Лауреаты года. Млечный путь Александра Кудрявцева
По всем этим позициям набирал висты 33-летний защитник Александр КУДРЯВЦЕВ — он и собрал наибольшее число голосов. Как полагаем, существенную роль сыграла первая часть года, когда белорус защищал цвета “Цмокаў”. Ибо переход в турецкий “Газиантеп” принес больше огорчений, нежели радости. Хорошо хоть сложный в моральном плане период не затянулся, и в декабре Александр перешел в литовский “Пено Жвайгждес”. Где, надеемся, оперативно вернет в свои действия фирменные качества: быстроту и агрессивность, рассудительность и результативность.
— Откровенно говоря, признание меня лучшим баскетболистом года стало неожиданностью. Обычно главенствующим при оценках становится то, кто как проводит осень. У меня конец года складывался неоднозначно. Поэтому и отдал бы предпочтение другим.
— Любопытно, кому?
— Первых два места распределил бы между Веремеенко и Параховским. Понимаю, что за Володю многие не голосуют только потому, что он не приезжает в сборную. Хороший год провел Артем. Хотя и играл в не топовом турецком клубе, зато откликнулся на приглашение в сборную, а сейчас неплохо играет в Израиле. Третьим назвал бы Лашкевича. На мой взгляд, сейчас это незаменимый “большой” игрок. Опытный, старательный. У Леши есть удивительное качество — умеет здорово входить в игру со скамейки. Жаль только, что тренеры отводят ему мало времени на площадке.
— После твоего ухода “Цмокi” стали чаще выигрывать. Не завидуешь?
— Только по-доброму. Мне, наверное, не хватило веры. Два года ждал, что соберем конкурентоспособную команду. Хорошо хоть взяли Григаса консультантом, а то прошлый год мог вообще получиться провальным. Конечно, радуюсь нынешним успехам минчан. Жаль, что в Лиге ВТБ обидно уступили “Красному Октябрю”. Ну, и большой неприятностью стало поражение от “Красных Крыльев”. Самара уже не та, не прошлогодняя, поэтому на 95 процентов ставил на победу “Цмокаў”. Дай бог, чтобы они все-таки пробились в плей-офф. Если не попадут в этом сезоне, то в следующем составе будет уже не пять, а девять легионеров. Ибо не вижу, кем из молодых белорусов можно усиливаться.
— Заголовок к прошлогоднему лауреатскому интервью Насти Веремеенко — “Турецкое счастье”. В твоем варианте будет “Турецкое несчастье”?
— Не был бы столь категоричен. Хотя турецкий отрезок, безусловно, стал поучительным. Я всегда ставил спорт превыше денег. Однако в Турции окунулся в атмосферу, где деньги решают слишком многое.
— Почему у тебя не сложилось в “Газиантепе”?
— Не повезло. Вначале все складывалось нормально. Провел с командой хороший подготовительный период. Много играл, немало забивал. Ребята классные, один даже русскоязычный. Выиграли домашний турнир, имели неплохие виды на чемпионат. Когда меня покупали, у клуба был один бюджет, потом появилось дополнительное финансирование, зато и задачи выросли. И под их решение приобрели Эрдогана. Баскетболист известный, но, как оказалось, человек с гнилым характером. Постоянными склоками настроил против себя всех легионеров — с ним даже здороваться перестали. С такой атмосферой в коллективе немудрено, что чаще проигрывали. Плюс настоял на том, что раз его контракт в пять раз выше моего, значит, играть должен он. Тренер пошел на поводу. Я стал терять игровое время: три минуты на площадке, десять — на “банке”. Бывало, выходишь удачно, забиваешь “треху” или пару двухочковых, и все равно через минуту меняют. Поняв абсурдность ситуации, инициировал разрыв контракта. Не хотелось просиживать на лавке. Кстати, через две недели после того, как я ушел, этого тренера сняли. Команду возглавил Юре Здовц.
— Может, поспешил?
— Агент мне говорил: “Не спеши, скоро тренера поменяют”. Но к тому времени я уже не мог выносить этой нездоровой атмосферы. Что сделано — не вернешь.
— Уровень турецкой лиги оправдал ожидания?
— Частично. Думал, он будет выше. Хотя мне не пришлось сыграть с грандами — “Эфесом”, “Фенербахче”, “Галатасараем”. Это гордость Турции. Они даже национальный чемпионат ставят на второй план, главное — Евролига. Остальные клубы — уровня “Крыльев” или “Цмокаў”. Два года назад мы это доказали, обыграв “Каршияку” и “Телеком”. Что понравилось, так это отменная организация — даже кроссовок на игру брать не надо, все приготовлено. И еще удивило отношение к командам, защищающим честь страны в еврокубках. Не важно, выиграли они или проиграли, получают приличный бонус не только от городских властей, но и от букмекерских контор.
— Инициатива твоего перехода в “Пено Жвайгждес” принадлежала Римантасу Григасу?
— В общем, да. Было несколько вариантов. Скажем, “Азовмашу” требовался второй номер. Но я уже знал Григаса, его систему. К тому же было приятно, что в Литве мое имя знают в баскетбольных кругах. Тренер убедил руководство, что смогу помочь команде. Хотя оно, посмотрев мою турецкую статистику, решило, будто я был травмированным. Поэтому заключили месячный контракт с возможным продолжением.
— Оно реально?
— Вполне. Римантас говорит, что все будет в порядке. Много травмированных ребят, а сезон длинный. Скажем, я сейчас играю на позиции первого номера — наш основной разыгрывающий восстанавливается.
— А вариант возвращения в “Цмокi” не рассматривал?
— Нет. Уходя, знал, что подпишут Виталика Лютыча. Да и Леше Тростинецкому пора выходить на ведущие роли. Не хотелось переходить парням дорогу. У них все получается, пусть играют. Надо себя проявлять, Лига ВТБ — серьезный уровень. Да и денег заработать. Все-таки “Цмокi” — самая бедная команда лиги. Во всяком случае была в то время, когда я играл. Не думаю, что картина кардинально изменилась.
— В плане зрительского интереса Литва уступает Турции?
— Не сказал бы. В полуторамиллионном Газиантепе на наши матчи ходили полторы-две тысячи болельщиков. Почти столько же — и в Пасвалисе, где я сейчас играю. Хотя в городке всего около семи тысяч жителей. А ребята рассказывали, что на матчах с ведущими литовскими клубами зал битком забит, пройти невозможно. Вот и считайте, где баскетбол любят больше. Существенное отличие от Турции еще и в том, что умеют создавать красочный праздник. Группа поддержки, музыкальное сопровождение, световое шоу. В целом культура баскетбола в Литве выше уровнем.
— В “Пено Жвайгждес” играет Эвалдас Кайрис. Уж не родственник ли это Дональдаса Кайриса — главного тренера “Цмокаў”?
— Я интересовался у него — нет, ничего общего с ним не имеет. Ему 24 года, отправили к нам из “Летувос Ритаса”. Жаль, травмы часто одолевают. А так игрок классный. Когда он на позиции центрового, за подстраховку не беспокоюсь. Если мой “маленький” меня обыгрывает, просто иду на игрока Кайриса, потому как уверен: получит такую “банку”! В одном из матчей он американца, который на 20 килограммов тяжелее, пять раз накрыл. И все — нет соперника. Вроде и не прыгает высоко, но руки длиннющие, имеет особое чутье на такие моменты.
— Адаптировался в “Пено” быстро?
— Некоторых ребят знал. Йомантас два раза в Лиге ВТБ встречался с “Цмокамi” в Минске. Еще против двоих играл в Польше. Партнеры приняли тепло. Говорят, чаще только забивай. Пожалуй, пока недобираю своих очков, если судить по статистике. А вот с черновой работой справляюсь значительно успешнее.
— Какие цели стоят перед командой?
— На протяжении последних лет у клуба стабильное финансирование, вот руководство и нацеливает побороться за бронзу. В этом случае в следующем сезоне на 99 процентов “Пено” будет в еврокубке и, возможно, замахнется на Лигу ВТБ.
— Григас о своих перспективах в женской сборной Беларуси ничего не говорил?
— Как-то затронули с ним эту тему. Сказал: вроде бы все нормально.
— В таких маленьких городах, как Посвалис, раньше доводилось жить?
— Нет. В Польше жил в 90-100-тысячных. Тоже небольшие города — за десять минут можно объехать на машине. В Посвалисе хватит и трех минут. Два светофора. Лес, озеро, река. И баскетбольный оазис с бассейном и восстановительным центром. Есть гандбольная команда, правда, я еще не выяснил, в какой лиге она выступает. Сто километров от Риги — ближе, чем до Вильнюса. Главная достопримечательность — молочный завод, один из крупнейших в стране.
— “Пено Жвайгждес” переводится на русский язык как “Молочные Звезды”. Соперники по этому поводу над вами не подшучивают?
— Ни разу не слышал.
— Летом в твоей семье произошло радостное событие — родился второй сын. Как назвали?
— Савелий. В январе будет полгода — уже большой бутуз с очаровательной улыбкой. Думаю, комплектование моей семьи уже закончено. Двое детей — самый оптимальный вариант.
— Наверное, жене пришлось нелегко после родов без мужа, уехавшего далече?
— Безусловно. Но помогали близкие родственники. У жены большая семья, брат переехал в Минск. Да и моя мама живет рядом. Кроме забот с маленьким, пришлось поволноваться и за старшего сына. Я как раз в это время был в сборной. У него воспалился лимфоузел, а медики никак не могли поставить точный диагноз. Пришлось пройти от “а” до “я” все клиники. И в конце концов лечь на операцию. Подстраховала бабушка, лежала неделю в больнице с внуком. Все прошло хорошо. Слава богу, ребенок здоров, бегает. И очень любит младшего брата.
— Что загадаешь в новогоднюю ночь?
— К сожалению, проведу ее не дома — рождественские каникулы получились недолгими. Конечно же, пожелаю здоровья родным, близким, друзьям. Чтобы люди были счастливыми и добрыми — не хватает у нас в стране радости. Надо больше улыбаться и верить в лучшее. Хотелось бы, чтобы баскетбол в Беларуси не загнулся. А к его руководству пришли бы по-настоящему баскетбольные люди — Мещеряков, Шарко или тот же Дайнеко, о котором писал “Прессбол”. Тогда и отношение к сборной изменится. Пока же в нее не верят — ни федерация, ни Минспорта. Иначе чем объяснить, что так неуклюже сработал менеджмент, когда у нас была реальная возможность пройти Эстонию? В прошлый раз в противостоянии с Грузией нам не хватило шага, все-таки грузины выглядели явными фаворитами. Сейчас — полшага, ведь шансы были 50 на 50. Боюсь, как бы поражение в Таллинне очень сильно не аукнулось нам в будущем…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь