Минорные лиги. Сферический конь в вакууме

21:37, 16 января 2014
svg image
857
svg image
0
image
Хави идет в печали

Две стороны медали

Второй дивизион (он у нас профессиональный в отличие от третьего) должен служить стартовой площадкой для молодежи, которой легче опериться вне требовательной высшей лиги. Но в последние годы в белорусском варианте Д2 “гнездилось” все меньше “птенцов”. И БФФ взялась исправить это положение.
О чьем благе заботились в Доме футбола? Рабочую группу по разработке этого лимита возглавлял технический директор федерации Михаил ВЕРГЕЕНКО.
— У нас сложилась ситуация, при которой игроки молодежной и юношеских сборных остались практически без игровой практики. Ребята попадали “под основу” и не играли ни в главной команде клуба, ни в дубле. В лучшем случае выходили на пять-семь минут или проводили тайм в дубле. А доминировали в первой лиге “старики”. Это путь в никуда. Для того чтобы исправить ситуацию, в позапрошлом году была создана рабочая группа, в которую вместе со мной вошли Владимир Пигулевский, Людас Румбутис, Игорь Шлойдо, Игорь Цаплюк, Юрий Вергейчик. В итоге мы по примеру других стран ввели лимит, чтобы наши сборники получали игровую практику.
Введение лимита логично приветствовал тогдашний главный тренер молодежной сборной Беларуси Алексей Вергеенко. Но, как выяснилось, у медали есть и другая сторона. Год назад на январском заседании исполкома БФФ представители клубов первой лиги — Юрий Крот из “Слуцка” и Александр Марченко из “Городеи” — слезно умоляли либо не вводить лимит вовсе, либо смягчить его (тогда он планировался в варианте “два игрока 1992/93 годов рождения на поле”). Главный аргумент оппонентов: лимит этот свалился как снег на голову уже тогда, когда были заключены контракты с игроками. Оказалось, клерки БФФ своевременно не оповестили клубы о нововведении.
В итоге был принят компромиссный вариант: один “лимитчик” (игрок не старше 21 года) на поле, два — в протоколе. С оговоркой, что в следующем сезоне на поле их будет два. Того же возраста — 1992 и 1993 годов рождения.
Большинство тренеров клубов первой лиги, кроме главкомов “Березы-2010”, “Минска”-2, “Смолевичей”-СТИ и СКВИЧа, принялись лихорадочно искать варианты аренды молодых ребят у команд “вышки”. На тот момент в некоторых клубах Д2 молодых игроков сносного уровня не было вообще.
Вот цифры: в 2012 году в 14 клубах первой лиги (не считая дочернюю команду минского “Динамо” “Березу-2010”) засветились 79 футболистов, которым не исполнилось 22 лет. Много это или мало? В поименном списке десятилетней давности (2003 года) увидим, что без “Динамо-Юни”, эквивалента нынешней “Березы”, в составах 15 команд значился 121 игрок аналогичного возраста. И это при том, что тогда в первой лиге играли легионеры!..

Пусть пробиваются сами

Итак, год назад тренеры команд первой лиги отнеслись к этому нововведению отрицательно, хотя и понимали, что цели его благие.
Андрей ПЕТРОВ, главный тренер “Лиды”:
— Для того чтобы команда играла и росла молодежь, в составе должны быть прежде всего опытные мастера. Введение лимита понизило общий уровень лиги. Многие из молодых ребят явно не соответствовали ее уровню и выходили на поле для галочки. Понятно, лимит введен в интересах молодежной сборной, но кто из “лимитчиков” заиграл в ней?
Действительно, кто? Кроме игроков “Березы” да форварда “Городеи” Антона Сароки, никто. Но эти парни и без лимита вызывались Алексеем Вергеенко в команду. Как и Станислав Сазонович, заматеревший в 2012-м в Речице и вернувшийся в “Гомель”.
Александр БРАЗЕВИЧ, главный тренер “Ведрича-97”:
— Лимит появился в разгар селекционного периода, когда тренеры укомплектовали команды, распределили роли и выстроили для себя модели игры. Их мнением никто не интересовался. Многим пришлось каким-то образом вписывать “лимитчиков” в уже разработанные схемы. Решение, как мне кажется, было сырым, неподготовленным, хотя и имело благие намерения. Костяк “молодежки” составляют 15 человек, а их клубы высшей лиги не отдали в аренду. В итоге играли порой ребята, не дотягивавшие даже до уровня второго дивизиона.

Где взять молодых?

Как-то ассоциация букмекеров за большие деньги наняла биолога, математика и физика, чтобы они разработали метод прогнозирования результатов забегов. Первые двое через год выдали свои методики, а третий заявил, что пока он разработал модель сферического коня в вакууме, и попросил еще 10 миллионов долларов, лабораторию, штат ассистентов и пять лет времени.
И в нашем случае вроде бы верный метод оказался в неидеальном белорусском футбольном мире ошибочным. Вряд ли в БФФ проводили анализ результатов молодежного лимита, однако в новой редакции еще и усилили его. Теперь, если решение будет принято исполкомом, на поле должны будут одновременно находиться два футболиста 1994-го года рождения и моложе!
После оглашения этого вердикта главкомы команд первой лиги взялись за голову. Во-первых, из числа “лимитчиков” неожиданно вычеркнуты ребята 1992-93 годов рождения (ставка делается уже на следующий созыв молодежной сборной), во-вторых, лимит расширен. Это стало проблемой, ведь мало того что наигранные ранее на перспективу футболисты 1992-93 годов ныне не помощники в “лимитировании”, так еще надо иметь в составе как минимум четверых 20-летних! Ведь кто-то может получить травму, дисквалификацию, да и гипотетические вызовы в сборную стоит принять в расчет…
Где же взять молодых? В командах первой лиги (кроме “Березы” и “Минска-2”) в прошлом году играли лишь 28 подходящих по возрасту ребят, и только 8 из них провели больше 10 матчей! В высшей лиге фигурируют 15 футболистов, но лишь минчанин Корзун, гродненец Савицкий да брестчанин Шемрук находились на поле больше 180 минут. С вундеркиндами в белорусском футболе нынче напряженка… Да и тех, кто появлялся на поле лишь эпизодически, вряд ли отдадут в аренду. Эту догадку подтверждают и тренеры.
Юрий КОНОПЛЕВ, главный тренер “Витебска”:
— У нас будут большие трудности с новым лимитом. Дубля, в котором играли бы 19-летние, у клубов первой лиги не было. А здесь надо сразу как минимум четверых где-то взять. Получить перспективного игрока из клуба “вышки” проблема. Жаль, что у тренеров второго дивизиона никто мнением по поводу лимита не интересовался.
То же мнение у главкома “Гранита” (Микашевичи) Валерия БОХНО:
— Поиск ребят 1994 года — головная боль. Как и для почти всех моих коллег. Да, я знаю, есть 10-15 перспективных игроков, но отдадут ли их тренеры в первую лигу? Вряд ли. Придется брать вторых, а то и третьих номеров. И что они нам дадут? А сборной? Сейчас найти молодого куда труднее: в наше время у пацанов было гораздо больше желания играть, а не сидеть на лавке и получать приличный оклад.
А вот что думает по поводу лимита самое заинтересованное лицо — главный тренер молодежной сборной Игорь КОВАЛЕВИЧ:
Я не работал со сборной, когда было принято это решение, и не вхожу в состав исполкома, который утверждает это положение. Кто из ребят 1994 года, которых я пригласил на сбор, будет играть в первой лиге, сказать сложно. Это зависит не только от их желания выступать во втором дивизионе, но и от мнения тренеров команд “вышки” и клубных руководителей. Я же не против такого варианта, потому что уровень первой лиги однозначно выше турнира дублеров.
Подведем итог. Во-первых, разрабатывая положение о молодежном лимите, никто в БФФ не советовался с тренерами первой лиги ни в первом случае, ни во втором. Во-вторых, предполагаемого эффекта он не дал. В-третьих, если уж решать проблему игровой практики для игроков “молодежки”, то следует вспомнить, для чего эта команда существует априори: для подготовки кадров для национальной сборной. А уж если в 19 лет считанные единицы белорусских молодых футболистов пробиваются в составы команд высшей лиги, то, может, стоит озаботиться ситуацией прежде всего в детско-юношеском футболе?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?