Минорные лиги. Третий дивизион должен быть молодежным

21:33, 18 марта 2014
svg image
1229
svg image
0
image
Хави идет в печали

По ходу чемпионата-2013 городейцы лидировали и завершили первый круг с четырехочковым отрывом от случан. Однако во втором набрали на 10 очков меньше, чем в первом, и пропустили вперед набравшего скорость “Слуцк”. Совсем недавно, на исходе прошлого сезона, городейцы играли переходные матчи с могилевским “Днепром”, но уступили (1:3, 0:0)… Уроками прошлого и надеждами на будущее с “ПБ” поделился Андрей КИПРА, главный тренер ФК “Городея”.

— Андрей Михайлович, давайте начнем с прошлого сезона. Какая задача стояла перед вашей командой?
— Выступить не хуже, чем в предыдущем году. То есть занять место не ниже второго. Но знаете, как бывает — аппетит приходит во время еды. Когда есть определенный бюджет и созданы условия для плодотворной подготовки, результат обязательно приходит. Многие мечтают о высоких целях, но не все в этом признаются. Так случилось и с нами: вроде бы размытые ориентиры по ходу сезона оформились и обрели конкретику.

— Общеизвестно, что самый заинтересованный болельщик команды — Михаил Криштапович, директор сахарного комбината, главного спонсора “Городеи”. Он сильно огорчился относительной неудаче команды?
— Михаил Васильевич, естественно, расстроился. Он был недоволен тем, что мы растеряли преимущество, добытое в первом круге. Реакция была эмоциональной, но вполне понятной. И я, и футболисты испытывали такие же чувства. Однако эмоциями все и ограничилось, никаких действий он не предпринимал.

— Почему не заладился второй круг? Сказались недостатки предсезонной подготовки или, может, солидный возраст ведущих игроков?
— Конечно, я искал причины произошедшего, хотя анализировать собственные действия непросто. Сделал вывод: предсезонка нуждается в коррекции. Сейчас, готовясь к новому сезону, учитываю прошлогодние промахи. Что касается возраста, не думаю, что это было определяющим. Просто за нами закрепился некий штамп: мол, “Городея” — команда ветеранов. Посмотрите внимательно на коллективы первой лиги. В их составах немало возрастных игроков, в том числе у ведущих — “Слуцка”, “Сморгони”… У нас Дмитрий Чалей, Денис Сащеко, Валерий Тарасенко играли ведущие роли. Но свою лепту в итоговый результат внесли также Андрей Мисюк, Юрий Мархель, Володя Сорочинский. Они на поле, словно дядьки, присматривают за молодыми партнерами и в то же время подают пример, ведут за собой. Об этом и статистика свидетельствует. И сейчас они задают тон. Без опытных мастеров невозможно построить сильную команду.

— В чем тогда причины случившегося спада?
— Некоторую роль сыграла психология. Первый круг прошли на крейсерской скорости, и некоторым показалось, что так будет и дальше. Однако во втором с нами уже играли по-другому: на “Городею” специально настраивались. Выиграть или даже просто отнять очки у лидеров — престижно, этим всегда можно козырнуть. Еще одна причина, вероятно, в том, что в борьбе за первенство нам противостоял серьезный соперник — “Слуцк”.

— Как сложились переходные поединки с “Днепром”?
— Конкурировать с клубом высшей лиги представителю первой очень сложно. Средний уровень мастерства в элите, разумеется, выше, футболисты там привыкли к жесткой игре и более высокому соревновательному тонусу. Понятно, там сосредоточены наши лучшие футбольные силы. Это объективный фактор. И все же у нас был шанс: забей Сащеко пенальти в начале первого матча, и неизвестно, как бы все повернулось. Думаю, был бы совсем другой расклад. Неудача надломила ребят. Правда, в конце забили гол, и это вселило некоторые надежды. Во втором матче мы владели инициативой, много били по воротам, но чего-то не хватило.

— Какова была реакция Криштаповича?
— Как у всякого настоящего болельщика. Михаил Васильевич любит футбол, посещает все наши игры без исключения и всячески помогает команде. Приезжает на матчи не один, с друзьями, группой поддержки. У них шарфы и кепочки с клубной символикой. Болеют горячо, искренне переживают. Наверное, он, как и все мы, надеялся и верил в успех встреч с Могилевом.

— После того как БФФ приняла решение расширить высшую лигу, думаю, перед вами стоит вполне конкретная задача.
— Это даже не обсуждается. Всегда хочется развиваться и шагать вперед. Тем более предпосылки для выхода в высшую лигу у нас есть.

— Увеличилось финансирование?
— Нет, осталось на уровне прошлого года. Сохранился костяк дружины. Влились новые люди, которые, надеюсь, ее усилят. Возможно, в минувшем сезоне нам как раз не хватило поддержки тех, кто реже выходил в стартовом составе.

— Вероятно, люди привыкли к тому, что результат делают лидеры, и по этой причине у них нет должных мотивации и чувства ответственности.
— Футболисты обязаны доказывать профпригодность и за небольшой отрезок игрового времени. Если сегодня ты вышел на пять-десять минут и отыграл достойно, завтра получишь двадцать-тридцать. Состав не резиновый, и тренер сам себе не враг. На поле выходят сильнейшие. Кроме того, у кого-то случаются травмы, спады, и тогда происходит естественная ротация.

