Герой месяца. Чемпион мира среди ветеранов
— Как здоровье? Матчи перед паузой вы пропустили…
— Небольшая травма, надрыв. Дабы не усугубить, решили с доктором, что в Брест и Могилев мне ехать не стоит.
— Сколько команда получила выходных после этого выезда?
— Два с половиной дня: воскресенье, понедельник и во вторник в 17.00 уже собрались на тренировку. Отдых, конечно, был кстати, усталость накопилась. Не только физическая, но и психологическая. Тяжело два месяца играть почти без выходных.
— Было время подумать о скором полуфинале Континентального кубка?
— А что там думать? Надо выходить и играть в хоккей. Основательно еще не готовились, видеоматериалы не смотрели. Думаю, начнем ближе к двадцатым числам. Пока через практику налаживаем какие-то игровые связи, схемы.
— Наверное, неплохо получается. Октябрь “Неман” провел здорово.
— В принципе да. Как у команды, так и у меня дела сложились хорошо. Даже не ощутили потерю Кристека и Матерухина. Коллектив стал еще сплоченнее и дружнее, играли как единое целое. А что касается меня, на протяжении уже нескольких лет замечаю, что сентябрь получается непростым, тяжело вкатываюсь в сезон. А вот в октябре идет очень добротный отрезок.
— Трудно выйти из-под летних нагрузок?
— Кто-то сразу может войти в ритм, кому-то требуется время на раскачку. Вот я из года в год в сентябре раскачиваюсь. На сей раз в августе вообще провели порядка пятнадцати матчей. Это много.
— “Неман” в октябре ни разу не дал осечки в матчах с командами топ-5. Какие из них выдались самыми трудными?
— Как по мне, так это победа в Жлобине 2:1 и виктория с таким же счетом дома над “Гомелем”. Хотя все матчи с этими соперниками нелегкие, но и играть интересно. Никого настраивать не надо.
— А есть разница в подготовке к поединкам, скажем, с “Юностью” и “Могилевом”?
— Нет. Бывает, правда, как в домашней встрече со “львами”, что недооценили соперника. Даже, скорее, переоценили свои возможности, посчитали, что можем сыграть вполсилы. Но в целом все стандартно. Уважаем любого оппонента.
— Еще, пожалуй, стоит вспомнить гостевое поражение от “Химика”?.
— Там немного другая ситуация. В этом году в Новополоцке подобрались боеспособная команда и хороший коллектив. Много опытных ребят плюс своя молодежь. Не зря долгое время клуб шел на высоких позициях. Думаю, “Химик”-СКА будет претендовать на многое. И победа над нами — отнюдь не случайна, а где-то даже и закономерна.
— После трех ничейных периодов с “Могилевом” какие мысли лезли в голову перед овертаймом?
— Да никаких. Там все шло спокойно, счет был 2:1, пока Сергей Дрозд не забросил рукой в свои ворота. Началась не то что паника… Даже не знаю, как сказать. Во время матча тяжело перенастроиться, а мы вышли немного расслабленными, плюс вратарь “Могилева” поймал кураж. Хорошо хоть в овертайме победили. Вышло, что Дрозд и своим, и чужим забросил.
— Как динамовская молодежь адаптируется в коллективе?
— Отлично. Все общаются на равных. Заметили, что ребята возвращаются к нам с улыбками. Значит, все хорошо, людям нравится атмосфера. В коллективе нет деления на “Динамо” и не “Динамо”.
— Игорь Брикун после чемпионского сезона отметил, что Дмитрий Кравченко позволил игрокам самим создать атмосферу внутри команды. Согласитесь с партнером?
— Скорее да. Кравченко по сравнению с предыдущими годами чуть отпустил вожжи, стал демократичнее, чаще шел с ребятами на контакт, прислушивался к ним. Все это дало результат. Между командой и тренером наладился диалог даже в плане того, как действовать на площадке. Не только Дмитрий Александрович решал, как сыграть и какую тактическую схему применить. Собирались вместе, смотрели видео, обсуждали, предлагали варианты, выбирали оптимальный. Никакой диктатуры.
— Вы были в команде, когда Кравченко назначили главным тренером, и могли проследить его эволюцию. Он тогдашний и нынешний — в чем отличия?
— Наверное, Дмитрий Александрович научился общаться со взрослыми мужиками. Перед приходом в “Неман” он работал преимущественно с молодыми ребятами. Но, как уже сказал, научился быть гибче, демократичнее. Стал выслушивать мнения хоккеистов. В психологическом плане многое для себя приобрел. Тренер ведь должен быть хорошим психологом. Когда он пришел после “Гомеля-2”, хотел немного иначе все организовать, установить жесткий режим, который не всегда подходит. И вот в этом плане Кравченко здорово прибавил. Теперь может подойти к любому просто поговорить. Ну и в тактических схемах появилось много интересного. Читал, что он ездил в кэмп сборной, чтобы перенять опыт. Человек стремится развиваться. Черпает информацию при любой возможности.
— А вы конспекты ведете?
— Пока не получается. Как-то задумывался над этим, но руки все не доходят. У того же Кравченко много интересных мыслей, которые можно использовать… Где-то потом, может быть, если вдруг когда-нибудь стану тренером. (Смеется.) Хотя пока не задумывался об этой стезе. Полон сил и желания играть. Главное, чтобы здоровье не подводило. Еще не сыт. Далеко не сыт.
— Отсюда и хорошая статистика в каждом чемпионате?
— Возможно. Каждый год в начале предсезонки, когда в июне по две-три тренировки в день, думаешь “ай, на фига мне это надо?” Но стартуют матчи, выходишь на лед, играешь и понимаешь, что жить без этого не можешь. И дело даже не в финансовом вопросе — просто нравится. Этот азарт, адреналин… Которых ты в принципе нигде больше не получишь. Если только прыгнуть с парашютом. Хотя не знаю, не пробовал.
— А хотелось бы?
— Ха! Нет-нет. Боюсь высоты и американских горок. На горки не полез бы даже за хорошие деньги. Нравится стоять внизу и смотреть, как они гоняют, но туда — ни за что.
— Психологи советуют менять работу раз в пять лет. В “Немане” вы уже пятнадцать. Это все равно не притупляет желание играть в хоккей?
— Так примерно раз в пять лет менялись тренеры. Вот вам и новое место работы: новые люди, новая сфера общения. К тому же меняются и мои интересы, ведь не только хоккеем живу. В городе друзья, знакомые, свои дела. На данный момент меня все устраивает. Будут другие времена — посмотрим. Хотя не вижу смысла куда-то по Беларуси переезжать. Везде примерно одинаковые условия. А жить с ребенком где-то на съемных квартирах, когда свой уголок в Гродно… Ну зачем? Если только ехать в Россию. Но, во-первых, должно быть неплохое предложение, во-вторых, на это надо решиться. Тем более мы прекрасно видим, что не у всех в той же ВХЛ получается. Да, у кого-то дела идут хорошо, но у кого-то — ни рыба ни мясо.
— Сколько у вас было предложений уехать из Гродно?
— Где-то четыре-пять. В основном они поступали в последние пять-шесть лет. До этого, в начале “нулевых”, звали в тогдашнюю российскую “вышку” — это второй дивизион.
— Насколько известно, в ту пору внимание на вас обращал и “Нефтехимик” из суперлиги.
— Может быть. Я уже, если честно, особо не помню.
— А какие клубы точно помните?
— Воронин приглашал, когда только образовался “Минск”. Варивончик, когда работал в “Гомеле”. Спиридонов в “Металлург”… Как-то все не получилось, не срослось. Так в Гродно и живем.
— Был момент, когда реально собирались уехать?
— Да. Года четыре назад в Жлобин. Кравченко тогда убедил меня остаться, хотя я на 99 процентов решил уйти.
— Не послушав тренера, вряд ли вышли бы на первое место в списке лучших бомбардиров “Немана” за всю историю. Приятно обойти Олега Малашкевича?
— Даже не следил за этим — только от вас услышал. Нечасто смотрю статистику. Бывает, иногда загляну в программку к матчу и максимум обращу внимание на очки, набранные в текущем сезоне. Хотя в любом случае рад, что обошел такого спортсмена. С Олегом приятно было играть. Мы и жили с ним вместе. Хороший человек, хороший хоккеист. До сих пор в отличных отношениях, общаемся. Он сейчас возглавляет “Неман-2”, поэтому часто видимся.
