Варяги в гости к нам. Рыба ищет, где глубже, а футболист — где деньги

21:52, 24 апреля 2014
svg image
1459
svg image
0
image
Хави идет в печали

Журналисты “ПБ” провели мониторинг соседних лиг на предмет финансового благополучия, с помощью компетентных собеседников попытались установить связь между экономическими условиями и последними миграционными тенденциями. За основу брались среднемесячные зарплаты.

Неоднородная Беларусь

Прежде всего нужно сориентироваться в наших палестинах, ведь все познается в сравнении. Разумеется, разбежка в зарплатных ведомостях находится в прямой зависимости от успешности клуба. И понятно, что ориентироваться стоит на флагман белорусского футбола. Но и внутри самого БАТЭ существует градация. Есть несколько высокооплачиваемых игроков — таких как Кривец, Филипенко, Родионов. Официальную зарплату последнего Анатолий Капский публично озвучивал два года назад — порядка 19 тысяч (здесь и далее суммы указаны в долларах США). Значительно выше, разумеется, был прошлогодний оклад Александра Глеба. Что до остальных футболистов клуба, то, по сведениям “ПБ”, их зарплаты доходят до 8 тысяч. Однако следует учесть последнюю еврокубковую неудачу борисовской команды. Не стоит сомневаться: будет группа Лига чемпионов (или, в крайнем случае, Лиги Европы) — последует и соответствующее премирование.
Одинаковые с борисовскими цифры у минского “Динамо”. Однако с одной оговоркой — это не касается многочисленных легионеров “бело-голубых”.
На уровне “чуть ниже” находятся солигорский “Шахтер” и “Гомель”. Средний оклад горняков — от 3 до 5 тысяч, гомельчан — около 3. Однако отдельные “зелено-белые”, в том числе легионеры, могут получать и до 7 тысяч.
Еще немного ниже “потолок” у жодинского “Торпедо”-БелАЗа и гродненского “Немана”. По нашей информации, максимальные суммы в команде Игоря Криушенко — 5 тысяч, Сергея Солодовникова — 6. Средние оклады те же — около 3 тысяч. Приблизительно равные зарплаты и в “Минске” — на том же трехтысячном уровне. В бобруйской “Белшине” лидеры могут рассчитывать на сумму до 5 тысяч в месяц — при среднем доходе в 2-3.
Наконец, “низший” эшелон ограничивается меньшими цифрами. Новополоцкий “Нафтан” — от 2 до 4 тысяч, могилевский “Днепр” и “Слуцк” — в среднем по 2 тысячи. Наиболее хлипкое положение у брестского “Динамо”, оклады в котором, по нашим данным, не превышают 2 тысяч, а большинство футболистов и вовсе ограничиваются ежемесячной суммой в 1-1,5 тысячи.

Разбалансированная Украина

Самая внушительная легионерская составляющая высшей лиги — “жовто-блакитная”: просторы белорусских полей самозабвенно бороздят свыше 25 таких бойцов. Среди них много игроков, не понаслышке знакомых с украинской премьер-лигой. Только в это межсезонье “Шахтер” пополнили Старгородский и Галюза, “Гомель” — Невмывака и Сердюк, “Белшину” — Кополовец и Ференчак. Список можно продолжать. Но неужели они не могли найти достойных финансовых вариантов дома? В чем суть односторонней миграции (ведь из наших “штыков” на Украине один Ковель), поразмышлял обозреватель киевской газеты “Команда” Валерий НОВОБРАНЕЦ:
— Не в обиду белорусской школе, но конкурентоспособных футболистов для украинской премьер-лиги у вас сейчас мало. И от нас в Беларусь в основном уезжают те, кто не выдерживает конкуренции. Хотя есть и другие нюансы. Может, кому-то просто интересно поиграть в другой стране. Плюс у вас спокойнее. Мы же сейчас по понятым причинам не знаем, что будет в следующем сезоне. Какой регламент? Сколько команд? Сплошные вопросы… Есть они и в другом. У нас лимит — не более семи легионеров на поле. Он заставляет завышать цены на украинцев. Этот маховик запустили топ-клубы. И, скажем, купить Коноплянку внутри страны дороже, чем отпустить его за рубеж. В общем, клубы за счет футбольных академий стали обращать больше внимания на резерв, поскольку стоимость легионеров у нас в несколько раз превышает рыночную.
А зарплаты в “Динамо”, “Шахтере”, “Днепре” по 50 тысяч — это неудивительно. Топ-игроки названных клубов получают и по 100 тысяч в месяц, дублеры нередко по 10 тысяч, а то и больше. Правда, в целом в стране теперь неважное экономическое положение, и это отражается на футболе. Вот “Карпаты” и “Говерла” платят по 10 тысяч. Совсем недавно это считалось меркой ниже среднего и даже звучало немного оскорбительно, а сейчас — “можно жить”…
Помимо топ-команд, среднее довольствие остальных — 10-20 тысяч. Хотя если игрок переходит из первой лиги в высшую, то можно найти зарплаты по 5-6 тысяч, а для 17-летних и по 1-2 тысячи. Финансовая же пропасть между Д1 и Д2 огромна. Вот алчевская “Сталь” ее ощутила — и не пошла на повышение. Да, во втором дивизионе отдельным футболистам могут предложить 10 тысяч, но это большая редкость. В основном 3-5, а то и ниже — грубо говоря, ноль. Вон ребята из “Буковины” вообще без зарплат играют — просто до лета, ради своих перспектив…

Развитая Польша

С тех пор как Сергей Кривец покинул “Лех” из Познани, белорусы в Польшу если и уезжали, то отнюдь не в клубы элитного (и даже не второго) дивизиона. А вот путешествие через евросоюзную границу в обратном направлении было и остается редкостью. Из последнего опыта вспоминается разве что “гомельчанин” Томаш Новак и “минчанин” Павел ВОЙЦЕХОВСКИ. У экс-форварда “Минска”, ныне выступающего за “Завишу” из Быдгоща, мы и поинтересовались, как обстоят денежные дела у наших западных соседей.
— Польский чемпионат все же престижнее белорусского. У нас в футбол вкладывается больше денег, да и лига пользуется большей популярностью. На трибунах всегда внушительное количество зрителей, лучше стадионы, развита инфраструктура. У польских клубов есть возможность приглашать футболистов из чемпионатов высокого уровня. Естественно, им нужно предлагать и соответствующую зарплату. Лучшие условия, если брать в расчет последний период, в варшавской “Легии” и краковской “Висле” — 10-11 тысяч долларов. Кроме того, в составах этих команд есть иностранные футболисты, в контрактах которых могут быть суммы порядка 40-45 тысяч. В клубах попроще цифры ниже, средняя зарплата в лиге — 5-6 тысяч. Бывает и меньше. Чемпионат Беларуси также может предложить неплохие условия, пусть и немного ниже польских. Я хотел остаться у вас, но это решение никак не было связано с финансами. Мне было хорошо в Минске, я неплохо знал чемпионат, команду. Мне все нравилось, несмотря на то, что мой контракт в “Завише” сейчас выгоднее, нежели в “Минске”.

Ненадежная Сербия

Все более популярным становится белорусский чемпионат у балканцев. В минувшее межсезонье он прирос еще тремя представителями Сербии: Филип Младенович пополнил состав БАТЭ, Марко Мирич и Предраг Ранджелович приехали в “Минск”. Итого сербов в высшей лиге стало семь плюс есть еще черногорец из минского “Динамо” Неманья Николич, также перебравшийся в Беларусь из сербской суперлиги. Такая балканская диаспора — повод поинтересоваться, чем наш чемпионат привлекает братьев-славян. С таким вопросом мы обратились к уже привыкшему к нему защитнику “Минска” Милошу РНИЧУ:
— Разница в суммах между сербским и белорусским чемпионатами есть, но она небольшая. Гораздо значительнее отличие в другом: у вас, за редким исключением, зарплату платят вовремя и в полном объеме. По крайней мере со мной, да и с другими в “Минске” дело обстоит именно так. В Сербии же можно легко наткнуться на невыполнение обещаний, а то и обман. Бывает, футболистам не платят в течение трех-четырех месяцев, а затем иногда они и вовсе не дожидаются денег. Наверное, именно поэтому наши футболисты предпочитают зарубежные чемпионаты, в том числе белорусский. У вас я с такими проблемами не сталкивался. Что до конкретных сумм, то в среднем по лиге игроки получают 1,5-3 тысячи. По сербским меркам, это неплохо — за такую сумму можно вполне неплохо жить. Расслоение есть — кто-то может позволить себе платить больше, кто-то нет. К примеру, в “Црвене Звезде” или “Партизане” средняя зарплата около 15 тысяч, а отдельные, наиболее звездные легионеры могут получать и 30-35. Остальные клубы гораздо беднее.

Далекая Чехия

По сравнению с сербами чехи (да и словаки) выглядят зажиточно. Игроки топ-клубов зарабатывают по 8-10 тысяч. А в среднем в обеих странах суммы колеблются в пределах 3-4 тысяч. Короче, примерно наш уровень. Отчего же взаимообмен футболистов между Чехией и Беларусью очень спорадический? Тему развивает бывший представитель гамбринус-лиги, а ныне гомельчанин Виталий ТРУБИЛО:
Знаю, что пльзеньская “Виктория” и пражская “Спарта” располагают хорошими условиями — за счет надежных спонсоров и участия в еврокубках. Остальные клубы в финансовом плане действительно недалеко ушли от белорусских. Думаю, в “Спарте” и Пльзени есть даже более высокие зарплаты, чем 8-10 тысяч. А средняя мерка у них именно такая, так что в целом ваши данные верны.
В Чехии я выступал в четырех командах и не ощущал проблем с задержкой выплат. Кроме единственного раза — в пражской “Славии”, когда у клуба был переломный период. Он обанкротился, и без денег мы сидели около пяти месяцев. Но ребята перетерпели. А потом пришел новый владелец и погасил все задолженности…
Наших ребят в Чехии мало потому, что она в Евросоюзе, а мы нет. Сужу по своему опыту — это большая проблема, если хочешь перейти туда. У них хорошие возможности воспитывать своих и брать игроков из соседних стран. А мы считаемся у чехов далекими от европейского футбола людьми: имею в виду все эти бумаги, визы, разрешения… Да и сами видите, сколько белорусских легионеров в Европе. Нами не особо интересуются, а сами сюда ехать не хотят. Грубо говоря, немножко “переезжают” — сразу в Россию, где серьезную роль играют финансовые условия.

Сытая Россия

До российской премьер-лиги нам как до Луны — по всем параметрам. Что говорить, если даже в первенстве ФНЛ средняя зарплата 10 тысяч. Хотя у той же “Мордовии” есть максимальные ставки и по 25-30 тысяч. Посему удивляться, что этот легионерский сегмент в Беларуси мелок, не приходится. В высшей лиге играют парни, уже прикипевшие к нашей стране: Хагуш, Коломыц, Казанцев. Новых лиц раз и обчелся — на Хотове из “Нафтана”. А приезд в наши палестины даже “поиздержавшегося” Сычева — целое событие…
В общем, со своей колокольни оставалось не смотреть в космос, а заглянуть в закрома третьего дивизиона. Оказалось, что в немногих белорусских клубах уровень зарплат разительно выше, чем у лидеров российского Д3. Дальше взгляд изнутри — от тренера вратарей подмосковных “Химок” Юрия ПЕТУХОВА:
— Если “Факел”, “Сокол”, “Тосно” ставят задачи, там и зарплаты по 3-4 тысячи. А то и больше пяти — у некоторых игроков. Но таких команд в каждой зоне немного. У остальных с деньгами слабенько. В “Строгино” и “Долгопрудном” платят от 800 долларов до 1,5 тысячи. Причем, слышал, часто возникают проблемы: денег ждут по два-три месяца.
У “Химок” в этом смысле полный порядок. Все выплаты производятся вовремя и в срок, нормальные премиальные. Финансовые условия одни из лучших — того же порядка, что у названной тройки клубов. Но все не просто так: они оставлены с прицелом на то, что попадем в первую лигу.

Рациональная Прибалтика

Представительство игроков из стран Балтии у нас невеликое, зато вполне качественное. Латвийцы Тарасов и Карлсон в “Немане”, литовцы Черных и Мастяница в “Днепре”, эстонец Котенко в воротах “Шахтера” — бравая гвардия. Есть и еще два голкипера на вторых ролях в основах клубов — Рапалис в “Немане” и Малиньш в БАТЭ. А отток белорусов в обратном направлении крайне мал. Свежий пример связан только с литовским “Тракаем”, куда перебрались Кендыш и Ковб. Экспертной же оценкой по поводу финансирования тамошнего футбола делится Людас РУМБУТИС:
— Зарплаты в Прибалтике не ахти какие. Да, в свое время приличными финансами располагали в рижском “Сконто” и в Даугавпилсе, когда там еще играл Рындюк. При Романове в “Каунасе” тоже были очень хорошие условия. И еще в “Экранасе”. А сейчас есть только пару клубов, где платят более или менее — порядка 3-4 тысяч. Но это максимум. Таков он у “Жальгириса” и “Атлантаса”, и то лишь для отдельных игроков. Об Эстонии со стопроцентной точностью не скажу. Но, по-моему, тамошний предел — 2-3 тысячи. А в основном — ниже. В Латвии футбол сейчас завернули: из него ушли пару меценатов, как и в Литве. То есть средние цифры по трем странам — 1-2 тысячи. Но и это еще не все.
В литовских “Жальгирисе”, “Судуве”, “Тракае” и “Атлантасе” платят вовремя, а вот у остальных проблем хватает. Бонусы? Понятно, что амбициозные клубы ставят на результат, да и практически везде все зависит от выигранного места. С другой стороны, в команду взяли трех исполнителей, без которых нельзя добиться результата, — и бонусы остальных ушли в небытие. Поэтому здесь все очень избирательно.
То, что в Прибалтике мало наших ребят, само по себе не удивительно. Во-вторых, там зачастую больше берут “югов” — сербов, хорватов… Они недорогие, готовы играть за две тысячи. Получается, белорусы стоят дороже. Хотя уверен, что Юра Кендыш получает в “Тракае” немного — среднюю зарплату этой команды. А в-третьих, возникает и много вопросов юридического толка: визовые вопросы, разрешение на работу… В этом смысле с нами много возни. А приехал человек с европейским паспортом — и никаких проблем.

Скромная Молдова

Непритязательно в финансовом аспекте выглядит и чемпионат страны виноградников — райских кущей там нет и денежные деревья не растут. Оценить довольствие молдавской епархии помог главный тренер кишиневского “Зимбру” Олег КУБАРЕВ:
— Зарплаты игроков дивизии “А” — 1-3 тысячи. Есть, конечно, и побольше. Но если в этом контексте мы говорим и о Беларуси, то прежде всего также берем среднюю базу — от 2 до 5 тысяч. Естественно, выделяется тираспольский “Шериф”. Там вполне могут платить и 10 тысяч, но это, предполагаю, только на уровне разговоров. Конкретно говорю про “Зимбру”, и порядок цифр уже озвучил. Так что и Ерхан, вернувшийся из Жодино, и наши Климович с Павлючеком в финансах немного потеряли. Понятно, в Молдове есть бонусы и премиальные — все стараются платить аккуратно. В “Зимбру” с этим все нормально. А вообще, в клубах не обходится без задолженностей. Но все воспринимают подобные ситуации довольно спокойно, относятся к ним с пониманием.

Амбициозный Казахстан

Кажется, еще вчера отъезд белорусского футболиста по любому казахстанскому адресу вызывал недоумение-негодование: куда?! Сегодня же обстановка изменилась радикально. Наш чемпионат казахи по-прежнему не жалуют, а вот к себе зазывают хорошие кадры. Подался “в ту степь” Брессан, следом потянулся легионерский ручеек — Эссаме, Яблан, Постников, причем российскому защитнику солигорского “Шахтера” улучшили условия в шесть раз. Выходит, если у калийных терриконов в 2013 году он зарабатывал 7 тысяч, то в “Астане” — 40! Но и это не все: у лидеров чемпионата планка зарплаты ведущим игрокам порой доходит до 50 тысяч. Так что удивляться приросту когорты наших земляков в Казахстане нечего: перед этим сезоном к ней добавились Афанасьев, Пласконный и Рудик, ушедшие в “Атырау” к Анатолию Юревичу. А для нас о своем периоде в “Кайрате” вспомнил возвращенец — футболист “Гомеля” Александр БЫЧЕНОК:
— Средняя зарплата игроков в тамошнем чемпионате такова: кто повыше — 20 тысяч, серединка — 15, ниже — 10. Говорите, есть и гораздо больше? Я никому в контракты не заглядывал. Но ведь ясно, что Брессан туда не на 10 тысяч поехал. А то, что Казахстан привлекает лишь деньгами, неправда. Там серьезно развивают футбол. Вот у “Кайрата” новый стадион на 30 тысяч, база, все условия… Да и нигде нет провалов с инфраструктурой. Только одно неудобство: есть города, где летом температура плюс 40 — тяжело играть… Остальное — плюсы. И зарплату никогда не задерживали даже на день. Хотя порой до меня доходили слухи про задолженности у других клубов, но и они впоследствии были погашены.
Еще там сильно развит балканский вектор. Например, у сербов запросы чуть ниже: при прочих равных белорус не поедет, а он — да. И, как мне кажется, на казахстанском поле работает больше сербских, а не наших агентов. Да и уровень футбола довольно высок — непросто туда уехать. Зачастую надо иметь опыт выступлений в сборной, иначе амбициозное руководство скажет тренеру: зачем нам не сборник из Беларуси, если у нас свои парни есть? Плюс на такие деньги можно зазывать хороших легионеров — Казахстан уже не подстраивается, а сам диктует условия. Это раньше, как мне рассказывал Саша Чайка, два дня на поездах добирались на выездной матч. А мы в “Кайрате” на чартере летали…

Краткое резюме

Что ж, мериться финансовыми планками с Казахстаном нам не пристало. Но ведь, оказывается, не все так плохо в высшелиговом футболе с экономической точки зрения. Вернее — с точки зрения зарплат. Один из главных показателей этого прост: на белорусский огонек все чаще заглядывают не только игроки из постсоветских стран. Значит, кормят здесь неплохо, хоть мы часто плачемся о скудости средств. Как говорил булгаковский Воланд, при скромной жизни хватит…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?