Фан-фары. Бравый сектор

22:31, 31 марта 2014
svg image
1103
svg image
0
image
Хави идет в печали

Хотя стоит признать, подобные встречи чаще всего проходят в режиме обмена упреками: “Вы нас раздели до трусов!” — “Вы вывесили Гесса!”. Конструктивного диалога не получается, и все остается на местах. А в этом году, когда стране предстоит принять чемпионат мира по хоккею, действия правоохранителей по отношению к болельщикам, по ожиданиям, станут более въедливыми.
В новом сезоне корреспондент “Прессбола” уже побывал в двух городах в роли болельщика приезжей команды — в Гродно и Солигорске. В обоих случаях поездки прошли в “штатном” режиме — неадекватных действий милиции заметить не удалось. Как и со стороны фанатов. Но выдавать свое мнение за общую картину все же тяжело. Болельщики добираются до пункта назначения различными путями: на собственном авто, поезде, специально зафрахтованном автобусе. Тех, кто приезжает поездами, милиция обычно встречает на платформе. Вычисляют фанатов либо по пути следования состава (по наличию атрибутики), либо по характерному спортивному виду. Обычно после этого следуют “записные” мероприятия: ФИО, место проживания. Дальше все зависит от конкретного случая. В Гомеле, например, уже никуда не отпустят и все оставшееся время до матча будут держать под контролем без возможности сходить в магазин за перекусом. Так же поступят и с теми, кого заприметят в городе. Именно поэтому на предсезонной встрече поднимали вопрос о точке питания и туалете вблизи сектора для болельщиков гостей.
В других городах, вскоре после переписи, чаще всего отпустят до матча погулять по городу. Но здесь стоит учитывать, что милиция тоже знает, между какими клубами есть вражда, и ко всем имеет индивидуальный подход.
Вообще же поездки на футбол в Гомельскую область всегда сопровождаются эксцессами. Встречают болельщиков на трассе — минутах в тридцати езды до стадиона. ГАИ останавливает все без исключения автобусы, “микрики” и легковушки с регионом на номерном знаке, отличным от цифры 3. Собирают колонну. При этом милицию совсем не заботит, сколько времени осталось до матча. Именно потому болельщики зачастую попадают на стадион с опозданием.
Такая же ситуация и в Могилеве. Для примера — матч первого тура между “Днепром” и минским “Динамо”. Со слов фанатов столичной команды, за полчаса до начала игры колонна еще стояла на трассе. В итоге к стадиону люди прибыли практически со стартовым свистком. И, учитывая то, что пусть и лояльный досмотр осуществляло всего два человека, многие зашли на трибуну к концу первого тайма.
От досмотра можно ждать чего угодно. В этом аспекте обеспечения безопасности в действиях милиции нет системы. Многое зависит от начальников на местах. В прошлом сезоне в Мозыре всех болельщиков приезжей команды обязывали пройти в автомобиль — или, как его величают в народе, “автозак”. Процедура не из приятных: залезают туда по двое-трое, достают все из карманов, снимают верхнюю одежду, иногда обувь, после чего начинается пристальный досмотр. Доходит до того, что читают записи на бумажках…
Необходимость именно такого пропуска на стадион правоохранители объясняют просто: “Поступила оперативная информация о возможных правонарушених”. Исходя из того, что такие меры в Мозыре принимают для фанатов любой гостевой команды, можно сделать вывод: все они приезжают похулиганить на стадионе исключительно в прекрасный город на Припяти.
Еще один пример отсутствия единой системы — пропуск баннеров: один и тот же может попасть на стадион в одном городе и не попасть в другом. В прошлом году в Гомеле запретили пронос совсем безобидных растяжек: “Саня, с днюхой!” и “ПФК БАТЭ уже чемпионы, дело за вами”.
— Есть в реестре? — так начинается диалог с милицией.
— Нет.
— Значит, не пронесете.
— Так ведь в них нет ничего страшного: у Павлова день рождения, и команда по пляжному футболу стала чемпионом.
— А вдруг вы что-нибудь зашифровали…
При этом похожие растяжки ранее без проблем были пронесены в Солигорске: “Эд, с днем рождения. Забивай сегодня 3” и “ПФК БАТЭ, даешь финал”. Просто внести в реестр такие поздравления загодя не всегда возможно. Хотя в этом году проблему вроде обещали решить: добро на пронос того или иного баннера на предыгровом совещании может выдать инспектор.
Отличительной чертой Гродно была индивидуальная запись на камеру при входе на гостевую трибуну. С обязательным кратким рассказом о себе: ФИО и место жительства. Признаться, такого скопления известных белорусских футбольных “специалистов” в одном месте видеть не приходилось: “на секторе” были Юрий Пунтус, Анатолий Байдачный и многие-многие другие. Данные просто не проверялись — и каждый называл фамилию, которая взбредет в голову. Благо гродненская милиция после очередного недовольства болельщиков отказалась от процедуры. И в этом году никто не вынужден представляться на камеру только потому, что приехал поболеть за свою команду.
При досмотре большее внимание уделяется тому, что написано на атрибутике. В Гродно милиционеры довольно долго вчитывались в название союзной для БАТЭ команды “Piast” на шарфе.
— Что это написано?
— Название польской команды.
— Почему это тут написано?
— Это наши союзники.
— А почему 1945?
— Год основания “Пяста”.
— Точно? Ну, тогда проходи.
В Солигорске гостей встретил представитель ОМОНа в белых резиновых перчатках. “Кто-то сегодня употреблял? Если да, то вы на стадион не попадете — предупреждаю сразу”. В результате часть болельщиков БАТЭ действительно вынуждена была пропустить игру. Но ведь трудно представить фаната, который не позволил бы себе кружку пива перед матчем. При этом среди них достаточно тех, кто ведет здоровый образ жизни и активно занимается спортом.
Во время матча фаны предельно заведены, особенно если игра напряженная. И любое необязательное замечание милиции вызывает обратную реакцию. Скажем, в Гродно милиционер в самый накаленный момент подошел и зачем-то сказал: “Давайте тише”. В ответ болельщики мгновенно взорвались…
Еще одним камнем преткновения на пути к налаживанию взаимопонимания становится пауза между таймами. Ввиду того что нет отдельных туалетов и точки общепита, болельщики гостей на многих стадионах вынуждены проводить перерыв на трибуне. А уже после начала второго тайма могут сходить по нужде, пропустив часть матча.
После игры милиция предпринимает схожие меры безопасности. Но порой они абсурдны. Как, например, в Солигорске — из года в год. Болельщиков пытаются рассадить по автобусам прямо на территории стадиона. При этом те, кто добирался на личном авто, вынужден ждать, чтобы сделать десять шагов на расположенную сразу возле выхода стоянку. После переговоров нам все-таки удалось найти понимание (а были и те, кто его не нашел) представителя ОМОНа — и он сделал вместе с нами эти шаги до машины со словами: “Все, парни, давайте уезжайте скорее”
Проблема во взаимоотношениях фанатов и милиции заключена в том, что между ними нет уважения друг к другу. Как представляется, на это есть разные причины — скажем, порой чрезмерное желание правоохранителей предотвратить нарушение, а не наказать за содеянное по факту. Вот и получается, что во всех фанатах они видят потенциальных преступников. Те же видят в милиции наделенных властью людей в погонах, которые тыкают всем без разбора и не считаются с чужим мнением. Складывается впечатление, что это противостояние будет вечным…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?