Допинг-скандал. Догонит ли Болт Гэя?

21:46, 16 июля 2013
svg image
1366
svg image
0
image
Хави идет в печали

Именно такие ощущения охватывают сейчас, когда стало известно о положительных допинг-пробах выдающихся спринтеров Вероники Кэмпбелл-Браун, Тайсона Гэя, Асафы Пауэлла, Несты Картера, Шерон Симпсон. Это не просто имена, а выставка-продажа мирового спринта! В сумме у этой пятерки 14 наград трех Олимпиад (2004-2012), 7 из которых золотые, а также 22 медали чемпионатов мира (2005-2011), в том числе 7 высшей пробы. У Вероники две личные олимпийские победы на дистанции 200 метров. Гэй — триумфатор мирового форума-2007 в Осаке, где он совершил хет-трик (100, 200, 4х100 м). Пауэлл — финалист трех Олимпиад на стометровке, такое скоростное долголетие поразительно. Картер — непременный участник золотых эстафетных квартетов и совладелец фантастических мировых рекордов в беге 4х100 м — 37,04 и 36,84. А личные рекорды этих парней на стометровке? Картер — 9,80! Пауэлл — 9,72!! Гэй — 9,69!!!
Уход со сцены целой плеяды звезд первой величины будет иметь далеко идущие последствия. Во-первых, наступит резкое охлаждение интереса к спринту. К высоким результатам теперь станут относиться с подозрительным прищуром: знаем мы ваши штучки-дрючки, накушаетесь бог знает чего, а потом залетаете на допинг-пробах… Во- вторых, сами результаты, скорее всего, спикируют вниз, а конкуренция на первых порах станет менее острой. В-третьих, предстоящий чемпионат мира в Москве теряет едва ли не главную интригу: дуэль планетарного масштаба — Усэйн Болт против Тайсона Гэя. Это неминуемо повлечет за собой бизнес-выводы. То есть, в-четвертых, поток спонсорских и рекламных средств в спринт и легкую атлетику в целом сократится. После обнародования положительного допинг-теста Гэя фирма “Adidas”, не дожидаясь результата пробы “В”, уже объявила о приостановлении спонсорского контракта.
Что же все-таки произошло? Почему растворилась многолетняя идиллия? Ответ очевиден: изменились условия и параметры допинг- контроля. То, что раньше сходило звездам с рук, сейчас стало поводом для всемирного позора.
Очень симптоматичное заявление сделал президент Ямайской легкоатлетической федерации Уоррен Блэйк: “Нашу федерацию долго упрекали в отсутствии надлежащего допинг-контроля. И вот теперь все видят, как мы работаем в этом направлении”.
Не стоит думать, что мистер Блэйк — оголтелый борец за чистоту легкой атлетики. Тем более не следует обвинять его в сдаче своих звезд на свалку истории. Вероятнее всего, Всемирное антидопинговое агентство приперло ямайских функционеров к стенке: или вы берете тесты сами, или мы пришлем к вам роту допинг-офицеров. Из двух зол выбрали меньшее — стали брать сами. И наверняка предупредили об этом спортсменов и тренеров, звезд — в первую очередь. Кто же будет рубить сук, на котором уютно и денежно сидеть?
Первой грохнулась Доминик Блэйк, молодая бегунья на 400 м. Ей впаяли шесть лет! Жесткость наказания должна была сыграть роль сигнальной лампочки: внимание, опасность! Среагировали не все.
Заметьте, все ямайские спринтеры прокололись на соревнованиях: Кэмпбелл-Браун — 4 мая, Пауэлл, Картер и Симпсон — 21 июня на чемпионате страны. То есть внесоревновательный допинг-контроль они проходят уверенно. Значит, предупреждены. А на турнирах валятся по неосторожности тех, кто их обслуживает. Не зря вину за прокол Симпсон и Пауэлла возлагают на их тренера по физподготовке Кристофера Ксерэба, вроде бы арестованного итальянской полицией.
Похоже на истину. Спортсмены — заложники профессионализма (или непрофессионализма) тренеров и врачей. Они вынуждены им доверяться. Ошибки личного персонала губительно отражаются в первую очередь на самих атлетах. Ведь тот же Гэй заявил, что совершил ошибку, доверившись “кое-кому”… Вообще у Тайсона несколько иная, чем у ямайцев, история. Этот парень после оглушительного триумфа шестилетней давности постоянно залечивает многочисленные болячки. В то же время именно его считают самым опасным соперником Болта.
Общеизвестно, что в США после скандала с лабораторией BALCO установлен жесткий допинг-контроль. Гэй, в частности, является участником спецпроекта Антидопингового агентства США с символическим названием “Вера” и систематически подвергается допинг-контролю. Однако проба, взятая у него 16 мая в рамках внесоревновательного теста, оказалась роковой. Это стало для Гэя таким мощным ударом, что он, словно дитя, рыдал в голос на селекторной пресс-конференции, которую сам же и организовал. Вряд ли это актерство. У него был шанс побить самого Болта…
А что же наш непогрешимый Усэйн? Вряд ли он остается равнодушным к происходящему. Вспоминается болезненная реакция его тренера на ситуацию вокруг Кэмпбелл-Браун. Гленн Миллс тогда заявил: Ямайке необходима собственная аккредитованная антидопинговая лаборатория… Чтобы Болт не последовал по пути Гэя и Пауэлла, его берегут как зеницу ока. Думается, этим занимаются не только наставник и агент шестикратного олимпионика, но и бригада фармакологов. Болт, Шелли-Энн Фрэйзер-Прайс, Эллисон Феликс — эти светила пока вне подозрений. Однако долго ли они таковыми останутся?
Методики выявления допинга совершенствуются, налеты контрольных служб становятся все более частыми и настойчивыми, число дисквалификаций растет в геометрической прогрессии. В мировом спорте происходит революция, уже приведшая к ревизии олимпийской истории XXI века.
Сдайте в макулатуру статистические справочники. Они вам больше не нужны. Их придется переписывать набело. Только вот кого и по какому принципу провозглашать чемпионами? Ответа на этот вопрос пока не существует. Боссы мирового спорта запутались в попытках сделать его более привлекательным. Пока результат обратный. Но, по крайней мере, не скучно…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?