Медицинский факт. На взрывной волне
Про стимулирование
Речь пойдет о заключительном туре чемпионата Беларуси 2006 года. Лидировавший в таблице БАТЭ на три очка опережал столичное “Динамо”, но играл в гостях у мотивированного “Шахтера” — победа приносила горнякам бронзу. А минчанам предстоял выезд в Брест — к своим одноклубникам.
Даже ничья гарантировала борисовчанам триумф. Однако во втором тайме они не только растеряли двухголевой перевес, но и уступили 2:3. Многие до сих пор прекрасно помнят этот эпический “снежный” матч, в котором “Шахтер” браво “подвесил” фаворита над угрозой дополнительного поединка за первое место. Как и в сезоне-2002, судьба БАТЭ оказалась в руках брестчан: тогда дома они сыграли вничью с “Неманом”, обеспечив борисовчанам шанс побороться за первое место в “золотом” матче, который те и использовали. Четыре же года спустя пикантности ситуации добавило то, что на Брест обрушился снегопад, вынудивший отложить начало игры на два часа. В результате к моменту ее начала соперники были осведомлены о результате боя в Солигорске. Однако минчане шансом не воспользовались: 0:0 — и БАТЭ стал трехкратным чемпионом…
О матче на берегах Буга Цыгалко — в ту пору игрок брестского “Динамо” — и вспомнил в канве темы стимулирования:
— …БАТЭ нужно было, чтобы минское “Динамо” потеряло очки. Перед матчем приехали люди из Борисова. Простимулировали. Может, борисовчане не верили, будто мы сможем отобрать очки у минчан, потому что сумму не стали называть. Сказали просто: “Ребята, мы вас не обидим. Отблагодарим”. Матч завершился со счетом 0:0. БАТЭ стал чемпионом. После игры нам передали обещанные деньги. Ребята их поделили. Получилось что-то вроде двухсот долларов на человека. А вообще я в стимулировании ничего плохого не вижу. Почему бы и нет, если команда будет биться, чтобы заработать дополнительные деньги? Это нормальное явление, распространенное и в Европе.
История вопроса
Стимулирование команд для достижения положительного результата в Беларуси долго считалось неоднозначным. Но к противозаконным действиям не относилось, потому практика его использования официально не возбранялась. Пока 1 февраля 2005 года на исполкоме БФФ тему не подняли по инициативе главы БАТЭ Анатолия Капского:
— Мне бы хотелось, чтобы была дана оценка такому явлению, как стимулирование. Ни для кого не секрет, что бывают случаи, когда одна команда заинтересовывает другую в ее матче с прямым конкурентом. Это является подлогом или нет? В Европе, в той же Испании, например, об этом говорят открыто, в том числе делают заявления в прессе. Ведь речь идет о премировании команды, которая будет играть… Я считаю, что со спортивной точки зрения стимулирование — это нормально. Необходимо просто дать ему какую-то официальную трактовку. Ведь иногда таким образом можно заставить команду играть, поскольку люди могут в день матча получить деньги. (“ПБ” N 13 за 3.02.2005)
Исполком оказался не готов к быстрому вердикту по столь щепетильному вопросу, а потому взял его лишь на заметку для дальнейшего изучения. И спустя три месяца новый Дисциплинарный кодекс, который вынес стимулирование за рамки футбольного закона, был принят.
Помимо всего прочего, в нем прописали санкции за дисциплинарные наказания. Так, в отношении членов ассоциации из числа футбольных клубов (статья 18) мог применяться широкий спектр наказаний от лишения определенного количества очков вплоть до понижения клуба в ранге и даже исключения его из числа участников соревнований.
Что же касается конкретных лиц (статья 47), то к ним кодекс был не менее суров:
— В отношении любого лица, которое предлагает, обещает, передает денежную сумму или оказывает какую-либо услугу официальному лицу, официальному лицу матча, футболисту от своего имении или от имени третьей стороны с просьбой нарушить эти требования Уставов, регламентов и иных документов Ассоциации, ФИФА или УЕФА, дисциплинарным органом Ассоциации должно быть применено дисциплинарное наказание от штрафа в размере не менее 1000 базовых величин до временной дисквалификации на определенный срок не менее 12 месяцев, временного запрета на посещение футбольных матчей, проводимых под эгидой Ассоциации, ФИФА и УЕФА на определенный промежуток времени.
В случае принятия официальным лицом, официальным лицом матча, футболистом денежных средств либо каких-либо услуг за нарушение Уставов, регламентов и иных документов Ассоциации, ФИФА или УЕФА дисциплинарный орган Ассоциации должен применить в отношении виновного лица штраф в размере не менее 1000 базовых величин, временную дисквалификацию на определенный срок не менее 24 месяцев и запрет на посещение футбольных матчей, проводимых под эгидой Ассоциации, ФИФА и УЕФА, на определенный промежуток времени. В исключительных случаях либо в случае повторного совершения данного нарушения орган Ассоциации вправе объявить виновное лицо нежелательным (“persona non grata”) для целей деятельности Ассоциации.
Реакция Капского
За председателем правления ФК БАТЭ не заржавело — Анатолий КАПСКИЙ высказал свою позицию на официальном сайте клуба.
— …Произошло очень неприятное событие в судьбе ФК БАТЭ и моей лично. В адрес нашего клуба были выдвинуты серьезнейшие обвинения. Считаю своим долгом выступить с ходатайством к соответствующим органам АБФФ о проведении тщательного и оперативного расследования, которое подтвердит или опровергнет подлинность отдельных высказываний Юрия Цыгалко в интервью интернет- ресурсу goals.by.
По нашей репутации нанесен серьезный удар. Я от своего имени подчеркиваю, что как председатель правления клуба не знал об изложенном, если оно действительно имело место. Подчеркиваю, что до официального запрета стимулирования в 2005 году я как глава футбольного клуба считал, что стимулирование соперников на честную игру не является нарушением принципов “Fair play”. И многие клубы в нашем чемпионате это активно использовали. А я отстаивал свою позицию в исполкоме федерации при принятии решения о запрете стимулирования. Но закон, который мы внутренне не понимаем, все равно является законом — и его необходимо исполнять. В ФК БАТЭ были приняты решения о неприемлемости любых действий, касающихся стимулирования и нами других команд, и другими командами наших игроков. И об этом были поставлены в известность все тренеры и руководители нашего футбольного клуба. Но если будет доказано то, о чем говорит Юрий Цыгалко, считаю, людей, нарушивших принципы “Fair play”, сколь бы значимыми они ни были для истории нашего клуба, следует отлучить от футбола.
Этим обращением я хотел бы подтвердить непоколебимость позиции ФК БАТЭ по соблюдению принципов “Fair play” в прошлом, настоящем и будущем. Надеюсь, инициированное мной разбирательство поднятого вопроса компетентными органами АБФФ получится всесторонним и объективным. До появления официальных итогов разбирательства с моей стороны не будет комментариев средствам массовой информации по этой теме.
Для меня футбол — это игра. В моем понимании ее непременный атрибут — честность. А если честно не получается, то для меня участие в этом не интересно.
Ужин Федоровича
Вознамерившись воссоздать события осени-2006, мы решили сделать это устами футболистов БАТЭ и брестского “Динамо”. И для начала обратились к экс-вратарю борисовчан Александру ФЕДОРОВИЧУ — одному из опытнейших игроков того созыва чемпионов.
— Юра Цыгалко сказал, будто представители БАТЭ встречались с людьми из Бреста накануне встречи. Глупости! Не было такого — двести процентов. Этими представителями могли быть либо игроки, либо тренеры. Но не думаю, будто кто-то мог на такое пойти. И если что-то подобное планировалось либо случилось, уж мне бы наверняка все стало известно. Тем более мы что, сами “Шахтер” не могли обыграть? Могли. Но так получилось, что случилось поражение — 2:3.
— Помните свою реакцию на весть из Бреста, где оба “Динамо” сыграли вничью?
— Как не помнить? Все было словно вчера. Из Солигорска домой ехали поникшие. А затем, конечно, весь автобус радовался. Через какое-то время те игроки БАТЭ, что постарше — я, Александр Ермакович, другие, сели вместе. Игорь Николаевич Криушенко подошел. И решили, что надо бы брестское “Динамо” за такое совпадение отблагодарить. Тем более некоторых его игроков — Витю Сокола, Виталика Панасюка — хорошо знали.
— Отблагодарили?
— Да. Собрались вместе на ужин.
— Получается, Цыгалко исказил факты?
— И не просто исказил!
— Как вы вообще относитесь к стимулированию — отрицательно или терпимо?
— Никак я к нему не отношусь.
Идеи Сокола
Также мы задались целью узнать мнение из противоположного лагеря и связались с бывшим игроком брестчан — полузащитником Виктором СОКОЛОМ. Его вердикт оказался столь же однозначен.
— К кому-то из игроков брестского “Динамо” представители БАТЭ до вашей встречи с минчанами обращались?
— Да что вы, не было этого! Я такого точно не помню. Звонил бывшим одноклубникам: те — тоже. Да и суммы, которые Цыгалко называл, — по двести долларов на человека… Не могу вспомнить, чтобы мы их получали.
— Но затем с игроками БАТЭ на ужин собирались?
— Да. Это случилось уже на каникулах. Посидели, выпили, у всех — хорошее настроение. Кроме ребят из Борисова, за столом были и футболисты брестского “Динамо”, которые родом из Минска. Например, как я. Да и вообще, собирались мы так частенько.
— Надо ли понимать, что это была всего лишь одна из встреч с друзьями, расходы на которую взяли на себя игроки БАТЭ?
— Да, именно так. У нас принято — у кого праздник или повод для застолья, тот и оплачивает заказ. А борисовчане как раз стали чемпионами. Вот, видно, и решили нас по-человечески отблагодарить за ту ничью. Тем более матч с минским “Динамо” мы провели честно.
