Эксклюзив. Александр Медведев: о минском и паневропейском

21:37, 8 января 2014
svg image
1799
svg image
0
image
Хави идет в печали

Состоялась она еще перед вторничным финалом, белорусско-российский формат которого вот уже десять лет неизменен. Равно как и накал. Посему и разговор с “рождественской” темы начал не из дежурной вежливости.

— Александр Иванович, складывается ощущение, что для большинства участников Рождественского турнира он — само воплощение олимпийского принципа “Главное — не победа, а участие”. И лишь российская дружина — одна из немногих, которых этот минимум не устраивает.
— Наша ветеранская команда существует уже больше десяти лет. В ней и бывшие профи высокого уровня, и любители. Но философия общая: мы не просто проводим показательные матчи, где допустимы договорной счет или игра в полконька. Спортивная составляющая — в приоритете. Команда потому и называется “сине-белая машина”, потому что исповедует советский стиль, атакующий хоккей. И имеет в арсенале победы и над ветеранскими дружинами “Бостона”, “Детройта”, “Филадельфии”, “Рейнджерс”, “Нью-Джерси”, победы на Кубке вызова в Москве, где очень серьезный подбор участников. Ну и, конечно, две победы в минских Рождественских турнирах для нас очень ценны. Два “Чуда на льду”, как мы их называем. Так что вы правы: мы приезжаем побеждать.

— “Чуда”, потому как с белорусской стороны против вас выходят в том числе и еще не завершившие карьеру профессионалы. Это смущает?
— Немного. Если бы такие игроки, как Якушев, Михайлов, Петров, сохранили скорость, они по своему мастерству до сих пор могли выступать на высоком уровне. И не совсем справедливо выпускать против них действующих игроков, пусть даже они не из минского “Динамо”, а из белорусского национального чемпионата. Все-таки возраст имеет значение. Но, раз регламент турнира так написан, главное, чтобы он соблюдался. Так, как написан.

— От минской рождественской частности — к глобальному. То есть вашему основному детищу — КХЛ. Лига существует шестой год. Есть ощущение, что она, так сказать, набрала крейсерскую скорость и высоту?
— Полагаю, то, что лига состоялась, ни у кого не вызывает сомнений. Она развивается и в спортивной, и в организационной, и в финансовой составляющих. Зрительский интерес от Загреба до Владивостока безусловен, аудитория КХЛ больше, чем у российской футбольной премьер-лиги, я уже не буду говорить о количестве зрителей у экранов телевизоров и мониторов в интернете. Говоря маркетинговым языком, получился хороший продукт.
Очень хочется верить, что эти изменения носят необратимый характер. А впереди — только дальнейшее развитие. В силу законодательных особенностей мы заключаем договор с Федерацией хоккея России о проведении открытого чемпионата нашей страны, платим за это немалые деньги. Вместе с тем хотим, чтобы лига двигалась вперед на основании стратегии, выработанной нашим экспертным советом. В конце концов, без сильных клубов не будет сильной сборной. И я сейчас говорю не только о российской. Мне кажется, мы нашли с ФХР форму взаимодействия, которая приводит к взаимоприемлемым решениям.

— Нашли, потому что не могли не искать. Не завидуете по-доброму заокеанским коллегам, избавленным от необходимости поиска компромиссов с федерациями хоккея Канады и США?
— У НХЛ действительно совсем другие взаимоотношения с “Hockey Canada” или “USA hockey”. Каждый знает свое дело и занимается им. Завидую ли? Нет, зависть — плохое чувство. Лучше просто продолжать двигаться вперед.

— Какие ощущения вызывает неизбежное перманентное сравнение КХЛ и НХЛ?
— Хорошо, что есть предметы для сравнения. Но нужно помнить про разность и хронологической истории лиг, и инфраструктуры. Наконец, уровня жизни, от которого зависит и бизнес-модель развития. Пока невозможно представить, чтобы средняя цена билета на матч у нас была равна сорока-пятидесяти долларам.

— Предвосхитили следующий вопрос-утверждение: КХЛ догонит заокеанскую сестру лишь тогда, когда зритель сможет позволить себе выложить сотню долларов за билет, двадцать — за парковку, десять — за бокал пива на арене и так далее.
— Здесь нужно ощущать разницу между финансовым состоянием лиги и клубов. Наша лига — в зоне доходов, а клубы существуют за счет спонсоров и рекламодателей. Но говорить о том, что это выбрасываемые на ветер деньги, на мой взгляд, в корне неверно. Хоккей имеет важное социальное значение. Давайте посчитаем экономический эффект от того, что люди, и особенно дети, просто отрываются от улицы. Без профессионального спорта не будет подпитки физической культуры. С детства и до старости люди занимаются спортом не по показаниям врача, а потому, что хотят быть похожими на своих кумиров. Чтобы люди хотели походить на супергероев, они должны быть перед глазами.

— НХЛ сейчас заработала на матче “Зимней классики” 30 миллионов долларов. КХЛ когда-нибудь сможет дотянуться до подобной планки?
— Ничего фантастического. В свое время рекорд установил московский чемпионат мира, где на матче присутствовало 55 тысяч зрителей. При цене билета хотя бы в 20 долларов несложно сделать вывод.

— Но это история, причем довольно давняя. Сейчас реально собрать такую аудиторию?
— Почему нет? ВХЛовская “Русская классика” в Красноярске собрала весьма внушительную аудиторию, сейчас вот подобное ожидается в Челябинске. Хотя многое упирается в инфраструктуру…

— …затрудняющую копирование в масштабе “один к одному”?
— Начнем с того, что мы ничего не копируем, хотя с удовольствием перенимаем лучшее. Но при этом и добавляем свое. Сейчас вот в Братиславе будет очередной “Матч звезд КХЛ”, где зрителей порадуют новыми находками, которых еще не было нигде, включая НХЛ. Понятно, что суть их — пока секрет.

— Возвращаясь к взаимоотношениям лиги с ФХР, несложно предположить, что они приближаются к переломному моменту.
— Дело не в моменте, а в том, что каждый должен заниматься своим делом. Федерация — сборными и развитием детско-юношеского хоккея. Нигде в мире проведение взрослого клубного чемпионата — не забота федерации.

— Оговоримся: нигде в топовых хоккейных странах. В Беларуси национальный чемпионат также в ведении ФХРБ…
— Тем не менее. При подготовке к Олимпиаде КХЛ очень плотно работала с наставником российской сборной Билялетдиновым, учли все его пожелания, внесли определенные изменения в регламент. Будем надеяться, что это принесет успех.

— А если не принесет? В спорте все возможно. Вы прогнозируете дальнейшие формы сотрудничества лиги и федерации в случае неуспеха?
— Нет, такие расчеты делать нельзя. Просто желаем нашей сборной показать хорошую игру, от которой и будет зависеть результат.

— Несложно понять, что последние сезоны КХЛ были подчинены интересам Олимпиады-2014 в Сочи. Можно ли предполагать, что за этой чертой возможен пересмотр “правил игры”? В частности, в вопросе легионерского лимита? Если не его полной отмены, то, по крайней мере, значительной либерализации.
— Тема легионеров не может рассматриваться обособленно в отрыве от анализа того, сколько игроков каких стран и какого уровня способны пополнять клубы. Возьмите МХЛ: она уже начала готовить игроков, в том числе и звездного уровня. И не только для КХЛ: Ничушкин, который нынче выступает в ведущем звене “Далласа”, прошел школу МХЛ. И им список не исчерпывается. Многие ребята выступают в КХЛ, и довольно прилично. И это за короткий период существования молодежной лиги.

— И все же вернемся к количественному выражению КХЛовского лимита. Он будет пересмотрен?
— Уверен, что будет принято взвешенное решение, которое, с одной стороны, не погубит конкуренцию, с другой — даст возможность российским игрокам получать достаточную практику.

— Уже из вашей дипломатичной формулировки можно сделать вывод, что речь об увеличении лимита все-таки пойдет…
— Думаю, тема будет предметом обсуждения после Олимпиады.

— Равно как, вероятно, и другой проект — о признании нелегионерами в рамках лиги хоккеистов из стран-участниц КХЛ?
— С учетом законов современного развития, это очень здравая идея. Если уж у нас международная лига, почему игроки из стран-участниц должны подпадать под какие-то ограничения? По крайней мере те из них, кто провел в КХЛ определенное количество матчей или сезонов. Так что идея также будет обсуждаться.

— Не секрет, что в бюджетах многих нероссийских клубов весомую часть играет российский капитал. Считаете, это нормально?
— Принципиальная поправка: не российский капитал как таковой, а средства российских компаний, ведущих бизнес в тех странах, клубы которых они финансово поддерживают. То есть речь о вывозе денег из России не идет: средства зарабатываются на рынках тех же государств. Плюс в хоккей привлекаются финансы местных национальных компаний, которые до сих пор в хоккей там не вкладывались. Не вижу ничего предосудительного.

— Недавно “Газпром” финансово поддержал и минское “Динамо”. Известна сумма помощи — два миллиона долларов. Это разовая акция?
— Действительно, компания “Газ- пром-Трансгаз Беларусь”, являющаяся дочерним предприятием “Газпрома”, оказала спонсорскую помощь минчанам. Мы говорили о социальной значимости хоккея, а активное участие в социальных и благотворительных программах — один из принципов “Газпрома”. Было обращение со стороны минского “Динамо”, поддержанное руководством страны. С учетом того, что компания успешно работает и является крупнейшим налогоплательщиком Беларуси, принято решение пойти клубу навстречу. Что особенно важно сейчас, учитывая известную ситуацию с “Уралкалием”. Будет ли это разовая акция, или сотрудничество продолжится — думаю, решится по окончании нынешнего сезона.

— Насколько портит ваше настроение ситуация, сложившаяся в московском “Спартаке”?
— Она очень тревожная. Все помнят, какие проблемы испытывал футбольный “Спартак” вплоть до вылета в низший дивизион. Да и хоккейный в прошлом бедствовал, постоянно менялись собственники. Сейчас вот опекавший легендарный клуб банк лишился лицензии, исполнение бюджета нынешнего сезона под угрозой. Тем более нет ясности с бюджетом будущего. КХЛ оказывает поддержку, чтобы команда сумела провести выездную январскую серию матчей, а игроки — получить хотя бы принятый в лиге минимальный размер оплаты труда, чтобы не подталкивать их к разрыву контрактов через дисциплинарный комитет.
То есть проблем с тем, как клуб доиграет нынешний чемпионат, возникнуть не должно. Но главный вопрос — что будет с ним в будущем. К сожалению, есть известные бизнесмены, которые прежде ударяли себя в грудь, клянясь в верности “Спартаку”. Почему-то сейчас от них не слышно никаких инициатив. Хотя, казалось бы, если ты настоящий спартаковец, самое время доказать это на деле, особенно если финансовые возможности имеются. Тем более что бюджет у “красно-белых” не такой большой.

— Одним из вариантов спасения “Спартака” назывался его переезд в Сочи…
— Этого не будет. Там создается новый клуб КХЛ с рабочим названием “Дельфин” или “Дельфины”, генеральным менеджером которого, как предполагается, станет Павел Буре. Схема создания “Адмирала” через драфт расширения себя вполне оправдала. Нельзя позволить пустовать такой шикарной инфраструктуре, которая создана в Сочи для Олимпиады. А в зрительском интересе сомневаться не приходится: краснодарский трехтысячник забит даже на матчах ВХЛ.

— Перефразируя известную формулу, скоро можно будет заявлять, что, мол, “КХЛ не резиновая”. Потолок расширения остается прежним?
— Да, 32 клуба.

— С “Дельфином” и финским “Йокеритом” станет 30, и…
— Плюс возвращающаяся в лигу “Лада” и, полагаем, еще один клуб из хоккейной державы. Есть интерес со стороны Швеции, Германии и Норвегии. Если не с ближайшего сезона, то со следующего.

— А дальше? Вступят в силу НХЛовские принципы с возможностью переезда клубов из города в город или даже из страны в страну?
— А дальше, мы надеемся, хоккейная Европа прислушается к нашим инициативам о создании паневропейского турнира. В рамках которого существующие лиги, включая КХЛ, будут проводить матчи не только внутри своих чемпионатов, но и поединки с соседями, определяя таким образом участников плей-офф и в итоге — сильнейший клуб Европы.

— Видимо, в этом и был камень преткновения в переговорах с президентом ИИХФ Фазелом и создателями Лиги чемпионов? Они, вероятно, видят хоккейное будущее Европы иначе.
— Как раз с Фазелом взаимопонимание было найдено, вопрос возник с организацией, которая представляет клубы. Она почему-то воспротивилась тому, чтобы КХЛ сама определяла, кто будет участником розыгрыша Лиги чемпионов от нас. Мы предлагали формулу с четырьмя лучшими клубами нашей лиги по итогам регулярного чемпионата плюс три лучшие из ее таблицы нероссийские дружины. В первом сезоне мы предлагали “Слован”, “Лев” и “Йокерит”. Последнему предполагалось выдать своеобразный “уайлд кард” на первый розыгрыш как дань традициям финского клуба. Но создатели Лиги чемпионов, согласившись на “Слован”, почему-то не приняли “Лев” и “Йокерит”.

— Учитывая нынешние позиции минского “Динамо” в таблице конференции, лоббировать его интересы нынче неуместно. Но вот рижские динамовцы имеют право обидеться за неупоминание себя в КХЛовской “нероссийской тройке” участников Лиги чемпионов…
— Если помните, в минувшем сезоне рижане боролись лишь за Кубок надежды. И в любом случае предлагавшаяся нами формула касалась лишь первого розыгрыша возрождаемой лиги. А далее место в ней по текущему или суммарному рейтингу последних сезонов латыши все равно бы получили.

— Так чем же вызвано неприятие создателями лиги “Льва” и “Йокерита”?
— В официальном письме было указано, что допуск этих клубов стимулирует поглощение КХЛ клубов из других стран, что негативно скажется на их национальных чемпионатах.

— Что ж, определенная логика в таких опасениях с точки зрения нероссиянина есть…
— Какая же, если, как вы сами сказали, “КХЛ не резиновая”, границы ее расширения определены и лига уже у этих границ? С точки зрения КХЛ Лига чемпионов вообще не столь интересна, мы спокойно можем развиваться дальше самостоятельно. Но мы смотрим в будущее — не только ближайшее, но и более отдаленное. А соревнование сильнейших клубов разных лиг в конце концов может стать звеном к созданию упомянутого уже паневропейского турнира.

— У вас есть союзники в продвижении этой идеи за рамками КХЛ?
— Конечно, в том числе и представители именитых клубов. Но большинство пока почему-то противится. Чем, как принято говорить, стреляет себе в ногу. Даже с коммерческой точки зрения без участия клубов КХЛ проект Лиги чемпионов теряет очень многое, это же очевидно. Как можно определять сильнейшую команду Старого Света без участия клубов КХЛ?

— В завершение вновь вернемся в Минск. В субботу, я знаю, вы ознакомились со всем комплексом “Чижовка-Арены”. Не обидно будет, что она останется вне системы КХЛ или хотя бы ВХЛ?
— Действительно, ознакомился с комплексом, и он произвел наилучшее впечатление. Замечательная арена: очень хоккейная, удобная, с отличным обзором и прекрасным льдом. Даже в шутку сказали, что нужно ее арендовать нашей команде “Газпромэкспорта” и заявляться в КХЛ. А, если серьезно, заявке второго белорусского клуба в лигу мы будем только рады.

— Даже если он займет последнюю вакансию расширения?
— Даже если так.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?