Teen spirit. Максим Салаш: “Кахасоль” земли

21:10, 3 июня 2014
svg image
3884
svg image
0
image
Хави идет в печали

Понятное дело, речь идет не о главном мужском турнире континента для клубов, а о его юношеской копии. Однако не за горами тот день, когда Максим САЛАШ доберется и до главных баскетбольных вершин Старого Света. По крайней мере по тем матчам соотечественника, которые корреспонденту “ПБ” удалось увидеть собственными глазами в “финале восьми”, можно утверждать наверняка: 206-сантиметровый центровой движется в верном спортивном направлении. Судя же по не по годам (парню только-только исполнилось 18) взрослым рассуждениям, уроженец Минска не затеряется и на запутанных жизненных дорогах. О движении по оным, специфике жизни в Севилье, работе по самообразованию и многом-многом другом баскетболист наговорил на журналистский диктофон по окончании турнира на Апеннинах.

— Давай вспомним, с чего все начиналось. Слышал сразу несколько историй о том, что в баскетболе ты очутился фактически случайно, прежде перепробовав сразу несколько видов спорта.
— Так и было. Закрутилось все с шахмат, которыми начал заниматься еще в детстве, лет с пяти, — и дошел до звания перворазрядника. Мог, наверное, и на мастера спорта замахнуться, но забросил это дело — переключился на футбол. Изначально совмещал и то, и другое, однако после года метаний между тренировками понял, что времени стало катастрофически не хватать. Поэтому перестал разрываться и сделал выбор в пользу мяча, а не фигур. Почему? Наверное, тянуло попробовать что-то новое. Да и двигаться хотелось больше. Хотя шахматы были по нраву, вопросов нет. Но, видимо, повзрослел, поменялись приоритеты.
В общем, ушел в футбол и отдал работе в СДЮШОРе еще четыре года жизни. Нравилось безумно — любовь к этому виду спорта осталась до сих пор. Но однажды меня заметили тренеры из баскетбольной секции и пригласили поучаствовать в их занятиях. Поначалу отказывался: мол, зачем мне это? О вашем баскетболе знать ничего не знал, а в футболе был счастлив и доволен. Однако в итоге любопытство взяло верх — и в зал все-таки выбрался. Удивительно, но занятия пришлись по душе, да и игровой процесс затянул. Подумал: почему нет? Однажды уже совмещать получалось. Вдруг и на этот раз сработает.
На протяжении года все действительно складывалось как нельзя лучше. Но я постоянно рос. И в какой-то момент стало очевидно: с такой антропометрией на высоком футбольном уровне мне ничего не светит. Если уж по юношам не получалось выступать вровень с ребятами (рост мешал), то о какой профессиональной карьере мечтать?! Так у баскетбола не осталось конкурентов.

— А у тебя вообще спортивная семья?
— Нет, маму и папу это не привлекало. Дедушка, знаю, занимался боксом и борьбой. Но походы по секциям были чисто моими инициативами. Более того, до сих пор тяга к различным игровым видам велика. Могу с удовольствием подержать в руках ракетку для большого или малого тенниса, например. По телевизору же и вовсе готов смотреть любые состязания.

— Почему для баскетбольного становления ты выбрал именно Испанию? Все-таки “Кахасоль” в тамошнем чемпионате давненько не на ведущих ролях.
— Редко какие клубы принимают молодых игроков в свою систему по ходу сезона — обычно новичков подписывают в летней паузе. Однако команда из Севильи, изучив записи моих клубных выступлений и игр на молодежном чемпионате Европы, решила до следующего июня не тянуть. Видимо, я им приглянулся, поскольку с Пиренеев пришло конкретное предложение, что, сказать по правде, подкупило. Пусть изначально ехал в Андалусию на просмотр, знал: фактически эти пару дней тренировок — пробы, позволявшие мне понять, что здесь будет ждать.

— Как проходила адаптация за рубежом? Насколько понимаю, языковая проблема — это первое, что должно было заставить задуматься.
— Оказалось не так уж сложно, поскольку в “Кахасоли” много игроков из-за рубежа. Соответственно в команде уже все заранее подготовлено к тому, чтобы иностранные игроки как можно быстрее осваивались на новом месте. Да и испанский язык отнюдь не самый сложный. Чтобы им овладеть, достаточно было исправно посещать курсы, специально организованные клубом, и не валять на них дурака. Вначале, конечно, скучал по дому. Некоторые бытовые трудности тоже выбивали из колеи. Но со временем все устаканилось.

— Белорус в европейском чемпионате — своего рода экзотика. На себе это прочувствовал?
— Бывало пару эпизодов. Особенно когда выяснялось, что многие здесь даже не знают о существовании нашей страны. Приходилось проводить “разъяснительную работу”: рассказывать о реалиях на родине, отвечать на вопросы, делиться актуальными новостями. Надеюсь, после таких разговоров люди начнут больше интересоваться Беларусью.
С другой стороны, сам еще многого не знаю о местной культуре, из-за чего время от времени испытываю легкий шок. Например, испанские ребята перед началом игры массово идут чистить зубы. Берут щетку, пасту — и прямиком как есть, в игровой форме, дуют к умывальнику. Никогда не спрашивал, почему так происходит. Но с другими приезжими из “Кахасоли” шутим, что после победы каждый из них хочет предстать перед фотокорреспондентами с самой лучезарной улыбкой.

— У вас интернациональный коллектив. С кем проще всего находить общий язык?
— Знаешь, здесь люди из-за рубежа как-то очень быстро забывают о разнице в происхождении. Испанцы все сплошь общительные, открытые. Поэтому с ними без труда наводишь мосты. Например, в “Кахасоли” игроки-иностранцы легко контактируют не только с местными баскетболистами, но и с тренерами, персоналом, сотрудниками клуба. Те же, в свою очередь, всегда помогают, если возникают сложности. На Пиренеях это нормально, в порядке вещей. И ты этим позитивом, абсолютно противоположным, скажем, белорусской ментальности, хочешь не хочешь, а заражаешься. Сколько здесь нахожусь, ни драк, ни каких-то происшествий в команде не наблюдал. Хотя в Севилье трудятся амбициозные люди — и молодые, и постарше.

— Закрывая тему иностранцев, спрошу о легионерах, увиденных в Милане на “финале восьми”. Оценивая некоторых ребят с африканскими корнями из “Реала”, начал подозревать: уж не убавляют ли им годки? Слишком взрослыми они выглядят для молодежной Евролиги.
— Если честно, иногда схожие мысли в голову закрадываются. Разумеется, не могу категорично судить, справедливы они или нет. Но порой очень сложно понять, откуда у соперника борода чуть ли не до пояса и почему он физически мощнее и атлетичнее тебя. Особенно когда борешься, бьешься из последних сил, но все проигрываешь в одну калитку. Впрочем, как говорится, не пойман — не вор, так что просто принимаю это как данность и выхожу на паркет с готовностью биться против любого конкурента.

— Изменилось ли к тебе отношение со стороны тренера или партнеров после того, как зимой Максим Салаш был назван MVP тура молодежной Евролиги?
— Однозначно. После возвращения из Рима, где завоевал титул, все наперебой принялись твердить, чтобы поскорее выбросил мысли о награде из головы. Мол, двух дней празднований, пока добирались в Севилью, достаточно. Теперь же награда обязывает работать намного больше, чем прежде. Ведь история спорта знает несчетное количество примеров, когда игроки, чего-то в начале карьеры добившиеся, задирали носы, переставали трудиться и деградировали. Ну а чтобы поскорее опустился с небес на землю, тренеры стали гонять на тренировках еще сильнее.

— В Милане зал, где проходили игры молодежного “финала восьми” Евролиги, был полон скаутов. Чувствовал интерес к своей персоне?
— Если честно, не фокусировался на том, что творилось вокруг матчей. Все время был с командой и думал об играх. После первого матча, правда, почувствовал минимальное внимание прессы — попросили дать интервью. Но это был единственный момент, всерьез отвлекший от турнира.

— Как думаешь строить свою карьеру дальше?
— Есть одна большая цель и целая цепочка маленьких, которые должны приблизить к осуществлению задумки.

— Задача-максимум, как понимаю, попасть в НБА…
— Верно. Многие, правда, пытаются от ориентира на Америку отговорить, объясняя это тем, что за океаном проповедуется стилистически иной баскетбол, нежели на континенте. Но все равно надеюсь рано или поздно в сильнейшую лигу мира пробиться. Тем более что никто не мешает это сделать через площадки Евролиги, давно уже ставшие мостиками, ведущими в ассоциацию.

— Как часто выбираешься на родину?
— За весь минувший сезон провел дома меньше месяца: немного погостил в августе, на четыре дня заглянул в декабре и еще столько же побыл в апреле. Но если зимой прикатил на рождественские каникулы, то весной было не до отдыха — сдавал экзамены в университете.

— Вот с этого места давай поподробнее! В наше время молодые спортсмены, и баскетболисты в частности, крайне редко заботятся о высшем образовании сознательно…
— Закончив в прошлом году школу, сел с родителями советоваться, как быть дальше. Не хотел бросать учебу, поскольку понимал: помимо спортивной карьеры, в жизни должен быть “запасной аэродром”. Тем более в гимназии получалось неплохо. Был крепким середняком: не “ботаник” с высшими баллами по всем предметам, но и не разгильдяй.
Перебрав ряд вариантов, остановились на дистанционном обучении в БГУИРе. Сдал летом централизованное тестирование, поступил на специальность “электронный маркетинг”. Теперь, как выдается свободное время, срываюсь из клуба сдавать задолженности. Тяжеловато, конечно. В разгар сезона приходится отвлекаться на экзамены. Да и непросто находить силы на штудирование книжек. Ведь в перерыве между двумя тренировками в день, разъездами и официальными матчами свободную минутку куда больше тянет посвятить банальному отдыху или восстановлению. Но стараюсь не расслабляться, понимаю: образование еще непременно пригодится в будущем.

— Расскажи, накладно ли жить в Испании молодому иностранному игроку?
— Особенно не пошикуешь, но минимально необходимым все в команде обеспечены. Исполнители в возрасте до 18 лет стоят на непрофессиональных контрактах, которые предусматривают выплату небольших сумм — своего рода зарплаты. Плюс клуб предоставляет каждому иностранцу крышу над головой и помогает учиться. Так что если жить по средствам, выходит вполне нормально.

Насколько тяжело в Испании бороться с соблазнами, что обычно притягивают молодых игроков?
— И хотел бы рассказать что-нибудь интересное, да нечем похвастаться. Времени на развлечения практически не остается. Целыми неделями крутишься как белка в колесе: тренировка — учеба — сон — игры. Считаю за счастье выкроить часик на разговор с родными по скайпу. Конечно, в таком бешеном темпе очень устаю. Но зато время летит быстро. Сезон вообще промелькнул, как одно мгновение. Казалось бы, только начали чемпионат, а уже пора ехать в Минск и готовиться в составе “молодежки” к чемпионату Европы.

— Подхватывая тему, задам вопрос, который спровоцирован частой сменой спортивного гражданства молодыми белорусскими баскетболистами. Видишь ли себя игроком сборной Беларуси в недалекой перспективе?
— Конечно. Иных вариантов вообще никогда не рассматривал. Выступать за национальную команду своей страны — большая честь. Поэтому если дорасту до этого уровня и получу приглашение, обязательно приеду. Тем более “молодежка” моего возраста выглядит многообещающе: на тех же “Европах” даже с фаворитами по большей части сражаемся на равных. Так что, надеюсь, пошумим и на взрослом уровне.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?