— Сколько денег на то собрание потратили?
— Не помню точно. Давно это было — больше семи лет назад.
— Это, по-вашему, стимулирование?
— Нет, конечно. Мы играем за другие идеи — вовсе не за то, чтобы нам устроили ужин. Но отказываться от него, конечно, не стали.
— Стоит ли федерации проводить расследование инцидента?
— А зачем? Разве для этого есть предмет? Ребята собрались, хорошо отдохнули — и все. Тем более это случилось не до нашей встречи с “Динамо”, а уже после. С таким же успехом, увидев за одним столом игроков-соперников, можно подумать, будто они затевают что-то нехорошее. Глупости!
Извинения Цыгалко
Цепочку комментариев вослед своему же интервью на goals.by продолжил Юрий ЦЫГАЛКО:
— В тот момент, когда давал ответ на вопрос о стимулировании, я неправильно выразился. До начала игры “Динамо” (Брест) — “Динамо” (Минск) не происходило никаких разговоров между брестской и борисовской сторонами. Уже после матча ребятам из нашей команды позвонили игроки БАТЭ. Поблагодарили за характер. За результат, который обеспечил их команду чемпионством. По следам матча с минским “Динамо” борисовчане решили нас отблагодарить, собрав чисто символическую сумму. Это был душевный порыв игроков БАТЭ. Не более. Да и разговор велся не о таких больших деньгах, чтобы поднимать из-за них шумиху. И речи о каком-то стимулировании не шло. Игроки брестского “Динамо” бились в том матче не за какие-то деньги со стороны, а за имя клуба. Более того, никто из руководителей брестского “Динамо” и БАТЭ не был в курсе послематчевого разговора между игроками. Это тема ранее никогда не обсуждалась. Если мои слова кого-то задели или были неправильно восприняты, приношу свои извинения. Я не хотел кого-то обидеть или оскорбить.
Ответил Юрий и на наш звонок. Правда, к долгому общению был совершенно не расположен.
— Выходит, никакие “люди из Борисова” не приезжали в Брест перед игрой?
— Естественно, нет. Меня неправильно понял журналист.
— А деньги по 200 долларов на человека были?
— Я на такие вопросы вообще не хочу отвечать. Все, что хотел, уже прокомментировал.
— В том матче ты не играл и даже не был в запасе.
— Ну да — из-за травмы.
— По идее, в таком положении не должен был вообще иметь никакого отношения к деньгам.
— А я к ним и не имел никакого отношения. Все, хватит говорить на эту тему — раздули скандал на пустом месте!
— На днях тебе звонил кто-нибудь из Борисова или Бреста?
— Начальник брестской команды Валерий Милковский. Спрашивал, что это за история такая, и было ли в курсе руководство. Я сказал, что никто из руководства обоих клубов в курсе не был — и уже обозначил эту позицию. Все, больше не намерен отвечать ни на какие вопросы.
Позиция федерации
Отреагировала на ситуацию и федерация, приступившая к изучению заявления Цыгалко и всех обстоятельств матча “Динамо” (Брест) — “Динамо” (Минск) 4 ноября 2006 года. За комментарием мы обратились к первому заместителю председателя БФФ Сергею САФАРЬЯНУ:
— Расследованием инцидента занимаются комиссия по этике и дисциплинарный комитет. Они и примут решение. Каким оно может быть? Я не вправе отвечать на этот вопрос.
— Реально ли разобраться в этой ситуации спустя семь лет?
— Причастные люди, слава богу, живы-здоровы, поэтому не составит труда.
— Решение о запрете стимулирования принималось предыдущим руководством БФФ. А как вы относитесь к подобной практике?
— Любое манипулирование исходом спортивного события, вне зависимости от того, в чем оно проявляется, — это коррупция. Ее нужно пресекать на корню. ФИФА давно озвучила позицию по этому вопросу, и мы с ней полностью солидарны. С этим нужно бороться самым жестким образом. Если кто-либо пытается вести борьбу неспортивными методами, к нему будут применены санкции, вплоть до объявления персоной нон грата.
Напоследок мы набрали номер главы комиссии по этике БФФ Виктора Петровича СОКОЛА, который был предельно краток:
— Мы разбираемся в этом вопросе — кто и что сделал, когда и как.
— Чем все может обернуться?
— Я пока не могу сказать. Но расследование ведется…
Резюме
Пока в этой истории очевидным представляется одно: сначала Цыгалко явно увлекся, а затем извинился — и взял слова обратно. Значит, никакого “мальчика” не было? Коли так, то любые подозрения в адрес БАТЭ голословны, а расследование БФФ — бесперспективно. Некие же санкции возможны лишь по отношению к Цыгалко, и то если борисовчане захотят дать процессу ход в судебных инстанциях. А у них, что-то подсказывает, вряд ли возникнут подобные намерения.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь