VIP-откровенно. Cвета и зрелищ! Александр Мешков: веселее и тепло

21:50, 17 апреля 2014
svg image
2247
svg image
0
image
Хави идет в печали

Интерес к нему проснулся среди пишущей и электронной прессы. На трибуны потянулся привередливый к спортивным зрелищам балканский люд. В оптимистичный соревновательный ландшафт как влитой вписался и белорусский клуб из Бреста, подобравшийся к главному трофею и призовому кушу в 35 тысяч евро на расстояние одного тайма. Финальное поражение БГК имени Мешкова от македонского “Вардара”, как показалось, отнюдь не повергло его кормчего во вселенскую печаль.

— На своей пресс-конференции вы не скупились на комплименты в адрес сербских хозяев “финала четырех” и директората лиги. В какой мере это была дань политесу, а в какой — реальная оценка сделанному?
— Все действительно получилось здорово. Этот сезон SEHA-лиги был явно успешнее прошлогоднего. Впервые обошлось без неявок на матчи. Более половины игр в соблюдение требований регламента были показаны по телевидению, значительная их часть — в интернете. Во всех залах, также по требованию лиги, использовались для рекламы светодиодные панели. Удовольствие это недешевое. Наш клуб, например, обеспечил его последним. Но в итоге Брест обзавелся ценным оборудованием, которое, будем надеяться, продуктивно поработает теперь и в Лиге чемпионов. Кстати, антураж игр в Нови-Саде, на мой взгляд, не проигрывал поединкам главного европейского турнира. Было бы вообще идеально совместить нынешнюю сербскую организацию с аншлагом в семь-восемь тысяч, который собрал прошлогодний финал в Скопье. Но, думаю, подобный успех у нас еще впереди. Сразу нельзя достигать максимума, всегда разумнее оставлять зазор для прогресса.

— Так ли обязательно было проводить решающий раунд в Сербии после того, как туда не попали представители этой страны?
— Для нас был важен именно такой адрес. Совсем скоро на территории этой страны начнется прокладка сухопутного участка газотранспортной системы “Южный поток”. Лига решает задачу позиционирования “Газпрома” как социально ответственной компании. Мы не только несем людям по трубам свет и тепло, но и везде, где работаем, беремся за проекты благотворительного характера, выступаем спонсорами, меценатами. “Южный поток” как предприятие технологическое получил красивое спортивное дополнение. В следующем сезоне проведем финальный уик-энд где-то еще. Возможно, это будет Хорватия. Или Словения. Будем решать, когда окончательно определится состав участников будущей лиги.

— Беларусь в роли хозяйки не рассматривается?
— Для нас как спонсора сейчас важнее другие страны. Проект “Южный поток” — балканский. Поэтому мы должны быть активны в этом регионе. Хотя из соображений дипломатии руководители лиги предлагают мне провести очередной финал в Бресте. Но все-таки во главу угла при выборе надо ставить имидж “Газпрома”.

— Эти турнирные дни сопровождал редкостный антураж: утыканные баннерами лиги сербские автобаны, сваренный прямо на площади у арены агитационный фрагмент трубопровода, пиротехнические и лазерные эффекты в зале, красочные видеоролики, живая музыка. Дело выдумки и рук хозяев? Или не обошлось без участия газпромовских шоу-умельцев?
— Это результат тесного взаимодействия. Здесь плотно поработали соответствующие службы, имеющие опыт подобной деятельности в футбольной Лиге чемпионов, других спортивных проектах. Балканцы предлагали идеи, а наши ребята их при надобности дополняли, корректировали. Когда мы наконец наладим настоящую работу пресс-службы БГК, обязательно направлю ее на учебу к коллегам из “Газпрома”.

А как вообще технологически осуществляется коммуникация между директоратом лиги и Москвой?
— Есть специалисты, которые ведут этот проект в части исполнения спонсорского соглашения, информационного обеспечения, выплаты денег, отчетности. Все взаимодействие организовано по отработанным корпоративным нормам. Плюс прямые контакты на уровне руководителей. Мы участвовали в работе директората лиги и сейчас. Баланс интересов — ее и главного спонсора — тщательно соблюдается.

— Какова, по вашей оценке, вероятность, что в следующем сезоне в SEHA-лиге дебютируют клубы из Словении и Венгрии?
— У них на самом деле появился большой интерес к такому участию. Ведь сейчас его условия поменялись, сделались выгодными для клубов. Однако и гандбол на уровне этой лиги стал представлять собой продаваемый продукт. Чтобы сюда попасть, надо тоже выполнить определенные условия.

— Правильно ли понимать, что применительно к новым странам речь идет о таких клубах, как “Целе” и “Горенье”, “Веспрем” и “Пик”?
— Именно так. Непременно о двух сильнейших командах Словении и Венгрии.

