Мнение. Исправить траекторию полета

22:33, 8 июля 2013
svg image
1626
svg image
0
image
Хави идет в печали

Обеспокоили не столько 10-е место национальной команды и вылет из европейской элиты, сколько огромное отставание от сборной Турции, вытеснившей нашу дружину. Даже с учетом возможных допинговых дисквалификаций пары-тройки турецких спортсменов эти 42 очка покрыть не удастся.
Слабее всех у нас выступили прыгуны, положившие в копилку сборной всего 17,5 балла в восьми видах программы, против 48, добытых на чемпионате-2011 в Стокгольме. Оба шестовика — Станислав Тивончик и Ирина Яколцевич — не взяли начальные высоты, а значит, не дали ни единого очка. Прыгуны в длину Вадим Маленков и Наталья Вяткина заняли последние, 12-е, места, высотники Андрей Чурило и Мария Нестерчук остались на 9-й и 10-й позициях. Лучшее достижение — всего лишь 8-й результат той же Вяткиной в тройном и 9-й ее коллеги Алексея Цапика.
Поэтому неудивительна реакция заслуженного тренера Беларуси Владимира ФОМИЧЕВА, отметившего на днях 65-летие. Владимир Леонидович подготовил группу известных прыгунов в высоту, в частности, двукратную победительницу Кубков Европы, финалистку Олимпиады-1992 Татьяну Шевчик, бронзового призера чемпионата мира Геннадия Мороза, вице-чемпиона континента среди молодежи Артема Зайцева… Его взгляды на организацию, стратегию и методику подготовки прыгунов разделяют не все коллеги. Но среди предложений Фомичева есть интересные, которые следовало бы обсудить и взять на вооружение.

— Полагаю, у нас не совсем правильно поставлена организация дела. В регионах появляются способные ребята. Куда и к кому они попадают? Как правило, мы, тренеры, работающие со спортсменами высшего звена, вынуждены конкурировать друг с другом и порой конфликтовать, чтобы заполучить талантливого парнишку или перспективную девушку. Это приводит к спорам, недовольству друг другом и отравляет атмосферу в тренерской среде. Кто-то наиболее хваткий набирает себе большую группу ребят. Другие опытные специалисты в это время остаются без “материала”. К примеру, известный наставник по прыжкам с шестом Владимир Гончаренко из Витебска, когда-то подготовивший будущего чемпиона мира и Европы Дмитрия Маркова, заслуженные тренеры СССР Валерий Бунин и Владимир Пологов, воспитавшие плеяду классных легкоатлетов, медалистов Олимпийских игр, чемпионатов мира и континента, сейчас остались практически без работы. И у меня похожая ситуация. Наш опыт никому не нужен?
Эффективно работать даже с двумя сильными прыгунами сложно, а с тремя — практически невозможно. Ведь каждый требует немалого времени для индивидуальных занятий. И чем выше квалификация атлета, тем большего внимания он заслуживает. Если тренер не в состоянии посвятить спортсмену необходимое количество времени, это неминуемо ведет к кризису в результатах и отношениях в системе “тренер — ученик”.
Поэтому, на мой взгляд, в РЦОПе и национальной команде необходим грамотный тренер-селекционер с соответствующими полномочиями, который просматривал бы способных ребят и определял их к опытным специалистам таким образом, чтобы все они были более или менее равномерно загружены. Так поставлено дело в ведущих прыжковых державах — России и Украины. В конечном счете от этого выиграли бы национальная команда, сами спортсмены, а также их наставники — как нынешние, так и первые.
Еще один важный вопрос — неукоснительное соблюдение спортивного принципа отбора на крупнейшие соревнования и постановку на учебно-тренировочные сборы. К примеру, на Кубке страны в Бресте в тройном прыжке победил Александр Лебедько, а в Гейтсхед повезли Алексея Цапика. На собрании тренеров я задал вопрос на эту тему. Мне ответили, что Лебедько не было в предварительном списке и ему сложно будет за короткий срок оформить британскую визу. На самом деле это требовало всего лишь некоторых затрат.
17-летний воспитанник Владимира Рутковского Андрей Рыбаков из Орши выиграл “Олимпийские дни молодежи” с лучшим для его возраста результатом 2,06, но в Донецк на юношеский чемпионат мира поедет проигравший ему питомец Валентина Курдюка минчанин Павел Селиверстов. Подопечная Михаила Шура Таисия Рослова из Витебска умудрилась пропустить оба этапа отбора на молодежный чемпионат Европы — Кубок Беларуси и “Призы олимпийских чемпионов”, но в Тампере ее берут. К сожалению, таких примеров немало. Спортивный принцип должен быть поставлен во главу угла.
Этому способствовала бы публикация национального рейтинга во всех видах прыжков, а также информация о положении наших лучших прыгунов в мировой табели о рангах. Обновлять их следует по окончании очередного сезона.
Живем в ХХI веке и не имеем сайта, наполненного материалами по методике подготовки прыгунов. Там могут быть размещены национальный и международный рейтинги, кинограммы прыжков лучших атлетов, дискуссии специалистов, публикации журналистов.
Желательно, чтобы БФЛА приобрела в ИААФ компьютерные программы для сравнения и технического анализа сильнейших прыгунов мира и наших спортсменов. Это помогло бы многим тренерам посмотреть другими глазами на построение своей работы и дало бы толчок их профессиональному развитию.
Было бы полезно, если бы ведущие наставники проводили мастер- классы, как недавно это сделал старейшина тренерского цеха прыгунов Михаил Моисеевич Шур. Однако их организация должна быть более основательной, чтобы мэтров могли послушать многие специалисты, а не узкий круг людей.
Почему пропадают талантливые спортсмены? Одни наставники, работая с молодежью, используют взрослую методику, в том числе “форсаж”, другие, наоборот, пользуются “детскими инструментами”. Есть тренеры, которые готовят призеров юношеских и юниорских топ- турниров, но во взрослом спорте их питомцы теряются. Украинец Богдан Бондаренко блистал еще в юношах, а теперь взлетел на 2,41.
Многолетняя практика показывает, что очень полезны контакты с коллегами из России и других стран. Поэтому было бы здорово, если бы БФЛА организовала совместные сборы с россиянами, украинцами, поляками. Хорошо бы восстановить на кооперированных основах сборы в Испании, Словакии, на Кипре. Это ведь было и приносило успех, значит, нужно к этому вернуться.
Следовало бы возродить и КНГ. В советское время комплексные научные группы оказывали неоценимую помощь тренерам. Нам необходима помощь биохимиков, фармакологов, диетологов, физиотерапевтов
Думается, нашему легкоатлетическому руководству по силам проработать с ведущими менеджерами календарь международных стартов сильнейших белорусских прыгунов, а также обсудить возможность обеспечения их экипировкой и другим необходимым инвентарем.
Общеизвестно: нам не хватает стартов. Поэтому предлагаю учредить и включить в национальный календарь соревнования исключительно для прыгунов — в длину, тройным, в высоту и с шестом. На них можно было бы разыгрывать именные призы лучших атлетов прошлых лет, скажем, Игоря Лапшина, Александра Главацкого, Геннадия Валюкевича, Елены Белевской, Татьяны Бойко, Татьяны Шевчик, Геннадия Мороза… Ведь у метателей и ходоков есть свои турниры.
Больная проблема — нехватка финансирования. Давайте вместе подумаем, как найти спонсоров для прыгунов. Возможно, в этом нам помогли бы те, кто прежде занимался прыжками, а сейчас работает в бизнесе.
Нельзя не видеть того, что развиваются международная и наша государственная системы допинг-контроля. Но гласности в этом вопросе, мне кажется, не хватает. Нужно сделать акцент на антидопинговой пропаганде среди детей, юношей и юниоров. И совершенно непонятно, почему отсутствует допинг-контроль на юношеских и юниорских чемпионатах страны?
Все вместе взятое помогло бы объединить тренеров, создать эффективную рабочую обстановку и поставить цель: завоевать в прыжках медаль на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?