Итоги. Ковыряние в болоте

21:05, 9 апреля 2014
svg image
1211
svg image
0
image
Хави идет в печали

Тезисы открывает не самое пессимистическое: чемпионат вместил в себя немало занимательных сюжетов. Едва ли не каждый клуб пережил в уходящем сезоне что-то любопытное. “Могилев” и “Металлург”, к примеру, буквально воскресли перед стартом. “Витебск” пригласил энтузиаста Дудика и прославился драками, послематчевыми откровениями да матерым НХЛовцем Зюзиным. “Брест” наделал много шума в матчах на выбывание, а в Солигорске окончательно отвернулись друг от друга Андрей Гусов и Леонид Фатиков. “Химик”-СКА в плей-офф “смазал” весь позитив, заработанный в “регулярке”, а “Неман” получил новогодний “подарок” от Дмитрия Кравченко. Наконец, в Гомеле наблюдались проблемы с аншлагами даже на матчах с фаворитами, а “Юность” переехала из парка Горького на “Чижовка-Арену”. Причем примерно тогда, когда угодил под следствие ее уже бывший генеральный директор Эдуард Зотов.
Внимательные заприметили, что наибольшее любопытство вызывали околохоккейные события, потому как на площадке зрелище в большинстве случаев оставалось пресным. Да, немного сократилось по сравнению с прошлым чемпионатом количество разгромов (побед одной из команд с разницей в пять и более шайб) — с 20 до 16 процентов. Даже незначительно возросла посещаемость — с 903 до 952 зрителей на матче. Интерес проявили телевизионщики — спасибо каналу “Беларусь 5”. Но турнир от рождения и до архивного финиша вышел предсказуемым, в нем не случилось ни одной сенсации. Разве что локальная — предновогоднее попадание “Химика” в пятерку сильнейших, когда новополочане героически выиграли у “Юности” по броскам третий период со счетом 32:2… Уже в сентябре легко читалось, что в полуфинале окажутся дружины из Гродно, Минска, Гомеля и Жлобина. Что сдаст позиции “Шахтер”. Что “Могилев” финиширует последним… И даже довольно яркий плей-офф слабо скрасил общую картину — то была лишь небольшая часть семимесячного турнира.
Специалисты продолжают повторять: уровень экстралиги падает год от году. И ведь контраргументов не подберешь. После того как клубы начали превращаться в государственные учреждения с соответствующими окладами и премиальными в зависимости от калибра спонсоров, стало сложно говорить о каком-то росте. В сильном чемпионате должны выступать сильные игроки, которые стоят серьезных денег, — простая аксиома. Об оплате труда хоккеистов в наших широтах в открытом доступе мы, наверное, не узнаем никогда. Приходится довольствоваться лишь неофициальными данными из более или менее достоверных источников. К примеру, в “Немане” и “Юности” оклад не превышал планки в семь тысяч долларов, а в замкнувшем восьмерку “Бресте” — полутора тысяч.
Вдобавок легионерская квота, год назад исчислявшаяся четырьмя игроками, нынче велением ФХРБ усохла вдвое. Благие намерения дать дорогу юной поросли понятны, но эффект от протекционизма такого вида сомнителен. Собственной молодежи в чемпионате прибавилось, и все же говорить о прогрессе размером в семимильный шаг как-то не получается. К примеру, в “Динамо”, которое на протяжении сезона вытаскивало из лидеров внутреннего первенства наиболее перспективных игроков, закрепились лишь 30-летний Иван Усенко да 33-летний Александр Матерухин.
К слову, процесс взаимодействия “зубров” с клубами экстралиги ныне обошелся без скандалов и крайностей. Клуб КХЛ заключил договоры с “Неманом” и “Металлургом”, а “Юность” периодически помогала, что называется, по-землячески. В новом сезоне “Динамо” будет развиваться по новой концепции, в которой экстралига также фигурирует. Будем надеяться, сотрудничество пройдет не менее гладко.
С каждым годом все более актуальным становится вопрос хоккейного маркетинга. В этой сфере у клубов наблюдаются подвижки, которые, правда, не настолько серьезны, как могли бы быть. Сужать проблему до банального отсутствия средств на маркетинг негоже — зачастую у руководителей просто нет четкого понимания важности направления. Показателен пример продажи абонементов. В Бресте перед стартом сезона был реализован всего один! А в Гродно — намного больше, но по цене, превышающей суммарную стоимость билетов на домашние матчи! В результате боссам “Немана” в последний момент пришлось дарить обладателям абонементов один матч серии плей-офф — дабы люди почувствовали хоть какую-то выгоду от покупки “сезонников”. На берегах Немана удивили и тем, что решили заняться аккредитацией журналистов… в январе.
Кадровая политика клубов тоже не всегда объяснима. К примеру, в большинстве из них отсутствуют полновесные пресс-секретари. Вопрос введения этой важной должности путем изменения штатного расписания решается через Министерство спорта. Но пока, видимо, инициировать его рассмотрение на высоком уровне у хоккейных руководителей особого желания нет. Лишены клубы и маркетологов, которые могли бы заниматься организацией предматчевых шоу и других мероприятий, способных привлечь зрителей на трибуны. Это также никого не беспокоит, а зря. Ведь, согласно Указу о господдержке, к 2015 году клубы должны зарабатывать 50 процентов бюджета. Задача, как достать луну с неба, в нынешних экономических условиях видится немыслимой. Однако хотя бы обозначить заинтересованность в решении важного вопроса стоило бы. Пока же многое в работе со зрителем делают не штатные сотрудники клубов, а преданные болельщики, за спасибо проявляющие недюжинную инициативу.
Здесь необходимо упомянуть еще один парадоксально действующий структурный просчет, при котором клубы едва ли когда-нибудь начнут зарабатывать. В большинстве хоккейных центров дворцы и клубы — совершенно разные организации, причем руководство арены зачастую не заинтересовано, чтобы клуб хоть что-то зарабатывал. Оно может поднять аренду в одностороннем порядке и спокойно наслаждаться доходностью объекта. И какой резон командам думать о работе с болельщиками, если доходы от реализации билетов пойдут на счет арены?
Наверное, единственным исключением в отношении структурного единоначалия является “Юность”, недавно перебравшаяся на новенькую “Чижовку”. Клуб и арена находятся под общим хозяином — Мингорисполкомом, а значит, все средства по идее аккумулируются для общего блага. И поэтому совершенно неудивительно, что на финише сезона минчане образцово-показательно продемонстрировали, как надо работать с болельщиками. Пока успехи столичников в этом направлении не столь масштабны, но уже сама организация во время плей-офф предматчевых шоу вызывает уважение. Это самый большой маркетинговый прорыв экстралиги на данный момент.
Задаваясь множеством вопросов, можно ощутить “дежа вю”. Где-то мы это уже слышали… Старые проблемы не теряют актуальности, а новые нарастают снежным комом. Но осознание того, что турнир необходимо делать во всех отношениях конкурентоспособным, уже давно пришло как к специалистам, так и к неравнодушным болельщикам. Смогут ли хоккейные функционеры решить наиболее актуальные проблемы своей отрасли в ближайшее время?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?