Формулы и химеры. Зачем нам богадельня?
Эти ультрасовременные соображения муссируются в футбольных кругах, обсуждаются болельщиками в интернете, они привлекательно выглядят на бумаге — хочу верить, что бумага стерпит и мои некоторые абзацы по этому радужному поводу. Абзацы, впрочем, резко критические, местами язвительные — потому что эти леворадикальные инициативы, как представляется, оторваны от реалий, как яблоко от яблони, и практического смысла не несут совершенно.
Фэнтези-лига
Итак, ПФЛ — как альтернатива федерации, которая у нас кругом виновата и управлять чемпионатом не умеет. Как аналогия с лучшими домами Европы, где толк в игре знают досконально. Мне сразу интересно: а много ли сходств у белорусского футбола с западным? У нас работают рыночные механизмы? У нас полно баснословных спонсорских контрактов? Наши клубы финансово и ментально независимы? За ними стоит крупный частный капитал с рычагами влияния? В общем, с нашим ли рылом лезть в калашный ряд?
Среднестатистический белорусский ФК — это чаще всего правление, состоящее из крупных госчиновников и руководителей предприятий, это администрация, тем самым правлением назначенная, и бюджет, тем самым правлением выделенный и утвержденный. В сущности, клуб — это такая же госсобственность, как трамвайное депо или кулинарный техникум. Много ли вы знаете примеров, чтобы недовольные зарплатами трамвайщики учреждали собственную высшую лигу с волевым повышением цен на проездные билеты? Или чтобы кулинарные техникумы обучали учащихся по собственной учебной программе, придуманной в обход профильных министерств? Ответ на поверхности: в стране, где небо держит вертикаль власти, в горизонтальном положении можно только лежать и сопеть в две дырки. В футболе в том числе — несмотря на все лукавые ссылки на то, что БФФ, дескать, также корпорация общественная.
Но ладно — предположим, найдется двигатель, готовый пыхтеть против ветра… Впрочем, нет — фантазии для такого полета мысли у меня не хватает. Клубное сообщество страны за двадцать суверенных лет зарекомендовало себя со всех мыслимых сторон, кроме одной — желания брать быка за рога и самим решать свою судьбу. А чтобы Лига возникла, необходима как раз не кулуарная, а четко артикулированная инициатива снизу. И где она? Где Ипполит? Нет Ипполита.
Подземный ход в огороде
В пятницу глава БАТЭ и самый светлый футбольный ум Беларуси Анатолий Капский дал интервью борисовской пресс-службе, где, в частности, пожаловался: “Уже притчей во языцех стало минимальное представительство клубов в исполкомах. Это нонсенс. И эту проблему почему-то никто и не пытается разрешить, хотя мне видится, что ее решение является одной из первостепенных задач”. Камень вроде как полетел в огород федерации, но отскоком — нешто не спикировал в клубное хозяйство? Почему проблему должен решать “кто-то” — а не сами ФК? Их не пускают на порог Дома футбола и выметают из рабочих органов поганой метлой? Каждые четыре года состав исполкома избирается на конференции методом прямого голосования. Я видел своими глазами все последние конференции и голосования — и как-то не заметил толп выдвиженцев по линии высшей лиги. Самоотвод брали — было. От уже полученных мандатов в последний момент отказывались — случалось. А вот чтобы так уж рвались к власти, за знаменитый круглый стол на втором этаже — не припомню. Видимо, что-то мешает клубам организоваться, провести перед очередным отчетно-выборным форумом пиар-компанию, заручиться поддержкой — и наконец, получить в исполкоме если не большинство, то вполне влиятельную “фракцию”. Пресса, кстати, будет только рада, поскольку заседания комитета в последнее время — особенно с тех пор, как из его состава вышел сам Капский — стали большей частью рутинны и скучны.
Это действительно нонсенс. Из года в год из городов и весей летят жалобы — на плохой календарь, на новый формат чемпионата, на проблемы инфраструктуры и прочие “горбыли” — но сами жалобщики брать удила не хотят. И после этого вы верите, что они способны пойти вразрез с федерацией и создать собственную структуру, которая будет осуществлять независимый диктат? Устав БФФ без того дарует клубам достаточно возможностей двигать стратегические процессы. Не желают двигать. Зато по поводу ПФЛ — почему бы не помечтать? Помещик Манилов, например, грезил тем, чтобы построить у себя в огородике подземный ход.
Поровну не делится
В том же интернет-интервью Капский оглашает и другую идею фикс. Он говорит о едином бюджете высшей лиги — и делает это с использованием следующих слов: “Давайте поровну поделим господдержку между всеми клубами — при желании можно найти механизм”. Еще раз о сути: коль уж финансы у нас народные и поступают из закромов родины — то и распределять их нужно в равных долях, независимо от источников. Прочие поступления в казну каждый обеспечит себе сам — что заработает, то и получит.
То есть, в сущности, предлагается последовать примеру наивных коммунаров из советской комедии про Джека Восьмеркина. Был у них, помнится, такой лозунг (впоследствии отвергнутый за несостоятельностью): от каждого по способностям, всем поровну.
Для начала, конечно, хочется уточнить насчет механизмов. Каковы они все-таки — хотя бы примерно? В общих чертах, как говорил управдом Бунша. Или иначе сформулирую: на какой государственный уровень необходимо выходить с инициативой беспрецедентного равенства и братства, чтобы заставить таких гигантов, как, скажем, “Беларуськалий”, “Белоруснефть” и БелАЗ, послушно скидываться в футбольный “общак”? Ответ опять- таки представляется очевидным — выходить нужно на самый-самый верх, где с некоторых пор любые импровизации на тему иждивенчества встречают реакцию резкого отторжения. И следующий вопрос: вы найдете в наших футбольных кругах парламентера-толкача, готового “пробить” столь неординарное решение? При условии, что издания последнего указа вся высшая лига, по-партизански затаившись, безропотно и покорно ждала чуть ли не до весны…
Но снова-таки ладно — давайте включим фантазию и допустим, что на самом-самом верху прониклись и дали добро на всю эту “коммуну”. Что получится на выходе? А получится, что мы отнимем деньги у “Гомеля” и “Шахтера” — и отдадим их “Днепру” и Бресту. В выигрыше останутся питающиеся от других щедрот БАТЭ и столичное “Динамо”, а вся остальная каша размажется по тарелке ровным слоем. И лига превратится, извините, в собес. В этом собесе будет ходить сердобольный завхоз Александр Яковлевич и целовать в темечко бессмысленного Пашу Эмильевича. Борисов будет выигрывать золото, “бело-голубые” минчане — серебро, прочие пролетарии присядут на краю стола, чтобы докрошить остатки. Зато все равны. И вся власть советам.
Им, конечно, будут крикливо указывать: так зарабатывайте сами, обеспечивайте прибавку в бюджет и потом тратьте, сколько душе угодно! Жаль, способа не подскажут — ибо тяжко изобрести таковой в наших ландшафтах, где телевидение неплатежеспособно, стоимость трансфера колеблется в пределах 100-150 тысяч долларов, а на трибуны приходит две тысячи зрителей при цене за билет в три весьма условных единицы. Если кто-то придумает, как на таком “рынке” можно стричь купоны — станет первым кандидатом на Нобелевскую премию по экономике, а заодно и по “химии”.
Возможен, кстати, у такой богадельни и болезненный побочный эффект: у клубов помалу атрофируется предпринимательское начало. Если сегодня в условном Бобруйске, стараясь склепать бюджет, футбольные управленцы шевелятся и ищут источники финансирования, то в составе “коммуны” у них резко поубавится резонов рвать жилы. Зачем? Всем ведь поровну. “Беларуськалий” закроет вопрос. БелАЗ не выдаст, свинья не съест. Можно расслабиться и закурить.
Оптимум для народа
Стоит ли говорить, по какой системе будет разыгрываться чемпионат, ежели прожекты вдруг станут явью, а воздушные замки обретут крышу и стены. То есть если в Беларуси воцарятся ПФЛ и финансовая уравниловка? Разумеется, субъекты хозяйствования по праву самостийности раздвинут границы и вернут в высшую лигу 16 команд. Стало быть, исходя из нынешней иерархии в элиту запустят “Городею”, “Витебск”, “Лиду” и “Березу”. От перспектив этого расширения, безусловно, захватывает дух. Такой географический охват, такой простор для молодых футболистов, обделенных игровой практикой в жестких условиях топ-12… “Молодежка”, конечно, сразу расцветет и поедет на EURO.
Кстати, вы не задумывались, почему в первой и второй лигах клубам с некоторых пор директивно предписано заявлять в состав юных игроков — 1993 и 1994 годов рождения? Возрастные квоты введены год назад, а в будущем сезоне будут ужесточены. Выходит, и в низовых епархиях молодежь не может найти себя. Наверное, ее и там зажимают, не дают раскрыться. Или дело все же в том, что репродуктивные функции в нашем футболе притупились — и детско-юношеские институты банально перестали приносить прежний приплод?
Впрочем, стоп. Сворачивать в этот закоулок и рассуждать о преимуществах различных схем розыгрыша не буду. И уж тем более не буду толковать о пробном камне модели “6+6”. Не потому, что тема избита, демагогизирована и демонизирована. Мне кажется, глубоко неправильным выносить окончательные вердикты по итогам всего одного года. И как раз по этой причине мои впечатления пока обрывочны и нетверды — что-то получилось, что-то нет. Так всегда бывает, когда испечен всего лишь первый блин.
Прорыва не произошло — это факт. Ну, так его, по здравому размышлению, и быть не могло. Не случилось и провала — кто бы что ни говорил про вторую шестерку. И вообще разочарование субъективно — и я связываю его с неоправданно завышенными ожиданиями. Уж так долго пробивали реформу, что ей по факту и исподволь приписали свойства панацеи. Приняли в вену, прикрыли очи — и стали ждать чудодейственного эффекта. Забыв про то, что формула — это не кремлевская таблетка, а всего- то средство оптимизации ресурсов и минимизации проблем в наших благословенных юдолях.
Так что давайте все же не будем комкать первый блин, наберемся терпения — и посмотрим за работой системы на длинной дистанции. И еще давайте условимся, что двухэтапная модель — это действительно сегодняшний “оптимум для народа”. Лучшее средство для поддержки дырявых штанов. Уж всяко лучшее, чем химеры Профессиональной лиги, денежного “общака” и прочих подземных ходов в огородике.
Янушкевич остается в “Шахтере”
Из стана второй команды страны поступила еще одна значимая кадровая новость. Вслед за Николаем Кашевским, давеча продлившим контракт с солигорским клубом, вчера аналогичную процедуру проделал его коллега Алексей Янушкевич. Совсем недавно наиболее вероятным местом продолжения карьеры для центрального защитника называли казахстанский “Атырау”, которым руководят белорусские специалисты Анатолий Юревич и Владимир Белявский. Но в итоге футболист решил не искать добра от добра и остался в “Шахтере”, с которым завоевал четыре серебра кряду.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь