"Тур де Франс" на двоих. Небольшой переполох на великой гонке

21:27, 4 июля 2013
svg image
1234
svg image
0
image
Хави идет в печали

Хаос на первых этапах “Тур де Франс”. Кто виноват и можно ли было его избежать?
Григорий Трофименков. Сыр-бор в дебюте “гран туров” традиционен, а на “Большой петле” — в особенности. Главный старт сезона — это раз; юбилейная, 100-я, гонка — два; неопределенность в плане команды-гегемона — три. Ничего удивительного, что все участники расшибаются в лепешку, чтобы показать максимум возможного. Отчего и происходят многочисленные коллизии. Травмы, надолго выбивающие из седла звезд первой величины, случаются из года в год. В этом нет ничего необычного.
И я не вижу причин язвить над организаторами гонки. Не на них лежит ответственность за завалы или, скажем, за то, что бедолага-автобус “Орика Гринэдж” сделал французам плохую рекламу. Всему причиной — стечение обстоятельств и излишнее рвение гонщиков, которое зачастую противоречит основам безопасности. Да и вспомните былые годы: фавориты “генерала” стройными рядами один за другим выбывали! А сейчас не хаос — так, небольшой переполох…
Константин Лобандиевский. То, что произошло в день открытия, все равно не могло не поразить. Ведь это юбилейный “Тур де Франс”! Казалось бы, все должно пройти без сучка без задоринки, проверено-перепроверено десять раз. И что же мы видим: автобус, застрявший в финишном створе, когда до конца этапа оставалось менее десяти километров! Сама по себе идея задействовать Корсику в знаменательной гонке заслуживает одобрение. Но нужно же учитывать риски. Ведь всем известно, что стартовые этапы самые опасные. А тут гонщиков бросают в водоворот узких дорог — выживай как хочешь. Естественно, завалы в таких случаях неизбежны.
А ведь многие проблемы можно было предупредить или хотя бы приуменьшить — например, ограничиться на Корсике прологом и одним этапом с не совсем спринтерским профилем. Про автобус и говорить нечего. Такая безалаберность вполне укладывается в теорию упадка Старого Света.

Почему некоторые гонщики попадают в неприятности чаще других?
К.Л. Очень неприятно, когда кто-то из фаворитов получает серьезные травмы уже на первой неделе. Мы лишаемся возможности понять, на что гонщик был способен на самом деле. Например, два года назад сия коллизия случилась с Брэдли Уиггинсом. Возможно, уже тогда британец должен был стать чемпионом.
Но обиднее всего, когда неприятности настигают спортсмена из года в год. Один из самых невезучих — Юрген ван ден Брук. С бельгийцем постоянно что-то случается на крупнейших гонках. Два года назад у него уже был перелом. А сейчас история повторилась. Травмы на “Туре” преследуют ведущего раздельщика мира Тони Мартина. Джонни Хоогерланд вовсе не летучий голландец, а ходячий несчастный случай.
Г.Т. Сами велосипедисты твердят, что в основе навыка “остаться в живых” лежит в том числе и физическая готовность. По этому поводу во время одной из давних телетрансляций слышал авторитетное мнение Александра Винокурова. Олимпийский чемпион, не раз бывавший в переделках, высказался насчет возможности их избегать. Дескать, на треть все зависит от удачи, на треть — от спортивной смекалки и инстинкта и еще на треть — от соревновательного тонуса, или формы. Значит, у особо несчастных не сошлись все три звезды.

Спринтерские разборки пока не похожи одна на другую. Значит ли это, что изменилась расстановка сил?
К.Л. В последние год-два стиль финишных разборок на “гран турах” сильно изменился. Когда Кавендиш вместе с Сивцовым выступали за “Коламбию”, то была настоящая спринтерская “дрим-тим”. Британец имел в своем распоряжении лучшие моторы и блестящих разгоняльщиков. Никто не смел бросить вызов этой махине, все подстраивались, искали колесо Кэва. Что говорить, если у Марка были такие помощники, как Госс и Реншоу?!
“Скай” в прошлом году и “Омега” в нынешнем уже не позволяют Кавендишу кататься как сыр в масле. Уроженец острова Мэн по-прежнему много выигрывает, но зачастую в другом ключе и не с таким подавляющим перевесом. Разные спринтерские команды строят свои поезда, и не без успеха. К тому же сейчас немало гонщиков, которые если и уступают Кэву в финишном рывке, то самую малость. Другое дело, что спринт — это не только чистая скорость. Очень важно начать спурт вовремя, аккумулируя энергию именно для последних метров. И это Кавендиш умеет лучше остальных.
Г.Т. Прямой связи между иерархией в спринтерской элите и сценарием паркетных развязок не нахожу. Хотя бы потому, что не очень-то показательными были первые равнинные дистанции. Коллизии и неровности дважды исключили из финальной разборки Марка Кавендиша. А какой спринт без него? Пятый этап наглядно продемонстрировал, кто есть кто. Марку Кавендишу 28, в сезоне у него уже 13 побед. Какая уж тут речь о низложении спринтерского короля? Начиная с 2008 года он одерживал следующее количество побед на “Большой петле”: 4 — 6 — 5 — 5 — 3. Из года в год устроители насыщают маршрут нетривиальными развязками с целью умножения зрелища, но расстановку сил в гладком спринте это нисколько не трансформирует. Есть Кэв и все остальные. Нет никаких сомнений, что среднюю норму викторий на “Туре” британец выполнит.

Что больше всего удивило в результатах командной гонки?
Г.Т. О тенденциях говорить не буду. Тезис, что возможности гонщиков не равны суммарному потенциалу команды, не раз получал подтверждение на практике. И именно с этой точки зрения удивило выступление “Астаны”. В последние годы на разделках “казахи” неизменно попадали в восьмерку. Нередко стимулом, заставляющим включать морально-волевые качества, была конкретная ставка на одного из гонщиков в общем зачете. Сейчас уверенности, что кто-либо из представителей клуба сможет замахнуться на желтый цвет, нет. Тем не менее наличие в команде, всегда славящейся слаженной работой, мастеров индивидуального хода вроде Фугльсанга, Брайковича и Кессьякоффа обязывало к хорошему выступлению. Не вышло.
С другой стороны, выделяется “Саксо-Тинькофф”. Об умении коллектива ездить подобную гонку сказано предостаточно. Но все равно есть чему удивиться. По отдельности штыки Бяьрне Рииса вряд ли способны на столь высокий результат.
К.Л. Глядя на состав “Радиошэка” — сплошь из топовых раздельщиков — казалось, что эти ребята способны на победу. Но они по привычке заняли место во втором десятке. Что ж, “Радиошэк” продолжает пребывать в разобранном состоянии и не очень-то тянет на то, чтобы называться командой. Так, набор индивидуально сильных гонщиков.
Примерно то же можно сказать и про хроническую слабость “БМС”, проявляющуюся как в “Тeam Тime Тrial”, так и в командной работе в целом. Кэдел Эванс сам себе на уме и даже не пытается организовать партнеров для серьезных дел.

Белорусы за пределами сотни. Есть ли причина для переживаний?
К.Л. В превью к “Тур де Франс” предвосхищали нынешнюю ситуацию, делая акцент на задачах, стоящих перед нашими ребятами. Наши парни — стопроцентные грегари, ни на что не претендующие в индивидуальном плане. Если представится шанс, Кириенко, Сивцов или Кучинский могут попытать счастья в отрыве. Однако сомневаюсь, что даже на это у них останутся силы. Потому что их припахали по полной. Каждый из белорусов выполняет серьезную работу на первых стадиях этапа. И у них нет возможности держать темп в концовке, когда начинается настоящая раздача. А значит, нет смысла и пытаться. Ведь итоговое место белорусов в “генерале” начальников команд совершенно не интересует.
К слову, помню, как это Сивцов сказал мне в 2008-м. Белоруса обязали тащить Ким Кирхена к месту в десятке, хотя при определенных раскладах Костя и сам мог в нее въехать. Сейчас же разделение ролей еще более четкое.
Г.Т. Не согласен с коллегой Сергеем Южиком, что зачет должен быть командным, а не личным. Пусть партнеры для победы капитана делают многое, но велоспорт по духу соперничества — вид индивидуальный. В конце концов есть национальный зачет, напрямую влияющий на число лицензий на чемпионат мира. Да, белорусам платят зарплату и обеспечивают всем необходимым именно в клубе, а не в сборной. Но беспокоит, что наши ребята попросту не держат в уме собственные амбиции. Успех лидера — это замечательно, однако он становится, так сказать, индульгенцией для соотечественников. Якобы к отставанию в общем зачете можно относиться наплевательски. По сути оно ни на что не влияет, но как-то чересчур просто белорусы его “поймали”…

В середине июля сенат Франции намерен опубликовать результаты расследования 1998 года. Не затмят ли эти новости “Тур”?
Г.Т. Допинг — это часть любых соревнований, где требуется выступить “быстрее, выше, сильнее”. Как бы мы ни хотели раз и навсегда с ним покончить. Такова человеческая природа: достигнуть славы любым путем.
Что касается велоспорта, то допинговые скандалы обличили его тотально. После публичного унижения Лэнса Армстронга, признания Яна Ульриха, новостей в духе посмертного лишения титула Марка Пантани сделать более плохую рекламу едва ли возможно. Велоспорт сыт по горло всевозможными разоблачениями. Ведь даже высказывалась мысль исключить вид из олимпийской программы. Чаша налита до краев, и оставшиеся нечистоты по закону Архимеда уже не смогут пополнить негативное восприятие вида. Слышны призывы: дайте посмотреть гонку. Народ хочет зрелища, а главное — оградить себя от вскрытия черных пятен истории. Болельщика уже гораздо меньше заботит, чисты гонщики или нет.
К.Л. Порой раздражают раздающиеся то и дело реплики обывателей: “О, еще один попался. В велоспорте все на допинге. Больше не буду смотреть”. Печально, что многие люди судят о велоспорте по результатам скандальных публикаций и не хотят видеть ситуацию в комплексе. Правда в том, что в допинговую эпоху 80-90-х абсолютно все виды спорта на выносливость и физическую силы были вовлечены в эту проблему. И легкая атлетика, и тяжелая, и плавание, и лыжи, и много других.
Просто велоспорт оказался на передовой. Одна из причин этого в открытости. Здесь все на виду, пресса вовлечена в различные аспекты этого вида. И негативные моменты стало все труднее утаивать тем, кому это было нужно. Руководство УСИ волей-неволей объявило войну допингу. Но худшее, что может быть в такой борьбе, — половинчатость мер.
Миф о том, что у Армстронга нет положительных проб, — всего лишь миф. В 98-м его уличили в использовании кортизона. Но ведь кто-то же решил выписать справку на препарат задним числом и кто-то в УСИ ее принял! И когда в свое время Микаэля Расмуссена сняли с почти выигранного “Тур де Франс” за прегрешения, на которые в других видах спорта смотрят сквозь пальцы, трудно было не почувствовать несправедливость. Возникало невольное ощущение, что людей дисквалифицируют выборочно. И не все тайное становится явным.
Расследование французского сената по поводу проб 1998 года из этой же оперы. Ведь перепроверка была проведена в 2004-м. Но кто-то же приказал не придавать ее огласке. Кто? Ответ на этот вопрос мне намного интереснее очередных фамилий гонщиков. И я солидарен с Лэнсом Армстронгом, что решение испанского суда уничтожить пакеты с кровью из клиники доктора Фуэнтеса (его клиентами были не только велогонщики, но и теннисисты, футболисты, легкоатлеты) — в интересах тех, кто хочет замолчать эту проблему в других видах. Так что сейчас нет ничего чище велоспорта…

Насколько показательны первые этапы в плане готовности генеральщиков к горным испытаниям, первое из которых ожидает в субботу?
К.Л. Начало гонки дало мало пищи для размышлений. Основной задачей генеральщиков было уберечься от завалов. И не все с ней справились. Повреждения получил даже Альберто Контадор, равно как и множество других менее звездных гонщиков. Но со стороны практически невозможно судить, чьи травмы серьезнее и насколько сильно они могут в принципе повлиять на борьбу. Крис Фрум, исходя из его атаки на втором этапе, в порядке. И в то же время этот спонтанный рейд британца может свидетельствовать о его неуверенности. Все-таки за спиной у него пока нет ни одной выигранной супермногодневки. В сочетании с фаворитской ношей это станет серьезным прессом.
В то же время сильных горняков второго эшелона в пелетоне так много, что случиться может все что угодно и, не исключено, первый пересеченный этап в субботу пройдет вовсе не по призывающим к осмотрительности канонам “Тур де Франс”.
Г.Т. Прежде всего обращает на себя внимание персона Контадора. Испанец стал участником масштабного падежа в первый день многодневки. Кто-то предположит, что это может сказаться на его дальнейшем выступлении. Я бы сказал вряд ли: командная гонка в таких случаях во многом показательна. Долгая ритмичная работа на высоких скоростях всегда иллюстрирует физический дискомфорт, если таковой имеет место.
В остальном позиции Контадора, Фрума, Хоакима Родригеса и остальных фаворитов генеральной классификации остались абсолютно неизменны. Причем не только во временном отношении. Полагаю, по меньшей мере один, а в худшем случае — целых три горных этапа они целиком потратят на разведку перед настоящим боем на третьей неделе. Ярких и открытых разборок в грядущую субботу ожидать не стоит.

ТУР ДЕ ФРАНС
4-Й ЭТАП. 2 ИЮЛЯ. НИЦЦА. Командная гонка. 25 км. 1.Орика Гринэдж — 25.56. 2.Омега Фарма — +0.01. 3.Скай — +0.03. 4.Саксо-Тинькофф — +0.09. 5.Лотто — +0.17. 6.Гармин — +0.17. 7.Мовистар — +0.20. 8.Лямпре — +0.25. 9.БМС — +0.26. 10.Катюша — +0.28.
5-Й ЭТАП. КАНЬ — МАРСЕЛЬ. 228,5 км. 1.М.Кавендиш (Великобритания, Омега Фарма) — 5:31.51. 2.Э.-Б.Хаген (Норвегия, Скай), 3.П.Саган (Словакия, Кэннондейл), 4.А.Грайпель (Германия, Лотто), 5.Р.Феррари (Италия, Лямпре), 6.А.Кристофф (Норвегия, Катюша), 7.Х.-Х.Лобато (Испания, Эускальтель), 8.Р.Навардаускас (Литва, Гармин), 9.С.Лемон (Франция, Сожасун), 10.Х.Х.Рохас (Испания, Мовистар)… 51.В.КИРИЕНКО (Беларусь, Скай)… 95.К.СИВЦОВ (Беларусь, Скай) — у всех время победителя… 174.А.КУЧИНСКИЙ (Беларусь, Катюша) — +10.08.
6-Й ЭТАП. ЭКС-АН-ПРОВАНС — МОНПЕЛЬЕ. 176,5 км. 1.А.Грайпель — 3:59.02. 2.П.Саган, 3.М.Киттель (Германия, Аргос-Шимано), 4.М.Кавендиш, 5.Х.Х.Лобато (Испания, Эускальтель), 6.А.Кристофф, 7.Х.Х.Рохас, 8.Д.ван Поппель (Голландия, Вакансолей), 9.Р.Феррари, 10.С.Дюмулен (Франция, Ажедер) — у всех время победителя… 107.В.КИРИЕНКО… 122.К.СИВЦОВ — оба +0.05… 130.А.КУЧИНСКИЙ — +0.29.
ОБЩИЙ ЗАЧЕТ. 1.Д.Импи (ЮАР, Орика Гринэдж) — 22:18.17. 2.Э.-Б.Хаген — +0.03. 3.С.Герранс (Австралия, Орика Гринэдж), 4.М.Альбазини (Швейцария, Орика Гринэдж) — оба +0.05. 5.М.Квятковски (Польша, Омега Фарма), 6.С.Шаванель (Франция, Омега Фарма) — оба +0.06. 7.К.Фрум (Великобритания, Скай), 8.Р.Порт (Австралия, Скай) — оба +0.08. 9.Н.Рош (Ирландия, Саксо-Тинькофф), 10.Р.Кройцигер (Чехия, Саксо-Тинькофф), 11.А.Контадор (Испания, Саксо-Тинькофф) — все +0.09… 87.В.КИРИЕНКО — +14.12… 105.К.СИВЦОВ — +23.55… 131.А.КУЧИНСКИЙ — +38.45.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?