Рекордсмен. Таксометр Тыднюка

21:41, 1 апреля 2014
svg image
1156
svg image
0
image
Хави идет в печали

Главный стоик внутренней арены родился в Мурманске, перебрался в Новополоцк в далеком уже 1993-м и дебютировал тогда еще за “Полимир” в сезоне-1996/97. С той поры львиную долю карьеры провел на левом берегу Западной Двины, хотя отлучался в соседний “Витебск”, столичные “Динамо”, “Керамин” и “Юность”, гродненский “Неман”…

— Как прошел 700-й матч? Испытали особые чувства?
— А 700-й когда был — в Жлобине или в Новополоцке?

— Второй в Жлобине.
— Нормально прошел — 2:6 проиграли. Можно сказать, на мажорной ноте. (Смеется.)

— Не знали, что грядет юбилей?
— Знал, что в какой-то из четвертьфинальных встреч, но в какой точно — нет. Впрочем, какая разница: все поединки серии прошли бездарно.

— Как-то вы рассказали, что после сотой шайбы в чемпионатах Беларуси проставили команде сто бутылок пива. На семьсот не было мысли замахнуться?
— Не то финансовое положение сейчас. И многовато, наверное, будет. Хотя хоккеисты “Химика”, возможно, и справились бы.

— Думали, что значит для вас это достижение?
— А что здесь думать? Играл, играл, играл… 500, 600, 700… Как счетчик в такси — пролетело и все.

— Не пугают цифры?
— Чем? Тем, что неумолимо приближают к завершению карьеры? Так я не заморачиваюсь.

— Давайте попробуем понастальгировать. Первый матч за взрослую команду помните?
— Конечно. Думаю, любой хоккеист помнит. Но это было о-о-очень давно, так что не скажу точно, с кем “Полимир” встречался. То ли с латвийской, то ли с литовской командой.

— Подскажу — с электренайской “Энергией”. Стартовый поединок чемпионата ВЕХЛ в сезоне-1996/97.
— Верно! Дебютировали вместе с Димой Рудаком. Новополоцкая дружина тогда пребывала в статусе чемпиона, крепкий состав был. Без иллюзий ждали своего шанса. И вот приехала “Энергия” — не самая сильная в ту пору команда. Пару периодов сидели, а потом Владимир Николаевич Меленчук говорит: “Ну идите, побегайте”. Пошли, побегали: я забросил девятую шайбу, Дима — двенадцатую. Победили 14:0. Как видите, пока держали в запасе, игра складывалась нервно, но мы сняли напряжение.

— Что из себя представляли чемпионаты Беларуси и ВЕХЛ во второй половине девяностых?
— В ВЕХЛ были очень крепкие команды, вроде украинского “Сокола”. Попадались, впрочем, и такие соперники, как “Энергия”. Наши клубы выступали неплохо. В общем, нормальный турнир. А в чемпионате Беларуси участвовали всего-то четыре коллектива. Тем не менее “Полимир” в год нашего дебюта снова взял золото. В ВЕХЛ — бронзу. Правда, медали прошли стороной — молоды были и положенного количества матчей не сыграли. Там помимо нас хватало желающих. Это уже в следующем сезоне их чуть потеснили.

— Как в ту пору строились отношения в коллективе? Пришли вы “зеленые”, а кругом матерые дядьки…
— Тогда, чем меньше тебя трогают, тем лучше. Так что старались с Димой не высовываться. Вышел, потренировался, сыграл. Ошибся — напихали, не ошибся — похвалили. И тихонько домой.

— Нынешняя молодежь другая?
— Да. Однако в чем это заключается, сказать не могу. Однозначно в чем-то лучше, но, надеюсь, и мы в каких-то аспектах ее превосходили.

— Выиграть в 20 лет серебро чемпионата Беларуси и бронзу ВЕХЛ — это было круто?
— Приятно, наверное, но тех ощущений уже не упомнишь. Тем более круто — это как? Взрослые хоккеисты тогда быстро вернули бы на землю. Почет среди друзей-сверстников? В нехоккейных кругах их было немного. Да и в хоккейных — тоже. Тогда с 1978 года играли только я, Дима, Михалев, Рядинский, Шаритон…

— Что вас так сдружило с Рудаком, с которым большую часть карьеры провели вместе?
— Банально хоккей. Когда я приехал в Беларусь в 1993-м, вместе оказались в юношеской команде, затем в “фарме”, позже — в основе. А потом всегда так получалось, что вдвоем переходили в другие клубы. Порознь отыграли всего-то пару сезонов. Причем на первых порах, может, и совещались, куда податься, но в дальнейшем так выходило скорее случайно. Вообще, с Димой чудесно дружим семьями. Я даже крестный у его дочери.

— Давайте отмотаем еще пару лет — до того самого, 1993-го, когда перебрались из Мурманска в Беларусь.
— Закончил восьмой класс. В это время моего тренера Сергея Васильевича Петухова пригласили работать в Новополоцк. Сказали, что может захватить с собой нескольких хоккеистов. Ну и мы бригадой, человек семь, отправились покорять Беларусь. Несколько ребят постарше — под фарм-клуб, и мы с одним парнем в свой возраст. Потихоньку все разъехались, и из той когорты остался только я. Наверное, так надо было. Сейчас уже иногда забываю, что из Мурманска. Получается, в Новополоцке прожил больше, чем в родном городе: в 15 уехал, а мне уже 36. Последний раз гостил там в 2005-м.

— Что такое город за полярным кругом?
— Я надеюсь, ваша газета не дойдет до Мурманска. Летом, когда белые ночи, там всегда светло и прохладно. А зимой всегда темно и холодно. Тепло никогда не бывает. В июле, случалось, еду домой в брюках и майке, а подъезжая, достаю из сумки куртку. Хотя напишите для отца: иногда бывает тепло. В остальном средний, по меркам России, город. Областной центр, все есть. Это родина, поэтому Мурманск в любом случае люблю. Хотя если бы родители сказали “возвращайся!”, вряд ли уехал бы из Новополоцка.

— Кто из родственников остался там?
— Мама, папа и младший брат. Стараются каждое лето приезжать ко мне.

— В вашу мурманскую бытность все мальчишки мечтали стать новыми Константиновыми?
— Ну не стоит так уж до одного человека сужать — хватает и других хороших хоккеистов из тех краев. Можно назвать Романа Ляшенко, который играл в “Далласе” и “Рейнджерс”, но погиб в 2003-м. Владимира Антипова, Дмитрия Власенкова… Надо спросить у Сергея Васильевича — он вспомнит многих воспитанников, которые где-то заиграли. Что до Константинова, то советские люди в ту пору и не видели матчей НХЛ. Так, чемпионат СССР, иногда “мир”.

— Однажды вы сказали: “Если бы не хоккей, наверное, работал бы вместе с отцом на судоремонтном заводе”. Действительно такая участь грозила?
— Почему сразу участь? А как же “все профессии важны, все профессии нужны”? Я не думал, что будут какие-то предложения уехать, поэтому подал документы в училище на слесаря-судоремонтника. Родители заставляли продолжать учиться.

— А как они привели вас в хоккей?
— А какой в Мурманске выбор? Звали либо в лыжи, потому что снега по уши, либо в хоккей. Я гулял во дворе, а местные ребята собирали сумки, шли куда-то. Спрашиваю: “Куда?” Они говорят: “На хоккей”. Ну попросил деда и меня отвести. Правда, видать, не поняли друг друга — он отвел в хоккей с мячом. Эта группа занималась по соседству в одной “коробке”. Мне дали клюшку для бенди. Однако я очень быстро сказал тренеру, что хочу на другую половину площадки. Туда, где шайба.

— То есть хоккей, лыжи либо судоремонтный завод…
— Ха, вот так и знал, что спросите что-то в этом духе. Хотя мне действительно казалось, что выбора особо и не было.

— А мама кем работала? Могли по ее стопам пойти?
— Хороший вопрос. Да, мог — она работала продавцом в рыбном магазине. И сейчас вы, наверное, скажете: “Действительно, а где еще в Мурманске работать?” (Смеется.)

— С чувством юмора у вас всегда был полный порядок. Кстати, двенадцать лет назад вы сказали, что любите КВН. С тех пор что-то поменялось?
— Сейчас уже гораздо больше хороших увеселительных передач, но КВН стараюсь не пропускать.

— Смотрели первую игру нового сезона?
— Догадываюсь, к чему вопрос.

— “Сборная Мурманска” порвала всех.
— Мне один знакомый позвонил, говорит: “Здесь “Сборная Мурманска” выступает. Сейчас посмотрю, какие у вас шуточки”. Но земляки молодцы — не подвели.

— Еще немного о земляках. Вячеслав Лисичкин тоже из Мурманска. Вы были знакомы до переезда в Беларусь?
— Когда Слава здесь появился, я знал, что есть такой хоккеист. Может, где-то фамилия мелькала. Но он моложе на два года. Когда я уезжал в 15 лет, ему было 13 — не думаю, что могли пересекаться. Еще ведь голкипер Андрей Петухов мой земляк. Когда бригадой переезжали из Мурманска в Новополоцк, его отец, тот самый Сергей Васильевич, ехал с семьей. Андрею тогда было три или четыре года. Видел его еще некоторое время, лет до восьми-десяти, пока Петухов-старший работал в Новополоцке, а в следующий раз встретил уже в нынешнем сезоне — взрослого парня, который вытащил “Химик” на пятое место.

— Ваш старший сын тоже хоккеист, занимается в новополоцкой СДЮШОР. Сколько ему сейчас?
— Шестнадцать.

— То есть имеются неплохие шансы сыграть вместе?
— Ну… Он старается. Что-то получается, что-то — не очень. Но, думаю, вряд ли сыграем в одной команде. Может, я как отец смотрю на него более критически.

— В ноябре в вашей семье родился уже третий сын.
— Дети — это всегда прекрасно. Первый сын — здорово, второй — еще лучше, третий — еще. Хотя некоторые люди, со мной проживающие, интересуются, не хочу ли я дочку. Но пока в этом вопросе мое любимое слово — “пас”.

— Давайте вернемся к карьере. Вам так и не довелось побывать на легионерских хлебах. А возможности были?
— Только на словах… Основательных предложений не поступало.

— Но доподлинно известно, что однажды вы с Рудаком съездили во Львов.
— И слава богу, что свалили оттуда.

— Тогда, какой отрезок карьеры считаете наиболее продуктивным и значимым?
— Везде можно найти плюсы и минусы. Вот в начале “нулевых” перебрался из “Полимира” в “Витебск” — там доверяли, даже примерил лавры лучшего бомбардира чемпионата. Потом ушел в “Динамо”. Поначалу не ладилось, но вскоре тоже стало хорошо: был доволен всем — и игрой, и отношением. В “Немане” неплохой отрезок. Хотя в любом случае больше всего нравилось и нравится играть в Новополоцке.

— Самый памятный матч?
— Ух… Даже не могу что-то с ходу выдать. Помню, как первую шайбу забрасывал, как отличился в сотый раз в чемпионате Беларуси.

— А четыре матча за сборную помните?
— Еще бы! Это, кстати, локаутный сезон был. Декабрь 2004-го. Раз я туда попал — значит, так сказать, экспериментальный состав. Сначала играли “товарняк” с Чехией, а потом поехали на турнир в Польшу. Турнир не так интересен, а вот чехи — это, сами понимаете, топ-хоккеисты. Помню, перед матчем сидел на растяжке, а они что-то не выходили. И мне вдруг захотелось, чтобы вообще не вышли. Но увы… Раскатали нас 4:0. Эти мужики у моего сына на приставке в телевизоре бегали, а здесь вдруг напротив меня появились.

— Есть ощущение, что чего-то в карьере не удалось достичь?
— Глупо думать, что ты всего достиг. Естественно, где-то недобежал, недоборолся, недовыиграл. Только сейчас уже ничего не исправить.

ГВАРДЕЙЦЫ ЧЕМПИОНАТА

1. Денис ТЫДНЮК 701
2. Александр РЯДИНСКИЙ 692
3. Ярослав МАСЛЕНИКОВ 676
4. Антон ПУЛЬВЕР 665
5. Вячеслав ЛИСИЧКИН 660
6. Александр ЖИДКИХ 655
7. Артем СЕНЬКЕВИЧ 645
8. Андрей КОРШУНОВ 631
9. Дмитрий РУДАК 610
10. Валентин ЭБЕРТ 609
11. Егор ЦУРИКОВ 608

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?