Точка зрения. Оксюморон

21:38, 25 марта 2014
svg image
869
svg image
0
image
Хави идет в печали

И зачем государству равнодушные посредники? Финансировало бы оно детей напрямую и в том объеме, который считает необходимым.
Или, может, 191-й побуждает клубы зарабатывать? В самом деле указ гласит: для получения поддержки в 2014 году следовало по итогам 2013-го иметь доход от предпринимательской деятельности, международных федераций и трансферных сделок в размере не менее 20 процентов от общих доходов клуба из всех возможных источников. Нас заверяют: условие выполнил 51 клуб из 91. Цифра в принципе обнадеживающая. Но прежде чем безоглядно радоваться, давайте хорошенько вникнем в поправки в Указ 191, вышедшие 4 февраля. Согласно новой редакции документа, названное условие получения поддержки в 2014 году подверглось изрядной трансформации. Февральская версия указа предписывает: “При исчислении общих доходов клуба из всех возможных источников в 2013 году не учитываются суммы спонсорской помощи, полученной в виде безвозмездной передачи капитальных строений, изолированных помещений, их частей, транспортных средств, денежных средств, направленных на оплату товаров (работ, услуг), и (или) безвозмездного оказания услуг (выполнения работ) по строительству (реконструкции) физкультурно- спортивных сооружений, находящихся на балансе клуба”.
Я бы с легкостью приняла корреляцию слов “из всех возможных источников” и пространного перечня тех источников, которые все-таки не учитываются, за изящный оксюморон (то есть сочетание несочетаемого) — если бы речь не шла о поддержке спорта. В этом случае стилистический эффект затмевается практическим: искусственное занижение доходов в одночасье и задним числом облегчило усилия клубов по выполнению условий поддержки!
К тому же сей оксюморон позволяет обойти ставшую скользкой тему заработной платы менеджерского звена клубов. Говорите, что отныне в отношении него есть ограничения? Однако упомянутые “денежные средства, направленные на оплату работ (услуг)” вполне могут стать отличной прибавкой к внезапно замороженной зарплате! Изворотливость — вот что стимулируют подобные плоды нашего законотворчества.
Теперь обратимся к приснопамятным (по “Черным дырам”) планам развития клубов. Думаете, их кто-то обязан защищать, обосновывать одну из выбранных альтернатив, которая должна привести к росту доходов клуба, например, от билетной программы? А зачем? Ведь в пункте 8 Указа 191 значится более необременительный (с точки зрения умственных усилий) путь: “Планы развития клубов утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами”. Просто утверждаются! Весьма сомнительно, что у работников этих местных органов есть время и желание приобрести требуемую компетенцию в контексте спортивного маркетинга. Они либо, мягко говоря, недостаточно сведущи, либо умышленно не реагируют на глупости, подобные тем, что содержались в плане развития гандбольного “Динамо”. Помните: на рекламной деятельности динамовские менеджеры собирались заработать в 2013 году около 900 тысяч долларов. В итоге же получили меньше 6 тысяч…
Впрочем, не исключаю, что это и не глупости были вовсе, просто сам план верстался в отрыве от нашей реальности. И примеры оной, скажем так, безалаберности, пыли в глаза мы поневоле регулярно наблюдаем не в одной только спортивной отрасли (в деревообработке, например, набившей оскомину своими скандалами и несогласованными между собой бизнес-планами предприятий). Посему не станем заостряться, что все то же “планов громадье”, согласно указу, должно было согласовываться с федерацией и министерством, где тоже — как минимум! — довольствовались лишь формальной процедурой. Зато июньское постановление Минспорта “Об установлении перечня спортивных результатов,.. относимых к высоким” — одна из лазеек, позволившая взвинтить зарплаты менеджерского звена клубов. Например, высоким результатом для гандбола, согласно постановлению, считается выход в групповой турнир Лиги чемпионов (1-24-е места), где “Динамо” и играло в 2013-м, а значит, имело законное право на беспрецедентную поддержку со стороны госпредприятий.
Вместе с тем другим своим постановлением “О некоторых мерах…”, тоже от июня прошлого года, Мин- спорта ввело “Инструкцию о порядке материально-технического обеспечения клубов по игровым видам спорта”. В частности, согласно “нормам и нормативам спортивной одежды, обуви общего назначения”, профессиональным спортсменам и тренерам (вне зависимости от успехов клуба) положена лишь одна пара носков на три месяца. А, допустим, тренерам по научно-методической работе, у которых, видимо, по определению работа не пыльная, — и того меньше: одна пара на шесть месяцев! Причем все невольные участники этих комических ограничений должны получать носки “на условиях частичной оплаты (30 процентов стоимости)”
В общем, с точки зрения идеологии поддержки спорта все осталось по-прежнему, ее добровольно-принудительный характер не изменился. Поддерживают не слабых, нуждающихся в помощи, — суммы распределяются в зависимости от авторитетности административного ресурса. Сама спонсорская помощь все так же далека от понятия “имиджевые активы клубов”, в обмен на которые она по идее должна даваться. Госпредприятия, едва ли спрашивая мнения своих трудовых коллективов, выделяют деньги — клубы тратят, не особо отягощаясь планированием собственной деятельности и составлением отчетов для своих благодетелей.
Попутно отчетливо обнажилась негативная тенденция: “В 2013 году произошла перегруппировка составляющих доходной части общеклубных бюджетов. Прежде всего это касается существенного уменьшения доли безвозмездной (спонсорской) помощи от организаций негосударственной формы собственности” (“Душ Шамко”, “ПБ” от 21.03.2014). То есть все больше груз клубных расходов перекладывается на плечи государственных предприятий. Неужто недалек день, когда мы придем к системе заводских команд, каковые играли у нас когда-то?
Ведь коли не хотим назад, в прошлое, давно приспела пора подумать об экономических стимулах для спонсоров. Они же по-прежнему не предусмотрены! Льготы, прописанные в Указе 191, по моему мнению, таковыми не являются, что публично подтвердил и представитель Министерства по налогам и сборам — в январе на форуме Белорусского союза юристов “Бухгалтерский учет и налогообложение в спортивной организации”.
О каком же скором снятии с дотационной иглы мы можем говорить? Ситуация в целом ухудшается, несмотря на локальные подвижки в деятельности отдельных клубов, которые держатся на плаву в основном благодаря харизме и хватке своих лидеров.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?