— Как в таких случаях поступает Криштапович? Приходит ли после игры в раздевалку?
— После матчей всегда приходит. Он очень внимательно смотрит футбол и видит, кто выкладывается по полной программе, а кто бережется и уступает в единоборствах. Проигрывать ведь тоже можно по-разному. Михаил Васильевич ревностно к этому относится. Может, и мнение о матче высказать, и крепкое словцо употребить. Однако если игра понравилась, обязательно благодарит.

— Многие боссы высказывают главным тренерам пожелания по составу или заменам.
— Понимаю, к чему вы клоните. Нет, решения принимаю я сам, Криштапович в это не вмешивается. Он принял меня на работу, значит, оказал доверие. Да, я — начинающий наставник. Однако если кто-то думает, что вот Кипру потому взяли, что он удобен для руководства, уверяю вас, это заблуждение. Я главный тренер, поэтому принимаю решения и за них отвечаю.
Когда мы угодили в полосу неудач, Михаил Васильевич беседовал со мной и спрашивал: как будем выходить из создавшейся ситуации? По итогам сезона просил представить анализ проделанной работы. Вообще он требует от меня анализировать каждый проведенный матч.

— Часто ли вы с ним встречаетесь?
— Не сказал бы, что часто. Я — в Минске, он — в Городее. У него большая занятость по работе и серьезная ответственность за комбинат. Это надо понимать. Да и нет необходимости в постоянном общении. Каждый занимается своим делом.

— Какие изменения произошли в команде в нынешнее межсезонье?
— Как я уже сказал, костяк сохранен. Рассчитываю на тех, кто остался. Ушли около десяти человек. У кого-то не сложилось, кто-то не выдержал конкуренции. Я благодарен всем ребятам за проделанную работу. Однако ротация необходима, выживает сильнейший, это закон развития. Почти со всеми расстались по моей инициативе. Лишь Дмитрий Гомза, мой земляк из Барановичей, ушел в “Витебск”. Уважаю его выбор.
Взамен команда пополнилась группой футболистов. Среди них два вратаря: опытный Симас Скиндерис из мозырской “Славии” и Владимир Пятигорец из жодинского “Торпедо”-БелАЗа. Центр защиты укрепит Дмитрий Шматко, проведший последний сезон в “Минске-2”. Илью Цывилько взяли из пинской “Волны”. Пришли полузащитники Александр Едешко из светлогорского “Химика”, Илья Тюнис, выступавший за “Сморгонь”. Атаку должны усилить лучший бомбардир прошлого сезона в первой лиге Сергей Крот из “Сморгони” и молодой Денис Яхно из “Гомеля”. Игроки в основном живут в Минске. Это очень удобно в организационном плане. Иногородним клуб помогает снимать в столице квартиры.

— Поговаривают, в “Городее” платят больше, чем в других коллективах первой лиги…
— На самом деле это не так. В ведущих клубах зарплаты паритетные. У нас, чтобы стимулировать игроков, за победу предусмотрены неплохие бонусы. Хочешь заработать — побеждай. Однако главный бонус — это высшая лига!

— Тренерский штаб сформирован?
— В него входят Владимир Шупилов, Сергей Шалай, отвечающий за подготовку вратарей, а также Владимир Сорочинский, который будет исполнять роль играющего тренера. Массажист — Владимир Налецкий, а вот врача пока безуспешно ищем.

— Когда команда приступила к работе?
— В третьей декаде января. В подготовку внесены некоторые коррективы: это касается объема выполняемой работы и некоторых других аспектов. Есть и определенные новшества.

— Вам предстоит четвертьфинальный поединок Кубка Беларуси с его прошлогодним обладателем…
— Играем с “Минском” 22 марта. Видел матчи наших соперников с жодинским “Торпедо”-БелАЗом, а также финал Суперкубка, в котором “горожанам” противостоял БАТЭ. Минчане мне очень понравились. Молодая, растущая команда. В любом случае, представитель высшей лиги слабым быть не может. Тем более “Минск” — обладатель Кубка Беларуси прошлого года. И все же мы будем стремиться к победе.

— Сейчас в полуфинал Кубка Англии вышли клубы второго и даже третьего дивизионов.
— Конечно, сотворить подобное было бы великолепно. Думаю, ребята психологически настраиваются именно на этот поединок. К тому же он состоится на поле соперника в Минске. Значит, болельщиков будет немало. Неважно, что большинство станут поддерживать “горожан”. Когда на трибунах много людей, футболисты получают дополнительный приток адреналина. Не будет преувеличением сказать, что мы сейчас живем предстоящим событием.

— Результаты выездных матчей нередко зависят от дальности путешествия и комфортности езды…
— Автобус у нас хороший. Если выезды далекие, отправляемся за день до матча, чтобы на месте переночевать и спокойно подготовиться к игре. Таких поездок в прошедшем сезоне было немного: Светлогорск, Полоцк, Пинск, Микашевичи, Витебск.

— Состав у вас интересный, опыта в достатке. Поэтому предположим, что вашей команде удастся войти в элиту. Но ведь населения в Городее всего-то четыре тысячи…
— Есть же райцентр Несвиж, весь район, болельщики со всех окраин приедут. Барановичи всего-то в 40 километрах, это полчаса езды — оттуда люди подтянутся. Не сомневаюсь, когда приедут БАТЭ, минское “Динамо”, “Шахтер”, трибуны будут переполнены, и это всколыхнет интерес к футболу.

— Но есть и другие условия лицензирования клуба: масштабный стадион, разновозрастные группы подготовки…
— Эти требования никто не отменял. Однако если люди, поддерживающие “Городею”, ставят такую цель, они наверняка готовы к решению сопутствующих задач.

— Сейчас у вас есть лицензионные группы?
— Две группы, которые базируются в Минске — 1995-1996 и 1997-1998 годов рождения. С ними работают Вячеслав Дербан, известный по выступлениям за “Динамо-93”, Владимир Путраш, в прошлом форвард бобруйских клубов, а также Владимир Ананевич. Координирует эту работу Руслан Лукин, которого любители футбола тоже, вероятно, помнят. От него мы получаем исчерпывающую информацию о ребятах. И сейчас привлекаем к тренировкам с основным составом четырех парней 1996 года рождения, которых мне рекомендовали коллеги.

— А стадион?
— Он небольшой, но очень уютный, с хорошим газоном. На домашних играх обычно заполняется.

— Каковы перспективы строительства новой арены в Несвиже?
— Трудно сказать. Это вопрос не ко мне. Я отвечаю за спортивный результат.

— Считается, что в командных видах спорта чаще добиваются успеха тренеры-диктаторы. Вы на такого не похожи.
— На мой взгляд, тренер не должен быть диктатором или либералом. Стараюсь использовать эти качества в зависимости от ситуации. Иногда нужно и голос повысить, и сильные слова употребить. Но в целом я не сторонник силового давления. Если ко мне приходит футболист-профессионал, разве я должен заставлять его зарабатывать? Однако это не исключает индивидуальных бесед, в которых тренер и игрок получают полезную информацию — каждый для себя и общего дела.

— Вы ведь трудились и во второй лиге. Как смотрите на ее проблемы?
— Поначалу около четырех лет работал в футбольной школе, затем несколько сезонов был главным тренером футбольного клуба “Барановичи” — в первой лиге и во второй. Поэтому хорошо знаю весь спектр проблем. Решение федерации о расширении второй лиги и делении на зоны — разумное. Однако необходимо идти дальше. В нынешнем виде третий дивизион непонятно для чего существует. Главный тренер там скорее исполняет роль менеджера. Обзванивает футболистов, способных дать какой-то результат. В субботу собрались, сыграли, заплатили деньги, разъехались. Систематического тренировочного процесса нет. Игроки начинают сезон безо всякой подготовки. Лига наполнена возрастными футболистами, которые играют для удовольствия и вдобавок используют футбол в качестве подработки. В таком виде вторая лига не нужна. Там элементарно проедаются средства местных бюджетов.

— Что дурного в том, что люди в свободное от работы время занимаются футболом?
— Пусть играют на здоровье, для этого есть чемпионаты городов и областей. На мой взгляд, вторая лига должна быть полигоном молодежного футбола. Я бы ввел в ней лимит на возрастных футболистов. Скажем, не больше трех “стариков” на команду. Возрастная граница — 23 года. Это тот возраст, когда молодой человек уже определяется, что ему делать дальше: или продолжать занятия спортом, если у него определенные перспективы, или осваивать другую профессию, которая даст возможность нормально зарабатывать. До 23 родители, как правило, еще содержат детей, к тому же многие в этом возрасте учатся. Ну, может, поднять планку до 24-25, не больше.
С другой стороны, в стране есть немало хороших футбольных школ, выпускникам которых некуда деваться. Мы теряем на выпуске множество способных ребят, которые остаются невостребованными после восьми-десяти лет занятий футболом. В них вложены огромные бюджетные средства. Если бы лига была молодежной, они получили бы возможность развиваться дальше в местных командах. Деньги, которые сейчас бесцельно тратятся на “стариков”, можно было бы вложить в экипировку юных футболистов и небольшие зарплаты. В этом возрасте еще не нужно много платить. Задача другая — развитие. Тогда бы главные тренеры целенаправленно готовили команды к сезону, работали бы с ними системно, в рамках недельных тренировочных циклов. И результат появился бы очень скоро. Самые талантливые были бы востребованы командами первой, а то и высшей лиг, выросла бы конкуренция, а с ней и мастерство.
Это дало бы толчок к популяризации футбола. В таких командах играли бы преимущественно свои воспитанники, за которых приходили бы болеть их друзья, родители, знакомые. И, кстати, появились бы команды второй лиги в тех райцентрах, где есть футбольные школы.

— У нас есть такие примеры?
— “Звезда”-БГУ, команда Пигулевского. Вторая лига вся должна быть такой. Тогда она действительно будет фундаментом развития белорусского футбола.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?