СТРЕЛЬБА. ПУЛЕВАЯ. МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Стрельба вверх ногами
Они добыли для страны желанные путевки и вольны более или менее спокойно планировать свою подготовку. А для остальных соискателей, в числе которых и лауреаты прошлых Игр пистолетчики Игорь Басинский и Константин Лукашик, каждый отборочный старт поневоле превращается в главный. Сколько белорусских мастеров малокалиберного оружия отправится на Игры-2004, узнаем совсем скоро, по окончании июльского чемпионата Европы в Пльзене. А для приверженцев пневматики точки над “i” будут расставлены в октябре в Гетеборге.
В канун предстоящего континентального форума в Чехии мы сочли резонным встретиться с брестским наставником Валерием КУКАРЦЕВЫМ. Дело в том, что из пяти призовых мест Беларуси на Кубках мира этого года на долю его подопечных приходится три: две бронзы Юрия Долгополова и бронза Евгении Галузо. (“Однако лицензию привезли только одну”, — огорчен Валерий Николаевич.) К тому же Кукарцев сейчас является старшим тренером национальной команды в самом медаленосном для нашей страны на сиднейских Играх виде оружия — пистолете.
Нелегкий путь в Афины
— Есть ли гарантия, что Юрий Долгополов, завоевав лицензию, будет представлять Беларусь на Олимпиаде?
— Гарантии не даст никто, ибо лицензия не именная, и отбор в команду будет идти целый год. Почему мы и говорим: олимпийских квот надо стремиться завоевать как можно больше, дабы не растрачивать силы лидеров при отборе, приберечь их к борьбе за медали.
Кстати, Долгополов приезжал в составе делегации в Сидней, однако по решению главного тренера был отправлен домой. Это событие сильно повлияло на Юрия, он ушел из стрельбы. Несколько месяцев не брал в руки оружия. Но мы его вернули, смогли убедить, что произошедшее от него не зависело, что он способен доказать свою силу и достоин выступать за сборную страны. И стало получаться!..
А Евгения Галузо (в 1990-м чемпионка мира в составе сборной СССР и серебряный призер в личном зачете. — “ПБ”.) дважды завоевывала для Беларуси лицензии на Олимпийские игры, и дважды — в Атланту и Сидней — за нее ехал другой: она ошибалась только на последнем отборе — чемпионате страны — и в команду не попадала…
— Так есть ли смысл делать на чемпионате страны последний отбор?
— Конечно, хороший путь — отобраться за год до Игр, а потом спокойно и целенаправленно готовиться. Так и поступает ряд стран. Но отбор белорусов в Афины будет идти до последнего, напряженность создастся жуткая. Какие там выступления на Олимпиаде, когда надо в команду попасть!..
— Вопрос об Игоре Басинском никак не обойти. Скажите как старший тренер: что, собственно, происходит и чего ожидать? Вероятно, его пока невпечатляющие результаты — нормальное явление, ибо, все знают, неоднократный призер Олимпиад способен в нужный момент собраться…
— Считаю, он не откажется от борьбы. Будет сражаться и сейчас на чемпионате Европы за лицензию, и позже за попадание в состав олимпийской команды. Просто у него действительно была травма, долго ее лечил… Предполагаю, что от перегрузок возникают болевые ощущения, которые не позволяют Игорю себя полностью реализовать. Пройдет реабилитацию и будет набирать обороты. Я так думаю, ибо его личный тренер, Виктор Петров, ввиду возникшей конкуренции все до конца может и не рассказать. Но вижу: Игорь хочет и борется. А возраст… Знаете, сейчас опять выступает знаменитый Сканакер, которому уже 69 (!) лет (свою первую олимпийскую медаль он завоевал в 1972 году, а последнюю — в 1992-м. — “ПБ”.). Народ на этапе Кубка мира вокруг шведа собрался: еще серию, и ты будешь в призах! Чуть-чуть не хватило до лицензии, весьма близок был… А в прошлом году, после длительного перерыва, уже объявив о прощании со спортом, Рагнар вдруг приехал на чемпионат Европы, попал в финал и занял пятое место! Так это в возрасте под семьдесят, а тут всего лишь… Здесь очень много зависит от целеустремленности Басинского. Вы сами знаете, каково каждый цикл держаться — тяжело. Вот если этот ресурс у Игоря остался, он сможет. Если же нет…
А Костя Лукашик — совсем молодой спортсмен. Но у него сейчас нет тренера, он недавно, к сожалению, ушел от наставника, самостоятельно тренируется. Тоже непростой процесс: сможет ли сам? На Кубках мира он пытался, но не получается… По моим наблюдениям, Костя обладает умением быстрого переключения: для концентрации внимания ему требуется короткий срок, в то время как многие не могут войти в нужное состояние перед стрельбой. Благодаря данному качеству, не знаю, природному ли, наработанному ли, уже на протяжении двух лет не имея результатов, Лукашик на Кубках страны нынешнего сезона показал две великолепные суммы. Нестандартного плана стрелок… Однако при всем этом должна быть каждодневная, целенаправленная работа.
Но я уверен, что и Константин Лукашик, и Игорь Басинский на предстоящих двух стартах поборются и возьмут лицензии. Это даже не тренерское мнение, а какое-то внутреннее убеждение.
— А почему ваша воспитанница Юлия Алипова, которой доли очка не хватило до бронзовой награды Сиднея, пропускает чемпионат Европы?
— Еще недавно, весной, она с отличным результатом выиграла международные соревнования Кубок освобождения в Пльзене. И подошла к нашим тренерам: “С большим удовольствием выступала бы дальше, да врачи уже не рекомендуют выезжать. Однако буду по возможности продолжать тренироваться, а как появится на свет малыш, сразу возобновлю занятия”. К ноябрю готовится стать мамой. И к Играм надеется успеть набрать форму. Конечно, сейчас никто не может сказать, как у Юли получится. Но, думаю, семья у нее спортивная, поддержит. Муж — первое ружье России на стенде — Алексей Алипов. Наверное, они опять на Олимпиаде хотят тандем составить: в Сиднее, еще не женаты были, только-только заявление подали, оба стреляли. Тогда на них, молодых совсем спортсменов, повесили серьезные задачи. В итоге она — четвертая, он — девятый… Мы созваниваемся, Юля в Москве в курсе всех наших событий, следит по Интернету за информацией, интересуется, скучает…
Инерция снижения
Говорят, цифры неумолимы. Особенно если речь идет о неких нежелательных тенденциях. Когда-то семнадцать медалей чемпионата мира-98 трансформировались в четыре олимпийские награды Сиднея. Одна из лауреатов, Лолита Евглевская, предпочла перебраться в Австралию. Игорь Басинский и Сергей Мартынов по-прежнему в нашем строю, спасибо им за терпение и спортивное долголетие. Но кто придет за ними?..
Чемпионат мира-2002 принес стране четыре медали. И ни одна из них не была завоевана в олимпийской программе. Скажете, неблагоприятное расположение планет? Но почему-то и двенадцать олимпийских лицензий Сиднея “усохли” до нынешних пяти. Мы, безусловно, будем надеяться, что на предстоящих европейских форумах целая группа белорусов еще поймает удачу за хвост. Жаль, оснований для этого негусто. Ибо свое выступление на тренерском совете, состоявшемся накануне чемпионата континента по стрельбе из малокалиберного оружия, главный тренер национальной команды Александр Кедяров начал с тревожных слов: “Нормативы для участия в соревнованиях, установленные Белорусским стрелковым союзом, выполнили только четверо”. Делегировали в Чехию, правда, гораздо больше, главным образом из расчета на командный успех… Огорчает необычно скудное количество наших соотечественников, которые в текущем году хоть однажды (!) показали результат уровня, дающего шанс побороться за европейские награды (и за лицензии). На первых ролях все те же многократные чемпионы и рекордсмены мира Сергей Мартынов, Анатолий Клименко… Что ж будет, когда совсем иссякнет ресурс, заложенный фундаментальной школой советского спорта?..
— Выражу не только мое мнение: главная причина нынешнего состояния белорусского спорта — полное отсутствие программы подготовки резерва, да не обидятся люди, этим занимающиеся. При Советском Союзе существовала и основная команда, и молодежная. Россия после всех революционных событий данную систему не изменила. Каждый состав имеет тренеров, оружейных мастеров, врачей, экипировку, планы подготовки и, безусловно, отдельные статьи финансовых расходов. И так работает не один десяток стран. У нас же получается следующим образом. Выделится спортсмен юношеского звена — его подключат к сборной команде. И просто, как спарринг, он рядышком вертится… Без необходимого системного внимания. В принципе получается, что я работаю скорее не старшим тренером, а консультантом, селекционером, затрудняюсь даже, как назвать. Могу ли все охватить? Возможно ли вести своих подопечных на всех четырех рубежах одновременно? Система сборных команд Советского Союза была выстрадана. И весь огромный стрелковый мир учился у СССР.
Второе. Детские спортивные школы находятся в полной нищете. В Беларуси не производят оружия и боеприпасов, купить за границей ни одна школа не может. То есть с 1990 года 99,9 процента из них ничего не приобретало. Представьте! Это катастрофа. А тут еще вид спорта незрелищный и нудный… Как привлечь детей?
Дальше. Тренеры. У нас в стрельбе раньше работало восемьдесят процентов мужчин. Сейчас восемьдесят процентов женщин. Все перевернулось с ног на голову. Говорю на полном серьезе, можете поднять списки по спортивным школам. Наверное, это связано с зарплатой… А вид все-таки технический, и вести его женщине намного сложнее. Да и учтите разъездной характер работы в спорте, что противоречит самой природе хранительницы семейного очага. (Мы при этом, конечно, не забываем о большом количестве среди них прекрасных специалистов.)
Следующее. Базы. В свое время в каждой школе, в каждом обществе, в большинстве вузов сооружались тиры, и сейчас они пришли в ужасное состояние. Можете приехать к нам в Брест, зайти в тир “Динамо”, посмотреть. Но люди готовятся, тренируются, ведь жизнь идет дальше.
И соревнования. Без них детский спорт можно закрывать сразу, мгновенно: его не будет. И никогда оттуда не вырастут чемпионы, так как количество их состязаний должно превышать количество стартов у сборной. Это мое мнение. Уж не акцентирую внимание на необходимости создания на них особой, праздничной атмосферы.
Неужели безнадежно?
— Выход?.. Федерация у нас, конечно, слабо работает. Много лет не было президента стрелкового союза, пока его, можно сказать, не приказали выбрать. Только в этом году финансовый счет федерации открыли, представляете?.. Мы еще неплохо выглядим: голова-то нормально, да одежда — не очень.
Сейчас с вами довольно свободный разговор ведем, но все это в принципе намного серьезнее… Вон, видите, какой стенд прекрасный? (Валерий Николаевич взмахивает рукой в сторону шикарного с виду частного клуба. Тот специализируется на стендовой стрельбе и непосредственно соседствует с отнюдь не молодеющим стадионом имени Тимошенко, главной спортивной базой страны постройки 1972 года. — “ПБ”.) Клуб создали стрелки высокого класса. Я так понимаю: там — будущее, а тут — прошлое… Я сам вырос в клубной, досаафовской системе и считаю, что та система лучше, чем государственная. Не случайно многие ведущие страны работают клубами, исключение, правда, составляет Китай. Думаю, а почему бы у нас данным системам не действовать согласованно? В Беларуси вроде бы и существуют клубы, например клуб армии, “Динамо”, но их же смысл совсем в другом. А должны быть самостоятельные общества заинтересованных людей по видам спорта…
Безусловно, здорово, что новый президент федерации — министр обороны — пришел, увидел, сказал и сделал. К примеру, тир на 50 метров, где стреляют наши лучшие винтовочники, — очень ветреный, так сейчас небольшой участочек привели в порядок. Чтобы доски на пулеулавливателях не гнили, водосливные плоскости установили везде, даже там, где уже и не стреляем, поскольку у нас и стрелков столько нет. Ремонт сделали с прицелом на будущее, вдруг соревнования будут. Бордюры вот перед главным входом меняют, крыльцо обновляют. Все говорит о том, что, по крайней мере, немножко повернулись и в нашу сторону… Это же уникальное стрельбище в черте города, оно могло бы быть лучшим в Европе! Кстати, многократно создавались планы реконструкции, и деньги туда уходили, и проекты до сих пор лежат на бумаге. А была бы база, мы бы никуда не ездили, все бы к нам стремились.
