"Тур де Франс". Спорт и политика

22:08, 11 июля 2013
svg image
1270
svg image
0
image
Хави идет в печали

Это поворотное событие, ставшее красным во французском календаре почти через столетие — в 1880 году. Национальный праздник, когда с политикой смешивается абсолютно все, и спорт в том числе. Естественно, в хорошем смысле данного пассажа.
Уже целый век знаменательный день пересекается с крупнейшим ежегодным соревнованием на территории Франции — супермногодневкой “Тур де Франс”. И выиграть этап по такому случаю — вершина, мало с чем сравнимая в карьере каждого. Со всеми вытекающими отсюда почестями. Речь, разумеется, в первую очередь о хозяевах гонки. Но едва ли возможно представить, какое признание ожидает победителя сейчас, ведь многодневка проходит в юбилейный, сотый, раз. Вдобавок 14 июля в этом году выпало на воскресенье.
В выходные для зрителей по обыкновению припасено деликатесное зрелище. Потому что ни малейшего выбора у пелетона нет: по замыслу устроителей маршрута, он всякий раз квартируется либо в Альпах, либо в Пиренеях. Так обстоит дело и теперь. Послезавтра гонщиков ждет необычайно трудозатратная горная дистанция с финишем в Мон-Венту — перевале, который в представлении не нуждается и считается одним из самых изматывающих среди тех, что существуют в современном велоспорте. В общем, все сделано для того, чтобы вероятный триумф своего был вдвойне величественным и монументальным. Красиво, медийно и эпохально!
Да вот беда: рассчитывать “трехцветным” болельщикам на 15-м этапе особо не на кого. Нынешнее поколение гонщиков сверкает ярчайшими звездами каких угодно специализаций, но сравнимых с легендами прошлого горовосходителей французская земля отчего-то взращивать перестала. Необъяснимо и недопустимо. Но факт.
Вариантов розыгрыша домашней карты может быть несколько. Однако наиболее вероятными выглядит успешный отрыв. Определенный шанс на победу у беглецов есть. Потому что шанс есть всегда. Но ведь для начала здешним любимцам, что-либо собой представляющим в горах, необходимо отобраться в подходящую компанию. А с этим сопряжены некоторые трудности, ведь первые две трети этапа фактически имеют слабо пересеченный рельеф. Уехать вперед запросто способны обладатели завидного рывка или равнинного индивидуального хода, но ближе к концу дистанции им однозначно придется дышать языком и корить себя за необдуманное и авантюрное начинание.
Впрочем, оставим проектировку стратегий в ведении командных боссов и их подопечных. Здесь же отметим следующее: случись кому-то из местных гонщиков выиграть в воскресенье, откроется четвертый десяток их викторий. Пока французы отличались 14 июля ровно 30 раз. Кто из них способен вписать свое имя в историю? Чаще других называют Томаса Воклера.
Подогревая грядущую борьбу, самое время переворошить наиболее знаменательные моменты, имевшие место в годовщину национального праздника.

1923 год, Анри Пелиссье
Тот эпизод памятен многолетним конфликтом сильнейшего многодневщика тех времен Анри Пелиссье и директора “Большой петли” Анри Дегранжа. В 1920 году чиновник принял неоднозначное решение остановить гонку из-за того, что Пелиссье выбросил на дорогу спущенную шину. В знак протеста последний дважды игнорировал соревнование. Шлейф скандала негативно сказывался на его популярности. И в результате Дегранж бросил вызов строптивцу, заявив, что тот попросту стар и неконкурентоспособен на фоне молодых коллег. Гордость спортсмена была задета, и он вышел на старт. “Тур”-1923 Анри выиграл, а самую блестящую победу одержал как раз в знаковый для страны день. Впервые после 17 лет унизительного “гостеприимства”.

1948 год, Луизон Бобэ
С 1953-го по 1955-й равных в генеральной классификации Луизону Бобэ не было, однако в конце 1940-х он только торил путь к карьерным вершинам. Один из красочных штрихов в его биографии — “Тур де Франс”-1948. Луизон едва завершил дистанцию 11-го этапа, потеряв сознание сразу после пересечения финишной черты. Речь о продолжении борьбы вроде как и не шла. Однако наутро Бобэ воодушевился и загорелся желанием снова сесть на велосипед. Морально-волевая инициатива была вознаграждена: Луизон украсил торжественный день героической победой. Кстати, после завершения карьеры спортсмен организовал и возглавил сеть центров талассотерапии и, поучая молодых наследников, всегда придавал огромное значение восстановительным процедурам. За что ему говорили искреннее спасибо десятки профессиональных спортсменов.

1964 год, Жак Анкетиль
В День взятия Бастилии Анкетиль короновался дважды. Первый раз — в 1961 году. Тогда, впрочем, он лишь закрепил комфортное преимущество в общем зачете. А вот в 1964-м заруба получилась та еще. Ибо Анкетилю было не до преждевременных празднеств: как раз на 14 июля была запланирована финальная разделка, которая решала судьбу титула. Зато французы от такой развязки сходили с ума: главным и единственным соперником Жака являлся со- отечественник Раймон Пулидор. Можно ли было придумать зрелище более захватывающее? Накануне этапа генеральщиков разделяли 14 секунд в пользу Анкетиля, и он свое лидерство в итоге подтвердил, нарастив отрыв до итоговых 55.

2004 год, Ришар Виранк
Один из самых обожаемых гонщиков Франции одержал свою вторую викторию 14 июля. Первый раз он отличился десятью годами ранее — на классическом этапе, включавшем перевалы Аспен и Турмале. В 2004 году сценарий развивался схожим образом: Виранк отобрался в число беглецов. А его напарником стал сын великого Эдди Меркса Аксель, по окончании этапа обвинивший победителя в бесцеремонном попрании спортивной этики. Якобы между гонщиками существовал уговор, согласно которому Ришар “собирает” все горные премии, но не атакует попутчика прежде времени. Честолюбивый же Виранк избавился от бельгийца за целых 65 километров до финиша. “Он великий гонщик, но свое слово держать не умеет”, — досадовал тогда уязвленный Меркс.

2005 год, Давид Монкутье
Горняк из “Кофидиса”, год тому завершивший профессиональную карьеру, стал последним из французов, кто побеждал на “Тур де Франс” в праздничном антураже. Тогдашнее достижение примечательно тем, что Монкутье первенствовал в совершенно несвойственном ему стиле. Как всегда, из отрыва. Но от спутников, среди которых снова оказался Меркс, Давид избавился на спуске. Хотя никогда навыками езды вниз не козырял. Видимо, действительно близость триумфа в исторический день окрыляет…

Вчерашний этап иной развязки, кроме как спринтерской, не предполагал. Другое дело, что среди первых недосчитались нескольких элитных финишеров. Всему виной — ставшие обыденностью завалы. Благо все фавориты, за исключением Баука Моллемы, приехали в лидирующей группе. Впрочем, голландцу, равно как и другим отсеченным от пелетона гонщикам, дали общее время: беда произошла уже в пределах зоны нейтрализации. Победителем же стал Марсель Киттель — это его третий успех на гонке. Ничего поделать с мощью немца не смог даже Марк Кавендиш, хотя команда его вывела на идеальную позицию.
ТУР ДЕ ФРАНС
12-Й ЭТАП. 11 ИЮЛЯ. ФУЖЕР — ТУР. 218 км. 1.М.Киттель (Германия, Аргос-Шимано) — 4:49.49. 2.М.Кавендиш (Великобритания, Омега Фарма), 3.П.Саган (Словакия, Кэннондейл), 4.А.Кристофф (Норвегия, Скай), 5.Р.Феррари (Италия, Лямпре), 6.Д.Импи (Орика Гринэдж)… 44.А.КУЧИНСКИЙ (Беларусь, Катюша)… 100.К.СИВЦОВ (Беларусь, Скай) — у всех время победителя…
ОБЩИЙ ЗАЧЕТ. 1.К.Фрум (Великобритания, Скай) — 47:19.13. 2.А.Валверде (Испания, Мовистар) — +3.25. 3.Б.Моллема (Голландия, Белкин) — +3.37. 4.А.Контадор (Испания, Саксо-Тинькофф) — +3.54. 5.Р.Кройцигер (Чехия, Саксо-Тинькофф) — +3.57. 6.Л.тен Дам (Голландия, Белкин) — +4.10. 7.М.Квятковски (Польша, Омега Фарма) — +4.44. 8.Н.Кинтана (Колумбия, Мовистар) — +5.18… 107.К.СИВЦОВ — +1:18.18… 157.А.КУЧИНСКИЙ — +1:47.06.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?