ДОПИНГ-СКАНДАЛ. Американская трагедия
Липовые чемпионы?
Уже 16 апреля нынешнего года американские издания “Sports Illustrated” и “The Orange County Register” опубликовали предоставленные экс-директором Управления USOC (НОК США) по контролю за использованием допинга Уэйдом Экзумом сенсационные документы: в 1984-2000 годах Олимпийский комитет США противозаконным образом оправдал более ста элитных спортсменов, уличенных во время национального допинг-контроля в применении запрещенных препаратов. Среди них легенды мирового спорта — Карл Льюис, Мэри Джо Фернандес, Алекси Лалас… Но МОК, видимо, опасаясь падения престижа Олимпиад, за давностью лет не стал пересматривать их итоги.
Через месяц, 14 мая, “The Orange County Register” засвидетельствовало: “Ежегодно в международных соревнованиях участвуют около 15 тысяч американских спортсменов. За три года существования USOC (2000-2002) проанализировал только 4700 проб, большую часть которых взяли во время турниров”. К примеру, легендарную Мэрион Джонс в 2000 году на внесоревновательном допинг-контроле проверили всего три раза, в 2001-м — ни разу, в 2002-м — один раз.
Колпак над Янгом и Уайт
27 августа “The Los Angeles Times” сообщила, что Джером Янг, который накануне стал чемпионом мира в беге на 400 м, в июле 1999 года был уличен в использовании анаболического стероида — нандролона. Но вместо двух лет дисквалификации USATF (Американская федерация легкой атлетики) отстранила Янга всего на три месяца, что позволило ему в 2000 году отобраться в состав сборной США и получить золотую медаль за участие в предварительном забеге в эстафете 4х400 м. Для рассмотрения дела Янга МОК и WADA (Всемирное антидопинговое агентство) создали специальную комиссию. Вопрос стоит о лишении эстафеты олимпийского золота.
Затем крупнейшая французская спортивная газета “L’Equipe” сообщила, что американка Келли Уайт, выигравшая в Париже бег на 100 и 200 м, уличена в применении модафинила. Этот препарат не входил на тот момент в список запрещенных, но, по мнению руководителей IAAF, помогал добиваться более высоких результатов. Позже модафинил признали слабым стимулятором и включили в черный список. Однако окончательный вердикт в отношении Уайт все еще не вынесен.
Элиту — на свалку
В начале июня в USADA по телефону доверия позвонил мужчина, якобы тренер высокого класса, утверждавший, что некоторые американские и иностранные атлеты используют стероид, который нельзя обнаружить современными методами допинг-контроля. Спустя некоторое время он прислал шприц с препаратом. Специалисты антидопинговой лаборатории в Лос-Анджелесе, проанализировав его, подтвердили информацию анонима.
И практически сразу же по заданию и при финансировании WADA занялись разработкой метода детекции. Чтобы проверить работу метода, в антидопинговой лаборатории Лос-Анджелеса использовали контрольные пробы “В”, оставшиеся невостребованными после отрицательных проб “А”. Они были взяты во время чемпионата США по легкой атлетике в июне, а также во время внесоревновательного допинг-контроля.
Результаты шокировали! По словам главы USADA Терри Маддена, положительную реакцию на THG показали сразу 350 проб с чемпионата и еще 100 — из числа взятых во время тренировок или отдыха. Кроме того, в “очень многих” пробах был обнаружен стимулятор модафинил, на котором позже в Париже “погорели” Келли Уайт и Крис Филлипс.
Председатель антидопинговой инспекции ОКР профессор Николай Дурманов заявил в интервью корреспонденту “Известий”:
— Тетрагидрогестринон — модификация тренболона, анаболического стероида, который сильнее нандролона в сотни, а может, и в тысячи раз… Американцам (профессору Катлину и его коллегам) понадобилось максимум два месяца для того, чтобы разработать метод определения THG. Я знаю, что ученые Великобритании и Германии разработали методы определения “особо популярных” в спорте про-гормонов. Уверен, в ближайшее время разоблачения продолжатся.
Терри Мадден был категоричен: “Это глобальный заговор, в него вовлечены сотни врачей, тренеров и, конечно, спортсменов, которые обманывали коллег и зрителей”.