— А какова вероятность проведения в нашей стране международных соревнований? Ведь уже сам факт приезда зарубежных звезд способен всколыхнуть угасающую в Беларуси популярность стрельбы.
— Принять можем, но невысокого уровня. Наш комплекс сильно отстал, хотя и имеет электронное оборудование, которое не все государства в состоянии себе позволить. Необходима серьезная реконструкция. Если бы здесь, как мы все мечтали, были гостиница и пункт питания, оборудование стояло бы на всех огневых рубежах, то сюда приехало бы очень много стран.
— Такое уважение к Беларуси?
— Огромное. Сколько у нас известных имен, еще действующих (!) звезд. Помню, недавно вышли со стрельбища в Мюнхене, толпа болельщиков моментально окружила, затормошила. Какой-то паренек фамилию Мартынова выкрикивает, жаждет увидеть. Указали на Сергея, так фанат упал пред ним на колени, не веря своему счастью, что может дотронуться до кумира!
Да и всех нас знают пофамильно: и стрелков, и тренерский состав. Недаром уже не один белорусский специалист трудится за границей. Выезд за рубеж, кстати, в стрелковом спорте осуществляется только с согласия и по рекомендации отечественной федерации. Уже несколько циклов работает с олимпийской сборной США Сергей Лузов. (Представляете, каков уровень!) Исраил Саидов, переехавший в 80-х годах со своими сильными воспитанниками из Таджикистана в Брест, ведет сейчас национальную команду Малайзии. В эту же страну отбыл Виктор Приходько с женой. Член сборной СССР Саша Голуб после Олимпиады в Атланте получил приглашение в Катар. В Испании тренером, консультантом, селекционером трехкратный чемпион и рекордсмен мира Георгий Нехаев, он создал всемирно признанную систему отбора, к которой почему-то не прислушались в Беларуси… Хоть и дефицит тренеров у нас, но такая уж ситуация сложилась…
Плоды подмены
— Однако что имеем, то имеем. Да многие виды еще плачевнее существуют…
— Да на те, существующие еще плачевнее, не спускают план на три олимпийские медали! Тем более что преступно терять имеющиеся традиции…
— Да, план очень серьезный. Обсуждался он без нас… Будем, конечно, стараться, уже есть и претенденты на эти медали. Но, понимаете, когда было 12 олимпийских лицензий, то и завоевали 4 награды. Так раньше нам даже ограничивали число людей при включении в делегацию на Игры. А если сейчас послать в Афины троих стрелков да за тремя медалями, какой же психологический груз ляжет на их плечи? Ведь все команды готовятся с олимпийским прицелом…
Обидно, потому что другие страны далеко не в таких условиях готовятся. А контингент спортсменов у нас очень сильный. И молодежь растет достойная. Но ей, чтобы попасть на европейскую кухню, надо стабильно держать солидный результат — уровень мастера спорта международного класса. Причем не нынешний, современный, а уровень, который имел место при Советском Союзе! Дело в том, что белорусы, обретя независимость, почему-то снизили нормативные требования. Россияне же, напротив, повысили. И наша норма мастера спорта сейчас соответствует уровню российского кандидата в мастера! То есть, составляя классификацию, мы смотрим на восьмые места, в то время как они заглядывают на первые! С моей точки зрения, это неправильный путь. Понятно, что тут привязаны и получение тренерских категорий, и финансовые возможности, и так далее… Но с другой стороны, результат становится результатом только на высоких соревнованиях. Как бы здесь что-либо не подменяли… Вот нам стоит сейчас задача — три олимпийские медали. Значит, мы всегда должны на первый результат надеяться, а не на восьмой, иначе как впоследствии возможно сравняться? Спорт ведь не обманешь…
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь