ЧМ-2014. VIP-зона. Линия Стаина

22:04, 15 мая 2014
svg image
1304
svg image
0
image
Хави идет в печали

“Виталий Иванович здесь?! Ну привет ему огромный. Мы ж с ним “Динамо” в “вышку” выводили. Это ж сколько ему уже сейчас?..” Ему 77. Хотя, ощущая энергичность собеседника, “уже” так и хочется заменить на “еще”. Виталий СТАИН — тот, кто на стыке 70-80-х выводил минское “Динамо” из второй союзной лиги в высшую. И который по-прежнему бодр и полон идей.

— Спрашивать “какими судьбами” глупо. А как давно были в наших краях?
— Лет пять назад, наверное, когда привозил юношескую команду. Собрались тогда с ребятами, которые у меня в “Динамо” играли, Миша Захаров все здорово организовал. Прибыли все, кто мог, только Воронин с Сафоновым из-за занятости в клубах не смогли. Хотя абсолютно всех пригласить все равно не получилось бы: Вовка Семенов, например, уже давно не с нами…
Несколько лет тому приглашали на динамовский юбилей. Но тогда уже сам не смог вырваться. Зато прислал стихи: “В конце семидесятых у генерала за столом рождалась новая команда. “Динамо-Минск” мы так зовем”.

— Вижу, те времена вспоминаете с теплотой.
— А как же, хорошее было время. В создании минского “Динамо” немалую роль сыграл Юрзинов, все затевалось в связке с московским “Динамо”. И уже тогда поразило отношение главных руководителей в ту пору еще БССР к проекту. Вопросы решались мгновенно: Сазанович, Левенцев, Аксенов, сам Машеров — все воспринимали наши нужды близко к сердцу. Как результат — команда резко двинула вверх. Армия подключилась, КГБ. А это звания, надбавки.
Говорил тогда игрокам: “Это все хорошо, но мне хочется, чтобы вы, и повесив коньки, не остались без дела. Давайте-ка двигайте учиться”. Ванька же Кривоносов при мне институт закончил. До этого — только рабочую школу молодежи. И все делалось системно: мы написали программу развития на четыре года, и все исполнилось. Главное — открывались школы: в Бобруйске, Гомеле они же появились еще в то время…
Сафонов с Польшаковым проделали огромную работу. Владимира Михайловича вообще считаю одним из сильнейших методистов на территории бывшего Союза. Как-то, уже позже, пересеклись с ним в Новосибирске, он тогда в Екатеринбурге работал. Михалыч показал мне план подготовки своей команды. Говорю: “Дай-ка снять копию. Все очень грамотно”. Результатом той работы и был мощный выхлоп талантов. Школа “Юность” по Союзу гремела, а это не шутки.

— Тем грустнее жить воспоминаниями. Особенно сейчас, когда инфраструктура развилась скачкообразно.
— Да не то слово! Опять же что значит внимание властей на высшем уровне. Батька у вас молодец: сейчас приезжаю и восторгаюсь. Одно дело видеть Минск на открытках, другое — своими глазами. “Минск-Арена” отличная, и только на ней — сразу три льда.

— Верно. Столько, сколько было во всей Беларуси еще в конце 90-х. А новых Микульчиков да Ковалевых что-то негусто…
— Вот! Значит, имеют место стратегические ошибки. Во-первых, нужно перестать шарахаться. У вас же то словаки, то канадцы, то финны. А все их методики — лишь чуть переработанные советские. Во-вторых, видимо, есть серьезные ошибки в управлении. То ли группировки какие-то, то ли еще что. Ну и главное — тренеры. Это штучный товар.
Как-то пригласил к себе домой в Новосибирске Аркадия Ивановича Чернышева. Пельмешки приготовили, сидим душевно. У меня вроде уже три чемпиона Европы выпустились, но чувствую, что еще “плаваю”. Спрашиваю: “Аркадий Иванович, как стать тренером?” Он мне: “Виталий, вот ты закончил институт, научился писать планы и так далее. Но тренером ты еще не стал”.
Понял это немного позже, когда мы, молодые-горячие тренеры, раскритиковали как-то методику того же Чернышева. Мол, устаревший подход, Тарасов вот уже усиленно работает над атлетизмом, а мы отстаем. А через пару лет, когда уже лучше прочувствовали тонкости тренерской работы, встретившись той же компанией, честно признались, что несли тогда полную ерунду. И Чернышев, и Тарасов — гении нашего цеха. Просто у каждого был свой подход.
Резюме: у меня такое чувство, что ваш главный хоккеист, видимо, недополучает информации о реальном положении дел. Советчики бывают разные и советуют разное. Отсюда и метания, и, как следствие, отсутствие результата. А то, что при грамотном подходе на созданной в Беларуси базе можно сделать качественный скачок буквально за три-четыре года, для меня совершенно очевидно. Четко выстроить стратегию и следовать ей. Выстраивать есть кому. О методическом таланте Сафонова уже говорил — очень сильный специалист.

— Но нужно где-то взять тренеров. Прежде всего — детско-юношеских.
— Само собой. Пообщавшись с некоторыми белорусскими коллегами, понял, что они от настоящей тренерской работы бесконечно далеки. Кем бы ты ни был в качестве игрока, еще не факт, что будешь столь же успешным тренером. За какие тебе заслуги сразу вверять профессиональный клуб?
Вот вам еще пример — ярче некуда. После игры пошли как-то в баньку с Борисом Михайловым, который только-только начинал как тренер. Он честно признался: “Виталий, что-то я понять не могу. Вроде хоккей знаю как свои пять пальцев, а не получается себе место на льду найти. Туда стану — в меня шайба прилетит, сюда — игрок вкатится. И, хоть убей, не могу вспомнить, где Тихонов стоял во время тренировок”. Каково? Он даже не о тонкостях методики рассуждал, а о такой простой вещи, где должен быть наставник во время занятия!

— Но недавних игроков, стремящихся в коучи профессиональных команд, можно понять. Уровень доходов у детских тренеров на порядок ниже.
— Согласен. Но за какие заслуги платить сразу много? За былые, что ли? Да с какой стати?! Ты посиди по уши в литературе, вызубри психологию, воспитай кого-нибудь стоящего, тогда и поговорим. Ведь что такое тренер? Это методика, психология, ораторские способности, в конце концов. Умение завести ребят, поднять мотивацию.

— Кажется, у того же Хэнлона весь набор присутствует.
— Не могу похвастать близким знакомством с Гленом, но дай бог, чтобы и сейчас у вас с ним сработало. И все же нужно понимать, что он уйдет. И не исключено — скоро. От необходимости воспитывать своих тренеров все равно никуда не деться.
Простой пример — Знарок. Вы посмотрите, как сейчас бьются россияне на чемпионате мира по сравнению с Сочи. Это же совсем другая команда! При том что многим не хватает мастерства в отличие от тех, кто был в олимпийском составе. Но какое старание. Даже у тех, чье мастерство не вызывает сомнений. Вы посмотрите на Овечкина — как подменили парня! Где этот нынешний был в феврале-то?
Еще один тонкий момент — знание языка. Работая за границей, я его обязательно учил. Как говорится, слово может убить, слово может спасти, слово может полки за собой повести. Одно слово на паузе может решить судьбу матча.

— И Знарок этой магией владеет?
— Думаю, да.

— А Билялетдинов, что же, не владел?
— Он наделал уйму ошибок, очевидных даже непрофессионалу. Профессионалу — тем более. Но не хотел бы сейчас развивать эту тему.

— Чем сейчас занимаетесь в родном Новосибирске?
— Советник генерального менеджера “Сибири”. И куратор тренерского пула: 20 тренеров, 400 ребятишек.

— Что будете советовать новому главному тренеру “Сибири” Андрею Скабелке?
— С ним пока познакомились вскользь. Но успел порекомендовать ему не рубить сплеча. Не стараться сломать выстроенную Квартальновым систему. При том что она мне не очень-то по душе: прямолинейная, НХЛовская. Но это работало!

— Есть мнение, что ребятишки нынче, что называется, не те, мельчает молодежь.
— И оно небезосновательно. Ребятки сейчас, как бы это сказать… Слишком копьютеризированные. И изнеженные — дальше некуда. Если папа привозит чадо на тренировку на крутой машине — почти наверняка пиши пропало. И это еще полбеды, у нас же все родители — доки в хоккее, они все знают лучше тренера. Уйму времени убиваем на дискуссии. Наконец, еще один момент — агенты. Пацану еще сопли вытирать нужно, а они им уже начинают лить в уши, все переводят в деньги.

— Но, полагаю, все факторы равно справедливы и, например, для Швеции с Канадой. А кпд работы заметно выше.
— Просто они эти проблемы давно пережили и нашли разумный баланс. Мы это еще проходим. И нужно, наверное, больше внимания уделять детям из не слишком богатых и благополучных семей, которых папа на джипе в школу не возит. Они же брошенные. А зря. Я, когда начинал в Новосибирске, специально искал ребят в Затоне. Это такой рабочий район города. Хулиганистые были, проблемные — это да. Но характер для хоккея — то, что надо! Так вот сейчас такие отрезаны. Родители просто не в состоянии им купить форму.
И еще проблема современных детей — здоровье. Да-да, не удивляйтесь: вроде сейчас у них есть все. По крайней мере — куда больше, чем было у нас в их возрасте. А здоровья нет. Родители просто этим не занимаются. А телевизор и компьютер его не добавят.

— Как-то все беспросветно получается.
— Ну не так уж все мрачно, талантливой молодежи и сейчас хватает. Но еще один критичный барьер — переход из юношеского хоккея во взрослый. И здесь опять все замыкается на тренере. Он приезжий, у него контракт “1+1”. И естественная мысль: “А на черта мне с молодняком возиться, если моя зарплата зависит от результата?”.

— Расхожий ответ: “Талант все равно пробьется”.
— Ну да — один из сотни может. А мог бы быть как минимум десяток. Надо доверять, это основа основ. Иначе просто закиснут на лавке. Я не боялся доверять. Ерастов вот приехал с клеймом неперспективного, его в Горьком отцепили. Мне он тоже не сразу глянулся. Но как-то выстрелил раз, другой. Значит, все, надо “подсекать”, доверять больше. В итоге получили чемпиона мира. Но, понятно, и ответная реакция игрока должна быть, желание. За уши в мастера не вытянешь самого расталантливого.

— Вернемся к минскому чемпионату мира. Каковы впечатления?
— Фантастические. Люблю говорить, что для меня Новосибирск — родной город, а Минск — любимый. Здесь много друзей, приезжаю с удовольствием. Атмосфера потрясающая: в автобусе сейчас едешь и чувствуешь праздник. Организация на высшем уровне. Наверное, даже вам этого не понять в полной мере. Вы-то здесь постоянно живете, а у меня свежий взгляд. Да и турнир хороший. Конечно, по традиции после Олимпиады на “мир” приезжают далеко не все ведущие мастера сборных, это его вроде бы обедняет. Но характер на льду проявляют все, результаты непредсказуемые. Российская команда пока очень радует.

— А что скажете о нашей?
— Видны проблемы с обороной. Имею в виду именно защитников. В элементарных моментах, когда стоит сработать проще, начинают что-то мудрить. Простой пример — гол, пропущенный в большинстве от швейцарцев. Из-за таких моментов можно проиграть вообще все. Атака у белорусов, конечно, мощнее: маневренная, быстрая. Но, боюсь, пробивной мощи надолго может не хватить. А вот Коваль в порядке: у него запаса точно хватит. Да и Мезин же есть.

— За кого будете болеть 20 мая?
— Россия — Беларусь имеете в виду? Интересный вопрос… Наверное, просто за хороший хоккей. Я русский, сибиряк. Но в Минске осталось мое сердце. Может быть, годы, проведенные здесь, были даже лучшими в моей жизни.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?