— В целом набор условий приема в лигу в новом сезоне ужесточится по сравнению с нынешним?
— Будет еще веселее.

— А в чем заключается это “увеселение”?
— Вообще-то эти решения — прерогатива директората. И здесь я пока не вправе что-либо разглашать. Вопросы напрямую касаются и национальных федераций. Потому что для делегирования клубов необходимы их согласие и возможности. Они должны обеспечить оговоренные условия клубам, а те тоже должны соответствовать определенному уровню. Но это тактика, а спонсор должен задавать скорее стратегический курс развития.

— Остаются ли пока в силе основополагающие положения соглашения, согласно которым за счет спонсорских средств обеспечиваются расходы на передвижение и проживание команд на выездах, призовой фонд?
— Да, конечно. И не пока, а просто остаются.

— Есть ли в ваших планах со временем вывести Лигу на хотя бы частичную самоокупаемость?
— Мы действительно ставим такую задачу. И в таком направлении лига уже движется. Мы понимаем, что этого результата невозможно достичь в одночасье. Поэтому проекту надо помочь в становлении. А его собственные заработки со временем позволят сделать уровень соревнований еще выше. Это ведь уже происходит. В этом сезоне у нас играли три участника группового раунда Лиги чемпионов. В следующем, если состоится ожидаемое пополнение, их станет больше — как минимум восемь. Полагаю, сегодня команд сопоставимого уровня даже в бундеслиге не больше пяти. Видите, у нас намечается куда более серьезный турнир. С этим многим придется считаться.

— Но такая лига явно не вместит всех желающих.
— Это так. Возможно, уже в ближайших сезонах мы запустим процесс ротации, предоставим части претендентов разыгрывать одно или два места в квалификации. Надо исходить из того, что двенадцать — это оптимальное количество команд, при котором календарь можно более или менее удачно срастить с еврокубковым, учесть в нем окна для сборных, вопросы логистики.

— И это будет замечательный календарь для БГК!
— Да, двадцать два матча только в “регулярке” SEHA-cезона. И как минимум десять — в групповом раунде Лиги чемпионов, куда мы твердо рассчитываем выйти. Это абсолютно полноценный игровой режим для клубной команды. И, что не менее важно, большого числа гандболистов белорусской национальной сборной. Что касается меня лично, то благодаря этому проекту совмещаю полезное с приятным. Вы же знаете, что значит гандбол для нашей семьи.

— Итак, за сезон предстоит как минимум шестнадцать далеких зарубежных выездов. Мы с вами как-то уже обсуждали тему самолета для клуба…
— На такую роскошь в этом сезоне команда не заработала. Поэтому будем решать проблемы, сообразуясь с возможностями. Полагаю, часть расходов на чартеры нам сможет компенсировать лига, остальное будет платить клуб. Надеюсь, мы сумеем значительно упростить логистическую схему, чтобы каждому вылету не сопутствовали автобусные переезды в Варшаву или Минск и обратно. Летать из Бреста — это колоссальный выигрыш во времени и экономия сил.

— На какие оценки подвигло вас выступление БГК в “финале четырех”?
— Скажу главное: у тренера есть команда, у команды есть тренер. Желько Бабичу удалось создать обещанный боеспособный коллектив. Разумеется, моментами не хватило сыгранности, кто-то не совсем попал в ритм этих боев, кто-то играл с травмой, как Дима Камышик. Но он так удивил меня поведением в серии семиметровых в полуфинале против “Татрана”!

— Когда он отправился на повторный, и победный, бросок, меня взяла оторопь…
— А ведь он вызвался бросать сам! Я сидел недалеко и все видел. Такие игры-мясорубки, как эти — против “Татрана” и “Вардара”, приносят опыт и уверенность нашим сборникам. Они их воспитывают.

— Кого еще отметите персонально?
— Во втором тайме финала стало абсолютно понятно, насколько важен для нас Давид Шпилер. Пока он не травмировался, матч был более или менее равным. И Желько даже смог удивить соперников тактикой с защитой 5-1. У нас еще нет такой взаимозаменяемости, чтобы компенсировать потерю Шпилера. Но у всех было стремление сыграть на максимуме. Заходил в раздевалку после полуфинальной победы. Уже ради таких минут стоило затевать этот проект.

— Думаю, в Нови-Саде вам удалось и близко пообщаться с парнями, которые пополнили команду совсем недавно.
— Признаюсь, давно хотел, чтобы они играли у нас. Например, в свое время мы вели переговоры и с Сергеем Шиловичем, и с Максом Бабичевым. Но в силу определенных обстоятельств они оказывались в других местах. Как только я получил информацию, что Дима Никуленков засобирался в Запорожье, мы сразу же начали на эту ситуацию влиять и сделали ему другое предложение. Это на площадке в динамовскую бытность этих ребят могло дойти до нервов и рукоприкладства. А в жизни и эти трое, и Денис Рутенко — очень приятные и приличные люди. Тем более бойцы. Таких нам не хватало. Думаю, с ними перед командой открываются завидные перспективы.

