Конференция. БТФ. Небольшой теннис. Стартуем
Однако председатель Белорусской теннисной федерации Александр ШАКУТИН, намедни переизбранный на новый срок, на отчетно-выборной конференции в откровенной манере разложил ситуацию в отечественном теннисе по полкам. Резкий тон несколько обидел собравшихся, на что глава БТФ ответил: “Я не преувеличиваю, а наоборот, говорю очень мягко. Не будь здесь представителей СМИ, о положении тенниса в нашей стране рассказывал бы нецензурно”. Предлагаем читателям наиболее интересные и содержательные фрагменты его выступления.
Горячие точки
Самые значимые успехи белорусского тенниса — победа Виктории Азаренко и Максима Мирного в “миксте” на Играх в Лондоне, бронза Вики и две ее виктории на турнире “Большого шлема”. Но не думаю, что стоит подробно говорить о позитивных моментах и достижениях прошлого — об этом и так всем известно. Необходимо обратить внимание на проблемы. Таковых сейчас полно, и все они требуют незамедлительного решения.
Мы провели анализ состояния тенниса в Беларуси, изучили систему подготовки и имеющуюся инфраструктуру. Обработали результаты и, к большому сожалению, пришли к выводу: теннис в нашей стране находится на любительском уровне. Подкрепить заключение могу следующим фактом: за последние 12 лет ни один отечественный теннисист (речь о мужчинах) не вошел в первую сотню мирового рейтинга. Есть и другие цифры. В Беларуси на 100 тысяч населения приходится всего лишь три корта. В Европе этот показатель в разы выше: Чехия — 106 кортов, Бельгия — 54, Германия — 59. Теннисом в нашей стране занимаются только 4 тысячи человек, в то время как в Бельгии 75 тысяч, во Франции 4 миллиона, немногим больше — в Германии. Поэтому неудивительно, что у нас всего лишь 22 профессиональных теннисиста, зато в Сербии — 51, а во Франции и Германии более — 180. Так что сложно сегодня говорить о том, что мы располагаем необходимой инфраструктурой и спортсменами, которые в ближайшее время дадут ошеломляющий результат.
Где играть?
Одна из наших ключевых проблем — фактически полное отсутствие достойной инфраструктуры. Особенно ситуация плачевна в регионах. В стране сейчас функционирует всего 298 кортов, из них 83 — крытые. По этому показателю мы занимаем лишь 44-е место в Европе из 49. В каждой области у нас менее 20 теннисных площадок. И считать, что на наших открытых кортах можно готовить профессиональных спортсменов — глубокое заблуждение. Сезон, когда площадки пригодны для эксплуатации, длится три-четыре месяца. А чем атлету заниматься зимой? Ведь он остается фактически без тренировок. Посему для полноценной подготовки подходят только крытые корты. Исходя из количества необходимых площадок могу уверенно заявить: теннисной инфраструктуры у нас не существует. И что можно говорить в связи с этим о регионах, где сконцентрировано много талантливой и перспективной молодежи?.. Эти ребята просто не имеют возможности прийти на корт и заниматься теннисом в полную силу. Так что сегодня главная задача — активное увеличение объемов строительства теннисной инфраструктуры, которая будет соответствовать всем требованиям.
Волчков в помощь
Я, наверное, обижу всех, если скажу, что у нас очень низкий уровень тренерского состава. О системе кадровой подготовки наставников и говорить нечего — ее нет. От школы, созданной еще в советское время, ничего не осталось — все великие тренеры уехали в 90-е. Сегодня же ни один из наших наставников не получил предложение поработать на Западе.
В настоящее время мы располагаем только 120 тренерами, которые трудятся в 17 заведениях, культивирующих теннис. Высшая категория есть лишь у десятой части, и почти все они работают в Минске. Возможно, нам надо искать помощи за рубежом — приглашать иностранных наставников и надеяться, что они добавят свежих красок. В этом контексте я рад, что удалось вернуть в страну Владимира Волчкова. Он получил отличный опыт в одной их лучших теннисных команд мира и сможет поделиться им с отечественными коллегами.
Снова вышло “западло”
Абсолютно плачевная ситуации в подготовке спортсменов. У нас даже нет доступной и понятной системы отбора. Наши тренеры забыли, что сами должны отбирать талантливых и перспективных детей в юном возрасте. Я не помню, чтобы кто-то из наставников пошел на урок физкультуры и приглядел себе потенциального ученика.
К сожалению, им сейчас “западло” сходить в школу. Мы все ждем, что какой-нибудь богатый родитель приведет с улицы ребенка, а нам останется его только тренировать. По большому счету, именно такая модель отбора у нас сейчас и практикуется.
Дальше сталкиваемся с еще одной болевой точкой — переходом из юниорского разряда во взрослый. На серьезном уровне мы не можем играть, потому что не хватает элементарной физической подготовки. В процессе перехода теряем очень много перспективных ребят. Почему представители нашей национальной сборной играют международные турниры с призовым фондом 10-15 тысяч долларов? При этом многие из них не проходят дальше первого-второго круга. Получается, что мы готовим теннисистов только до 18 лет, а дальше они играть не могут. Временами становится по-настоящему стыдно, когда игрок национальной сборной едет на “десятитысячник” в Узбекистан или Туркменистан. Это же детские соревнования, там место 16-летним подросткам.
Причины таких слабых результатов кроются в низком уровне учебно-тренировочного процесса. Да и общая физическая подготовка спортсменов оставляет желать лучшего. Наши теннисисты сейчас не способны продержаться на корте больше трех сетов. Когда я пришел в федерацию год назад, очень удивился, что республиканский теннисный центр имеет полтора поломанных тренажера. Так что в наших результатах нет ничего странного.
Камо грядеши
В числе главных задач — выведение тенниса на уровень пяти наиболее значимых видов спорта, а также подготовка спортсменов к Играм в Рио. Причем последняя — наиболее приоритетная. Чтобы напрямую попасть в основную сетку олимпийского турнира, необходимо входить в топ-56 мирового рейтинга. Пока только Вика Азаренко соответствует критерию. Думаю, подтянется Ольга Говорцова, у которой сейчас 84-я позиция. У нас есть девочки, которые имеют все шансы в ближайшее время войти в первую сотню и позже претендовать на более высокие места — это Илона Кремень и Александра Саснович. Сейчас они располагаются в районе 250 номеров. В мужской половине ситуация в разы сложнее. Лидер сборной Владимир Игнатик уже несколько лет лавирует между 150 и 200 позициями. Подбирается к нему Дмитрий Жирмонт. Хорошая динамика у Егора Герасимова — в этом году он выиграл два турнира и сейчас занимает 400-е место. Но нам надо молиться, чтобы до Рио дожила наша легенда — Максим Мирный.
Что будет
В ближайшее время в стране предусматривается строительство теннисных центров в Минске и во всех регионах страны. Всего планируется ввести в строй 63 центра с 467 кортами. Без внимания не останется ни одна область. Ведь у нас множество способных ребят в регионах, которым негде тренироваться. Поэтому мы должны приложить все усилия, чтобы уже в этом году два теннисных сооружения стали академией.
Руководство Минска выделило 10 участков для теннисных нужд. Я также решил помочь в создании инфраструктуры и моя компания (“Амкодор”. — “ПБ”.) в течение двух лет возведет крупнейший центр, где будет 24 корта. По моим подсчетам, в следующем году в столице должно открыться 12 новых площадок.
Скоро нас ждет большое событие. 17 декабря на открытие теннисной академии приедут президенты международной и европейской федераций. И мы сделаем все возможное, чтобы вопреки всему к концу этого года открыть новый центр, который получит название “Национальная академия тенниса”.
Два известных белоруса
Особое значение имеет работа со спонсорами. Спорт сегодня — это прежде всего рейтинг и имидж. Когда у иностранца спрашивают, каких известных белорусов он знает, тот называет только два имени: президента нашей страны и Викторию Азаренко. Больше никого не знают. Так не это ли способ для популяризации нашей страны в мире?
Сегодня в мире есть щедрые покровители, финансирующие Кубок Дэвиса и отдельных спортсменов. Полагаю, мы тоже должны обратиться к частным структурам, которые могут стать нашими спонсорами. Мы же понимаем, что затраченных государством средств недостаточно, поэтому нам для решения всех задач необходимы внешние вливания.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь