Человек года. Сергей Рутенко: долой покемонов!

21:44, 26 декабря 2013
svg image
2657
svg image
0
image
Хави идет в печали

Так что на наши вопросы он предусмотрительно ответил еще накануне, легко согласившись на часовые посиделки перед веб-камерой “компа”. Рождество в Барселоне выдалось теплым. На балконной веранде тамошнего жилища Сереге ни к чему была теплая куртка. Выслушивая вопрос, он тянулся за чашечкой кофе. И тогда из-за могучего лауреатского плеча с экрана идиллически подмигивало синевой Средиземное море. Сеть работала без перебоев и в режиме высокого разрешения ненавязчиво выделяла прелести каталонского легионерского бытия…

Два подряд — уже сюжет

— Ты уже в курсе тотального успеха гандболистов во всевозможных опросах по итогам года? Или тебя надо просветить на сей счет?
— Не стоит. За всем этим слежу в интернете. И очень рад за Юрия Шевцова, которого назвали лучшим тренером страны. И то, что наша сборная стала лучшей игровой командой, тоже вызывает гордость. Понятно, что это признание наших достижений. Но мне кажется, их можно улучшить через год.

— О своих новых титулах скромно умалчиваешь…
— Видел, что оказался третьим в общем списке номинантов в лучшие спортсмены страны. Не могу считать это неким титулом в глобальном смысле. Хотя, с другой стороны, приятно уступить нашим замечательным девушкам. Думаю, Вика Азаренко и Даша Домрачева совершенно заслуженно заняли позиции выше. Я их поздравляю. Всегда за них болею. У меня есть хороший друг. Он родственник Даши и часто подробно информирует о ее делах. Приватно мы не знакомы, но биатлон мне немного ближе. А с Викой однажды довелось пересечься и пообщаться, правда, всего пяток минут.

— Нынешние достижения сборной были пиком ее теперешних возможностей? Или есть что поставить вам в упрек?
— Разве только досадное поражение от словенцев на чемпионате мира. Как минимум очко мы тогда заслуживали. Но, с другой стороны, при той турнирной ситуации в группе наша победа ничего не решала, доставила бы только моральное удовлетворение. Поэтому считаю, что в плане итоговых позиций — и на чемпионате мира, и в квалификации чемпионата Европы — сделать больше было тяжело. Важно двигаться вперед поступательно. И два подряд попадания на топ-турниры в этом смысле — большой успех. Когда только начинал играть за сборную, предупреждал, что не стоит строить иллюзий касательно быстрого прогресса. Ни в связи с титанической работой во главе федерации Владимира Николаевича Коноплева. Ни тем более в связи с моим возвращением. Ведь у нас были потеряны для большой игры несколько поколений. И их не заменишь сразу. Трудиться предстоит долго. Полагаю, что и наши теперешние результаты оценивать еще рано. Плоды этой работы опосредованно проявятся в будущем. Самое главное сейчас — вызвать и поддержать всплеск интереса к гандболу. Чтобы им стремились заниматься дети, чтобы был прилив воспитанников в гандбольные школы. Потом придет очередь наших молодых талантов пополнять сборную и побеждать. Не знаю, правда, доиграю ли до той поры.

— Что значимее для тебя в спортивном плане: выступление в финальной стадии чемпионата мира или выход на чемпионат Европы?
— Эти два турнира прочно связаны в один сюжет. Применительно к чемпионату мира можно было сказать, что нам повезло со жребием: в нокаут-раунде достались словаки. Но две успешные квалификации подряд — это говорит уже о многом. Теперь на чемпионате Европы надо постараться выйти из предварительной группы в основной раунд. Тогда попадем в первую корзину при жеребьевке июньского плей- офф перед следующим чемпионатом мира. Можно получить в соперники команду, которая на бумаге будет слабее нашей. Поехать на турнир в Катар было бы широким шагом вперед. Ясно, что предолимпийский чемпионат мира пройдет там на высочайшем уровне. Но пока впереди очень сложный чемпионат континента. Не секрет, что в гандболе такие первенства намного труднее, чем мировые.

