Финансовый вопрос. Замкнутый круг

23:04, 16 июня 2014
svg image
902
svg image
0
image
Хави идет в печали

Пока чемпионат страны идет своим чередом, “ПБ” снова окунается в суммы, проценты, надбавки и механизмы господдержки.
Не так давно, наблюдая за тем, как белорусский футбольный рынок наполняют легионеры из самых разнообразных стран, мы констатировали приток иностранной рабочей силы. И задавались вопросом: почему наш чемпионат пользуется популярностью у варягов? Исключительно в финансовом разрезе. Сегодня первенство не прошло еще и половины дистанции, а мы наблюдаем, как те же самые легионеры то тут, то там говорят высшей лиге “прощай”. Ольсина уехал из “Торпедо”, Кополовец и Ференчак — из “Белшины”, Карлсон — из “Немана”, Жданов и Микуляк — из “Слуцка”, Коркишко — из “Минска”. Могилевский “Днепр” вот-вот лишится Черных. Безусловно, какими бы личными причинами ни был движим каждый из них, общий знаменатель стоит искать в одной плоскости — финансовой. Сегодняшний денежный рельеф нашей высшей лиги — сплошная низменность, испещренная долговыми ямами и глубокими кризисными ущельями, с редкими холмами благополучия и абсолютным отсутствием “золотых” гор. И весь этот “ландшафт” с чрезвычайным постоянством сотрясают экономические неурядицы. Наш недавний мониторинг явил тишь да спокойствие лишь в БАТЭ и минском “Динамо”, а также относительную стабильность в стане “Шахтера”, “Слуцка” и “Минска”. Все остальное — сейсмоопасная зона.
Катализатором очередной волны интереса к проблемной теме послужили новости, которые мы получали из уст руководителей сразу нескольких коллективов высшей лиги во время майского мини-исследования. Посыл был таков: деньги на счету есть, но отдавать их футболистам не имеем права. Срабатывает блокировка от “проедания” средств, полученных от господдержки, активированная прошлогодним постановлением Совета министров (N 383 от 16 мая). Согласно ему, клубы имеют право тратить на зарплату футболистам лишь определенную часть бюджетных денег — то есть полученных по линии господдержки, в том числе от предприятий государственных форм собственности (в уставном фонде которых 50 и более процентов акций находится в собственности Республики Беларусь и/или ее административно-территориальных единиц). Эта доля определяется местом, занятым клубом в прошлом чемпионате и рассчитывается в виде процента, на который могут повышаться оклады спортсменов. Их размер с учетом индивидуальных бонусов (надбавок за стаж, профмастерство и т. д.) в среднем по стране составляет, по нашим сведениям, 1-2 миллиона рублей — для футболистов основных составов. В приведенной ниже таблице можно проследить зависимость размера “потолка” зарплаты от результата.

Место 1 2 3
1 до 1200 до 400 до 480
2 до 1100 до 360 до 440
3 до 1000 до 330 до 400
4 до 900 до 300 до 360
5 до 800 до 270 до 320
6 до 700 до 230 до 280
7 до 600 до 200 до 240
8 до 500 до 170 до 200
9 до 400 до 130 до 160
10 до 300 до 100 до 120
11 до 200 до 70 до 80
12 до 150 до 50 до 60

ПРИМЕЧАНИЕ. В трех столбцах указаны допустимые размеры повышений тарифных ставок (окладов) в процентах: 1 — тренерам и игрокам; 2 — руководителям клубов; 3 — игрокам дублирующего состава.
То есть БАТЭ имеет право платить футболистам основного состава из бюджетных средств не более 12 окладов, “Шахтер” — 11, минское “Динамо” — 10 и так далее. Остальные деньги для выполнения условий контрактов с футболистами клубы должны искать в негосударственном секторе (там, где доля государства не превышает 50 процентов). Их, собственно, клубам и нужно заработать.
Избежать этого лимита можно, добившись “высоких спортивных результатов”. Какие результаты относятся к “высоким”, решало Министерство спорта, вынесшее свое постановление (N 14 от 12 июня 2013 года). Для футбольных клубов минимальная “высота” такова: групповой раунд Лиги чемпионов и 1/16 финала Лиги Европы — для мужских команд и 1/8 финала Лиги чемпионов — для женских. Несложно догадаться, что за всю историю белорусского футбола этот норматив выполнял лишь БАТЭ. При этом в прошлом году, когда постановление вступило в силу, белорусский чемпион не сумел преодолеть стартовый раунд еврокубка, а посему встал в один ряд с остальными. Впрочем, за годы участия в клубных европейских турнирах борисовчане заматерели, в том числе в финансовом плане, и поднялись на более высокую ступеньку по сравнению с остальными отечественными клубами.
Чтобы представить, сколько клубам высшей лиги нужно добавить (читай: заработать) на зарплаты игрокам прямо сейчас, напомним их приблизительные средние значения в коллективах элитного дивизиона. По сведениям “ПБ”, они таковы:

Клуб $, тыс.
БАТЭ 8
Динамо Мн 7
Шахтер 5
Гомель 4
Торпедо-БелАЗ 3
Неман 3
Минск 3
Нафтан 3
Белшина 2,5
Днепр 2
Слуцк 2
Динамо Бр 1,5

При этом стоит учесть, что в отдельных контрактах (преимущественно легионерских) прописаны суммы, значительно превосходящие вышеприведенные цифры.
Здесь-то и кроются корни участившихся в нынешнем сезоне долгов по зарплате и премиальным — клубы не в состоянии зарабатывать деньги, чтобы выполнять условия соглашений с футболистами. Это единственный способ вырваться из замкнутого круга. На нем три данности: чтобы увеличить бюджетный фонд заработной платы, нужен результат; чтобы добиться результата, нужны квалифицированные футболисты; чтобы пригласить таких исполнителей, им нужно предложить хорошую зарплату.
В этой системе речь идет не о самоокупаемости клубов, а о том, чтобы стимулировать их зарабатывать собственные средства, отучить проедать местные бюджеты и снизить тем самым объемы “инъекций” государственных денег, которые забираются у “честных налогоплательщиков” и сыплются в “тугие кошельки” спортсменов. Сейчас, правда, в большинство из них лишь время от времени падает несколько монеток.
В этой системе бессмысленно рассчитывать только на результат. Первое место, как известно, одно, и кто-то в любом случае будет бедствовать. Надо крутиться — но не по этому порочному кругу, а стремясь его разорвать.
В этой системе клубам нужно не только кормить своих работников, но и как-то выживать самому. Ведь с прошлого года, после подписания Указа N 191, клубы должны зарабатывать сами не менее 20 процентов от суммы, которую они рассчитывают получить от господдержки. Заработал в 2013 году 100 миллионов — получи в следующем 400. И не стоит забывать, что 25 процентов по-прежнему нужно тратить на развитие детско-юношеского футбола и инфраструктуры. Это условие никто не отменял. Более того, с 2015 года, согласно указу, 20 процентов превратятся в 50. А значит, клубам придется затянуть пояса еще туже. Учитывая, что через год элита расширится до 14 коллективов, можно только представить себе, какие сигналы мы будем получать из их стана в следующем сезоне.
В этой системе главный вопрос — как клубам самим обеспечить половину прожиточного минимума? Перед нынешним сезоном каждый коллектив высшей лиги получил по 361,5 миллиона рублей по договору с партнером чемпионата “Беларусбанком”. Эти деньги тут же вернулись обратно в казну БФФ в качестве заявочного взноса, однако формально были засчитаны клубам в заработок. Есть трансферы футболистов, однако внутри страны говорить о приличных суммах не приходится, а отток отечественных футболистов в зарубежные клубы оставляет желать лучшего. Есть хозяйственная деятельность: согласно тому же 191-му указу, “спортивные организации имеют право вести предпринимательскую деятельность без создания коммерческих структур или участия в них”. В том числе туристическую, рекламную, транспортную, издательскую, полиграфическую, а также оптовую и розничную торговлю, организацию отдыха и развлечений, прокат, строительство и т. д. А теперь давайте просто вспомним, кто из наших клубов занимается чем-то подобным в таком масштабе, чтобы можно было говорить о каких-то стоящих суммах? И прикинем: а можно ли клубу в нашем футболе на этом заработать на жизнь?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?