Герой месяца. Олег Шафаренко: нужен хозяйственный мужик

22:06, 5 декабря 2013
svg image
1188
svg image
0
image
Хави идет в печали

Минчане в итоге довели победную серию до 17 матчей, а 32-летний хоккеист благодаря 10 (3+7) баллам в семи ноябрьских поединках упрочил лидерство в бомбардирской гонке экстралиги.

— Показатели у вас в последние месяцы — что надо…
— Просто стараюсь. Всегда нужно требовать от себя максимального результата. И, конечно, здесь велика заслуга партнеров.

— Многие ваши соотечественники из-за ситуации с клубом-фантомом “Патриотом” остались летом без предсезонки. Вас эта участь тоже постигла?
— Нам говорили, что создадут команду, которая начнет выступать в чемпионате Беларуси. Поэтому никто ничего не искал. Были варианты в российской “вышке”, но после стольких лет вне дома хотелось уже наконец поиграть на родине. Тем более обещали выступление в экстралиге, а не в нашем смешном чемпионате. Но клуб так и не создался. Поддерживал форму самостоятельно. Пару раз в неделю катался, ходил в зал. Получилось даже на один турнир съездить. Но это все равно не то, что предсезонка с командой. Поэтому на старте “регулярки” пришлось непросто. Когда приехал, еще предстояло набрать форму. Игра пошла только с конца сентября.

— Очень расстроились, что “Патриоту” не суждено было родиться?
— Как посмотреть. Лучше уж так, чем случилась бы ситуация, как в “Беркуте”, где собрали команду, а через четыре месяца перестали платить. Хорошо, что она развалилась сразу, а не в ноябре-декабре.

— Верили, что создание такого клуба может дать толчок украинскому хоккею?
— У нас в стране никакого развития нет и не будет. Каток “Авангард” в Киеве уже три года не работает. Все выясняют, где деньги, кто дал, кто взял. Школа “Сокола” практически уничтожена. А там воспитывались Поникаровский, Федотенко, Толкунов… Льда нет, все разбомбили — никому ничего не надо. Сейчас, может, какой супермаркет на этом месте построят.

— Не боитесь, что белорусский чемпионат пойдет по пути украинского?
— Боимся. Уровень экстралиги с каждым годом явно снижается. Хотя в некоторые годы она была даже сильнее, чем российская высшая лига. Но сейчас заметно слабее.

— Вы должны хорошо помнить и ВЕХЛ. Ностальгируете по тем временам?
— Тогда вообще мастера играли. Что в “Тивали”, что в “Керамине”, что в “Соколе”. Это было еще не новое поколение, которому ничего не надо, а хоккеисты, прошедшие школу в Советском Союзе. Совсем разные уровни и хоккея, и восприятия жизни. Более серьезные.

— Имеете в виду, что молодежь нынче разбалованная?
— Просто у тех же Хмыля, Антоненко, Бобровникова, Савенко, Гунько и так далее была другая школа. Люди застали нормальные хоккейные условия. А после перестройки… Не те уже времена. Сейчас не обучают, а просто требуют. Молодой приходит в основную команду и ничего не умеет — надо постигать азы. Причем такая ситуация что у нас, что в Беларуси.

— Сколько сейчас школ у вас на родине?
— Пару есть, но там набор очень скудный. Раньше по восемьдесят человек приходило, и через три-четыре года оставалось двадцать пять играющих. А теперь изначально набор — двадцать пять. Из них остается пятнадцать. Это уже любительский уровень. В Украине он и дальше таким останется. Как в Румынии или в Болгарии.

— А каково было на старте “регулярки” нашего чемпионата обыграть “Брест” и “Могилев” с общим счетом 19:0?
— В прошлом сезоне “Юность” выступала в ВХЛ. И летом на Кубке игралось как-то легче, чем в России. Когда хоккеист хорошего уровня приезжает в чемпионат послабее, матчей пять-шесть он лучший. А потом потихоньку опускается до общей массы. К ноябрю все команды подравниваются и результаты тоже становятся более или менее равными, а некоторые даже побеждают.

— Это же касается и “Юности”?
— Конечно. Мы не играем в тот хоккей, в который хотелось бы.

— Значит, стоило продолжать ВХЛовский проект?
— Не знаю, это вопрос к руководству клуба. Конечно, лучше выступать в ВХЛ, но надо все продумывать изначально.

— Когда ехали в “Патриот”, уже знали, что “Юность” возвращается в чемпионат Беларуси?
— Я как бы и не ехал. Просто находился дома в отпуске. Пошли слухи, что создают команду. И все ее ждали. Там и деньги хорошие обещали, которых нет даже в “вышке”. А хоккей — игра не на всю жизнь. Хотя, будь в Киеве команда, выступающая в Беларуси или в ВХЛ, все и так с удовольствием защищали бы ее цвета. Но в итоге многие могли остаться вообще ни с чем. Туда ведь взяли десять хоккеистов хорошего уровня. Они чудом потом успели трудоустроиться. Тот же Люткевич, Победоносцев, Михнов…

— Еще после домашнего чемпионата мира-2013 вы говорили, что некоторые ваши соотечественники рискуют закончить.
— Некоторые и закончили. Полоницкий, например. Когда в стране такое отношение к хоккею, то скоро он может пропасть. Как Сеуканд раньше говорил: “Украинских игроков пора заносить в Красную книгу как исчезающий вид”. Все смеялись, но скоро они точно исчезнут.

— Но Борис Колесников в Донецке что-то пытается делать.
— Ну, это все-таки частный проект.

— Тем не менее “исчезающий вид” украинских хоккеистов по-прежнему на ведущих ролях в чемпионате Беларуси.
— Так к ребятам здесь относятся лучше, чем дома. Знают, уважают. Мы не один год отыграли — считай, свои.

— Вашего соотечественника Матерухина сейчас взяли в “Динамо”. Помните свои впечатления от выступления за “зубров” в КХЛовском сезоне-2009/10?
— Отличные. Я в этом клубе играл еще в чемпионате Беларуси. Хорошее отношение было.

— Командой тогда руководил Глен Хэнлон. Как работалось с канадцем?
— Он больше тренер-психолог. Импульсивный, заряженный. Настоящий канадский специалист. Мотиватор. Показал максимальный результат со сборной, когда многие хоккеисты выступали на родине. Тогда, конечно, чемпионат Беларуси был немного другого уровня, но все равно. Плюс лидеры находились в самом соку. Интересная, кстати, команда получилась. Тех же норвежцев или словенцев спокойно обыгрывали.

— Из легионеров, с которыми пересекались в “Динамо”, кто произвел сильное впечатление?
— Финн Хювенен. Игрок уровня НХЛ. Может, из-за своего характера немного потерялся. Но он, безусловно, мастер.

— Перед отъездом в 2011 году из “Юности” в тогда еще ВХЛовский “Донбасс” вы говорили, что могли вновь оказаться в КХЛ вместе с Матерухиным.
— В 2011-м были разговоры с Андреем Хомутовым, тренировавшим “Барыс” и сборную Казахстана, которая выступала с нами в одном дивизионе. Мы хорошо отыграли на чемпионате мира, стали лучшими бомбардирами. Но дальше разговоров дело не продвинулось.

— А почему после ВХЛовского сезона-2011/12 в “Донбассе” решили снова вернуться в “Юность”?
— Меня не оставили в команде, которая готовилась стартовать в КХЛ. А в “Донбассе-2” в чемпионате Украины сидеть не видел смысла. Хочется держать марку и выступать на хорошем уровне. Конечно, счастье для спортсменов играть дома. Как для минских динамовцев или казахстанцев из “Барыса”. Большое счастье. Понимаешь это спустя время, когда уже поварился в хоккее.

— Вы как-то обмолвились, что у вас есть мечта продолжать карьеру как можно дольше…
— Да. Только самое страшное при этом — когда каждое лето встает вопрос, а где, собственно, продолжать. На родине — негде. Куда-то на высокий уровень — не предлагают. Сидишь и думаешь, куда же податься. И хотя бы для этого надо стараться держать марку и всегда требовать от себя максимального результата.

— Минувшим летом не было вариантов снова уехать в ВХЛ?
— Если честно, не искал особо, все опять же упиралось в “Патриот”. Имелся один вариант, но далеко и в не очень комфортном городе. Хотя сейчас жалею. Если вернуть время, наверное, поехал бы.

— Какие ВХЛовские города запомнились больше всего?
— Самые страшные? Курган, Орск, Нефтекамск… Но и хорошие, конечно, есть. Видно, что в Балашихе добротные условия. В Тюмени классный дворец и город.

— Там ведь есть и закрытые военные территории.
— Ну, в этом нет ничего страшного — границу переехал, и все.

— Обратил внимание, что на сайте “Юности” в вашем профайле в разделе “Мечта” написано “О небе”. Что это означает?
— Ха, даже не знаю, я этого не писал.

— Но любимый хоккеист правда Джо Сакик?
— Это да. В детстве все смотрел на него, нравилась игра. Он как раз в самом соку был. Сакик, Форсберг — два хоккеиста, которые запомнились больше всего. Болел за “Колорадо”.

— А за океан не пробовали податься? Тимченко же поиграл там.
— Их тренер возил. Многие ребята 1978 года из киевского “Сокола” и из Харькова уехали. Потом еще 1979-го и 1980-го. А у моего 1981-го что-то не сложилось. Были какие-то разговоры, но остались дома. Тогда уже в Россию стали перебираться. И то лишь те, кого родители отпускали. Однажды я все-таки мог уехать за океан — лет в шестнадцать, однако меня как раз не отпустили. В детстве был не сильно развит физически, может, из-за этого побоялись. Тем более в 17 лет уже взяли в “Сокол”, поэтому об упущенной возможности никто не жалел. Опять же думали, украинский хоккей будет развиваться. А он тем временем становился все хуже и хуже. Когда попал в основную команду, там играли такие хоккеисты, на которых все детство ходил смотреть — сначала в чемпионате СССР, затем в Межнациональной хоккейной лиге. Поэтому про Северную Америку забыли. Уезжали еще те, у кого были проблемы с армией, а я поступил в институт. Родители хотели, чтобы получил высшее образование.

— Какая специальность?
— Профильная, физкультурная. Но туда все равно ходить надо было. С 7.00 и до 14.00 каждый день. Высшая математика, история… Азы всех предметов.

— То есть потом можете быть тренером?
— Могу, только дома к тому времени уже тренировать некого будет. (Смеется.)

— Когда вы ходили на звезд СССР и МХЛ, Евгений Бруль уже играл?
— Он за границей выступал. Ворота защищали, по-моему, Константин Симчук и Юрий Шундров.

— Я к тому, что Бруль сейчас вернулся на лед в 46 лет…
— А что, будет не хуже других. Он без лишнего веса, в хорошей форме. Вкатится. Позиционно играть умеет. На уровне чемпионата Украины свое словит.

— Ваше желание поиграть подольше — это не до 46?
— Если предложат хорошую работу с достойной оплатой, то, может, и не придется до 46 играть. Все зависит от того, что будет дальше.

— А семья у вас в Киеве или уже здесь обосновалась?
— В Киеве, здесь я один. А что будет дальше — неизвестно. Может, в Беларуси придется работать тренером, а может, вообще не в сфере спорта, но в Киеве. Хотя в Беларуси в детские наставники тоже идут не особо охотно. Не видел я, чтобы завершившие карьеру в этом котле варились.

— Следите за событиями на родине? Киев сейчас кипит.
— Так, краем глаза. У нас перед выборами всегда непонятные замесы начинаются. Это оппозиция готовится: обрастает массой, ищет людей, которым интересен их проект. Поэтому такие передряги. Ну, у нас же демократия, поэтому возможно все. Главное, не доводить до того беспредела, когда страдают обычные люди. Пускай решают свои вопросы. Они как дербанили десять лет госбюджет, так и дербанят.

— Но вы поддерживаете или нет борьбу за интеграцию с Европой?
— Мне все равно. Власть из года в год переставляется, но изменений нет. Спорт не развивается.

— А если Виталий Кличко станет у власти?
— Люди уже устали. Никто никому не верит. Надо, чтобы пришел хозяйственный мужик и навел порядок.

ЛАУРЕАТЫ СЕЗОНА-2013/14

Сентябрь Александр МАТЕРУХИН Неман
Октябрь Вячеслав ЛИСИЧКИН Неман
Ноябрь Олег ШАФАРЕНКО Юность

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?