Королевская трибуна. Системный сбой
Его ученица, 26-летняя Анна Драбеня, единственная из наших спортсменов установила личные достижения на главных стартах последних лет — Олимпийских играх в Лондоне и чемпионате мира в Москве. Кроме того, Анна финишировала четвертой на Универсиаде в Казани. Ее специализация — спортивная ходьба на 20 км. Другая воспитанница Родичева — 24-летняя Ольга Мазуренок, двукратная чемпионка страны-2013 и победительница Кубка в беге на 5000 и 10000 метров. На ее счету есть победы и призовые места в марафонских и полумарафонских пробегах. Обе претендуют на участие в Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Поэтому мнение их наставника особенно интересно.
— У меня давно зрели мысли по поводу проблем нашего вида спорта. Внимательно читаю все публикации в вашей газете и других изданиях, потому что мне небезразлична судьба легкой атлетики. В прошлом году после лондонской Олимпиады прочел выступления руководящих лиц и, к сожалению, не нашел в них главную причину наших неудач. Хочу защитить спортсменов и тренеров: они в большинстве своем ни в чем не виноваты. Работают, как умеют и как им позволяют обстоятельства. Уверен, все стремятся показать наилучшие результаты.
— Почему же не получается? Как правило, на топ-турнирах большинство наших атлетов выступают значительно хуже, чем дома.
— На мой взгляд, причины в системном сбое. Сегодня система училищ олимпийского резерва — единственная структура, которая реально работает. Правда, и в ней необходимо навести порядок. Но все же там идет планомерная подготовка резерва — юношей и юниоров. Самое болезненное начинается дальше. Представьте, заканчивает УОР перспективный молодой спортсмен, в воспитание и развитие которого государство вложило немалые деньги. Он тут же сталкивается с множеством ключевых жизненных проблем. Зарплаты нет, жить негде, централизованная подготовка фактически отсутствует — всего два-три выездных сбора по 18 дней за целый год. Децентрализованная выражается в получении денег на питание, в лучшем случае это четыре-пять сборов по 18 дней. Итого спортсмен готовится максимум 180 дней из 365.
— Напомним читателям, речь идет о парнях и девушках 18-19 лет.
— Смотрите, сколько вопросов из этого вытекает: на что юные спортсмены существуют остальные 185 дней? И как в такой ситуации тренеры могут вести планомерную целенаправленную подготовку?
— Насколько знаю, едва ли не главная забота наставников — сохранить для спорта способных ребят: найти им работу, пробить место в общежитии, помочь c учебой, но не в ущерб тренировкам.
— Все правильно, этим и занимаемся. Это следствие невыстроенности государственных спортивных структур, отвечающих за подготовку спортсменов высокого класса, отсутствия баланса в их работе. РЦОП — огромная структура, в которую вогнали все: и школы высшего спортивного мастерства, и национальную команду, и училища олимпийского резерва. На мой взгляд, это ошибка. РЦОП должен соответствовать своему названию и готовить людей непосредственно на Олимпийские игры. Зачем там держать огромное количество юношей и юниоров? Для этого существуют УОРы и ЦОРы — в них и должен готовиться основной резерв.
— То есть вы за то, чтобы существенно сузить рамки РЦОПа?
— Да. Считаю, в центре олимпийской подготовки должны тренироваться лишь кандидаты на участие в предстоящей Олимпиаде. Это атлеты, имеющие уже довольно высокую квалификацию. Пусть их число будет небольшим, 30-40 человек, но они должны быть обеспечены всем необходимым круглый год — с 1 января по 31 декабря.
— Давайте конкретизируем: что есть все необходимое?
— Нужно создать олимпийскую базу, где спортсмены могли бы жить, питаться и тренироваться. Спортсмен, испытывающий серьезные нагрузки, не обязан думать, где и на что он сегодня отобедает, не должен трястись в транспорте, чтобы добраться до общежития. В это время ему положено либо отдыхать, либо проходить восстановительные процедуры. Тогда он будет готов переварить последующую работу и у него не пропадет мотивация. Вот это действительно будет центр олимпийской подготовки. Приезжая с выездных сборов, атлеты и тренеры должны сразу заезжать на олимпийскую базу для дальнейшей подготовки.
— А у нас как происходит?
— Возвращаемся, к примеру, из Кисловодска, но в ОСК “Стайки”, как правило, заехать не можем, потому что еще не переведены деньги и нас там просто нет в списках. Мы появляемся через две недели, за это время значительная часть тренировочного эффекта идет насмарку. Это ненормально. Олимпийская база должна иметь все средства для полноценной подготовки и восстановления. Это стратегический объект, его надо охранять как военный. В знаменитый центр олимпийской подготовки по спортивной ходьбе в Саранске без специального пропуска никто не может войти. А у нас что творится в тех же “Раубичах”? Это не олимпийская база для национальных команд, а “пионерский лагерь”.
— Упомянутый вами саранский центр Виктора Чогина имеет широкую известность.
— Он открыт в 1995 году решением правительства Мордовии. Воспитанники центра знамениты победами в топ-турнирах. Назову самых-самых: на Играх в Пекине чемпионами стали Ольга Каниськина и Валерий Борчин, призером — Денис Нижегородов, в Лондоне первенствовали Елена Лашманова и Сергей Кирдяпкин, серебро у той же Каниськиной. Наконец, на чемпионате мира в Москве репутацию центра поддержали Лашманова и Александр Иванов, победившие на “двадцатке”, Анися Кирдяпкина и Михаил Рыжов принесли серебро. У нас такими результатами не может похвастать вся легкоатлетическая сборная.
— Какие условия созданы атлетам в Саранске?
— Основа инфраструктуры — база-интернат, рассчитанная на 50 человек. Она включает в себя жилой блок, столовую, медицинский центр, тренажерный зал, душевые, баню, прачечную. Рядом с базой — специальная четырехкилометровая заасфальтированная дорожка для тренировок ходоков, а также стадион с футбольным полем и беговыми дорожками. Сейчас этот комплекс расширяется и совершенствуется. Пример мордовского центра показывает: сегодня выигрывает тот, кто создал систему круглогодичной непрерывной подготовки. И чем быстрее мы последуем этому примеру, тем скорее получим результат.
— Ваши предложения?
— У нас в некоторых видах спорта такая система создана и эффективно работает. Например, в гребле на байдарках и каноэ, в художественной гимнастике. Предлагаю создать центр развития выносливости в Плещеницах Логойского района Минской области. Там уникальный природный ландшафт и практически готова инфраструктура для подготовки спортсменов высокого класса: стадион, тренировочные залы, бассейн, три сауны, современный тренажерный зал, столовая местного УОРа. Есть неиспользуемое общежитие. Конечно, кое-какие ремонтные работы потребуются, но в целом, если будет государственное решение, можно очень скоро запустить центр в работу. Он мог бы стать базой для группы выносливости национальной команды.
— Интересный вариант! Он помог бы и Минской области уйти с аутсайдерской позиции в легкой атлетике. А финансирование?
— Знаете, на одном из совещаний озвучили сумму средств, которая выделена на развитие легкой атлетики в стране. Я, когда услышал, удивился: почему нам этого не хватает? Деньги на спорт выделяются в большом объеме, но, к сожалению, не всегда доходят до спортсменов и тренеров. Думаю, стоит сократить путь их движения к получателям.
Во-первых, необходимо составить реальный (а не раздутый) список кандидатов на участие в Олимпиаде, то есть определить элитную группу. Во-вторых, их наставники разрабатывают и согласовывают с главными тренерами календарный план подготовки и запланированные результаты. В-третьих, он подается в Минспорта, обсчитывается бухгалтерией и утверждается руководством. В-четвертых, тренеры получают деньги на целый год, выстраивают тренировочный процесс в соответствии со своим видением, а затем отчитываются за потраченные средства и достигнутые результаты. Еще момент. Тренеры кандидатов в олимпийцы не должны работать со стандартными группами. Их надо ставить на контракт, чтобы они могли сосредоточиться на подготовке элитных спортсменов. Это требует большой самоотдачи.
Тут-то и станет видно, кто и как сработал. По итогам года не выполнившие обязательства должны уступить место тем, кто добился за год обнадеживающих показателей. Ротация обязательна! Чтобы обеспечить прозрачность этого процесса, достаточно публиковать все данные (где, сколько, кому и под какие результаты) на сайте Минспорта. Эта система даст государству экономию и многократно увеличит кпд государственных инвестиций в спорт.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь