Путевые заметки. Для китайцев спорт — это профессия
Сочетание несочетаемого
А меж тем уже много воды утекло. И Китай теперь повсюду. Его невозможно не заметить на полках супермаркетов, наверняка вы найдете его в спальне или гостиной. Одежда, компьютеры, высокотехнологичные смартфоны и простейшие шариковые ручки — огромный спектр товаров родом оттуда. Раньше на улице практически нереально было увидеть китайца. А теперь это несложно в любом мало-мальски крупном городе мира, в Минске — в том числе. Туристы, бизнесмены, студенты, чернорабочие — китайцы стали на редкость мобильны, разбредаясь по белу свету, от Канады до Африки. В спорте вотчиной самой населенной державы некогда были лишь исконные виды — настольный теннис, гимнастика, прыжки в воду. Теперь же Поднебесная преуспевает почти во всем, соревнуясь и нередко оставляя позади сверхдержавы — США и Россию. Спорт, бизнес, культура. Китай идет в мир по всем направлениям, а я решил отправиться в Китай…
Удивительная страна. Что про нее ни скажи — все правда. В 19-м веке так описывали Америку. Теперь это в куда большей степени справедливо по отношению к Китаю. Если вы погрязли в текучке и бесконечно повторяющихся жизненных циклах, нет лучше места, чтобы перезагрузить мысли, испытать новые ощущения и освежить взгляд на вещи. При этом прочитать лекцию “Пекин — город контрастов” будет проблемным делом. Потому как в Китае контрастов нет. Противоречий полно, но не контрастов. Благополучие и проблемы здесь не порознь. Они тесно переплетаются в клубок. Совсем рядом с величественной площадью Тяньаньмынь маленькие улочки-хутуны, застроенные старинными домами-хибарами, где по сей день живут простые, в основном немолодые, пекинцы, привыкшие к отсутствию комфорта. Ради благоустройства столицы власти, было дело, хотели снести все древние домишки, чтобы на их месте возвести монументальные здания, но вовремя одумались. Так что эти бедные, грязные улочки остаются историческим наследием Пекина.
Китайцы вообще мастера сочетать несочетаемое. Очарование иностранных брэндов и приверженность традиционализму, стремление внедрять передовые технологии и вера в вековую мудрость Поднебесной, еще не поверженная бедность на фоне роскошных машин и магазинов — все в Китае уживается на удивление гармонично. Чья в итоге возьмет? Кто кого перемелет: Запад или Восток? Может, будет боевая ничья. И два жизненных подхода окажутся в равновесии, как Инь и Янь.
Спорт не для всех
Самое противоречивое в Китае — непосредственно жители самой населенной в мире страны. Перед поездкой осознаешь, что китайцев много, готовишься к этому. Но все равно, стоит ступить с трапа самолета — сразу же ощущаешь культурный шок. Окунаешься в людское море, которому ни конца, ни края. Их так много! И на первый взгляд — все на одно лицо. Но стоит присмотреться к привычкам и познакомиться — оказывается, что все разные!
Еще недавно в Китае невозможно было увидеть откровенно тучных людей. Однако вместе с новыми технологиями проблема ожирения добралась и до Поднебесной. Среди тонких силуэтов нет-нет да попадется девушка или парень с явно избыточным весом. Впрочем, даже стройные юноши в большинстве своем совсем не похожи на Брюса Ли и прочих мастеров кунг-фу. Сразу заметно, что подавляющую часть времени они проводят за компьютером, с гаджетами или книжкой и явно брезгуют физическими упражнениями. Много больше половины носят очки.
В связи с последними успехами на Олимпиадах интересный вопрос, можно ли назвать китайцев спортивной нацией. Здесь мы обнаружим еще одно противоречие. Отношение к спорту у обитателей Поднебесной своеобразное. Взять, к примеру, велосипедистов — их сотни тысяч. Для них специально выделена полоса в любом городе. По антропометрическим данным легкие, но жилистые подданные Срединной империи отлично подходят для выступления на многодневках. Но знаете ли вы хоть одного китайского велопрофи? Практичным потомкам Конфуция совершенно непонятна европейская мания истязать себя стокилометровыми дистанциями, искать предел возможностей. Зачем? В чем смысл? Если практичные китайцы занимаются спортом, то исключительно для удовольствия, но не ради спортивной фигуры, поддержания себя в форме и уж тем более не для поиска абстрактного предела.
В плотно застроенных улицах не сыскать пустырей, которые детвора могла бы приспособить, скажем, для игры в футбол. Кое-где в парках стоят брусья и прочие нехитрые тренажеры, встречаются столы для настольного тенниса, бадминтонные и даже теннисные корты. Но в основном там занимаются возрастные люди, а то и вовсе пенсионеры.
Китайские дедули и бабули вообще гиперактивны. Нередко можно увидеть, как во дворе они выполняют упражнения из тай-цзи — оздоровительной гимнастики, которая считается также и боевым искусством. А вечерком собираются в кружки по интересам: в одном месте поют, в другом — танцуют.
