Аксакал. Дмитрий Кузьмин: молодежь со мной на “ты”
Тем более что гродненский аксакал отнюдь не доигрывает с предпенсионным настроением, а является для молодых партнеров ярким примером добросовестного отношения к делу, которому посвятил свою жизнь.
— После ухода из спорта Владимира Шарко ты стал самым возрастным баскетболистом национального первенства. Какие ощущения?
— Нормальные. Пока есть силы, постараюсь приносить пользу клубу.
— Сколько лет, не загадываешь?
— Как получится. Этот сезон и следующий я бы еще поиграл. А там посмотрим.
— Признаюсь, расспросил о тебе главкома “Гродно-93” Андрея Василевко. Он расхваливает: на тренировки приходишь раньше всех, пашешь наравне с молодыми.
— Так ведь свой уровень надо держать. Молодежь сейчас такая, что чуть расслабишься — сразу съедят. Конкуренция.
— А как строишь отношения с молодыми? На “вы” обращаются?
— Нет, в команде мы все на равных. Я спокойный человек, не выпячиваю себя. Конечно, когда у кого-то проявляются серьезные “косяки”, могу подсказать и даже прикрикнуть.
— Неужели разница в возрасте не ощущается?
— Иногда мысль пробьет: а парень-то на пятнадцать лет моложе. Но в игре об этом не задумываешься, на площадке все равны. А вот в быту разница чувствуется. У молодого поколения немного другой взгляд на жизнь, иные ценности. Мы как-то стремились пораньше прийти на тренировку, дополнительно поработать, вечером посмотреть баскетбол в той же НБА, чтобы чему-то у мировых звезд поучиться. Сейчас же молодежи это неинтересно. Много свободного времени “съедают” компьютеры. Есть, конечно, профессионалы, которые нацелены добиться в баскетболе высоких целей, они, как говорится, и спят с мячом. Основная же масса поражена вирусом безразличия: пришел, потренировался, ушел заниматься другими делами.
— В высшей лиге Гродно нынче представляют две команды. Не слишком накладно для города?
— Не могу это комментировать, я ведь не вхожу в руководство клуба. Выставили — молодцы. В “Принеманье” собрали гродненских ребят, хотят их наигрывать, чтобы профессионально росли. Если есть финансы, почему бы так не сделать.
— Чемпионат вы начали с пропуска — техническим поражением был наказан “Борисфен”. Кстати, он до сих пор не расплатился с федерацией за прошлогодние долги.
— Неприятная история. Ребята хотят играть, а им грозят снятием с чемпионата. Но они-то не виноваты. Неужели для Могилева неподъ- емная сумма взноса? Не такие уж большие деньги. Все равно найдут, уверен. Обидно за игроков, за тренера — Ростислав Вергун наш друг. Он старается, тренирует людей, а тут раз — и все его труды могут пойти прахом.
— Еще не сыгран первый круг, а уже можно безошибочно предположить, что в первую четверку к “Цмокам” попадут “Гродно-93”, “Сож” и “Свислочь”. Не разочаровывает подобная предсказуемость?
— Конечно, хочется, чтобы было больше команд хорошего уровня. Тогда бы навязывалась борьба, игры шли очков в очко. А если побеждаешь с разницей в сорок очков, удовлетворения не получаешь. Возможно, картина изменится, когда заработает трансферное окно. Стоит подписать двух-трех сильных легионеров, и игра команды сразу преобразится, все в таблице может круто поменяться.
— Вы также рассчитываете укрепиться в декабре?
— Решать руководству. Подпишут — пойдет команде на пользу. Все-таки у нас не хватает высоких игроков. Вот Юре Мишукову сделали операцию — недели две еще придется играть без центрового.
— Федерация ввела лимит на легионеров: на игру можно заявить не более трех иностранцев. Как относишься к этому ужесточению?
— Считаю, все лимиты — глупость. Можно взять за пример хоккеистов. Они тоже навводили различных ограничений — на возрастных игроков, на легионеров. К чему это все привело — хорошо известно. Когда в команде появляется сильный легионер, молодые ребята у него начинают учиться. Разве это плохо? Я против всяких ограничений. Все должно развиваться естественным путем. Вот ввели правило, что в игре должны провести не менее 10 минут два баскетболиста до 20 лет. Ладно бы у нас была сильная сборная этого возраста. Где найти шестнадцать ребят для восьми команд, которые бы не просто находились в составе, а решали на паркете какие-то задачи, показывали результат? Выходит, мы искусственно тянем их за уши в ущерб другим.
— В этом чемпионате “Цмокi” стартуют не с плей-офф, как год назад, а с четверки. Правильно?
— Естественно, для всех было бы лучше, если бы “драконы” провели чемпионат целиком. С ними интересно соперничать, да и болельщики ходили бы на матчи активнее. Одно дело видеть команду по телевизору, и совсем другое — живьем в своем городе. Но я прекрасно понимаю проблемы “Цмокаў”: много игр в Лиге ВТБ и Еврочеллендже, причем значительно более сложных, чем в национальном первенстве, переезды-перелеты. Пожалуй, федерации удалось найти компромиссный вариант.
— Успешный старт “Цмокаў” в Лиге ВТБ удивил?
— Порадовал. Но он объясним: клуб провел успешную селекцию, пригласили более квалифицированных легионеров. С ходу на выезде обыграли мощный ВЭФ. Жаль, обидно проиграли затем дома “Красному Октябрю”. Полагаю, ребята толком не настроились на матч. А зря. Я со многими баскетболистами “Октября” играл на Украине — они довольно высокого уровня. Взять верх над ЦСКА было, безусловно, крайне сложно. Но и в этой игре “Цмокi” выглядели здорово, крепко потрепали нервы фавориту.
— За Андрея Кривоноса не обидно, что его сместили в ассистенты главного тренера?
— Мы переживаем друг за друга, ведь много лет провели вместе. Ясно, что обидно. Главное, чтобы он духом не пал. В мире крайне мало тренеров, карьера которых развивалась только по нарастающей. Даже великих специалистов смещали с должности, они отступали, а затем возвращались на прежние позиции. Кривонос — молодой тренер, лучшее у него еще впереди. Год поработает вторым, потом, возможно, куда-нибудь уедет. Хотя баскетбол — такая игра, в которой в любой момент все может поменяться в обратную сторону.
— А ты себе на ус мотаешь, что может ждать впереди? Ведь сколько ни играй, придется повесить кроссовки на гвоздь…
— Кое-какие задумки имеются. Хотелось бы остаться в баскетболе, работать тренером. Признаюсь, уже были приглашения, но не из белорусских команд. Пока решил не спешить с принятием кардинального решения. Хочу еще поиграть.
— Не страшит перспектива все начинать с нуля?
— Чего ее бояться? Я ведь собираюсь заниматься баскетболом, который, смею надеяться, знаю неплохо. Вот если бы шел работать на завод или в бизнес, в котором слабо разбираюсь, тогда другое дело.
— Помню времена, когда Ледовый дворец в Гродно забивался под завязку. Теперь не то?
— Люди приходят, но ажиотажа не наблюдается.
— А если бы “Гродно-93” выступал в Еврочеллендже?
— Однозначно интерес бы прибавился. Взять нашу девичью “Олимпию” и волейбольный “Коммунальник” — проводят еврокубковые матчи при аншлаге. Хотя и не в родном городе, а в Лиде.
— Реально ли вам заявиться в еврокубки?
— Это зависит от финансовых возможностей клуба и желания руководителей. Для дебютанта Еврочеллендж чем неудобен? Заявишься, тебя отправят в квалификационный раунд, там попадешь на сильного соперника и после двух игр можешь оказаться свободен. Менеджерам надо хорошо просчитать — целесообразно или нет. Хотя с точки зрения роста выступление в еврокубках необходимо. Полезно играть с командами разных стилей — литовскими, российскими, западноевропейскими. Да и просто интересно сравнить, чего стоишь на их фоне.
— В женских еврокубках участвуют три белорусских клуба, в мужском — один. Не обидно?
— Зависти нет. Если у девчонок хорошо получается на уровне клубов и сборной, можно только порадоваться за них. Пусть хоть они поднимают наш баскетбол. Надеюсь, доживем до тех времен, когда успехи будут и у ребят, и у девушек.
— У тебя за плечами больше двух десятков сезонов — в Беларуси, России, на Украине. Какой был самым запоминающимся?
— Мне кажется, наиболее успешные годы провел в России. Здорово было в Иркутске. С подмосковным “Триумфом” мы пробились в “финал четырех” Еврочелленджа. Запомнился и сезон в питерском “Динамо”. Тренироваться и играть под руководством такого классного специалиста, как грек Фотис Кацикарис, чертовски приятно. Да и вообще там все было организовано на высочайшем уровне: проживали в пятизвездочных отелях, на матчи летали чартером. Жаль, клуб обанкротился.
— Твой совет молодым? Если есть возможность, уезжать?
— Для этого надо, чтобы тебя заметили, пригласили. Знаю многих людей, которые хотят уехать, да их не зовут. Сейчас в спорте есть возможность зарабатывать неплохие деньги, устроить свою жизнь. Но для этого надо стремиться добиться чего-то серьезного, усердно работать. А уехать… Это тяжело — белорусский паспорт не сильно котируется за границей. В качестве легионера скорее пригласят американца или серба. Если же талант очевиден, то дома лучше не засиживаться. Хоть это и звучит непатриотично.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь