Проблема. Борьба по-белорусски
Две бронзовые награды — “вольника” Али Шабанова и “греко-римлянина” Джавида Гамзатова — упали в нашу копилку. Не феерично, но вполне добротно.
Однако накатившая эйфория от всесторонней идиллии в родном борцовском цеху довольно быстро переросла в легкую форму тревоги: а что, собственно, дальше, например, в нашей вольной борьбе? В Будапеште из воспитанников отечественной школы выступал лишь один Иван Янковский. Остальные ребята из Дагестана плюс Владислав Андреев из Якутии.
Тема эта уже набила оскомину. В борцовской среде к ней относятся как к данности. Специалисты в большинстве своем подхватили своеобразный синдром привыкания и хронической меланхолии. Начинает казаться, что так было всегда и будет впредь. В действительности же проблеме от роду десятка полтора лет. Она растет как снежный ком, и есть опасение, что точка невозврата уже не за горами.
Во второй половине 90-х начался массовый завоз в нашу страну ребят из Дагестана. В основном это были уже сложившиеся мастера. Схема работала просто: парни получали белорусское гражданство, приезжали только на подводящие к крупным международным турнирам сборы и соревновались. Отдадим должное — зачастую небезуспешно. Остальное время борцы проводили на родине.
К самим спортсменам у меня нет никаких претензий. По сути, места под борцовским солнцем не так уж много, попасть под его лучи на территории России неимоверно сложно, ибо конкуренция там несравненно выше, чем в других странах. Иногда борцы экстра- класса за карьеру могут даже не получить шанса выступить на чемпионатах мира и Европы, не говоря уже об Олимпийских играх. Осуществить мечту им предлагали в братской республике, то есть у нас. Благо здесь для приезжих создавались условия максимального благоприятствования: тренируйся дома, показывай результат, выступая на турнирах за Беларусь, — и будут тебе честь и хвала и, что немаловажно, зарплата.
В итоге довольно быстро у нас сложилась ситуация, когда без дагестанских белорусов национальную команду уже и представить трудно. Судите сами. На чемпионате мира- 2011 в Стамбуле Беларусь на сто процентов была представлена легионерами, на Играх в Лондоне — аналогичная ситуация! О недавнем чемпионате мира уже сказано. Налицо парадокс: на топ-турнирах белорусы за Беларусь не выступают!
Кто-то, возможно, заподозрит автора этих строк в проявлении некой формы национализма. Ваше право! Однако есть внутренняя убежденность, что молчание и бездействие в обсуждаемой теме для отечественной вольной борьбы губительны. А посему перед нашей борцовской общественностью встают сакраментальные вопросы: кто виноват и что делать? Попробую на них ответить.
Виноваты наши тренеры, работающие на этапе набора и отбора учащихся и осуществляющие начальную подготовку будущих атлетов. В последнее время деятельность этой когорты специалистов заслуживает доброй порции критики. Очень многие позволяют себе трудиться по незамысловатому принципу “Как платите, так и работаем”. Постоянное стремление оправдать собственную лень и нежелание прогрессировать низкой зарплатой, недостатком инвентаря и финансирования в целом у меня, например, не вызывает ничего, кроме раздражения. Не мной и не единожды сказано: без изрядной доли здорового фанатизма тренерская деятельность невозможна в принципе. Коль уж выбрал для себя эту стезю, забудь о полутонах! Ибо здесь, не работая на полную катушку, рискуешь заработать дурную репутацию как в среде коллег, так и в обществе тех, кто однажды решил привести к тебе на занятие своего ребенка.
По-видимому, виноваты руководители спортивной отрасли, допустившие падение престижа профессии детского тренера ниже критической отметки. Несмотря на различные пиар-акции под названиями “оптимизация”, “реструктуризация” и слияние спортивной отрасли с образовательной, большинству детских тренеров приходится работать в условиях, весьма далеких от нормальных.
Но прежде всего, на мой взгляд, повинны представители новой формации “менеджеров” от борьбы, практикующие на этапе высшего спортивного мастерства и имеющие наглость называть себя тренерами, которые сегодня продолжают порочную практику массового привоза российских борцов в Беларусь. В самом деле, зачем на протяжении десятилетий заниматься воспитанием своих детей и постепенно, год за годом, доводить их до уровня национальной команды, если можно, наплевав на усилия коллег, работающих с детьми и юношами, сделать несколько звонков и заполучить себе в группу готовых “международников”, коим попросту тесно на кавказской земле. При этом останется уладить паспортные вопросы подопечного и найти учреждение, в котором приютят “нового белоруса”.
Самое парадоксальное в сложившейся ситуации заключается в том, что, несмотря на не блестящую работу детских тренеров, в стране, практически в каждом регионе, регулярно воспитываются призеры юношеских и молодежных первенств Европы и мира, либо занимающие в итоговых протоколах этих соревнований места, близкие к пьедестальным. Я готов навскидку перечислить с десяток фамилий парней, подпадающих под упомянутую категорию. Это ли не показатель их будущих перспектив? Также регулярно по истечении нескольких лет эти юноши исчезают с большой спортивной орбиты, попав в силу различных обстоятельств в разряд бесперспективных.
Пора, наконец, что-то делать с ШВСМ, которые, несмотря на свое назначение, фактически являются любительскими организациями, неспособными обеспечить полноценную подготовку спортсменов на подходах к главной команде страны. В правовом плане необходимо придать спортсмену на этапе высшего спортивного мастерства статус профессионала, в бытовом — обеспечить жильем, пусть и самым простеньким. В итоге за последние годы, уповая на старую систему подготовки и материального обеспечения, вместо профессиональных спортсменов мы получаем не менее профессиональных охранников для ночных клубов. Уверен, руководители этих заведений очень довольны подобным поворотом событий.
Нельзя утверждать, что при этом всему виной лишь наличие в национальной команде большого числа приезжих конкурентов. Но неужели так сложно сохранить обойму доморощенных борцов, в которых вложены огромный тренерский труд и немалые средства на этапах начальной подготовки и спортивного совершенствования, и довести их до уровня национальной команды?! Возможно, они привезут с крупных международных стартов чуть меньше наград, чем при наличии в команде легионеров, но речь будет идти действительно о национальной сборной Беларуси. Подобные действия послужили бы мотивационным началом для представителей отечественного тренерского цеха и поддержали бы реноме белорусской школы вольной борьбы. В конце концов, это вопрос самоуважения белорусских специалистов и людей от борьбы, хоть сколь-нибудь позиционирующих себя как патриотов.
Пока же на полную катушку реализуется опасная идеологическая схема: медали любой ценой, любыми средствами! В преследовании этой ложной идеи рискуем упустить цель истинную. В конечном итоге нам всем придется ответить на вопросы: кому, собственно, все это нужно? до каких пор мы будем заниматься самообманом? кто ответит за миллиарды рублей, потраченных впустую? почему белорусам отказано в праве выступать за свою национальную команду?
Впрочем, поиски виноватых займут уйму времени и нервной энергии, тогда как их гораздо полезнее использовать в целях сугубо созидательных.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь