ЮБИЛЕЙ ГОРЫ. Эверест

12:48, 9 июля 2003
svg image
1465
svg image
0
image
Хави идет в печали

Экспедиция продолжалась уже три месяца. Десять лучших альпинистов Англии и двадцать семь носильщиков на 15-километровом маршруте разбили восемь высотных лагерей. В девятом, расположенном на высоте 8500 м, находились двое. Эту маленькую палатку они только что установили. А теперь топили на примусе снег, чтобы утолить постоянно мучившую жажду. Голода не ощущалось, но для поддержания сил они съели немного сардин, печенья и сухофруктов. Последние настолько замерзли, что пришлось отогревать их над огнем. Чтобы сэкономить тепло, в пуховые спальники залезли во всей одежде. Они дремали и прислушивались. Результат всей экспедиции зависел от завтрашней погоды. К полуночи ветер стих. В половине четвертого на примусе снова грелась вода для кофе и лимонада. В половине седьмого они выбрались из палатки. День 29 мая 1953 года обещал быть ясным и безветренным. В этот день человек впервые поднялся на высшую точку планеты. Джомолунгма покорилась новозеландцу Эдмунду Хиллари и шерпе Тенцингу Норгею.

Восхождения в Гималаях так трудны, что никакой экспедиции не удастся с первого раза победить одну из величайших вершин мира.

Фрэнк Смит

Этот непокоренный исполин волнует всякого альпиниста. Пусть нет ни времени, ни денег, ни условий для подготовки — желание взойти на высочайшую вершину не оставляет тех, кто любит горы.

Фрэнсис Янгхазбенд

Благословенны вечные хребты…

Датой зарождения альпинизма считается 1786 год, когда швейцарцы Бальма и Паккар поднялись на вершину Альп — Монблан (4807 м).

Видимо, восходительство начиналось в разных горных районах автономно, но везде наиболее высокие вершины первыми привлекали внимание людей. Например, кабардинец Килар Хаширов взошел на Эльбрус уже в 1829 году. Вряд ли это занятие имело тогда прикладное значение. Скорее неподготовленных и плохо оснащенных восходителей горы манили красотой и неприступностью.

Спортивные восхождения начались в 1865 году, когда группа англичан поднялась на альпийскую вершину Маттерхорн (4477 м) намеренно сложным маршрутом. Подтверждая спортивность как черту национального характера, британцы стали проявлять свою альпинистскую экспансию во все новых районах. К примеру, на Кавказе в 1888 году Джон Хоккин покорил северную вершину Ушбы. Впору было менять девиз “владычицы морей” на “Правь, Британия, горами!”

Обитель снегов

Если уж человек решил однажды взобраться на какую-нибудь гору, то обязательно должно было наступить время, когда он захочет найти и покорить самые высокие вершины на земле. Время пришло, и горы эти были Гималаи. Что на языке хинди означает “обитель (царство) снегов”. Хороша обитель — протяженностью 2400 и шириной 350 километров! Уж скорее царство. Эта часть земной поверхности поражает уже при взгляде на карту. Огромная горная страна очертаниями напоминает представителя пернатых. Коричневая географическая птица уселась в зеленом гнезде, свитом из Ганга и его притоков, и опустила пышный хвост на Индокитай. Клюв у нее — Памир и Гиндукуш, гребень — Тянь-Шань, а крылья — хребты Алтынтаг и Наньшань.

Если вы захотите рассмотреть карту подробнее, то найдете еще одну географическую изюминку. Три великие реки — Брахмапутра, Инд и Ганг — со своими притоками, как клешнями, охватили Гималаи на всей их огромной площади, отделяя от соседних нагорий. А берут начало они в центре величайших гор, на пятачке с радиусом меньше сотни километров. Такое вот средоточие стихий. Стоит ли удивляться, что в Гималаях концентрируются и силы человеческого духа? Не от гор ли черпают возможности и мудрость своих учений йоги и тибетские монахи? Одно из современных исследований на основе научных фактов утверждает, что наша цивилизация произошла именно из Тибета.

Мы не можем воспринять всей широты и глубины океанов. Не поддается нашему пониманию бесконечность космоса. В безбрежной тайге мы видим только ближайшие деревья и не различаем — на сотни километров она вокруг, или опушка рядом. Возможно, горы потому и оказывают такое воздействие на людей, что их можно воспринять целиком, охватить одним взглядом от подножия до вершины, как бы ни были они велики.

Мифы Джомолунгмы

Настало время, когда наряду с созерцанием и обожествлением Гималаев началось их изучение и измерение. Наиболее впечатляющие вершины уже имели имена. Но, когда праздное любование сменил научный интерес, оказалось, что самые заметные горы не всегда являются самыми высокими. И наивысшая точка планеты долго оставалась неизвестной. С 1818 года ею считалась вершина Дхаулагири (8167 м). Затем этот титул перешел к Канченджанге (8586 м).

В 1845-50 годах съемки Гималаев вела английская топографическая служба. Геодезисты делали засечки с разных точек для уточнения высоты вершин с названиями и безымянных пиков. Они имели номера в порядке высоты по результатам предыдущих съемок. Камеральная обработка измерений в кабинетной тиши породила громкую сенсацию: “Пик ХV — самая высокая гора в мире!”

По праву открывателей англичане дали вершине имя своего соотечественника. В свое время Джордж Эверест был председателем индийского геодезического комитета. Но никакого отношения к открытию не имел. Более того, именно при нем горе было отведено пятнадцатое место. По иронии судьбы, честь была воздана и за эти заслуги.

Вокруг неожиданного открытия “полюса высоты” было много сомнений и споров. В Индию поспешил немецкий исследователь Гималаев фон Шлагинтвайт. Ученый хотел убедиться в достоверности открытия, но только добавил путаницы. Сначала он принял за Эверест закрывавший его с юго-востока восьмитысячник Макалу. Продолжив наблюдения, снова ошибся, спутав с Эверестом стоявший западнее семитысячник. Местные жители именовали его Гауризонкар, и запутавшийся горовед предложил так и называть наивысшую точку Гималаев. Англичане с этим не согласились, но в большинстве карт и учебников около пятидесяти лет Гауризонкар исполнял роль главной вершины мира. Только в 1903 году, после повторных измерений, было установлено, кто есть кто. И наивысшая гора планеты окончательно стала Эверестом.

Но с этим наименованием можно и поспорить. Оказалось, местные народы давно дали вершине свои названия. Если смотреть на гору с юга, как непальцы, то она Сагарматха (Небесная Вершина). А если с севера, из Тибета, — Джомолунгма (Богиня Мать Гор). Кстати, так и смотрят на нее два крупнейших монастыря — Ронгбук в Тибете и Тьянгбоче в Непале. С разных сторон Гималайского хребта они выражают почтение этому чуду природы. Непонятно, как среди такого количества вершин тибетцы вычислили их богиню. Ведь даже вооруженные приборами ученые европейцы не сразу справились с этой задачей. Выходит, горцы давно знали, где глава гималайской семьи? А в справочниках еще долго высота Джомолунгмы “колебалась” от 8840 до 8888 метров. Что, впрочем, неудивительно — ведь первые измерения производились с территории Индии, от границ которой гора отстоит на 150 километров.

А в это время на одной шестой…

Первое восхождение в советское время сделала в 1920 году на Казбек (5033 м) учительница из Владикавказа М.Преображенская с проводником Я.Безуртановым. Но годом рождения советского альпинизма официально считается 1923-й. Тогда на ту же вершину поднялись сразу восемнадцать человек. В Союзе всегда ценилась массовость, а альпинизм считался сугубо командным спортом. Видимо, поэтому для установления памятной даты коллективный результат предпочли достижению отважной индивидуалки.

Далекие и малонаселенные горные районы Средней Азии тогда представляли на картах узор из белых пятен. Экспедиции попадали в условия более чем спартанские. Не хватало продуктов. Даже рис и кильки в томате выдавались по специальным нарядам. В оторванных от мира селениях велось натуральное хозяйство. Бумажных денег там не признавали. Купить курицу, барана или корм для лошадей можно было только за мануфактуру соответствующих расцветок или за серебряные полтинники. Одежда для высоты — валенки и армейский полушубок. Снаряжение — тяжелая брезентовая палатка и кухонный примус. Как отголоски классовой борьбы, нередки были стычки с басмачами. Из-за чего альпинистов обучали стрельбе и метанию гранат.

Первым серьезным достижением советского альпинизма стало восхождение на тянь-шаньский пик Хан-Тенгри группы М.Погребецкого в 1931 году. Этот результат занял шестую строку в протоколе покорения семитысячников мира. Но вскоре эту гору (видимо, за ханское происхождение) из семитысячников разжаловали, и лавры первенца перешли к другим союзным вершинам. В 1932 году на Памире была открыта высшая точка страны, названная впоследствии пиком Коммунизма (7495 м). А уже 3 сентября 1933 года на нее взошел один из первых советских альпинистов 25-летний Евгений Абалаков. Через год покорился и пик Ленина (7134 м).

По советскому обычаю пик Хан- Тенгри потом реабилитировали, вернув звание семитысячника, и с новым ростом 7010 метров (предыдущие варианты — 7193 м и 6995 м) он стал на левый фланг пятерки главных гор Союза. Впрочем, на большинстве советских карт не обозначены ни эта гора, ни другой семитысячник — пик Евгении Корженевской (7105 м). Но всегда в наличии пики Ленина, Коммунизма, Победы. Такая вот политическая география в духе времени.

В стране Кавказа, Тянь-Шаня и Памира гордились своими достижениями, особенно массовыми “альпиниадами”. Но стоит вспомнить, что впервые в мире семитысячник (Трисул, 7123 м) пал на четверть века раньше — 12 июля 1907 года. А без достижения вершины по склонам более высоких гор на семикилометровую высоту поднимались еще в конце XIX века.

Страсти по Эвересту

Открытый и измеренный, Эверест еще долго был недоступен для исследователей. Окружающие горы и обширные ледники не подпускали к гиганту ближе чем на полсотни километров даже местных жителей. Благоговеющим перед Джомолунгмой туземцам она представлялась троном богов. А для европейских экспедиций Непал и Тибет были закрыты.

Британцев Эверест притягивал как магнит. Но с территории их колонии Индии можно было вести только инструментальные измерения. Попытки сотрудников топографической службы получить детальную информацию иногда напоминали шпионские операции. Приблизиться к горе они пытались под видом монахов или торговцев. Местоположение гор и рек определяли с помощью компаса, а высоты — термометром, по точке кипения воды. Грешным лазутчикам приходилось прятать результаты своих наблюдений даже в молельные мельницы — атрибуты местных религий. В 1913 году капитан Джон Ноуэл под видом местного жителя сумел по территории Тибета подойти к Эвересту на 60 километров. Но, разоблаченный властями, вынужден был ретироваться. А через девять лет Ноуэл стал участником уже официальной английской экспедиции.

С годами страсти вокруг Эвереста разгорались все жарче. В то время когда англичане уже стремились покорить его как высочайшую гору мира, американцы, движимые желанием во всем быть первыми, старались найти девятикилометровую вершину. В 1929 году они “открыли” Миньяк-Ганкар высотой якобы 9145 м. После проверки оказалось, что это хотя и внушительный, но всего лишь семитысячник. Пионерский зуд не давал американцам покоя, и в 1944 году было опубликовано сообщение летчика, летевшего из Камбоджи в Пекин. На границе Тибета и Китая он будто бы видел гору выше своего полета, в то время как высотомер показывал 9300 м. Позже было установлено, что вершины в этом районе достигают только 6400 м. Но янки не угомонились. Под эгидой журнала “Life” была организована большая экспедиция на хребет Амнэ-Магин. Чтобы оправдать потраченные средства, были “намерены” рекордные 9040 м. Но первая же проверка опровергла этот блеф. Джомолунгма снова устояла.

В 1920 году Далай-лама, духовный правитель Тибета, разрешил въезд туда иностранцев. И англичане, считавшие Эверест своей горой, сразу стали готовить экспедицию.

Началась полная трагедий и потерь история покорения высочайшей вершины на Земле, которой “ПБ” и посвятит начатую сегодня серию публикаций, приуроченных 50-летию первого восхождения на Эверест.

(Продолжение следует.)

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?