— А кто оказал на вас наибольшее хоккейное влияние?
— Кумиров у меня нет, и на каких-то личностях не заморачиваюсь. Просто стараюсь выкладываться на тренировках. Хотя не сказать, что я работяга до мозга костей. Могу и отпахать, но если считаю, что где-то надо сачкануть и отдохнуть, то сачкану и отдохну. (Смеется.) Смотрю по самочувствию. Малашкевич, кстати, довольно серьезно относился к хоккею. Думаю, если бы не заманчивое предложение стать ассистентом Кравченко, то еще года два поиграл бы без проблем. Здоровье позволяло. Просто его поставили перед выбором, а в будущем такого предложения могло и не быть. Вот, взвесив все “за” и “против”, решил закончить. Хотя уровень экстралиги упал. Олег мог бы и сейчас играть. За президентскую команду выступает же.
— К слову, в этом году и у вас два золота…
— Ха-ха! Как я шучу, чемпион мира среди ветеранов. Хотя приятно и интересно было поучаствовать в рождественском турнире. Интересно с той точки зрения, что приехало много хороших команд. Против Канады я не играл, но со стороны североамериканцы выглядели неплохо. Приехали мужики, которые выступали в НХЛ, АХЛ, с хорошими катанием и броском. Некоторые, даже давно закончив, ни в чем не уступали хоккеистам из нашей экстралиги. В общем, интересно и посмотреть, и поиграть, и пообщаться.
— С президентом довелось поговорить?
— Чисто формально. Поздравил, пожал руку, сказал пару слов. У него ж дела — это глава государства.
— Смотрите, как получается: вы уже обошли Малашкевича и по количеству матчей за “Неман”, и по количеству набранных очков. При этом свитер Олега висит под сводами гродненского Ледового дворца… Понимаете, на что намекаю?
— Ха! Ну, висит, и здорово. Могу похвастаться, что с этим парнем играл. Но мой пока туда не надо. Я еще хочу побегать. Хотя бы до возраста Олега, а лучше дольше. Будем надеяться, что и здесь его превзойду. Вообще, рекордсмен по долголетию в Гродно, наверное, Дмитрий Ничиухин. Он до сорока лет за “Неман” выступал. Вот, видел, украинец Женя Бруль вернулся на лед. Ему 46 лет 8 месяцев. Этот человек тоже поиграл в Гродно, и я могу сказать, что энергия у него просто неиссякаемая. Такое ощущение, что внутри до сих пор лет двадцать. Вечно молодой.
— Не жалеете, что у вас со сборной отношения не складывались?
— В прошлом сезоне вполне могли сложиться, если бы не травма спины. Долго не понять было, в чем проблема. Говорят, ничего особенного, просто защемило нерв, не мог на ногу ступить. Но в мае подлечился, поездил в санаторий на процедуры. В июне еще поболело немного, а с июля все стало нормально. Бывает, беспокоит, однако не так. А про сборную… Ну, значит, не подхожу. Хотя в прошлом сезоне с удовольствием сыграл бы. Чувствовал, что к концу чемпионата нахожусь в хорошей форме. Что ж, каждый тренер формирует свой состав.
— С Хэнлоном общались?
— Ха! Я же английского не знаю. А, если серьезно, то не общались, хотя он приезжал на матчи. Ну, опять же — значит, не подхожу под его модель. Глен делает сборную, которая должна прилично выступить на домашнем чемпионате мира. Все будут за нее переживать. И я тоже в этом году буду болеть, как никогда прежде, хотя, в принципе даже чемпионаты мира не особо смотрю по телевизору.
— Так ведь никто еще не ставит на вас крест как на потенциальном участнике.
— Ну, дадут шанс — буду играть и доказывать.
ЛАУРЕАТЫ СЕЗОНА-2013/14
Сентябрь | Александр МАТЕРУХИН | Неман |
Октябрь | Вячеслав ЛИСИЧКИН | Неман |
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь