Борис, покоривший пять сотен. Не просите придержать коней

21:13, 10 июня 2014
svg image
1990
svg image
0
image
Хави идет в печали

Но разговор мы начали не с заграничных коврижек. Тема-гвоздь этих июньских дней — квалификационное противостояние сборных Беларуси и Черногории в нокаут-раунде чемпионата мира. Гостевую дуэль белорусы проиграли…

— Как же так вышло? Вы большую часть встречи контролировали игру. Не было ни судейского прихвата, ни привычного для Балкан давления трибун. Был перевес в мяч за 24 секунды до сирены. А привезли из Подгорицы “минус 1”…
— Ты же видел — полностью загубили концовку. И теперь все на этом зациклились. Но в том-то и дело, что причина поражения — не только ошибки на флажке. Перепады случались на протяжении всего второго тайма. Чувствовалось: нам не хватало свежести. Вдобавок играли в непростых условиях: на улице была жара, в зале душновато. Однако оправдания сейчас вряд ли уместны. Победу упустили сами. Очередной печальный урок. Главное — извлечь из него реальную пользу и зарубить на носу: концентрация до финальной сирены должна оставаться предельной.

— Ладно, упустили бы победу. Но саморучно свернуть шею ничейной синице… Разве при 27:27 на табло и десятке секунд в остатке кто-то дал команду спасать родину?
— Чистые эмоции. Посчитали, что есть еще время сорвать банк, полетели разыгрывать “быстрый центр”… Макс Бабичев отдал мне неудобную передачу, я дал маху и мяч не поймал. Недопонимание плюс техническая ошибка — и гол в наши ворота. Обидно…

— Из-за перебоев телесигнала в Беларуси не увидели первого тайма, в котором ты был лучшим. Почему ушел в тень после перерыва?
— Все зависело от физического состояния. В первой половине были силы, нормально бежалось — потому и атаки разгонял, и забрасывал. А во второй как-то вдруг навалилась усталость. Все-таки после чемпионата Венгрии находился без практики. Наверное, выбился из тонуса. Да еще жара… Знаю, что у большинства ребят, закончивших клубный сезон, проблемы похожи. Хорошо, Дима Никуленков меня удачно подменил — задвигались, заиграли.

— Согласен, что фактор Миятовича стал решающим? Кстати, он твой новый одноклубник по “Чурго”.
— Раде — классный вратарь. И не секрет, что черногорцы хорошо играют и добиваются положительных результатов, когда дело спорится у Миятовича. Мы, конечно, знакомы, но пока общаемся шапочно. Так, перебросимся словцом на близкие темы. Благо Раде вполне складно изъясняется по-русски.

— Как думаешь, сборная Черногории прибавила в сравнении с январским континентальным первенством в Дании?
— Тяжело сопоставлять. На чемпионате Европы мы встречались с ней на нейтральной территории, а теперь на выезде. Это многое меняет. В родных стенах любая команда выглядит мощнее, агрессивнее. Впрочем, на мой взгляд, на “Европе” балканцы смотрелись даже опаснее. У нас еще есть время разложить их игру по полочкам.

— В курсе, что шесть голов в Подгорице сделали тебя вторым белорусским гандболистом, преодолевшим планку в пятьсот мячей в матчах за сборную?
— Приятно. А первый кто? Ваня Бровко? Будем догонять.

— Хорошо бы устроить погоню уже в воскресенье, на “Минск-Арене”.
— Главное — победить. Считаю, мы по-прежнему фавориты. Мяч дефицита — не такая уж и беда. Если помнишь, в Черногории “горели” и немцы, и шведы. Надеюсь, на “Минск-Арене” болельщики станут нашим дополнительным игроком. Публично прошу их поддержки. На чемпионате мира по хоккею они ведь показали, как умеют болеть.

— Обратимся к твоим клубным делам…
— Не все в первом легионерском сезоне складывалось так гладко, как хотелось бы. Есть позитив, есть отрицательные моменты. К последним отнесу прежде всего пролет “Чурго” мимо пьедестала. Мы были нацелены на медали, под эту задачу команда укреплялась новыми игроками. Но так получилось, что пик формы пришелся на период выступлений в Кубке ЕГФ. Он тоже был очень важен в плане имиджа и популяризации гандбола в регионе. Пробились в групповой раунд, где проявили себя весьма достойно — всего очка не хватило для выхода в четвертьфинал. В этой борьбе потратили уйму физических и моральных сил. Было интересно, бились с азартом. А когда распрощались с турниром, наступила некая психологическая выхолощенность. Не выдержали постоянного напряжения, да и функционально, наверное, сдали. В итоге на самые важные встречи чемпионата запала не хватило. Расстроились жутко…

— В бронзовом суперфинале вам противостоял “Балатонфюред”. Фаворитом пары виделся “Чурго”…
— И тем не менее мы проиграли серию до двух побед 1:2. В обойме балатонцев много молодежи, но они здорово настроились на ключевые поединки и показали хороший гандбол. Нас же, повторюсь, накрыл физический и эмоциональный спад. Тщательно готовились, и все-таки в решающей битве уступили по всем параметрам. Как следствие — началась корректировка состава и уже произошла смена тренера.

— Давай вспомним обстоятельства, при которых ты подался в варяги.
— Все основательно завертелось в пору неладов, возникших в моих отношениях с минским “Динамо”. К моей персоне со стороны “Чурго” уже имелся предметный интерес. Однако поначалу это предложение всерьез не рассматривал. Хотелось чего-то более авторитетного. Впрочем, мой менеджер убеждал, что на конкретном этапе “Чурго” — едва ли не идеальный вариант. Сильная лига, почти гарантированная игровая практика. Он оказался прав. Да, я попал в команду не с мировым именем. Зато регулярно и много играл на протяжении практически всего сезона. Ничуть не жалею о сделанном выборе. А после ухода из “Динамо” поначалу вернулся в СКА, многое переосмыслил, реально осознал, как и в каком направлении нужно работать, чтобы прогрессировать. Все это время в Венгрии меня ждали. На первых порах столкнулся там с рядом неизбежных проблем. Но приняли хорошо и помогали в решении всех насущных вопросов — как спортивных, так и за пределами площадки. В общем, адекватные люди, нормальная обстановка. Оставалось проявить себя. Думаю, в целом удалось. Главное — не было скучно. Новый чемпионат, другой стиль, иные игровые принципы и экспрессия. Считаю, такой перелом нужно пережить каждому, кто хочет считаться полноценным, состоявшимся спортсменом.

— Что представляет собой “Чурго” в части инфраструктуры, устремлений?
— Белорусские дружины, за исключением разве что БГК, позавидовали бы. Клуб базируется даже не в городке — скорее в деревне, которая буквально живет гандболом. В плане комфорта в зале, организации матчей, менеджмента — все на высоком уровне. И это продиктовано не столько выходом команды на международную арену, сколько искренней любовью к игре. Поэтому дело спорится, есть отдача. И перспективы роста.

— Насколько квалифицированные исполнители подобраны? Есть ли, помимо тебя, легионеры?
— До конца сезона играли вратарь сборной Польши Петр Вышомирски, который очень ярко проявил себя на январском чемпионате Европы в Дании, испанец Гарсия Альберто Агирресабалага, младший брат выступавшего за наше “Динамо” Микеля, толковые бомбардиры из венгерского первенства. Плюс серб, босниец, хотя они погоды не делали. Короче, звучные имена в дефиците, но коллектив добротный. Долгоиграющая проблема — отсутствие стабильного правого полусреднего. Сколько вариантов ни пробовали, нужного так и не нащупали.

— Довелось испытать остроту конкуренции, которой у тебя фактически не было в Беларуси?
— Так вышло, что к моему приезду прямой конкурент на позиции разыгрывающего словак Габриэль Вадкерти маялся травмой плеча и находился на грани операции. Потом медики посоветовались и решили обойтись без хирургического вмешательства. Габриэль потихоньку набирал кондиции. И надо же, через месяц-полтора снова травмировался — сильно потянул мышцы паха. А это очень болезненно. Получилось, что почти весь год я провел в амплуа плеймейкера в одиночку. Хотя когда Габриэль восстановился, он помогал команде. Сказать, что чувствовал себя вальяжно и мнил незаменимым, потому что постоянно был на площадке, нельзя. Не привык забивать голову подобными мыслями. Просто всегда старался держать уровень, перестраивался в зависимости от хода игры. Не клеилось в завершении атак — пытался реабилитироваться в других компонентах. На фоне россыпи важных встреч, когда нервы вечно на пределе, всякое бывало. Случалось, играл из рук вон плохо и сам себя не узнавал. А порой, наоборот, удавалось абсолютно все. Причем происходили эти метаморфозы зачастую в играх с одними и теми же соперниками. И все-таки, если откровенно, особого психологического давления, боязни осесть на скамейке, груза непосильной ответственности не ощущал. Тренер и руководство в меня верили. И публика горячо поддерживала.

— Иными словами, в костяк заводил ты входил неизменно?
— Не люблю судить о себе, да еще в хвалебных тонах. Самый важный критерий — мнение со стороны, особенно профессиональное и подкрепленное фактами. Если уж ты спросил, приведу деталь. В “Чурго” отдельного премирования удостаиваются те, кто попадает по итогам сезона в командный “топ-три”. Эта табель формируется и публично озвучивается дважды в год. Тренерский штаб составляет графики, скрупулезно отображающие полезные действия игроков в защите и нападении. Так вот я оба раза оказывался в топ-тройке.

— Что за специалист руководил “Чурго” в завершившемся сезоне?
— Имре Вилмош — тренер с опытом. Практикует, по-моему, больше десяти лет. Но, судя по результату, с нами он общего языка не нашел. Конечно, проблемы не только в рулевом, в гандболистах тоже. Однако уволили тренера. Теперь это пройденный этап. На вакантное место уже пришел другой наставник. Превратности судьбы: он из “Балатонфюреда”, лишившего нас бронзы! Более того, он известный уроженец Чурго, в честь его отца названа игровая арена. Понятно, что болельщики приняли земляка с распростертыми объятьями, как родного. Традиции, корни, историю они ревностно чтят.

— Твое будущее в клубе безоблачно?
— Прописку не меняю. У меня было двухлетнее трудовое соглашение. Сейчас продлил его по схеме “1+1”. Пока все устраивает. Но ведь сменился тренер, появятся новобранцы, утвердятся новые правила. Посмотрим, что получится. Главное — сработаться с наставником.

— Специфика чемпионата Венгрии, имеющего довольно высокие котировки, идентична многим старосветским аналогам: пара топовых клубов и остальные…
— Если упрощенно — да. “Веспрем” и “Пик” — мадьярские гранды. Они на полную катушку настраиваются и готовятся к поединкам один с другим и еврокубковым битвам. А других оппонентов могут недооценить, расслабиться. За счет этого их можно иногда обокрасть, подогреть интрижку. Но это редкость. Знаешь, что зацепило? “Чурго” был совершенно не готов биться с лидерами. Можно было давать им бой, бороться, но никто не горел, не выпрыгивал из штанов. Какой-то пиетет вязал по рукам и ногам. Недопустимая философия: это, мол, монстры, на них лучше с открытым забралом не бросаться. Странно это. В Беларуси, помню, СКА мог проиграть “Динамо” и Бресту, иногда вчистую. Но никогда не сдавался загодя. С другой стороны, в чемпионате Венгрии недопустима расхлябанность. Вот нас, подпиравших “Веспрем” и “Пик”, тоже причисляли к фаворитскому пулу. А мы из-за несобранности на ровном месте теряли драгоценные очки, допустили турнирное обострение. Впрочем, за таким накалом я и гнался — чтобы постоянно держать себя в форме, запредельно настраиваться, помнить, что нет проходных игр.

— Чурго — симпатичный уголок?
— Вполне. Маленький — ну и что с того? Кругом цивилизация. Ближайший из крупных городов — Загреб. Проблем с пересечением границы никаких, поэтому народ часто гостит в столице Хорватии. Венгрия славится ландшафтами, природу там обожают и берегут. Повсюду множество живописных и кристально чистых водоемов — речушек, озер. Чего стоит один Балатон — знаменитое на весь мир озеро! Оно примерно в сотне километрах от Чурго. Поток туристов не иссякает. Люди приезжают не только любоваться красотами, они лечатся. Особенно полезны тамошние процедуры для опорно-двигательного аппарата, суставов. Уровень сервиса высоченный. И недорого. Собираюсь свозить туда родителей и близких, пока есть возможность.

— Непосредственно в Чурго есть чем заняться в свободное время?
— Почти каждые выходные на машине с женой и ребенком объезжаем окрестности. Сын забавляется в игровых комнатах, супруга предпочитает походы по магазинам. Но вообще цель таких прогулок не покупки — ассортимент и качество товаров и в Чурго устраивает. Ищем развлечений, чтобы расцветить будни.

— Твоим домашним нравится мадьярский уклад?
— Они стараются к нему приспособиться. В принципе всем довольны. Разве что мешает языковой барьер — венгерский говор чудной, сложный, непохожий ни на один европейский. Но в клубе входят в наше положение — предоставили переводчицу. Плюс многие владеют английским. Так что в основном контакт находим.

— Помнится, несколько лет назад Венгрию захлестнула волна безработицы, народ митинговал на улицах…
— Локальные неурядицы и всплески недовольства происходят везде. Но не везде они перерастают в глобальные потрясения. Мое мнение — работаю в успешном государстве. Для примера возьмем хотя бы инфляцию. Венгрия — член Евросоюза. Но сохраняет свою валюту. Так вот за время моего пребывания там курс евро по отношению к форинту поднялся на какой-то мизер, условно копейки на три. В Венгрии даже такой мелкой монеты нет. Это говорит само за себя, особенно если сравнивать с белорусскими реалиями. А соотношение “цена — качество” применительно к продуктам, одежде? Как-то жена и теща покупали мясо. И были приятно удивлены его низкой стоимостью при безупречных внешнем виде и вкусе. К слову, кухня — еще один предмет гордости венгров. Есть и традиционные европейские блюда, и специфические национальные. А главное — куда бы ты ни зашел, в крутой ресторан или маленькую забегаловку, тебя душевно встретят, накормят обильно и вкусно. Причем за небольшую плату. Короче, страна интересная, гостеприимная и для нормальной жизни очень даже подходит. Я люблю родину и только в Беларуси чувствую себя дома. Однако если бы в качестве независимого эксперта-космополита мне предложили выбрать между Венгрией и Беларусью — выбрал бы Венгрию. Людей без забот нет. Но залог спокойствия — стабильность. Не та, что в телевизоре, а реальная. В Венгрии я ее вижу. Дома — нет. Перепады в экономике, рост цен. Допустим, прошел хоккейный чемпионат мира. Да, все классно, повеселились. Но иностранцы разъехались, а простые белорусы в шоке: вчера получили деньги, сегодня они уже ничего не стоят.

— Аншлаги на гандболе — явление у нас нечастое. В Чурго иначе?
— Проблема одна — найти место на трибуне. И как рьяно болеют! Вспоминаю игры “Динамо” в Лиге чемпионов. Там зрительские ярусы не пустовали. Но шумовой эффект не ахти. Кто-то приходил реально поддерживать команду, а кто-то просто сидел, как театральный критик на спектакле. Если играет “Чурго” — всегда собирается полный зал, фан-сектор весь в красных цветах, заводит и без того накрученные трибуны. Яркое зрелище и отличное развлечение. На следующий день даже дети в школах обсуждают подробности. А еще хвастаются трофеями: этот игрок подарил мне сувенир, этот дал автограф. В Беларуси такого не видел. А ведь в Чурго население около десяти тысяч.

— Ходишь в любимцах публики?
— Большинство болельщиков говорят только по-венгерски, и не всегда понимаю, чего они хотят. Но мама отслеживает всю информацию обо мне. И недавно сообщила: по результатам опроса на клубном сайте по итогам сезона я с большим отрывом признан фанатами лучшим игроком команды. Если честно, удивился. Ведь был период, когда мне стыдно было выходить на улицу. Я очень требователен к себе.

— Как водится, самой горячей любовью пользуются бомбардиры. Доволен собственной результативностью?
— В Беларуси мне куда чаще доводилось брать инициативу на себя. В том же СКА немало тактических схем было заточено именно под Пуховского. А в “Чурго”, полагаю, тренер не в полной степени рассмотрел мои возможности. Он вообще странно относился к приобретению игроков. Мол, берите, кого хотите, мое дело тренировать. Как по мне — это непрофессионально. Вроде как чистым со всех сторон хотел остаться. Думаю, президент клуба, когда приглашал в “Чурго”, изучил мою манеру и в первую очередь рассчитывал на снайперские качества. Чего добивался тренер — отчасти загадка. Доходило до того, что я забрасывал шесть-семь мячей, а рулевой одергивал: спокойно, придержи коней. До многого додумывался самостоятельно. Отходил от строгого плана, рисковал, доказывал, что в определенной ситуации можно сыграть именно через меня. Считаю, мне многое удалось — учитывая, что времени на площадке проводил больше всех. Хотя осталось немало вопросов к себе. И в следующем сезоне обязательно нужно прибавлять.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?