Откуда же берутся бравые китайские спортсмены? Из специальных интернатов, где собирают демонстрирующих серьезные задатки детей. Места в подобных учреждениях ограничены, а карьера спортсмена считается довольно заманчивой. Поэтому попасть в число избранных непросто. Как и в армию. Постоянный состав вооруженных сил Китая чуть больше двух миллионов, что отнюдь не много для 1,5-миллиардной страны. Поэтому для зачисления в рядовые нужно выдержать серьезный конкурс. Для детей из небогатых семей военная карьера — отличный шанс устроиться в жизни.
Конкурентная среда
Любое занятие в Китае воспринимается как профессия. Необязательно, чтобы все шли в армию или занимались спортом. Но если уж начал, становись подлинным профессионалом. “Вы, русские, счастливые люди. Можете расслабиться. А нас правительство заставляет работать. Иначе нечего будет кушать”, — сетовал один немолодой персонаж во время совместного полета на самолете. Объяснить возрастному китайцу, что Беларусь и Россия — разные страны, порой довольно проблематично. Хотя молодежь разницу улавливает быстро.
Китай сейчас — страна больших возможностей. Вот-вот коммунистическое государство станет лидером по количеству долларовых миллиардеров. Но поди пробейся к вершинам, когда у тебя миллион конкурентов! И те, у кого нет надежд на спортивную карьеру, днями напролет сидят за учебниками. Причем в Китае не принято учиться дома. После занятий учащиеся, особенно старших классов, остаются в школе и работают самостоятельно. Зубрят на совесть. Потому как знают: в вузах места всем не хватит.
Китаем движет конкуренция. Нельзя пройти по оживленной улице, чтобы тебя куда-нибудь не пригласили. У каждого более или менее приличного ресторана или магазинчика одежды есть штатный зазывала, а то и не один. Здесь не ждут клиента, его ищут и активно за него борются!
Хотя иностранцам в этом плане проще. Китай — не Таиланд и не Египет. Здесь на “лаовая” смотрят с любопытством, но не как на мешок денег. Сказывается и языковой барьер. Пусть сейчас практически во всех школах в обязательном порядке учат английский язык, словарный запас большинства заканчивается словом “Халло!” Вероятность встретить в обычном месте китайца-полиглота невысока. Но здесь так же как и со спортом. Для кого английский — профессия, владеют им хорошо. А остальным вполне хватает китайского. Благо на нем говорит четверть населения планеты. Так или иначе на рынках надо торговаться: пусть даже жестами и с помощью калькулятора. И не думайте, что продавцы не пытаются получить профит со своих.
В Поднебесной бизнес — это и есть национальный вид спорта. Помню, как у Великой Китайской стены за мной и одним японцем (познакомились, как водится, по дороге) сто метров, пересекая магистраль, перелезая через ограждение, бежал “бомбила”, предлагавший довезти до нужного места за десять юаней (торговля начиналась то ли с пятидесяти, то ли со ста). Казалось, ну что ему эти 10 юаней — полтора доллара на наши деньги?! Московский таксист даже бровью не повел бы. Но этому товарищу очень уж хотелось получить даже столь скромное вознаграждение…
И так во всем. Во время работы они готовы бороться до последнего юаня, а потом “зажечь” на сотню в ресторане или караоке. Китайцы обожают петь. И неважно, что медведь на ухо наступил. Караоке — это еще один здешний вид спорта.
Нет чаевым
Также китайцы очень любят есть. Странно, что так много худых! Меня удивляют люди, у которых в стране возникают проблемы с питанием. Такого обилия закусочных вы не найдете ни в одной стране мира. Порой заметна нехватка некоторых привычных нам продуктов — например, ржаного хлеба или сыра. Еще несколько лет назад непросто было найти молоко. В Китае сельскохозяйственная земля в основном поделена на пашни, тогда как пастбищ исторически очень мало. И если коров выращивали, то в первую очередь ради мяса. Но в последнее время китайцы полюбили молоко. В магазинах большое разнообразие йогуртов и всевозможных напитков. Очень популярен молочный чай, который на самом деле имеет мало общего с чаем.
“Макдональдс”, “KFC”, некоторые другие подобного рода “бистро” также отвоевали внушительную долю местного рынка. Молодые китайцы нередко захаживают туда, хотя под боком у них кухня, что называется, проверенная временем. В эксклюзивных ресторанах можно найти что-то экзотическое, вроде лягушек и мозгов обезьяны, хотя в большинстве мест подают разнообразные блюда из вполне обычных ингредиентов, хотя и приготовленные оригинальным способом. Весьма распространены в Азии заведения типа “хого” (по-русски “горячая кастрюля”). Там посетители получают в распоряжение кастрюлю с каким-либо бульоном и, регулируя температуру конфорки, сами доводят до кондиции замороженное мясо, овощи, макароны, разные полуфабрикаты.
Многие любят сычуаньское “хого”: эта южная провинция славится острой кухней. Впрочем, в каждом районе Поднебесной свои специфичные яства. Да и в целом, когда говорят “Китай”, “китайский” — это большое преувеличение. В Поднебесной любая провинция как отдельная страна. И дело не только в количестве населения. В каждой свои язык (иероглифы одинаковы, но произносятся по-разному), обычаи и порой даже законы. Хотя со времени образования КНР (1 октября, к слову, отмечалась 64-я годовщина) многие различия стерлись.
Самое замечательное в китайских ресторанах и забегаловках — там не берут чаевых. Принципиально! Как-то в Урумчи, пообедав с другом уткой по-пекински на 96 юаней, положили на стол сотку и пошли. Официантка догнала нас за дверьми и вручила полагающуюся сдачу.
Интересно, что в магазинах и кафе работают порой совсем дети. То ли выглядят юными, то ли некоторым в самом деле 14 и меньше. Причем, как правило, рядом не видно никого ощутимо взрослого — кто бы за ними присматривал. А ведь работают с товаром, с деньгами. Что и говорить, трудовая дисциплина на высоте уже с малых лет. Поэтому, кстати, и продолжают открывать в Китае предприятия концерны со всего мира. Рабочая сила здесь давно уже не самая дешевая. Однако уровень инфраструктуры и квалификация сотрудников позволяют контролировать издержки на низком уровне. Китаянка, с которой познакомился в хостеле Гуанчжоу, сказала, что ничего не знает о нижней планке, когда разрешено трудоустраиваться. Нашел место — работай. Законы в Китае то ли не жесткие, то ли не всегда соблюдаются.
Хотя “китайцы-трудоголики” — это все-таки миф. Как и все, они любят отдыхать. В последнее время немало людей заразилось страстью к путешествиям. Да и прочие западные увлечения, включая тот же любительский спорт, все глубже проникают в традиционное общество. Просто труд для китайцев — стиль бытия. Они на работе не работают, они на работе живут. И ведут себя довольно непринужденно. Шутят, смеются, иногда ругаются. Если нет клиентов, в обеденную жару прямо на рабочем месте могут вздремнуть. Хотя это, конечно, от босса зависит. Попадаются и такие, что “кошмарят” подчиненных и не дают вздохнуть лишний раз.
Жизнь — игра
Значительно больше, чем работать, китайцы любят играть. Не зря их считают очень азартными. В Китае казино запрещены, поэтому многие в желании удовлетворить страсть едут за рубеж или в Макао. Экс-португальская колония недавно воссоединилась с КНР, но там продолжают действовать свои законы. Макао — самое большое казино мира, давно переплюнувшее по обороту и Лас-Вегас, и Монте-Карло. Впрочем, почитаемы китайцами не только азартные игры. Взрослые с удовольствием забавляются с детьми. По вечерам, пока бабули поют и танцуют, мужики “режутся” в маджонг, карты, го, бильярд. Интернет-кафе оккупированы под завязку молодыми парнями, сражающимися в видеоигры.
Жители Срединного царства любят и футбол, еще со времен страстного фаната Дэн Сяопина. Другое дело, что отношения не складываются. Не родила пока Поднебесная игрока приличного уровня, хотя бы как Яо Мин в баскетболе. Во всех сферах наблюдается прогресс, и только в футболе китайцы как проигрывали всем подряд, так и продолжают. Недавно с поста тренера сборной был уволен Хосе Антонио Камачо. Последней каплей после 10 поражений в 19 матчах стал унизительный разгром, учиненный командой Таиланда, — 1:5. В Китае часто разгораются скандалы вокруг договорных матчей, и на поединок с тайцами эксперты также посматривают косо.
Светлое пятно — команда “Гуанчжоу Эвергранд”, которой с прошлого года руководит Марчелло Липпи. В отличие от “Шанхай Шэньхуа”, потрясшего мир довольно бессмысленным приобретением Дрогба и Анелька, южный клуб ищет иностранных игроков в самом расцвете сил, а не ветеранов. И находит. Аргентинец Конка — один из самых высокооплачиваемых футболистов мира. В большом порядке бразильцы Мурики и Элкелсон. С учетом жесткого лимита “3+1” (дополнительная вакансия — для игрока из азиатской страны) эти ребята делают игру. В чемпионате “Гуанчжоу Эвергранд” уверенно лидирует, потерпев лишь одно поражение в 25 матчах. Кроме того, разгромив японскую “Касиву” с общим счетом 8:1, стал первым китайским клубом, пробившимся в финал азиатской Лиги чемпионов.
Один из самых больших мегаполисов мира Гуанчжоу может гордиться командой. Посетив встречу “Гуанчжоу Эвергранд” и “Шанхай Шэньхуа”, убедился, что болельщики разбираются в футболе. Аплодируют не только результативным действиям, но и когда игрок совершает эффектный проход, отдает умную передачу, дорабатывает в отборе. Удивительно только: китайцы ведь довольно шумные люди. Однако на 60-тысячном стадионе непривычно тихо — у нас пару тысяч болельщиков обеспечивают больше децибелов. После триумфального матча на улицах Гуанчжоу не слышно победных песен и громких кричалок фанатов в метро. Болельщики тихо и спокойно разъезжаются по домам. Все-таки отношение к спорту у китайцев своеобразное. А в остальном такие же люди, как и все…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь