"Динамо" Пинск. За Знарока говорят дела

21:52, 5 августа 2013
svg image
1950
svg image
0
image
Хави идет в печали

Шутка. Время нынче такое: если и можно в Беларуси сделать что-то с хоккейными командами, то только закрыть ввиду подкошенных финансовых ног и кислой денежной мины. Оказывается, как признался давеча Михаил Стефанович, “Гомель” задолжал своим хоккеистам — не счесть, сколько. Впрочем, что “Гомель” — даже чемпион страны “Неман” все еще “висит” игрокам по главным золотым премиальным. На днях в Гродно вовсе собрали команду и объявили, что изначально заявленные контракты не потянут — будут платить по министерским ставкам. Это две тысячи “зеленых” плюс то, что заработают. В общем, хорошо, если потянут четыре. “Пятитысячники”, “семитысячники” и иже с ними сразу зашевелились. Уехал уже было уговоренный Кристек, вместе с ним отчалил соотечественник Фролик. Не исключено, уйдут и калиберные белорусы.
Зато и без хоккейного клуба Пинск на стыке июля и августа видит зрелище, каких не знают другие города страны. Ежегодно к ним приезжает в гости обладатель Кубка Гагарина. Точнее, он сначала к ним приезжает, а потом становится обладателем. Случайность?..

Ничего лишнего

Здешнюю ледовую арену патронирует Полесский государственный университет. Здесь же рядом его главный корпус, стадион “Волна”, универсальный зал, бассейн, учебно-медицинский центр, несколько общежитий… Все скопом и крайне удобно. Московское “Динамо” использует прелести спорткомплекса по полной: с 21 июля и по 6 августа, с утра и до ночи. Зарядка, “земля”, городок, вечерние тренажерка и лед…
Увидеть чемпионов в этих декорациях в минуты тяжкой летней работы трудно. На посещение тренировок прессой — табу. Интервью со Знароком — без шансов. Эксклюзив с игроком — маловероятно. Хотя если вы встретите кого-то в городе, то он, конечно, не станет вертеть носом, а всегда с улыбкой, пусть и вымученной после тяжких нагрузок, распишется или сфотографируется. Просто лишнюю болтологию харизматичный рулевой “Динамо” не любит, считая, что говорить должны дела. “Дела и говорят, — отмечает пресс-атташе клуба Михаил Кравченко и продолжает: — Считаю, он прав. Есть вещи, которые мы обязаны делать по регламенту: открывать раздевалку после домашних матчей, выводить игроков к прессе после гостевых. То, что положено, мы делаем, а лишнего не надо. Допустим, КХЛ-ТВ предлагал снять один день из жизни “Динамо” на сборе в Пинске. Не стоит. Устроили бы здесь пресс-тур: пока игроки умирают на тренировках, журналисты ходят кто с сигаретой, кто с лимонадом, кто бесконечно фотографирует”.
Единственной возможностью тесно соприкоснуться с динамовцами в Пинске являются их “товарняки”, традиционно вершащие программу сбора. В субботу ВХЛовская обойма схлестнулась с “Неманом”, а в воскресенье уже главная команда сошлась с “Гомелем”. К матчам приурочили удлиненную программу — выставили в фойе ледового дворца Кубок Гагарина и дали возможность всем желающим, что называется, потрогать звезд. Кого увидите — просите роспись или фото. Хоккеисты не противились. Более того, степень соприкосновения с командой в воскресенье превзошла всякие ожидания.

Чемпионы из общаги

До сражения с “рысями” полтора часа. В это время тренерский штаб чемпионов в полном составе восседает на скамейке напротив арены, что называется, без галстуков, ведя непринужденные светские беседы. Августовское солнце подогревает кофе в кружке Олега Знарока. Он единственный, кто не улыбается, а всегда сохраняет суровое лицо, полностью соответствуя имиджу. Хотя это не напускное — в быту, поговаривают, он такой же.
Через некоторое время главком поднимается и медленно преодолевает путь до двери. На вопрос “Олег Валерьевич, пару слов для белорусской прессы?” не следует ровно никакой реакции. Предупреждение о том, что не стоит, конечно, было, но журналистский долг обязывал на всякий случай спросить.
Суровый игнор тренера вновь заставляет адресовать главное недоумение белорусов пресс-атташе. Почему именно Пинск?

— А почему нет? — тоже удивленно вопрошает в ответ Кравченко. — Уже пятый год ездим, нас все устраивает. Знаете, как проходит сбор в той же Швейцарии? Селится команда где-то. Утром зарядка: загружается в автобус и минут 15 едет до нужного места. Потом столько же назад. Первая тренировка — снова полчаса на дорогу. В сумме час за полдня. Столько же на разъезды после обеда. А здесь пешком 300 метров. Понятно, хотелось бы, чтобы, может, другой ремонт был. Но игрокам здесь не до ремонта. Они еле ходят. У нас спрашивают: а что вы видели, какой досуг? Да вы что? Хоккеистам добраться бы до кровати и спать. Они крестики ставят — считают дни до отъезда. Ну и опять же про Западную Европу. Мы-то возим сюда всех. Накануне в Пинске готовились несколько возрастов нашей школы и дружина МХЛ. Они уехали — приехали мы, ВХЛовцы и еще два возраста школы. В Швейцарию столько не навозишься… А здесь сняли общежитие целиком. Все сообща: вот общая столовая, вот расписание. Если что-то в раскладе надо изменить — обсудили вместе, перегруппировали. Есть клубы, где школа сама по себе. Мы стремимся к единой структуре. Например, в прошлом году тренер нападающих в главной команде Харий Витолиньш брал детей и проводил с ними занятия по катанию, поскольку сам обладает отменной техникой. Понятно, что и цены в Пинске не такие высокие, хотя, поверьте, приезжаем не за пять копеек.

— И главная команда тоже разместилась в общежитии?!
— Ну да. У нас игроки не привередливые. Овечкин, например, во время локаута жил в двухместном номере, хотя хоккеисты его статуса часто селятся одни. В “Динамо” никто не звездит — все простые ребята.

Простоту удалось оценить и во время личных бесед, и наблюдая со стороны. Особенно поразил опытный ветеран Андрей Николишин. 40-летний хоккеист, отыгравший в НХЛ десять сезонов, под аккомпанемент гимна заприметил на трибунах корреспондента “ПБ” и подмигнул прямо в объектив фотоаппарата, а в ответ на одобрительно поднятый кверху большой палец расплылся в улыбке.
В продолжение нашей беседы Михаил Кравченко рассказывает историю, которая характеризует свойское отношение к команде со стороны местных жителей: “Стоим как-то в очереди в магазине, а там люди: “О! “Динамо” Пинск приехало!”.

Любишь кататься — люби и кубок возить

Тренерский штаб москвичей уже в раздевалке и думает последние думы накануне дебютного матча лета-2013. А на улицу подтягиваются игроки — погреться на солнце и размяться с футбольным мячом. Сначала гомельчане почти всей командой, а затем и динамовцы небольшими группами. “Рыси” отошли на траву и чеканят там, Цветков, Кокарев, Яласваара и другие расположились прямо у входа на арену. Рядом на велосипедах рассекает ребятня и спешат в фойе взрослые. Сторонясь группы разминающихся, во дворец прошмыгнул Валерий Воронин — пока тоже без галстука, в майке-поло и шортах. Навстречу одним из последних с чашечкой кофе идет новичок “Гомеля” Юрий Наваренко. “Как настроение?” — спрашиваю. “Отличное! Будем отбирать!” — улыбается украинец и указывает на Кубок Гагарина.
С трофеем без перерыва кто-то фотографируется. Причем стоит внушительная чаша без всякой охраны, доступная для любых ощупываний. Мальчик тыкает в табличку с надписью “Ак Барс” и указанием на сезон-2008/09 и говорит: “Вот это самый первый человек, который выигрывал кубок!” Его друзья за незнанием иной информации не возражают против столь спорного утверждения.
Как же трофей так безалаберно оставлен на произвол судьбы? Кравченко успокаивает: “Вот камера под потолком. Еще есть два клубных охранника. Да его украсть-то сложно — не унесешь. 26 килограммов. Хотел бы я посмотреть на этого вора. А возим кубок в специальном кофре. С ним вес вообще достигает полусотни”.
Трофей по ходу сезона берут с собой в чартер на некоторые гостевые поединки. Предусмотрена и индивидуальная программа пользования. Еще много куда должен слетать “Гагарин”: “Есть список, где распланированы турне. Кому надо, звонит секретарю и просит. Тот смотрит, какие дни свободны. Обычно сутки-двое. Когда чехи и словаки возили чашу на родину, она в тех краях с неделю провела. Кто берет на себя расходы? Игрок. Любишь кататься — люби и кубок возить. С чего клуб должен оплачивать перелет куда-нибудь в Магадан или на Камчатку? Покупай билет, нанимай охранников”.

Грабовский — веселый парень

Команды ступают на лед одновременно, и трудно выяснить, кому адресованы аплодисменты. Одни вроде белорусы, другие… “Динамо-Пинск”. Но вскоре трибуны начинают скандировать “Ди-на-мо”. Правда, среди зрителей много пацанов из динамовской СДЮШОР.
Билеты на игру разошлись, как вентиляторы в 30-градусную жару. Арена при сверхажиотаже и разрешении смотреть хоккей стоя вмещает хорошо если тысячу. Обставили спарринг в соответствии с канонами официальных матчей, разве что без пресс-конференции. Даже гимны включили, хотя игроки к такому явно оказались не готовы и уехали раскатываться раньше, чем зазвучал белорусский. Потом спешно вернулись и принялись по новой расстегивать шлемы.
Начало остается за динамовцами. Гомельчане тушуются, теряют шайбу и немного гнутся под авторитетом соперника. Но в меру. Скоро выпрямляют спину и перестают оглядываться на москвичей. “Поначалу было много сумбура, — признается позже Александр Жидких. — Но это объяснимо — четыре месяца не играли. Постепенно вкатились, стали выполнять тренерские установки, добавили в движении. Да, уровень КХЛ чувствуется, но мы не первый год противостоим динамовцам. Мышление у них чуть быстрее. Кажется, принимают решение буквально на доли секунды раньше, но этого хватает. И физически они мощнее”.
Из-за этих, пусть и небольших, преимуществ много работы выпало на долю перебравшегося в “Гомель” Леонида Гришукевича. В свитере Сергея Шабанова (новая форма еще не пришла) он выдает сэйв за сэйвом. А когда угол уже пустует и гол кажется неизбежным, москвичи почему-то мажут. Таких моментов в матче было немерено. Гришукевич рассуждает: “Первая встреча всегда тяжелая. Но с таким соперником она становится и очень интересной. Приятно играть. И себя чувствуешь нормальным хоккеистом. Настраиваться даже не пришлось — организм автоматически пришел в тонус. Подтащил, говорите? Надеюсь”.
Поединок приближается к экватору, и гомельчане забивают: Роман Магдеев корректирует бросок Павла Волчека. Становится интереснее. Как раз к этому времени на трибуны подтянулись те, кто не попал в заявку “Динамо”. Среди зрителей оказались, например, Марек Квапил, Филипп Новак, Лео Комаров… У команды шесть пятерок. Три играли в воскресенье, три — в понедельник с “Юностью”. Кстати, неполноту состава противника как фактор сражения на равных отмечали и хоккеисты, и тренер “Гомеля”.
Москвичи сильно не заморачивались на счете. Леонид Комаров во втором перерыве, когда его одноклубники еще горели 0:1, говорил, что ничего страшного не происходит. Вообще, рожденный в Эстонии русско-финн удивительным образом совмещает в речи северный акцент и московское “чекание”:

— А че? Первая игра, ниче такого.

— Пинск мельком посмотрели?
— Кушал один раз в ресторане “Таверна”. А так мало что видел. Тренировки тяжелые, но ничего нового, привык. Все-таки в “Динамо” уже играл, знаю систему. Хотя, конечно, у Олега Валерьевича одна из самых трудных подготовок.

— Что-нибудь связывает вас с Беларусью? Экс-минчан Лайне и Каралахти знаете?
— Давно знакомы, но плотно не общаемся: когда в Минск приеду — сходим поужинаем и все. Еще, конечно, Грабовский, с которым играли за океаном. Хороший пацан, веселый. И игрок хороший. Да, че-то было там, даже не знаю че, отказались от него в “Торонто”. Но это хоккей. Так случается.

— Почему сами не остались в стане “листьев”?
— Олимпийский год. Хочу больше игрового времени. Думаю, в “Лифс” было бы, но поменьше. И условия в Москве предложили лучше.

— Возлагаете особые надежды на Сочи?
— Да, но и про клубный сезон не забываю. Он тоже важен. Чтобы потом обратно в НХЛ, если возьмут. Третий раз, конечно, реально выиграть Кубок Гагарина, однако сейчас все на нас настраиваются еще сильнее.

— А что самое главное летом, от чего зависит успешность сезона?
— Чтобы все здоровые были. Ребята устают, тренируясь по три-четыре раза в день. Видно по игре, что под нагрузками. Но к сентябрю будем готовы.
Чех Марек Квапил весь второй перерыв разговаривает на улице по телефону. Затем в очередной раз делает несколько автографических движений маркером, фотографируется и останавливается возле диктофона. Говорит серьезно, сохраняя задумчивое выражение лица: “Думаю, сезон будет неплохим, поскольку работаем мы ударно. Города почти не видим. От общежития до арены и обратно. Да и в стране я бывают в Пинске, и в Минске во время матчей. Крайчек и Иргл? Нет, мы не общаемся. Если только перекинемся парой фраз после игр”.

Соотечественник Филип Новак отличается от предыдущих ораторов высокой степенью улыбчивости и отчетливо ощущаемым расположением к собеседнику. Он вписывается в общий тренд, соглашаясь, что предсезонка у “Динамо” — дай боже: “Каждый год делаем то же самое. Сейчас разве что погода получше, не так жарко. Но все равно устаем. Кэмпы у Знарока, без вопросов, самые сложные в моей карьере. Что могу сказать про Беларусь? Здесь народ очень добрый. Очень. Когда возникают какие-то вопросы, все стараются помогать. Приятно. До своего первого приезда в страну особо не знал, что здесь и как. Ну, представлял, что белорусы чем-то похожи на чехов, потому что славянские народы, или на поляков. Вы ведь когда-то одной страной были? Большой разницы нет. Девушки здесь очень красивые. Очень много”.

“Гомель” в “Динамо”

За пяток минут до конца динамовцы сравнивают счет: Янне Яласваара выкатывается к воротам и щелкает между щитков Гришукевича. “Не дотерпели, побежали вторую забрасывать”, — сожалеет Александр Жидких. Овертайм не играется — сразу буллиты. Гришукевича в “рамке” меняет Максим Щепко и остается непробиваемым. А Евгений Соломонов первым и, как выяснилось, победным буллитом лихо разделывается с дважды MVP плей-офф КХЛ Александром Еременко — 2:1 (Р.Магдеев, 30, Соломонов, 60-реш. бул.; Яласваара, 56)
ГОМЕЛЬ: Гришукевич (Щепко — на буллиты); Пульвер — Наваренко, Волчек — Сенькевич (к) — Жидких; Ал.Шагов — Хоромандо, Р.Магдеев — Ильин — Соломонов; Орлов — Бусилко, А.Качан — Колосов — Хузеев; Андрейчиков — Знахаренко, Цуриков — Сусло — Базылев.
ДИНАМО М: Еременко; Будкин — Дерлюк, Бабенко — Соин — Глазачев; Соловьев — Яласваара, Кокарев — Цветков — Карсумс; Бойков — Карягин, Волков — Николишин — Бойчук.
Москвичи после матча еще раздают автографы и фотографируются в фойе. А с обратной стороны “Гомель” тихо грузится в автобус. “Ну что, я же говорил! — выходит из раздевалки Наваренко. — Хотя у них три пятерки играли. Вот в пятницу с минчанами будет заруба!”
А довольный Соломонов, некогда обидевшийся на предложение пройти в стане “зубров” просмотр, таща баул, шутит: “Звонил Олег Иванов. Завтра всей командой едем в “Динамо”.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?