— И все же приход бывших динамовцев существенно изменил кадровую конфигурацию в вашем клубе. Теперь еще больше игроков — в том числе легионеров и кандидатов в белорусскую сборную — оказываются вне состава в таких важных матчах, как в Нови-Саде.
— В те дни все были как раз при деле — ведь дочерняя команда параллельно играла в “финале четырех” Балтийской лиги, причем тоже рубилась достойно. Там были парни, на которых мы рассчитываем. Например, Астрашапкин. Олег — вообще открытие сезона. Не хочу сильно хвалить, ему работать и работать, но это наша надежда. Могут быть вопросы к Волынцеву. Денис никак не найдет себя, не может заработать в том объеме, какой ему необходим. Зато Дима Потоцкий уже давно входит во вратарскую обойму, не в одной игре нам помогал. То есть у нас есть маневр. В то же время многое зависит теперь от формата будущего национального чемпионата. От того, получится ли у нас значительную часть сезона проводить только в международных лигах. Если нас заставят играть в полном формате еще и в Беларуси, придется держать второй состав, который и будет там выступать. Это дополнительные люди и ресурсы. Но надеемся, федерация пойдет нам навстречу, освободит от осенних и зимних стадий и задействует лишь на решающем отрезке…

— Кстати, в большинстве стран, представленных в SEHA- лиге, именно так подходят к верстке национальных турниров.
— Если и мы достигнем такого компромисса, не будет смысла держать лишних легионеров, сможем нормально наладить тренировочный процесс. А вторая команда, уже омоложенная, также будет продолжать жить. Уверен, в федерации рассмотрят ситуацию в проекции на игровую практику кандидатов в сборные.

— Их у вас заметно прибавилось.
— Уже добрая дюжина. Поэтому у Юрия Шевцова есть прямой интерес в тесном контакте со штабом БГК. Мне кажется, стоит совместно планировать и предсезонную подготовку, и согласовывать вопросы тактики. Заметьте, что Бабич пока ничего в принципе не менял, опирался на те наработки, которые оставались после выступлений ребят за сборную. Хорошо бы добиться, чтобы направления и содержание работы в национальной команде и клубе не вступали в противоречие, а способствовали развитию игроков.

— Желько продолжит тренировать в Бресте?
— Он отработал только год контракта, заключенного по схеме “2+1”. Есть лишь одна проблема. Славко Голужа жаждет снова видеть Бабича в сборной Хорватии. Без него она что-то тормозит…

— Станете перечить этому желанию?
— Мы не хотим расставаться с нашим тренером. И вы ведь знаете: нас невозможно купить. С нами можно только договариваться.

— В Нови-Саде вы объявили о проведении 2 мая в рамках турнира памяти вашего отца матча БГК против звезд SEHA-лиги. Что еще интересного приурочите к мемориалу?
— В мае исполнится двадцать лет, как Анатолия Петровича нет с нами. Хотим превратить турнир в событие, каких еще не было. Во-первых, приглашаем на него лучшие силы чемпионата страны: оба брестских состава, СКА, “Кронон”, “Викторию”, “Аркатрон”, “Машеку”, юношескую сборную. Проведем соревнования в двух автономных четверках в формате “финала четырех”. В день открытия, кроме матча звезд, устроим еще один: воспитанники отца против белорусских ветеранов. Приглашаем людей легендарных — из звездной плеяды минского СКА. Знаю, что в этот состав записались руководители федерации Коноплев и Семененя. Так что и мне придется сесть на брестскую скамейку тренером.

— А почему бы не стать в ворота, как в молодости?
— Послушайте, там и без меня конкуренция невиданная: четверо на место! Будут еще новинки. Устроим официальный прием для руководителей области, города, Минспорта, федерации — людей, курирующих гандбол на властном уровне. Там представим биографическую книгу об отце, организуем небольшой концерт. У спортивной программы тоже будет шоу-прелюдия. Планировали и звездную музыку для брестчан под открытым небом. Но подумали и посчитали правильным перенести эту радость на август. Приурочим ее к чествованию команды, если она на финише сезона даст повод. А заодно устроим презентацию клуба перед новым стартом.

— Знаете, всем эти ваши майские турниры дороги прежде всего уникальной нешумной задушевностью, особой семейной атмосферой…
— Не беспокойтесь, это никуда не уйдет. Во второй вечер все будет как повелось: навестим с гостями могилу отца, устроим ужин у камина в узком гандбольном кругу. Повспоминаем, погрустим, повеселимся. Девиз “Брест. Май. Гандбол” нерушим. Всем, кто нам дорог, снова будет тепло.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?