсам. А “вышка”, наверное, то, что надо. Только при условии отсутствия возрастного порога. Такова нынче наша ситуация — выбор игроков совсем невелик. Хотел бы поблагодарить всех за поддержку и положительное решение вопроса.

— Что из себя представляет литовский чемпионат?
— Только года три назад начали его развивать. В топ-дивизионе всего пять команд, одна из которых из Калининграда. Уровень пока не тот, какого нам хотелось бы, на каком должны играть кандидаты в сборную. И он, безусловно, ниже уровня вашей высшей лиги. Много лет участвовали в латвийском чемпионате. Но там тоже нет хороших организационных условий. Беларусь в этом плане — лучший вариант.

— “Энергия” — базовый клуб сборной?
— Да, где-то 10-11 человек защищают цвета национальной команды. Средний возраст коллектива примерно 23-24 года. Был в районе 25, но выступали несколько человек, которым под 40 лет. В следующем сезоне они вряд ли сыграют.

— В перспективе вы рассматриваете подъем в экстралигу?
— На словах все рассматриваем. Но это большие финансовые средства. Да и кадровые. А лепить команду из легионеров — не дело.

— На какие средства существуют литовские клубы?
— В целом принцип тот же, что и у вас: деньги из муниципалитета и спонсорская помощь. Без государства командам в стране тоже трудно выжить. Все профессионалы получают деньги из бюджета.

— А какие цели стоят перед национальной сборной?
— Хочу заметить, что мы получили право принять в следующем году чемпионат мира в группе “В” дивизиона 1. В связи с этим будем стремиться к медалям. В 2006-м уже завоевывали серебро. Потом регулярно становились четвертыми-пятыми. Правда, у нас каждый человек на вес золота. В прошлом году не приехали пять ведущих нападающих, что стало колоссальной потерей.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?