Персона. Марафонское открытие Америки

21:37, 9 октября 2013
svg image
2718
svg image
0
image
Хави идет в печали

Супранович убежден: марафоны разрушают стереотипы и наводят мосты между людьми. Сам он одержим идеей: прославить Беларусь посредством марафонских пробегов. Сейчас он взялся за осуществление фантастического проекта: пробежать марафон в каждом из 50 штатов США! Через три дня, в воскресенье, Супранович стартует на супермарафоне в Чикаго…

— Как вы стали марафонцем?
— Я бывший боксер, динамовец, провел на ринге 10 лет. Был чемпионом БССР среди юношей, серебряным призером среди молодежи и дважды третьим среди взрослых. Выиграл международные турниры в Гродно и Таллинне. На последнем подобрался сильный состав участников, там и выполнил норматив мастера спорта. Однако осталась неудовлетворенность оттого, что не полностью реализовал возможности и подготовку. Потом было разное время: хорошо зарабатывал, куролесил… Наверное, интуитивно торопился взять свое за недополученное в детстве. Но в 30 понял: так дальше нельзя и начал заниматься собой. В частности, проверил на себе чудо-голодание по Брэггу и систему оздоровления Порфирия Иванова. Изучать свой организм интересно!
В 40 лет посмотрел оскароносный фильм “Марафонец” с Дастином Хоффманом в главной роли. И начал регулярно бегать: от 6 до 12 километров, перестал употреблять алкоголь. И почувствовал себя очень хорошо. В ходе тренировок пришла идея пробежать марафон. Решился на это, отдыхая в северной Греции: покрыл 42 километра за 3 часа 35 минут. Причем без питания и воды. Это, конечно, было насилие над организмом. Зато после бега полчаса пролежал в море, наслаждаясь отдыхом и закатом.

— Но вы-то на этом не остановились?
— Те, кто бегает марафоны, одержимы идеей участия в самых престижных пробегах. И мне захотелось ощутить, что такое знаменитый Нью-Йоркский марафон. Мой тренер по боксу Марат Хургин, давно проживающий в США, подал от моего имени заявку. Желающих обычно около 200 тысяч человек, из них организаторы отбирают 40 тысяч. Кроме специально приглашенных спортсменов топ-атлетов и VIP-персон, остальных определяют методом лотереи. В апреле 2006-го Марат позвонил: “Поздравляю! Тебя выбрал компьютер!” Когда пришло официальное приглашение, отправился за визой в американское посольство. Камнем преткновения стал вопрос: бегал ли я прежде марафоны? Что я мог ответить? Что пробежал их дважды за лето на даче? Поэтому в сентябре отправился на Московский международный марафон мира. Старт давался на Красной площади. Рядом Кремль, мавзолей, храм Василия Блаженного, от этого дух захватывало! Под раскаты громогласного “Ура-а-а-а!” отправились в путь. Финишировал за 3 часа 9 минут 52 секунды. На дистанции наблюдал за партнерами по бегу и учился у них. После финиша вручили медаль. В 48 лет это особенно приятно: 24 года не получал спортивных призов. Было ощущение, что вернулся в молодость. С выпиской из официального протокола и наградой снова двинул в американское посольство. И добился желаемого. Чтобы за океаном выглядеть достойно, купил кроссовки получше, новую майку, пришил на нее белорусский герб.

— У вас была возможность сравнить Московский и Нью-Йоркский марафоны?
— И сравнивать нечего! За океаном и масштаб другой, и организация потрясающая! Все время не покидало ощущение великолепного праздника. Оно появилось еще в самолете, когда выяснилось, что на борту не я один нацеливаюсь на бег. Десятки тысяч бегунов различных рас и национальностей создавали красочную палитру. Задолго до старта все, кто к этому причастен, лучились радостью, фотографировались. Ансамбль “Джерси Бойз” исполнил гимн США. Наконец, мэр Нью-Йорка Блумберг выстрелом из пушки дал старт соревнованию. Рядом со мной отправились в путь рекордсмен мира Пол Тергат, олимпийский чемпион в марафоне Стефано Бальдини, другие звезды. Бежать в такой компании необыкновенно! К середине дистанции я двигался в первой тысяче. Оглядываюсь, киношники снимают одного бегуна. Это был Лэнс Армстронг, находившийся тогда в зените славы. Его вели по дистанции известные в прошлом марафонцы… Финиш забега, проходившего по всем пяти островам города, был на Манхэттене, на знаменитой Пятой авеню. Пробежав за 3 часа 8 минут, я был счастлив. Те, кто выбегает из 3:10, получают право стартовать в следующем году без заявок и лотереи. На следующий день в “Нью-Йорк Таймс” вышло специальное приложение, в котором был опубликован полный список всех участников. Увидеть в нем себя — событие!

— Вы там еще стартовали?
— Да, в 2007 и 2008 годах. Конечно, тех эмоций, что испытал в первый раз, уже не было. К тому времени я стал намного опытнее. В 2008-м начал тренироваться под руководством легендарного специалиста, заслуженного тренера СССР Александра Федоровича Агрызкина. Он меня научил правильно бегать: преподал основы методики тренировок, психологии, объяснил, как нужно готовиться к каждому старту и убедил в том, что на дистанции нужно себя сдерживать. Благодаря Агрызкину в тот год я пробежал 11 марафонов.

— А на более длинных дистанциях себя пробовали?
— Однажды в молодечненском манеже преодолел 100 километров за 9 часов 14 минут: 500 кругов по 200-метровой дорожке. Через год сбросил с этого результата ровно 50 минут.

— 500 кругов — ужаснее не придумать!
— Было желание сбросить еще час с лишним. Хотелось стать мастером спорта по сверхдлинному бегу. А норматив — 7:10. Дважды участвовал в шестичасовом беге по стадиону. И покрывал за это время около 65 километров.

— Какие еще подвиги за вами числятся?
— Двойной марафон в Марьиной Горке: 21 и 22 июня 2008 года. Его организовал клуб любителей бега “Виктория”, которым руководит энтузиаст сверхдлинных дистанций Сергей Коваль. Сейчас на моем счету 32 марафона. Последний пробежал в Филадельфии 18 ноября прошлого года. Сейчас готовлюсь к 33-му, чикагскому.

— Откуда любовь к американским марафонам?
— В Америке их организуют на самом высоком уровне. Такого нет больше нигде. Там царит особая атмосфера праздника и восхищения друг другом. В Нью-Йорке после финиша марафонцев поздравляют даже прохожие. Там ощущаешь гордость за то, что смог это сделать. Хочу пробежать пять марафонов Золотой лиги: Нью-Йоркский, Чикагский, Бостонский, Лондонский и Берлинский. Первый уже покорил, 13 октября, надеюсь, пробегу второй, а весной нацеливаюсь на Бостон.

— Полгода назад Бостонский марафон омрачил теракт, унесший жизни людей и превративший многих в инвалидов. Вас это не пугает?
— Наоборот, подстегивает. У каждого — своя судьба. Бегать марафоны — это радость, которая передается другим. А радость невозможно отменить или уничтожить.

— В престижные марафоны не так просто попасть…
— Чтобы стать участником Бостонского в моей возрастной категории, нужно иметь заявочный результат лучше 3 часов 40 минут, причем он должен быть показан не позже, чем за год до старта. Надеюсь достичь этого в Чикаго. В Бостоне спортивный фактор — главный. Там лимит времени 4 часа 30 минут: после этого марафон прекращают. А в Нью-Йорке ждут всех до упора. В Чикаго — свои особенности: набирают 45 тысяч бегунов в порядке очередности. В этом году случился коллапс. Когда организаторы открыли электронную запись, за первые пять часов было подано 30 тысяч заявок. И компьютер не выдержал натиска — сломался. Оставшиеся 15 тысяч вакансий заполнили лотерейным методом, как в Нью-Йорке. И мне снова, как и семь лет назад, повезло оказаться в числе счастливчиков.

— А в других странах?
— И в России много бегал. Например, Московский марафон преодолел дважды. Бежать в центре Москвы — удовольствие! В Королеве участвовал в марафоне, посвященном 50-летию запуска первого искусственного спутника Земли. В Санкт-Петербурге два раза соревновался в марафоне “Белые ночи”. Очень красиво! Но больше запомнился другой питерский пробег — “Дорога жизни”. Он проводится в последнее воскресенье января. Тогда было минус восемь, с Ладоги дул пронизывающий ветер. Старт давался у монумента “Разорванное кольцо”. 42 километра в таких условиях — тяжелое испытание.

— Часто возникает соблазн — сойти с дистанции? Вы ведь никому не обязаны, можете себе позволить.
— Это каждый раз — новая история. Подходишь к соревнованиям в разной степени готовности, они проводятся в различную погоду, уровень организации тоже не одинаков, а от этого во многом зависит настроение. Иногда бежишь и думаешь: ну зачем мне это надо?! И укоряешь себя, и костеришь, но какой-то стержень внутри сойти не позволяет. В 2008-м пробежал марафон с личным рекордом за 3 часа 2 минуты и решил, что в Нью-Йорке разменяю трехчасовой рубеж. Тогда я слишком много бегал, и однажды защемило спину. Делал различные процедуры, прогревания. Вроде бы полегчало. Стартовал, первые 10 километров пролетел за 43 минуты, а потом спину снова заклинило. Каждый шаг отдавался острой болью в правом бедре. Бег превратился в сплошное страдание. На остальные 32 километра затратил целых три часа. Пожалуй, это был самый трудный марафон в жизни.

— Почему у нас, в Беларуси, марафонское движение мало популярно?
— У нас бегающих много, но… наши люди не понимают: для того, чтобы что-то получить — высокий уровень организации, комфортные условия, памятную майку, медаль, диплом, выписку из протокола, публикацию в газете, за все нужно заплатить. Во всем мире люди платят и получают отдачу.

— Для марафонца особенно важно правильное питание.
— В 2003-м набрал килограммов восемь лишнего веса. Три сбросил, а дальше — никак. Тогда прочел книгу Герберта Шелтона “Раздельное питание”. Ее основная суть в том, что белки и углеводы нужно потреблять отдельно. А овощи и фрукты хорошо сочетаются и с тем, и с другим. Сейчас практически стал вегетарианцем.

— Как вы бегаете, не кушая мяса?
— Углеводы — поставщики энергии. А белки — это строительный материал, они дают массу. Но их можно получать не только из мяса, но также из творога и яиц. Зимой очень хорошо идет сельдь, все же организму нужно бороться с холодом.

— Ваш примерный рацион?
— За 10 минут до еды обязательно пью воду. На завтрак — овсяная каша, точнее, овсяные хлопья, в которые добавляю горсть изюма, три-четыре кураги, несколько черносливов. И снова пью: одну-две чашки зеленого чая с китайским лимонником, это очень хорошо тонизирует организм. На обед, как правило, творог со сметаной, в который добавляю немного миндального ореха. Вообще орехи хорошо чередовать: миндаль, грецкий, фундук, кэшью. В них насыщенный белок, поэтому много есть их не следует. На ужин — большая порция салата из свежей капусты, моркови, лука с добавлением корня сельдерея или корня имбиря. Еще один полезный ингредиент — сухая морская капуста. Если нужно получить много энергии, ем шоколад. Обычно 20 граммов до бега и столько же после него. Он быстро расщепляется. Но поглощать больше 40 граммов в день не стоит. Во всем нужна воздержанность. И еще: мой ходильник, как правило, пуст. Готовлю блюда на один раз. Пища должна быть свежеприготовленной.

— А сон?
— Сплю обычно восемь часов. Ложусь в районе полуночи. Встаю, когда проснусь. Чувствую себя великолепно. Может, поэтому у меня родилась еще одна идея. В прошлом году бежал полумарафон в Квинсе, это район Нью-Йорка, затем марафон в Нью-Джерси. А потом прочел, что один американец за 20 лет пробежал марафоны в 37 штатах. Подумалось: почему не почтить участием каждый штат США?

— Их же 50!
— В трех уже бежал — в Нью-Йорке, Пенсильвании (Филадельфия) и Нью-Джерси (Оушнпорт). После Чикаго (штат Иллинойс) останется 46. Если покорять пять-шесть марафонов в год, за 8-10 лет эту программу можно выполнить. И тем самым продемонстрировать Америке, на что способны белорусы.

— Недешевый проект!
— Только заявка на марафон стоит около 200 долларов. Не говоря уже о транспортных и прочих расходах. Для серьезного проекта нужен спонсор. Это задача на ближайшее десятилетие. А вообще у меня мечта: стать когда-нибудь самым пожилым марафонцем планеты и попасть в Книгу рекордов Гиннесса.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?