Горнолыжные виды

21:04, 8 августа 2013
svg image
1145
svg image
0
image
Хави идет в печали

Курортный режим

Программа “Белого цирка” на Играх в нынешней редакции существует с 1988 года. Тогда была восстановлена в олимпийских правах суперкомбинация и добавлен супергигант. С тех пор на главном старте четырехлетия разыгрываются десять медальных комплектов. По пять у мужчин и женщин: в скоростном спуске, слаломе-гиганте, гигантском и специальном слаломе, а также комбинации.
В Беларуси вид, разумеется, не имеет объективных условий для развития. И речь не только о равнинном рельефе страны, хотя об этом — в первую очередь. Дабы поддерживать форму и соревноваться на самом высоком уровне, необходимы каждодневные тренировки в высокогорье. Как ни крути, а на ровном месте воздушный замок не построишь. И здесь не в помощь никакие деньги. Даже арабских шейхов.
Любые энергичные начинания функционеров на поприще придания “Белому цирку” массовости и увеличения его популярности приветствовать можно и нужно. Но их конечный результат деморализующе ограничен. Наша страна на горнолыжной карте мира — в лучшем случае периферия. Это надо четко осознавать и не строить иллюзий.
С определенной долей условности можно сделать исключение для технических видов. Зимой наши базы открывают двери для желающих покататься с горы. Но это только три-четыре месяца в году. Посему потенциал прогресса и взращивания горнолыжников-профессионалов скован определенными обстоятельствами.
Догнать Европу и США или хотя бы не отстать от них чрезвычайно сложно. Простой закон истории: все новации (в данном случае, скажем, аэродинамические костюмы, которые позволяют выигрывать драгоценные секунды) исходят из центра, а затем распространяются по “провинциям”. А на то, чтобы стать в авангарде, порой уходят десятилетия.
Причем не все упирается в материальный достаток или наличие снежных склонов. Самый наглядный пример — Россия. Восточным соседям есть где тренироваться, но особого импульса в развитии горных лыж не наблюдается. Даже в преддверии Олимпиады работа на склонах идет в курортном режиме. И надо быть безрассудно наивным, чтобы верить, что дело кардинальным образом изменится после Сочи-2014.
Таким образом, нашим профессионалам, по сути, нужно не только в течение календарного сезона проводить время в горах, но и летом. Как результат, встает денежный вопрос. Он решаем, но зачастую вливание средств изначально обречено на скромную отдачу. Поэтому к анализу любых результатов отечественных спортсменов стоит подходить с точки зрения эффективности и разумности потраченной копейки. И это не будет моветоном.

Словенский сюрпляс

В нынешнем олимпийском цикле перед белорусскими спортсменами стояла задача завоевания двух олимпийских лицензий. Они уже в кармане. У Юрия Данилочкина и Марии Шкановой. Это будет не первый опыт их участия в Играх. Дебют обоих состоялся в Ванкувере-2010.
Мария приняла белорусское гражданство в 2008 году, а Юрий — в 2010-м. С тех пор российские перебежчики и представляют нашу страну — с разной степенью успешности. Ясное дело, до элиты им далеко, и речь о грандиозных свершениях не идет. А значит, оценивать выступление с позитивной точки зрения можно, если наблюдается поступательный прогресс.
В случае с Данилочкиным он определенно есть. 22-летний спортсмен концентрируется на скоростных дисциплинах, а его коронка — суперкомбинация. Два года назад на чемпионате мира он занял 20-е место, а в этом году на февральском первенстве планеты в Шладминге превысил на одну позицию собственное достижение. Оно и является лучшим для горнолыжного спорта суверенной Беларуси. Кстати, тренировочным парадом уроженца Петербурга командует его мама — Наталья Данилочкина, некогда входившая в состав сборной СССР, но завершившая профессиональную карьеру в раннем возрасте из-за фатальной травмы.
Что касается Шкановой, то ее курирует главный тренер сборной Йоже Малуш. Словенский специалист был приглашен к нам в минувшем году, сменив на посту соотечественника Алеша Брезавшека. И работает только с одной Марией. Девушка главным образом специализируется на супергиганте, гигантском и специальном слаломе. Результатами в предолимпийском сезоне она не впечатляла: в трех дисциплинах сошла, а еще в одной, суперкомбинации, стала 30-й из 32 финишировавших. Попадание в тридцатку — такой ориентир у нее на сочинской Олимпиаде.

Сборная одного спортсмена

Корреспонденты “ПБ” поинтересовались, что нынче заботит Йоже МАЛУША и его единственную подопечную.

— Мы практически ничего не знаем о Йоже Малуше. Расскажите немного о себе.
— Я родился в 1949 году в Словении. Уже более тридцати лет работаю тренером. Доводилось трудиться со спортсменами разных возрастов и уровней подготовки. Занимался как с молодежью, так и с горнолыжниками, которые имеют опыт участия в Кубках Европы и мира, мировых первенствах и Олимпиадах.

— С кем именно вы работаете в нашей стране? И где?
— Тренирую сборную Беларуси и ее лидера Марию Шканову, которую готовлю к сочинской Олимпиаде. Летом мы проводим занятия на ледниках Австрии и Швейцарии. А в ходе сезона ездим по Европе и участвуем в различных соревнованиях.

— Часто ли бываете в Беларуси? Ваши впечатления от нее?
— Большую часть времени мы проводим в Европе. У нас очень интенсивный график тренировок и соревнований. Поэтому у меня нет времени, чтобы приезжать в вашу страну. Собственно, я был в ней только один раз. Увидел, что Беларусь отличается от Словении. У вас нет гор, зато есть красивые леса. И мне очень понравился Минск, это великолепный город.

— На какой срок вы подписали контракт?
— На год.

— Какую задачу ставите в новом сезоне?
— Цель — набрать оптимальную форму и добиться хороших результатов на Олимпиаде.

— Какие проблемы испытываете при подготовке к Сочи?
— Мы не располагаем таким большим бюджетом, как другие сборные. У нас нет доктора, нет сервисмена, так что приходится много импровизировать.

— На каком уровне в принципе находится наш горнолыжный спорт?
— Беларусь — равнинная страна, в ней нет гор. Поэтому горные лыжи не относятся к числу традиционных национальных видов спорта. Но в последние годы их развитию стало уделяться много внимания. И тот факт, что белорусские спортсмены принимают участие в Кубках мира и Европы, первенствах планеты и Олимпиадах, показывает, что горнолыжный спорт в Беларуси добился большого прогресса.

— Вы иностранец. Мешает ли в работе пресловутый языковой барьер?
— Нет, он вообще не ощущается. Поначалу мы общались на английском. Все белорусские спортсмены понимают его и могут разговаривать. Более того, Мария Шканова выучила словенский, а я немного владею русским.

Обязательная комбинация

Из поля зрения тех, кто интересуется “Белым цирком”, Юрий ДАНИЛОЧКИН практически не выпадает. Парень очень внимательно следит за всеми упоминаниями о себе в СМИ, активно и регулярно сообщает про житие-бытие в социальных сетях. Делится экспертным мнением насчет экипировки, техники катания и иных горнолыжных тонкостей на специализированном российском портале. Кроме того, ведет блог на нашем сайте. Поэтому его проблемы, если таковые существуют, никогда не оказываются секретом.

— Юрий, давай начистоту. Что волнует накануне олимпийского сезона? Какие-то трудности существуют?
— Глобальных проблем нет. Есть, правда, один момент: меня не отправляют на два этапа Кубка мира в Канаду и США. Не хватает денег. Но это абсолютно не критично.

— А где мы тебя увидим?
— Валь Гардена, Бормио, Венген, Кицбюэль, Гармиш-Партенкирхен. Ну и Сочи, естественно.

— Был разговор о каких-то конкретных позициях, которые велено занять на Олимпиаде?
— Естественно, я уже подписал обязательства. Задача в комбинации — это 15-20-е позиции. Если расположусь выше, надеюсь, меня ругать никто не станет.

— Контракт не разорвут?
— Нет, такой пункт, слава богу, отсутствует.

— Насколько знаю, у тебя нет, образно говоря, спарринг-партнеров. Это теоретически не может сказываться на прогрессе?
— Пожалуй, да. Это помогает держать себя в тонусе. Но надо знать меру: нельзя постоянно форсировать развитие. Впрочем, такой возможности у меня нет. Чтобы развиваться, нужно работать с теми, кто равен мне или сильнее. Но такие ребята в Беларуси отсутствуют. Следовательно, шанс предоставляется только в том случае, если присоединяюсь к другим командам, когда тренируюсь на ледниках Швейцарии или Австрии. В перспективе, конечно, хотелось бы иметь договор о совместных подготовительных сборах на постоянной основе с какими-нибудь сильными иностранными ребятами.

— А кто должен предпринимать такие шаги? И насколько реально сотрудничество?
— Вообще это делается совместно. Либо федерация, либо я от своего имени должны выдвинуть предложение. Но это действительно сложная процедура. Правда, я знаю один пример: француз, представляющий сборную Нидерландов, присоединился к “трехцветным” за 100 тысяч евро.

— А можно ли ожидать, что в недалеком будущем в Беларуси появятся сравнимые по классу конкуренты?
— Гипотетически не исключено. Предпосылки есть. Но в горных лыжах этого недостаточно. Нужны грамотные специалисты.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?