— Ну да, там не будет соперников уровня южнокорейцев или саудовцев…
— У нас очень сильная группа: хорваты, шведы, черногорцы. С балканцами надо играть на победу. Но не стоит забывать, что это та самая команда, которая не пустила на прошлый чемпионат мира олимпийских призеров шведов, а на этот чемпионат Европы стараниями черногорцев не едет команда Германии. Так что будет очень тяжело и все может сложиться как угодно.

— На фоне последних результатов сборной что-то изменилось в восприятии нашей страны твоим испанским окружением?
— Безусловно. Замечаю, что упоминания обо мне стали постоянно увязывать с Беларусью. Недаром многие страны не скупятся на вложения в успешные для них виды спорта. Это напрямую влияет на их имидж. Мол, смотрите: мы хоть и небольшие, но красивые и сильные. Однако речь здесь не только о личном формате. Ведь и минское “Динамо” два сезона подряд представало в Барселоне в неплохом виде.

Забыть Любляну

— Читал, о каких новых проблемах сборной говорил Шевцов после ноябрьского турнира в Тунисе?
— Наверняка читал. Но лучше напомнить.

— Цитирую его комментарий для нашей газеты: “Увидел проблемы, которые возникли с отъездом ведущих игроков в зарубежные клубы. Кто-то из легионеров стал там меньше играть, кто-то вынужден действовать в ином ключе, и теперь появились проблемы с переключением”. Ты подметил такие сложности?
— Вопрос отчасти провокационен. Комментировать своего наставника не совсем корректно.

— Тогда считай, что спросил тебя об этом безотносительно к цитате.
— Возможно, такие нюансы не столь заметны с площадки, как со стороны. Разумеется, нужно время на привыкание к изменившимся условиям. Непросто освоиться в зарубежном клубе, где от тебя всегда требуют результат, где находишься под давлением. И действительно надо уметь переключаться на реалии сборной. Но это обстоятельство меня не пугает. Потому что параллельно происходит и рост ребят. Они осваиваются в разных игровых схемах, видят другие тренировочные подходы. Это разнообразит их опыт. Они готовы привнести в игру новые качества, которых не было бы, оставайся они в белорусских клубах. А обретение сыгранности и нужного баланса, надеюсь, много времени ни потребует.

— Читаю тренерское заключение после тунисского турнира дальше: “…заметил, что некоторые игроки все еще пребывают под впечатлением июньской победы над словенцами. Пора понять, что за былые успехи нас больше не будут хвалить. Нужны новые. В коллективе, с одной стороны, все нормально. А с другой — на этом турнире мы уступали другим командам в эмоциональном плане. Наши парни приехали работать, а их соперники — увлеченно играть”.
— Стараюсь ко всему подходить с позиций оптимизма. Приехали работать — чем не позитив? Это лучше, чем приехать погреться на пляже… Что же касается самоуспокоенности, не думаю, что это тенденция. В жизни сборной не было лавров, на которых можно почивать. Согласен, что пора перестать вспоминать, как мы здорово обыграли словенцев у них дома. Сейчас, при подготовке к чемпионату Европы, это ни к чему. Те победы никак не помогут нам успешно двигаться дальше. Но, зная парней, не опасаюсь, что они зазвездятся. И потом, до Дании у нас будет очень сильный по составу турнир в Венгрии: хозяева, поляки, чехи. Там нас в любом случае приспустят на землю, подправят самооценку.

Жизнь без бабочек

— Кстати, поздравляю с недавним выигрышем Кубка лиги. Слежу за испанским сезоном с твердым ощущением, что с развалом “Атлетико” титулы стали даваться “Барселоне” без всякого напряжения. Это не повод для тревоги?
— Скажу о себе. Не люблю готовиться к играм, когда нет никаких опасений за результат, без бабочек в животе. Нет серьезного соперника, который держал бы нас в тонусе. И это не добавляет плюсов. Разве что есть возможность активной равномерной ротации состава. Похожий этап был у меня в Словении. Там развалился “Пруле”, и у “Целе” не осталось конкурентов. Можно было спокойно настраиваться только на Лигу чемпионов. Не могу сказать, что теперешняя ситуация нас как-то расслабила. Работаем точно так же, как и прежде. К слову, судьи во многом помогают нашим соперникам. Вот с этим в корне не согласен. Правила должны оставаться одинаковы для всех.

— Вы при любом арбитраже помногу выигрываете у любого соперника. Но примет вальяжного поведения “Барсы” действительно не замечаешь…
— Это результат совместной работы тренера Хави Паскуаля и игроков. Пытаемся находить мотивацию. Важно помнить, что расслабления в играх очень часто оборачиваются травмами. Уже поэтому надо собирать волю в кулак и бороться. На таком уровне игрокам хватает профессионализма и понимания, чего от них ждут.

— Плюс теперь вам проще сосредоточиться на Лиге чемпионов и, наконец, выиграть ее после двух кряду неудач.
— За соль на рану, конечно, спасибо. Действительно цель одна и главная — победить в Лиге чемпионов. В прошлом розыгрыше в финале против “Гамбурга” не хватило какой-то малости. Возможно, просто спортивной удачи. А про теперешний турнир скажу, что не припомню прежде такого высокого среднего уровня команд. Много таких, которые дома способны остановить заведомых фаворитов. Сужу по отзывам соперников и результатам других групп. Играть в лиге стало намного интереснее.

— Летнее пополнение “Барсы” звездами планетарной величины сильно изменило команду?
— Разумеется. Пришли игроки высокого уровня. Команда стала сильнее. А в плане межличностных отношений все, как и прежде, отлично.

— Когда в знаменитый клуб приходят персоны калибра Карабатича, Лазарова, Рутенко, их вживление в коллектив может вылиться в проблему?
— Это целиком зависит от самих игроков — и новичков, и старожилов. В моей карьере встречались эгоисты, которым было чрезвычайно важно подолгу находиться на площадке. Таким сегодня в “Барселоне” было бы тяжело. Но у нас классная атмосфера. Все понимают, что появление таких мастеров — это очевидный плюс. Взгляну на ситуацию со своей колокольни. С приходом Карабатича мы делим с Нико позицию левого полусреднего. Во-первых, стало интересно за нее соперничать. На тренировках спор бывает жарче, чем в играх чемпионата. И это помогает сохранять тонус. Во-вторых, приход Карабатича позволяет лучше распределять силы. То есть при конкуренции мы примерно поровну делим и игровое время. Больше возможностей отдохнуть, а при необходимости — и залечить повреждения. При этом не переживаешь за результат, потому что есть сменщик, который отработает не хуже, а то и лучше тебя. Принцип простой: каждый нацелен на выполнение своей работы. Только в этом случае мы сможем достичь максимума.

За мир во всем мире

— Ты живешь и работаешь в городе, который считают горячей точкой Европы. Во многих смыслах. Какой отпечаток накладывает этот статус Барселоны на твое мироощущение?
— Играть сюда приехал в одно время с Даниелом Шаричем. Встретились с ним за пару дней до предсезонки, пошли поужинать. В городах, где жил прежде, бурная ночная жизнь приходилась на пятницы и субботы. А здесь август, четверг — и море музыки, веселья, огней, толпы на улицах. Я сказал тогда: Шара, не представляю, как здесь можно еще и играть. В городках вроде Сьюдад-Реаля заняться особо нечем. Концентрируешься на работе, ничего от нее не отвлекает. А здесь замечательный мегаполис, который может сыграть злую шутку с теми, кто не готов дистанцироваться от его соблазнов.

— Это требует усилий?
— Конечно. Но такой характер города в чем-то и помогает. Случаются тяжелые дни, когда нужно отвлечься, оценить проблему спортивного плана со стороны. Хотя бывает и иначе: за окном на пляже двести человек поют и пляшут, и так хочется к ним нырнуть, а не можешь себе этого позволить.

— Рутенко барселонский и тот, который посещает Минск, — это разные люди? С приездом домой в тебе переключается некий тумблер?
— Это странные ощущения. Минск — всегда позитив, живое общение с людьми, которых радостно увидеть. Но часто на выручку приходит именно барселонский опыт концентрации. Вот сейчас будет разгар новогодних каникул. Захочется погулять и попраздновать с друзьями. Но придется останавливать себя, объяснять людям, какой важный у нас этап подготовки.

— Бывают дни, когда наутро упрекаешь себя за то, что делал вечером?
— Да. Но это случается чаще в отпуске. Я ведь нормальный человек, с теми же чувствами и ощущениями от жизни, что у всех.

— Разговор у нас предновогодний. Назови самые значимые впечатления уходящего года, никак с гандболом не связанные.
— О, это тема отдельного большого интервью. Меня многое волнует. Скажем, последние события на Украине. Там много моих родственников. И хочется, чтобы все у них было спокойно. Как ни банально это звучит, я за мир во всем мире. Но он, к сожалению, невозможен.

— Эти родственники сейчас по какую сторону украинских баррикад?
— Они из западной части страны. А я во многом консервативен. Живу в Европе и потому вижу ситуацию под иным, нежели они, углом. Не хочу, чтобы братские страны отворачивались одна от другой. Это мои убеждения, мои взгляды. Всем там надо успокоиться.

— А если остаться вместе, повернувшись при этом к Европе? Такой ребус не разрешить?
— При сегодняшней обстановке на постсоветском пространстве — никак. Украина, как и наша страна, много зарабатывает экспортом в Россию. Если ей перекроют это направление, страна просто ляжет. К сожалению, много людей этого не осознают, не хотят задуматься. Для них все сводится к возможности безвизового перемещения по Европе. А я вижу и знаю, что происходит в Польше, Словении, Венгрии. Там у меня много добрых знакомых. Все не просто и далеко от счастья. Никто не станет нас там ждать с бесплатными подарками.

— О кризисе много говорят в приложении и к Испании. На твоей жизни он сказывается?
— Да. Мне 32 года. Ясно, что заработанного в гандболе на всю жизнь не хватит. Приходится задумываться о будущем. Есть наметки и планы, чем заняться после ухода из спорта. К сожалению, экономический кризис исполнение задуманного осложняет. В этом смысле он не дает развиваться.

— Ударил по тебе материально?
— Косвенно. Скажем, у “Барсы” не стало конкурентов в Испании именно из-за проблем в экономике. Прежде были два-три клуба, в сторону которых мог посмотреть любой игрок нашей команды. Сейчас в этом смысле клубная “директива” может чувствовать себя спокойно. Хочешь жить в Испании — никуда не дернешься. Поэтому при последнем продлении контракта пришлось кое-чем пожертвовать. Ведь нет большого желания уезжать в Германию, Данию или Францию. Не случись кризиса — в Испании было бы больше команд, способных работать со звездами. Ситуация на рынке была бы иной.

Чуковский в помощь

— Ваша Ника уже подросла…
— Да, четвертый годик.

— Каковы твои успехи на родительском поприще? И что скажешь насчет пополнения семейства?
— Пополнение — в планах. Останавливаться на достигнутом не хотелось бы. Что касается воспитания Ники, то, к сожалению, ему мешают мои отлучки и недостаток свободного времени. Стараюсь использовать его с толком. Отвожу дочку в школу, забираю оттуда. Здесь не похожая на нашу образовательная система. Обучение начинается с трех лет. Дети в школе занимаются с двумя-тремя преподавателями, спят там днем. Сейчас у нас первый год такой учебы. Главная сложность — многоязычие. Дома мы общаемся с дочкой на русском. В школе у нее английский, испанский, каталонский. Все это сильно вперемешку. Бывают забавные ситуации, когда она отвечает испанцу по-русски. И наоборот. Не всегда может сориентироваться, какой из языков применить.

— Хотите воспитать девочку в русскоязычной традиции?
— Да, стараемся, чтобы она общалась по-русски свободно. Не знаю, как сложится будущее нашей семьи. Возникает много ситуаций, которые могут повлиять на решение. Но в любом случае у Ники замечательные бабушки. И для нас важно их участие в воспитании девочки. Поэтому дома у нас только русский язык. Из чтения — Маршак, Чуковский, народные сказки, на которых выросли мы с Аленой. Нам сильно не по душе современные мультики. Все эти покемоны и симпсоны с их агрессией и развязностью манер. Максимум возможного из тамошнего кино — Дисней, Микки-Маус. Но больше родных персонажей: Спящая Царевна, Василиса Прекрасная. И все же дни, проводимые в здешней школе, отпечаток накладывают. Надо находить золотую середину для интеграции дочери в любое общество.

— На что, кроме воспитания Ники, отвлекается Алена?
— Она у меня замечательно рисует.

— Участвует в вернисажах?
— Там, где она занимается, много художников, которые выставляются. Но Алена очень самокритична. Впрочем, две ее работы мне очень понравились. Иногда шучу, что после завершения моей игровой карьеры нам будет на что жить. Мечтаю, чтобы жена нарисовала картину, которая украсит наш дом.

— В каком стиле она творит?
— Рисует мелками, напоминающими цветные карандаши. Пейзажи, натюрморты. Для меня важно, что все на них совершенно понятно.

— Не Сальвадор Дали?
— Ну да. И не Пикассо…

Важно быть вместе

— Участившиеся в последнее время игры против минского “Динамо” тебе в тягость или в радость?
— Это всегда смешанные чувства. Сам никогда не играл за “Динамо”, но оно дорого мне принадлежностью к Минску. Конечно, радует возможность лишний раз слетать домой. Но при этом приходится обыгрывать брата, огорчать белорусскую публику. Другого выхода у меня нет. На кону репутация профессионала. Не могу по-разному относиться к выступлениям за “Барсу” и сборную. Спортивные качества должны брать верх, когда входят в противоречия с любыми другими интересами.

— В этом розыгрыше вы справились с “Динамо” заметно легче прошлогоднего…
— Думаю, в первом случае плохую службу нам сослужил выигрыш у динамовцев пятнадцати мячей на летнем турнире в боснийском Добое. В этом сезоне готовились к встречам с минчанами серьезнее. Прошлогодний опыт явно добавил мотивации и нам, и тренеру. “Динамо” — команда молодая. Мы превзошли ее не столько в классе, сколько в зрелости. Первый тайм был напряженным. А потом мы нашли момент, чтобы оторваться и сделать задел. Но это не значит, что соперник гораздо хуже нас. Эта разница — не на десять мячей.

— Игрок ты бывалый. Но думаю, что преддверие чемпионата Европы — это для тебя по-прежнему пора больших волнений.
— На такие турниры нет нужды как-то особенно настраиваться. На чемпионате мира перед каждой игрой, даже против корейцев и аравийцев, радовало ощущение легкой взвинченности, нервозности. Дело не в боязни соперника, а в желании хорошо сыграть и не подвести страну. Знаю, что такое состояние обязательно наступит. И, надеюсь, оно поможет показать лучшую игру, на какую только буду способен и готов. А сейчас самое подходящее время для добрых пожеланий. Так вот, рад поздравить ваших читателей и всех белорусов с Новым годом. Мы постараемся радовать вас еще и еще. Но очень важно, чтобы все, кто стал нам ближе в этот радостный год, остались рядом, если станет трудно.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?