SOS. Раненая “Пантера”

22:17, 19 августа 2013
svg image
1626
svg image
0
image
Хави идет в печали

Вот и на прошлой неделе, когда одна из девчонок хоккейной «Пантеры» в личной беседе сказала, что команда на пороге катастрофы, а спортсменки написали письмо в Администрацию президента, первой реакцией было: а кому сейчас легко? Правда, степень бедствия заинтересовала — ведь на дворе середина августа, а состава у единственного женского профессионального клуба нет. И, как выяснилось, их ситуация несколько отличается от стандартного «Что мы можем сделать? Новый указ…»
Вообще, на апрельском заседании исполкома ФХРБ помощник президента по спортивным вопросам Максим Рыженков обозначил для Евгения Ворсина три проблемы, требующие немедленного рассмотрения. Первая — детско-юношеский спорт. Вторая — популярность национального чемпионата в стране. Третья — женский хоккей. Первую попытались решить назначением на должность зампреда Игоря Молчанова. Вторая досталась Александру Хромылеву, который, не проработав и квартала, успел из федерации уволиться. А про третью долгое время ничего не было слышно. Нужен ли нам женский хоккей? Вроде бы решили однозначно: нужен. В июле в интервью нашему сайту Евгений Ворсин заявил: «Вопрос сворачивания проекта неактуален. Мы не останавливаемся. Однако не все так легко. Сначала мы просто популяризировали женский хоккей, что возымело эффект: уже много девочек хотят заниматься. Причем некоторые участвуют наравне с парнями в «Золотой шайбе». Теперь его надо развивать дальше».
Для тех, кто не в курсе, «Пантера» родилась весной 2010-го с задачей популяризации этого вида на территории страны и создания национальной сборной. В том же году минчанок приняли в открытый чемпионат Латвии, где участвовали три местные, одна эстонская и белорусская команды. Там «пантеры» ни разу не проиграли и с ходу примерили золото. В следующем сезоне команда стартовала сразу в трех международных турнирах: австрийской Элитной хоккейной лиге, открытом чемпионате Латвии и Кубке европейских чемпионов ИИХФ. Латвия снова покорилась белорускам, а на австрийских просторах была завоевана бронза. В минувшем сезоне клуб ушел из латвийского первенства и сконцентрировался на австрийском чемпионате и кубке. Итог — первое и второе места соответственно.
С одной стороны, женский хоккей — не самый популярный вид. С другой — в отсутствии жесткой конкуренции на международной арене есть хорошая возможность сделать рекламу стране. Вопрос, как дорого это обходится? Руководство клуба признается: треть бюджета самых бедных мужских клубов экстралиги.

Сергей Рыбаков: ноль реакции

Прокомментировать ситуацию, сложившуюся в клубе, согласился спортивный директор «Пантеры» Сергей РЫБАКОВ.
— Все кричат, что нужен женский хоккей. В то же время никто не выделяет финансы. За три года существования «Пантеры» от всех средств, поступивших в клуб, только три процента были государственными. Минский облисполком выделил не более одного процента. Это гроши. Все остальное — спонсорство. Деньги компании «Трайпл» и то, что заработали сами. За три года команда завоевала достаточно наград, ее уже знают за рубежом. Однако на это никто в Беларуси не обращает внимания. И сейчас ситуация такова, что команда заявилась в женскую Лигу чемпионов, в австрийскую лигу, но денег нет вообще. И выступление в грядущем сезоне под вопросом. Если в ближайшие дней десять ничего не решится, дело дойдет до крайних мер. Возможно, до ликвидации команды. Будем стараться устроить девочек в Россию, они хотят играть. А тамошние команды заберут с удовольствием, еще и паспорт дадут. Через пару лет, возможно, и за сборную будут выступать. Уровень у девчонок отличный. Четыре человека — вообще супер.

— Почему сейчас нет денег?
— Нас отказалась финансировать компания «Трайпл». Недавно прислали письмо, в котором известили об этом официально.

— Причина?
— Вопрос не к нам. Аргументировали тем, что у компании большая соцнагрузка. Компания «Трайпл- Энерго», которая непосредственно выделяла средства, вышла из-под влияния Юрия Александровича Чижа. У нас есть определенные договоренности с другими спонсорами, но получать эти небольшие суммы даже нет смысла, потому что у нас отсутствует основной источник доходов. И пока от госструктур никаких обещаний.

— Есть ли пути самостоятельного заработка?
— Есть: торговля, внешнеэкономическая деятельность, проведение турниров, в частности, этапа Лиги чемпионов. Плюс постоянно стараемся покупать все подешевле. На этом экономим. Но у нас нулевой баланс: нет ни своего автобуса, ни ледовой площадки — ничего, что позволило бы получать прибыль. Некоторым дадут арену — зарабатывайте. И они потом трубят, что получили доход. Но, чтобы так заработать, много ума не надо. Мы же все сами. Ездим, пытаемся товары пристроить. Но и этим занимались до определенного момента. Фирма, с которой сотрудничали, отказалась работать.

— Что за товары?
— Продовольственные. Завозили сюда и реализовывали. Это сложные бизнес-схемы, однако они позволяли клубу изыскивать хоть какие-то деньги.

— В апреле прозвучала фраза, что женский хоккей «стоит немалых денег». О каких суммах идет речь?
— У самых бедных клубов ОЧБ бюджеты раза в три больше. Нам нужно немного денег. И идут они на всех девочек по стране. Мы закупаем форму и отдаем, например, в Лунинец, Березу… Организация первого чемпионата Беларуси, кстати, тоже проводилась за наши средства. Писали, что на него не хватило денег. Да, но не хватило в клубе: мы провели два этапа, а третий не смогли. Хотя чемпионат Беларуси, как я понимаю, это некий общенациональный проект…

— Вы куда-то обращались?
— У нас уйма писем. Правда, больше исходящих, чем входящих. Что особенно остро ощущается в этом году: пишем, пишем, но никакой реакции. Просим прикрепить к какому-нибудь предприятию. Девочки на днях инициировали обращение в Администрацию президента. Там обтекаемо ответили, что поиски ведутся.

— А в федерации есть отдел, отвечающий за женский хоккей?
— Есть Юлия Романюк. Но она одна. Как бы отвечает, но этим надо конкретно заниматься. У нее в федерации наверняка имеется другая нагрузка. А надо ездить, не сидеть в кабинете. Мы колесим по всей стране. Если в каком-то городе нашлось пять девочек, желающих заниматься хоккеем, можем приехать, рассказать, заинтересовать. В Березу ездили, в Лунинце целую команду набрали. В Солигорск, Лиду, Жлобин… Делали выездные матчи для популяризации. Опять же за деньги клуба. Хотя вроде как не мы одни заинтересованы в этой самой популяризации. В настоящий момент хорошее поступление кадров идет из областных городов. В Минске могли бы набрать группы, но из-за отсутствия средств не можем их тренировать хотя бы два раза в неделю. А желание у девчонок большое. Да, хотели бы, чтобы «Пантера» была укомплектована только своими девочками. Но женскому хоккею в нашей стране всего три года. Причем еще один интересный момент: девочкам из России, которые готовы играть за нас, не дают паспорта. Не знаю, в чем проблема. У мужчин в этом плане их нет. Евгений Вросин вроде заявил, что на следующий год создадим сборную. Но эти разговоры из раза в раз повторяются и остаются разговорами. Изначальная задача — набрать состав, с которым можно было бы сражаться на чемпионате мира. Мы это сделали. Дополняем канадками, словачками. В этом году пригласили одну американку, одну канадку. Сразу вели разговор о получении белорусских паспортов. Они согласились. Но по истечении сезона не смогли ничего предложить, потому что нам не отвечают в федерации. Понятно, что девчонки уехали восвояси.

— Какие перспективы имелись бы у сборной Беларуси, если бы она была создана?
— В чемпионате Австрии играют все базовые клубы своих сборных. В принципе это равносильно тому, что «Пантера» выступает во втором дивизионе чемпионата мира. Играли и с некоторыми представителями сильнейшего пула. В межсезонье сразились с российским «Торнадо». Проиграли 0:4, но это был август, только начали готовиться. Также играли со Швейцарией. Она на тот момент входила в топ-5 рейтинга. Уступили в гостях 0:3. В матче с немецким «Планеггом» победили 4:2. Пока не поздно, надо создавать сборную, и через года три она с низов поднимется в группу «В». А там еще больше своих девочек подросло бы.

— Насколько помню, велась речь о создании в Минске женской школы.
— Опять же, эти планы были инициативой руководства клуба. А для этого нужны деньги. Не такие, конечно, как в мужском хоккее, но все равно нужны.

— Любопытно, чем вы заманиваете сюда легионерок?
— Надо уметь разговаривать. Но сейчас они все уехали. И не только они — команды нет. Только две девочки тренируются с группами динамовской ДЮСШ: Лида Малявко и Карина Шиптицкая. Остальные — по домам. Ждут, когда вызовем. Ушла вратарь Маша Онолбаева. Хотя, останься она, и уже в следующем году могла бы теоретически играть за нашу сборную. Прошел бы срок карантина. Она выступала за Россию на Олимпиаде. Но так как денег нет, задолженности тоже приличные (апрель, май и отпускные), пауза большая, решила откликнуться на приглашение «Кометы» из Московской области.

— А ведь легионеркам надо и стимул создать. То есть хорошую зарплату.
— Поверьте, деньги далеко не бешеные. В сравнении с мужчинами — сущая ерунда.

— А вас как-то коснулся новый указ президента о господдержке?
— В принципе у нас и прежде не было прикрепленного предприятия-донора. Нам всегда говорили: если хотите — ищите. Кто реально может оказывать помощь — все уже заняты. Гандбол, волейбол, футбол… Да и выпросить непросто.

Евгений Кукушкин: средняя зарплата — 600 долларов

Вслед за спортивным директором слово попросил директор клуба Евгений КУКУШКИН.
— К сожалению, мы действительно стоим на пороге закрытия. Хочется верить, этого не произойдет. У определенных людей есть желание поддержать женский хоккей. Но это, опять же, то, что находим сами. А хотелось бы поддержки на государственном уровне. Ведь это касается всего женского хоккея, который в нашем подчинении.
Мы ехали домой после финала Элитной лиги, где взяли золото, и по радио на территории Австрии и Германии нас поздравляли с победой. Сайт ИИХФ разместил на главной странице большой материал, посвященный «Пантере». Но в Беларуси — ничего! Пусть бы федерация хоть небольшую поздравительную открытку прислала… Выживаем как можем.
Тот же чемпионат страны: деньги закончились не столько даже у клуба, сколько лично у нас с Сергеем. Первые два этапа провели, третий — ну совсем никак. Мы же люди далеко не богатые. Хотя начало положили. Показали девчонкам со всей страны, куда надо стремиться. Всегда старались выстраивать некую структуру женского хоккея. А она должна быть многоуровневая: национальная сборная — профессиональная команда — студенческие команды — школа. Разработали именно систему подготовки девочек (особенно физподготовки) для выступления на высоком уровне. Шесть человек основного состава — девушки до 18 лет, которые на равных сражаются с ведущими игроками Европы.
Очень многое сделали и для создания сборной. Все условия, считаю, выполнили. Причем, что немаловажно, заручились поддержкой ИИХФ, личными связями. Мне говорят: «Женя, ты хочешь сборную? Создавай — мы пойдем навстречу». Но регистрацией занимается федерация. Нужна ли сборная нашей стране, ответа на этот вопрос так и не нашли.
А женский хоккей действительно не требует больших средств. Средняя зарплата в клубе — около шестисот долларов. Это у всех: от руководства до спортсменок. Конечно, легионерки получают чуть больше, создаем им мотивацию. Но не намного больше. А они прилично подтягивают команду. Учат девчонок всему: от тренировок до быта.
Мы создали команду-семью. Все друг друга поддерживают, знают. Летом девчонки приходили, говорили, что им не на что питаться. Мы из своего кармана давали им средства. Вот вам сотня. Вот еще. Но сейчас они могут разбежаться. В России их запросто примут. Будет обидно, если развалится то, что строили три года.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?