“Дрим-тим” акробатов

22:30, 12 августа 2013
svg image
1077
svg image
0
image
Хави идет в печали

Территория аксакалов

Фристайл у белорусского любителя спорта чаще всего является синонимом акробатики. О том, что к олимпийским дисциплинам еще относятся могул и ски-кросс, нередко забывают. Такое отношение понятно: где результаты, там и внимание. В олимпийскую семью фристайл приняли в Калгари-1988. Однако тогда выступления носили демонстрационный характер. Полноценно вид попал в высшую касту через четыре года — два комплекта наград оспорили в могуле. Столько же медалей в воздушной акробатике впервые разыграли в 1994-м: тогда лучшим результатом белорусов стало выступление Юлии Ракович — 10-е место. На том безмедалье закончилось — с 1998 года подопечные Николая Козеко исправно попадали на пьедестал. В Нагано отличился Дмитрий Дащинский (бронза), из Солт-Лейк-Сити-2002 серебряную награду увез Алексей Гришин. Через четыре года в Турине Дащинский завоевал серебро. Ну а Игры в Ванкувере вписаны в историю белорусского спорта золотыми буквами. На склоне Уистлера Гришин выиграл первую в истории Белых Олимпиад награду высшей пробы для страны. Спустя четырехлетие два наших аксакала вновь в строю и готовы на самые серьезные подвиги.

Хорошая компания

К олимпийскому циклу кадровые прорехи в сборной залатались. Теперь она укомплектована не только прогрессирующими Максимом Густиком (победа на этапе Кубка мира) и Денисом Осиповым (3-е место), но и старожилами. Поправил здоровье и ударно провел предваряющий Игры сезон Дащинский. Не всегда стабильно, но регулярно выступал Гришин. Один восстановил поврежденное ахиллово сухожилие, другой — натруженную спину. Несколько операций на колене понадобилось обладателю Кубка мира-2009/10 Антону Кушниру. Он стал главным поставщиком “зимних” новостей в межсезонье, обнажив финансовые трудности. Сигнал “sos” талантливого акробата услышали в Минспорта — президентская стипендия осталась за спортсменом. При условии, что средства будут расходоваться на подготовку к Играм.
Есть изменения и в женской команде. Прямиком из декретного отпуска вернулась в строй многоопытная Алла Цупер. Для нее, как и для Гришина с Дащинским, сочинская Олимпиада станет пятой. Два года назад Алла полагала, что со спортом покончено, однако реалии белорусского фристайла вынудили ее оставить дома ребенка и вернуться. Не набрав оптимальную форму, Цупер уже выполняет прыжки, сложность которых молодежь еще не осилила.

Максималисты по природе

Дружная команда сейчас проводит сбор в Швейцарии. Два занятия в день, изредка — выходной. Заботит ли что-то акробатов, кроме тренировочного процесса, корреспонденты “ПБ” поинтересовались у Николая КОЗЕКО.

— В июле министр спорта и туризма Александр Шамко встречался с фристайлистами и спрашивал, что их беспокоит. Услышали ли ваши пожелания? Фристайл в таком положении, что имеет право не только просить, но и требовать.
— А мы стараемся это делать. Никогда ничего не держу в секрете, всегда рассказываю о проблемах. Сейчас сборная занята решением практических задач. Много времени проводим на склоне. Поэтому находимся несколько вдали от технических моментов, о которых я говорил.
Вопрос с возвращением президентской стипендии Кушниру решен. С учетом, что средства идут на подготовку к Играм. Здесь ничего личного. Просто размер ставки был сокращен указом президента — с тем, чтобы изыскивались какие-то спонсорские, внебюджетные средства.
В стадии решения вопрос с наколенником для Антона. В прошлом году, конечно, многое обещали, но, надеюсь, к началу сезона и эта тема будет закрыта.

— Шла речь о том, что Гришину зарплата урезана вдвое…
— Так и есть. Но сейчас он озабочен только подготовкой к Олимпиаде. Леша — борец, нацелен на максимальный результат. Правда, ситуация с зарплатой волнует. Как-то все неправильно…

— В чем заключаются требования по экипировке? Вы отмечали, что соревновательная форма должна быть от иностранных производителей…
— Нет, я не ставил вопрос таким образом: дескать, должны быть зарубежные костюмы. Просто в плане погоды в Сочи можно ожидать что угодно. Там нередки сильные температурные колебания. Если помните прошлый кубковый этап, тогда шел дождь. На самом высоком уровне все определяют мелочи. Поэтому экипировка должна быть из тканей особых видов и учитывать современные особенности.

— Наша олимпийская квота — по четыре вакансии у мужчин и женщин. Но больше интересует, на кого из парней будет ставка.
— На участие в Олимпиаде претендуют пять человек: Дащинский, Гришин, Кушнир, Максим Густик и Денис Осипов. У нас, так сказать, внутрикомандная конкуренция. У меня уже сложилась предварительная картина, но для печати не хотел бы ничего говорить. Все ребята стараются. Единственное, очень хочется, чтобы Леша попытался достойно защитить олимпийское золото. Доволен, как работает Денис. Он выдерживает большой тренировочный объем.
Определенные проблемы со здоровьем есть у Густика. Уже после чемпионата мира он подвернул ногу. Травму не до конца диагностировали, и он приступил к нагрузкам с незалеченным голеностопом. Максим сейчас восстанавливается в Беларуси. Но уже к следующему сбору он присоединится.

— У Кушнира в арсенале есть прыжок, с которым китаец Ци Гуанпу победил на чемпионате мира. Антон его уже выполняет?
— До травмы он с ним выигрывал кубковые этапы. Так что это вопрос не технических, а исключительно физических возможностей. Пока Кушнир работает в щадящем режиме. На все сто процентов он не готов. И мы предпочитаем не форсировать его кондиции.

— Давят ли на вас сверху, ставят ли перед сборной какие-то обязательные задачи?
— Знаете, даже если так и есть, то ничего не ощущаю. Я тренер-практик, все время работаю возле трамплинов. И обращать внимание на подобные заботы нет времени. Мы исправно завоевываем медали на Олимпиадах и мировых форумах. И сами ставим перед собой максимальные задачи.

Хочется встряски

Для старожила сборной Дмитрия ДАЩИНСКОГО это будут пятые (!) Игры в карьере. “ПБ” связался с 35-летним атлетом, дабы узнать, с каким настроением он готовится к последней в карьере Олимпиаде. Беседа состоялась назавтра после свободного от тренировок дня.

— Дима, как выходной?
— Хорошо. Мы сейчас живем в 20 километрах от Цюриха. Швейцария ведь маленькая, поэтому в свободное время можно выбраться на экскурсию. В основном такие выезды и устраиваем: Цюрих, Люцерн. Погулять, проветриться — в самый раз.

— А в рабочее время команда наверняка сталкивается с какими-то трудностями. Поделитесь ими.
— Уже и не припомню, когда были серьезные проблемы. Иногда они возникают, но администрация команды и тренеры их решают. Нас ведь финансируют сообразно результатам. Единственная проплешина — с поставкой экипировки. Но об этом лучше расскажут те, кто занимается соответствующими вопросами в Минспорта. Это у них бывают накладки при покупке: то чего-то достать не могут, то их обязывают приобретать только у дилера, а у нас таких — единицы. В общем, препятствий — миллион. В итоге приобретаются не нужные нам вещи, а так — абы купить. Вроде и пытаются удовлетворить наши пожелания, а на выходе — покупайте необходимое сами либо обменивайте то, что есть. Иногда приходится заниматься такой ерундой: выдали одни ботинки, а прыгаешь в других, которые купил за свои деньги. Казенные же куда-то пристраиваешь. Продаешь, например, или меняешься с иностранцами.

— Говорят, амуницию заказывают в нужном объеме, а она лежит на складе. Мотив: по плану положена пара лыж в квартал, а не четыре за раз. Хотя летом они могут ломаться каждый день.
— Возникали и другие нелепые ситуации: срывались сроки закупок инвентаря, из-за чего экипировку выдавали в середине сезона. Стало быть, в следующем году все необходимое также получали с задержкой — ждали, пока спишут предыдущий комплект, у которого годичный срок службы. Доходило до того, что некоторые ребята получали нужное чуть ли не в конце сезона. Хорошо хоть, кому-то пришло в голову обнулить эту систему и поставлять нам экипировку в срок.
С летней формой проще — гидрокостюмы приобрести несложно: есть поставщики, налажена система доставки. С зимней сложнее.

— А в олимпийском цикле сталкивались с такими проблемами?
— Пока нет. Какую-то часть экипировки уже примерили в магазине. Там чуть ли не каждый себе отложил, что подошло. Обещали все это выкупить. Мне более или менее везет. Наш спортивный представитель “Salomon” поставляет снаряжение независимо от того, выкупили его или нет.

— Уже видели вариант олимпийской экипировки?
— Еще нет.

— На встрече с министром спорта Николай Козеко просил, чтобы к форме фристайлистов отнеслись серьезно и сшили ее по индивидуальным замерам…
— Периодически нашими размерами интересуются. Но чтобы кто-то конкретно замерял — такого не припомню. Было, делали замеры, но для спонсорской формы. Если получится договориться.

— Признайтесь честно: у человека, ожидающего пятую Олимпиаду в карьере, еще остались какие-нибудь страхи?
— Страхов уже нет. Даже волнение со временем сглаживается. Раньше уже летом закрадывались мысли: а что это будет, как пройдет сезон? Сейчас все проще. Все становится более обыденно. Хотя иногда хочется встряски, эмоций поярче. И поволновался бы — да не получается.

— С вашим опытом где выгоднее прогрессировать: оттачивать знакомые комбинации или пробовать новые элементы?
— Еще есть неосвоенные прыжки, можно их попробовать. И все же главное — стабильность. Хочется каждый элемент выполнять идеально, но это не получается. Со временем могут появиться ошибки, которых не было. Есть над чем трудиться. Иногда необходимо летом попробовать прыжки, которые зимой выполнять не буду. На воде, в более безопасных условиях, они нужны для обкрутки, тренировки вестибулярного аппарата. Вместе с этим приходят новые эмоции. Ведь тренировка одного и того же элемента приедается, а монотонность притупляет остроту ощущений даже от самых сложных прыжков. Введение же чего-то нового всегда бодрит.

— Сейчас Антон Кушнир в строю, Алексей Гришин залечил травмы, вернулась Алла Цупер. Прямо “дрим-тим” подбирается…
— Привычнее, если рядом проверенные ребята. Когда зимой на соревнованиях не было Леши и Аллы, становилось немного не по себе. Все же с ними мы больше общаемся, свободное время вместе проводим, ведь привыкли друг к другу за столько лет. С ними надежнее. А по поводу “дрим-тим”… Это как получится. Все набирают неплохую форму.

— Команда чувствует предолимпийское давление, или вас берегут от лишних волнений?
— Ощущаем это по интересу журналистов. А тренеров периодически дергают, проводят собрания, встречи с министром. Мы стараемся не лезть, у нас свои задачи. Это у них там, в высоких кабинетах, планы разные, отчитываться надо.

— Кстати, вы знаете, какой медальный план на Сочи?
— Слышал что-то такое, необычное. Четыре или пять медалей. Пять? Ну что ж, надо хотеть большего. Может, при самом хорошем стечении обстоятельств и пять могут нарисоваться. Хотя Игры — такое событие, где какие-то планы неуместны.

— Да и место специфическое — Сочи…
— Если условия будут приемлемыми, то все получится. Исходя из опыта тестовых соревнований, можно сказать, что организаторы переоценили свои возможности. Но ничего, время все исправить еще есть.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?