Глава WADA Ричард Паунд: “Это серьезное предупреждение для всех обманщиков. Мы доказали: даже препараты, которые сейчас считаются неуловимыми, могут быть раскрыты”.
Растет поток критики в адрес Американской федерации легкой атлетики. Тот же Паунд заявил: “Если окажется, что все эти случаи соответствую действительности, станет еще более очевидным, что USATF потерял контроль над ситуацией”. Президент Олимпийского комитета США Билл Мартин в последний раз предупредил президента Федерации легкой атлетики США Билла Ру. Теперь, если до 17 ноября Ру не представит программу выхода американской легкой атлетики из кризиса, USATF может быть даже реорганизована.
BALCO — к стенке?
До проведения контрольных проб “В” имена допинговых нарушителей не разглашаются (для этого может потребоваться до 30 дней). А вот имя проектировщика THG Мадден уже назвал. Это, по его совместной с американскими спецслужбами версии, — Виктор Конте, основатель лаборатории Bay Area Laboratory Co-Operative (BALCO). Сам Конте эту информацию опроверг. Однако инкогнито, приславший шприц со стероидом THG, сообщил, что получил его именно в BALCO.
В федеральный суд США для дачи показаний вызваны около 50 клиентов BALCO, в частности суперспринтеры Келли Уайт, Тим Монтгомери и Мэрион Джонс, чемпион США в толкании ядра Кевин Тот, звезда бейсбола Барри Бондс.
Адвокат Тота Джон Нубани заявил, что его клиент получил различные пищевые добавки от BALCO, включая печально известный ЗМА — продукт, содержащий цинк и магний. Но, как подчеркнул Нубани, Тот никогда прежде не был уличен в применении допинга.
Тем временем коллега Тота Адам Нельсон, становившийся вторым на ЧМ и Олимпиадах, сказал: “Конкуренты всегда меня спрашивают, что я принимаю. Когда говорю, что ничего, не верят. Это очень огорчает. Жаль, что существующие правила слишком мягкие. Особенно в отношении стероидов”.
Ему вторит Яна Питтман, чемпионка мира-03 в беге на 400 м с/б, которая приветствовала разоблачение спортсменов, употреблявших ТHG. Австралийка заявила, что на самом деле “чистых” атлетов больше, чем полагают некоторые.
Услугами BALCO в разное время пользовались такие великие атлеты, как пловец Мэтт Бионди, спринтер Андре Кэйсон, дискобол Мак Уилкинс, прыгун в длину Майк Пауэлл, барьерист Реналдо Нехемия, теннисисты Иван Лендл, Майкл Чанг, Джим Курье, баскетболисты “Сиэтл Суперсоникс” образца 1992-1994 годов…
Рано говорить, что перечисленные выше звезды выигрывали и били рекорды благодаря использованию запрещенных препаратов. Бейсболист Барри Бондс в интервью изданию “Muscle» Fitness magazine” (июньский номер) все представлял невинно: “Я посещаю лабораторию где-то один раз в три-шесть месяцев… У меня берут анализы крови и проверяют, все ли в порядке. А потом говорят: “Нужно есть побольше брокколи…” Или: “В организме не хватает цинка и магния…” Только это, ничего больше”.
С другой стороны, руководитель BALCO Конте в одном из электронных посланий не сдержался: “Хватит лицемерить, все спортсмены делают ЭТО!..”
Всех — через чистилище!
До сих пор речь шла почти исключительно об американцах. Но вот в малопочетную когорту влился чемпион Европы в спринте англичанин Дуэйн Чемберс, анализы которого показали наличие тетрагидрогестринона.
В связи с этим чрезвычайно актуальным выглядит намерение Международной легкоатлетической ассоциации (IAAF) повторно исследовать допинг-пробы, взятые на чемпионате мира в Париже. Речь идет примерно о 400 анализах мочи.
“Мы изучаем все юридические проблемы, которые могут возникнуть, если решение о повторном изучении допинг-проб будет принято, — заявил журналистам в Лондоне генеральный секретарь IAAF Иштван Дьюлаи. — При отсутствии таких проблем федерация начнет указанный процесс…”
Если повторные исследования покажут наличие в анализах ранее незамеченного запрещенного вещества, то виновный будет дисквалифицирован на два года.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь