Карманные доходы. Господдержка с летальным исходом

21:59, 13 марта 2014
svg image
24989
svg image
0
image
Хави идет в печали

Краткий некролог на официальном сайте известил о кончине некоего клуба “Нефтехимик” (Минск), который, оказывается, был представлен во всех соревнованиях командой “Динамо”. Только и всего.

С особым цинизмом

На болельщиков наплевать. Турнирным таблицам и репутации продукта пламенный привет. Никто из официальных лиц и руководителей не выступил с официальным заявлением, не огласил эпикриз, не объяснил причин, по которым лидер первенства сошел с дистанции и не доиграл хотя бы до конца сезона. Ну не всерьез же воспринимать резюме председателя Белорусской федерации гандбола, мол, “Динамо” ушло непобежденным”. ЧП национального масштаба спустили на тормозах и постарались забыть. Почти получилось. Концы в воду. Спросить не с кого. Тишина, как на кладбище, не просто уместна, а выгодна всем причастным. Зачем ворошить, чего это стоило, если стоило немало. Кто старое помянет, тому…
Тем не менее, как нам кажется, транспарентность цены вопроса жизни и смерти ГК “Динамо-Минск” лежит далеко не в ритуальной плоскости. На самом деле создан опасный прецедент, которого история белорусского спорта еще не знала. По сути, провозглашена схема легкого расставания с обязательствами, с ответственностью, да и с кредиторами, по большому счету. Вы можете возразить, мол, умирали клубы и прежде, в том числе и чемпионские. Достаточно вспомнить минутой молчания бобруйский “Фандок” (1985-1996), минские “Атаку-Ауру” (1986-1997) и “Динамо-93” (1992-1998), витебский СКБ-“Локомотив” (1991-2000), столичные “Тивали” (1992-2000), “Керамин” (1999-2010) и т. д. Но у этих покойников совершенно иная кредитная история. Они ни брали денег (по крайней мере в таких масштабах) под липовые гарантии и заведомо невыполнимые обещания. ГК “Динамо” выбивается из ряда вон по той простой причине, что сполна воспользовался новой формулой господдержки и с особым цинизмом наглядно продемонстрировал ее полную ущербность.
Позволим себе в связи с этим утверждением небольшой экскурс в историю, эдакий ликбез. В Беларуси система господдержки спорта, сформированная с начала века, исконно предполагает закрепление на уровне законодательства механизмов, создающих не основные (основы ищите в Конституции и Законе о физкультуре и спорте), а дополнительные условия развития. Бюджетный кодекс определяет, что спортивные организации государственной формы собственности, в том числе клубы по игровым видам спорта, могут целиком и полностью финансироваться за счет бюджетных средств. Но! В таком случае — исключительно по нормам и нормативам бюджетных организаций. Если же хотите зарплату повыше, коммерческую — статья 17 Закона о спорте допускает и это, — регистрируйтесь частным образом, в любой форме. Государство поможет вам в любом случае. Так, с 2000 года негосударственные клубы наделили правом на частичное финансирование за счет средств местных бюджетов — до 40 процентов от потребности. В 2003-м уже появились персональные указы — под хоккей, футбол и даже конкретный клуб. Но практика показала, что львиная доля средств господдержки, которая фактически отрывается от реального сектора экономики и социальных программ, просто проедалась. Основные денежные потоки шли на зарплату работников клубов, а не на развитие спорта. Аппетиты штабов неуклонно росли, страну наводнили дорогостоящие гастарбайтеры, а массовость, резерв и результаты на международной арене падали. Окончательным приговором старой системе потребления стал пролет хоккейной сборной Беларуси и минского “Динамо” мимо очередных Олимпийских игр и плей-офф КХЛ соответственно. На место старой формулы проедания выдвинулась новая…
По поручению президента кардинально пересмотрели принципы господдержки клубов, выработали в основе законодательства механизм государственно-частного партнерства, реализация которого по идее позволяет вывести клубы на самоокупаемость. В соответствии с новой концепцией прогнозировалось создание системы спорта, базирующейся на клубах с развитой структурой и единой системой управления (команда основного и молодежного составов, спортивная школа, физкультурно-спортивые сооружения). Так, Указ N 191 от 15 апреля 2013 года поставил перед получателями господдержки ряд рыночных условий и нормативных ограничений. В частности, по новому законодательству клубы должны в обязательном порядке направлять 25% средств господдержки на развитие детско-юношеского спорта и инфраструктуры, в том числе не менее 15% — конкретно в ДЮСШ. Но прежде чем получить саму помощь, претенденту на нее необходимо разработать, защитить и утвердить в местных органах власти план собственного развития, предусматривающий для начала не менее двадцати, а к 2015 году и все пятьдесят процентов самостоятельно заработанных средств. Проще говоря, заработал хозяйственно-коммерческим путем 20 рублей — получи 80, но при условии, что через год самостоятельно обеспечишь половину всего бюджета.
Есть некоторые исключения лишь для тех, кто достиг, согласно нормам Минспорта, высоких спортивных результатов на международной арене. Но таковых нынче у нас днем с огнем сыскать проблематично. В то же время коммерческая планка весьма высока и по той причине, что к господдержке по Указу N 191 отнесли средства, полученные от государевых спонсоров в соответствии с известным Указом N 300 (принципиальная разница между двумя указами в системе налогообложения доноров: в первом случае суммы включаются в состав внереализационных расходов, во втором выделяются из чистой прибыли).
Ликбез окончен. Теперь следите за руками. Вашему вниманию — годовой баланс одного из ярких в смысле синего пламени фигурантов новой формулы проедания. От прежней по конкретному факту применения она отличается лишь особым цинизмом: обещаем золотые горы, наедаем бока и линяем — после нас хоть потоп.

Филькина грамота

Бюджет, как известно, состоит из доходной и расходной частей. В обеих мы применили сведения государственной статистической отчетности, а также утвержденного на тот же, прошлый, год плана развития клуба. В основе расчетов использован усредненный курс Нацбанка в 2013 году: 1 USD = 9070 руб.

СТРУКТУРА ДОХОДОВ

Диаграмма 1 демонстрирует, что в рамках господдержки в соответствии с президентскими Указами 191 и 300 в бюджет ГК “Динамо-Минск” поступили 3,94 млн. USD. На таких деньгах в Беларуси живут сразу три футбольных (!) середняка высшей лиги. Но лишь 67 тысяч долларов из жирного четырехмиллионного пирога гандболисты заработали сами, 12,5 тысячи получили в качестве доходов от депозитов. Как видите, 20 процентами от коммерческой деятельности здесь и не пахнет, хотя утвержденный План развития на 2013 год продекларировал намерение в период с 2013 по 2015 год осуществить сокращение доли средств поддержки до 50% от общих доходов клуба.
Разумеется, в плане, чтобы получить финансирование, светлые головы нарисовали динамику движения к поставленной цели: в 2013 году собственными силами клуб должен был заработать 20,21% от всех доходов, в 2014-м — 20,55%, а в 2015-м и вовсе 52,37%. Так за счет чего же ГК “Динамо- Минск” собирался решить столь амбициозную задачу? Перечень доходных статей крайне узок: 1) билетная программа; 2) рекламная деятельность; 3) оказание транспортных услуг; 4) проценты по депозитам в банке.
Рассмотрим каждую статью отдельно и сравним декларации с реалиями. Признаться, когда анализировали на соответствие друг другу, не покидало ощущение, что прогнозные показатели иной раз брались с потолка.

Билетная программа. “Исходя из аналитики продаж предыдущих сезонов” клуб поставил задачу увеличить вдвое доходы от реализации билетов — с 11,5 тысячи долларов (в 2012 году) до 23 тысяч (в 2013-м). Впрочем, что такое 23 тысячи долларов за год для клуба, участвующего в групповом турнире Лиги чемпионов? Сущий пустяк! Судите сами. Если один билет на матч будет стоить 2 доллара, чтобы выполнить задачу, все игры команды за год должны посетить в сумме 11,5 тысячи зрителей! Но ведь одна только “Минск-Арена” вмещает 15 тысяч! То есть задачу теоретически можно решить за один матч! Налицо явно заниженный показатель по доходам в части билетной программы. Что, собственно, и подтвердили итоги года. Согласно отчетности, на билетной программе клуб заработал около 60 тысяч долларов. Но даже с таким объемом продаж билетов невозможно решать серьезные задачи по наполнению бюджета.

Рекламная деятельность. В Плане развития красиво расписаны мероприятия по активизации работы на рынке рекламных услуг. Была заявлена амбициознейшая цель — заработать в этой сфере за год около 900 тысяч долларов. Но задача в итоге оказалась не просто невыполненной — она была с треском провалена: согласно отчетности, за счет рекламной деятельности клуб не заработал и 6 тысяч долларов — в 150 (!) раз меньше, чем планировалось. В результате получилось, что статья доходов, которая должна была стать локомотивом клубной хозяйственной деятельности, вышла тормозом.

Оказание транспортных услуг. Все в том же Плане развития клуб с гордостью заявлял, что им “разработан прейскурант цен для юридических лиц на аренду автомобиля с водителем”. Но объявленный ожидаемый годовой оборот от реализации транспортных услуг (перевозки пассажиров) ничего, кроме улыбки, вызвать не мог — клуб собирался за год выручить 550 (!) долларов. Разве не смешно? Сложно сказать, сколько ГК заработал на этом направлении, так как в отчетной документации сия статья доходов в прямом виде отсутствует, зато имеется пункт с интригующим названием “Иные доходы”. Они составили около 1300 долларов.

Проценты по депозитам в банке. ГК “Динамо-Минск”, опираясь на Указ 191, активно пользовался опцией, согласно которой, спортивным организациям разрешено размещать во вклады (депозиты) в банках страны денежные (спонсорские) средства, полученные от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (!). По предварительным оценкам по этой статье клуб намеревался в 2013 году выручить около 2,2 тысячи долларов. Но, видимо, результаты превзошли все ожидания, так как по итогам года оказалось, что депозиты принесли в клубную казну около 12,5 тысячи долларов.

Итог. Что же получилось в результате? По плану в 2013 году ГК “Динамо-Минск” рассчитывал самостоятельно заработать почти 1 миллион долларов, что позволило бы ему выйти на обозначенный рубеж 20-процентной окупаемости. Однако реалии ничего общего с планами не имели — даже приблизительно. С учетом банковских дивидендов клуб заработал лишь около 80 тысяч долларов. И вместо 20-процентной окупаемость оказалась равной жалким 2 процентам.
Все это свидетельствует о бессмысленности и ничтожности планов развития, которые утверждаются в высоких кабинетах. В конкретном случае принцип просматривается однозначно: вы только денег дайте, а мы пообещаем под них все что угодно, составим красивую смету, нарисуем любую филькину грамоту. Средства проедим и ни за что не ответим. Единственным положительным моментом новой формулы господдержки в данном контексте является то, что обмануть второй раз не получится. Однако, покушав на 4 млн. долларов, возможно, больше и не надо?..
Как бы то ни было, очевидно, что с учетом нулевых результатов в коммерции и невысоких в спорте (невыход в плей-офф Лиги чемпионов) оснований для получения господдержки в тех же объемах у клуба не было. На подножный же корм, начинать с низов, идти не захотели, о чем свидетельствует заявление пресс-секретаря “Белнефтехима” — основного донора клуба. По словам Марины Костюченко, уже в этом году ГК “Динамо-Минск” получил от организаций концерна 3,2 млрд. рублей господдержки. Попутно руководство концерна попросило предоставить смету финансирования клуба — программу развития на 2014 год, утвержденную Мин- спорта. Переговоры велись около недели, но искомый документ спонсор не получил. По- этому, собственно, финансирование было приостановлено. Вместе с тем представитель “Белнефтехима” отметила, что в 2013 году предприятия концерна в соответствии с Указом 191 выделили белорусскому спорту 427 млрд. руб. (более 47 млн. долларов).

Диаграмма 2 отражает формальное соотношение долей господдержки в клубной казне: из чистой прибыли предприятия выплатили клубу 28,5%, из средств добавленной стоимости — 71,5%.

Диаграмма 3 расшифровывает названия пяти организаций, оказывавших поддержку ГК “Динамо-Минск” в соответствии с Указом 191. Наибольший вклад в динамовский бюджет внесло ОАО “Гомельтранснефть Дружба” — около 1,41 млн. долларов, что составляет ровно половину всех поступлений в этом сегменте. Построение аналогичной диаграммы по Указу 300 чисто формально, так как всего по 110 долларов помощи от Белорусской гандбольной федерации и ЧП “Зовторг”, а также около 2900 долларов от ЗАО “Деловые коммуникации” находятся в районе статистической погрешности при сравнении с поступлениями от БФСО “Динамо”, реальная помощь которого составила более 1,1 млн. долларов.
На теме взаимоотношений с БФСО стоит задержаться особо. На заседании исполкома БФГ Владимир Коноплев недвусмысленно указал на личностный фактор: “Думаю, этот проект развивался бы иначе, оставайся руководителем динамовского общества Юрий Бородич. К сожалению, с этого поста ему пришлось уйти. А умений и влияния оставшихся в клубе менеджеров не хватило, чтобы дело успешно продолжить. Все просто: нет денег — нет и клуба” (“ПБ” от 7.03.2014).
В той же риторике спортивный директор ГК “Динамо” Андрей Паращенко: “…стали жить за счет средств, которые БФСО “Динамо” получало от реализации коммерческих программ, направленных на содержание именно гандбольного клуба. Полтора сезона сложились благополучно. Однако в мае прошлого года Юрий Федорович Бородич покинул пост руководителя динамовского общества. С той поры мы не получили от учредителя ни рубля, хотя программы, запущенные под гандбольные интересы, продолжают там работать” (“ПБ” от 26.02.2014).
Увы, цифры свидетельствуют об обратном. БФСО “Динамо” за два предыдущих года выделило подопечным гандболистам за счет собственных и привлеченных средств сумму, превышающую годовой бюджет клуба — 37 млрд. 550 млн. руб. Причем большую часть денег — 16 млрд. 100 млн. руб. — генерал под слово офицера занял у третьих лиц (по 4 млрд. руб. у “Виталюра” и Президентского спортивного клуба, в числе крупных кредиторов — “Трайпл”, “Белимпортмех”, “Белнефтегаз”, “АлсИнвест”, “Электросервис”, и что особенно любопытно, ХК “Динамо-Минск” — 1 млрд. руб.). Под ручной мяч общество не только занимало, но и делилось своим, продавало валюту, активы, в частности, долю в уставном фонде ООО “Динамо-Акдимол” — 5 млрд. 380 млн. руб. Примерно такую сумму задолженностей по полученным для клуба займам БФСО погасило с мая прошлого года. По состоянию на 1 марта 2014-го остаток непогашенных и давно просроченных долгов внешним кредиторам составлял 6 млрд. 667 млн. руб.
В таких цифрах, как представляется, личностный фактор Бородича если и сыграл какую-то роль, то скорее отрицательную. Ведь, останься Юрий Федорович у руля БФСО, долги общества не испарились бы. По сведениям “ПБ”, ныне БФСО едва наскребает на зарплату сотрудникам, не в состоянии в полном объеме финансировать школы. А коммерческая деятельность самого клуба в относительных цифрах оказалась совершенно ничтожной — система фактически объявила себя банкротом.

Диаграмма 4 наглядно подчеркивает скудность коммерческой деятельности клуба — в ней лишь две доходные статьи: реализация билетов — около 60 тысяч долларов; размещение рекламы — около 6 тысяч долларов.
Доходы от трансферных сделок равны нулю! Доля хоздеятельности — чуть более полутора процентов от общей суммы доходов! О неких якобы работающих “программах, запущенных под гандбольные интересы”, остается только догадываться, в документах статистической отчетности их следов мы не обнаружили. Зато можем смело и документально утверждать, что динамовский гандбол неплохо поел за счет других видов спорта вообще и хоккея в частности.
В данных заметках мы намеренно уходим от личностей. Напротив, стараемся подчеркнуть, что в сложившихся обстоятельствах организационно-правовая форма построения спортивного хозяйства позволяет проедать государственные средства с не меньшим аппетитом, нежели год и два назад, только теперь уже с летальным исходом. Едят ведь не в себя.
О доходах все, они исчерпаны. В следующей части “Черной дыры” поговорим о расходной части бюджета гандбольного клуба. В ближайших номерах вас ждет самое интересное — зарплаты.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?