1-я лига. Гори, "Звезда"! Поступь Ходневича

21:41, 19 июня 2014
svg image
1310
svg image
0
image
Хави идет в печали

— На беседу ты приехал на машине — в первой-второй лигах деньги водятся?
— Ага, миллионы! Приходится подрабатывать: семья, двое детей. Футбол сейчас — хобби, в которое вкладываю душу. Тружусь в фирме, занимающейся международными грузоперевозками. Моя работа — найти и как можно скорее доставить в сервисный отдел сломавшуюся запчасть, чтобы автомобиль быстрее ушел в рейс. Устроился в период безденежья в “Руденск”, где начиналось все красиво: сел после матча в машину к Ивану Барташевичу, он денежку отсчитал, и ты свободен. К тому же у меня были особые условия по оплате. Эх-х-х!.. После сезона-2008, играя “на область”, в Египет слетал! Команда — огонь! Лишь пару матчей не выиграли. Стал лучшим бомбардиром с 24 мячами.

— Ты умудрился в тот год еще и лучшим бомбардиром второй лиги с 19 мячами стать. Тяжело играть по два матча за выходные?
— Выигрывая, усталости не чувствуешь! А если еще и забьешь — летаешь по полю что в “Руденске”, что в “Ливадии”. И безденежье дзержинское абсолютно не напрягало. На банкете за третье место дали по 700 тысяч — это был такой сюрприз! Команда — “банда”, коллектив сумасшедший! Друг за друга бились — искры летели! Почти все жили в Минске, в субботу подъезжали на конечную станцию метро, набивались кому-то в машины — и в Дзержинск. А когда победы пошли, решили биться до конца. Будучи любительской командой, оставили с носом и “Звезду”, и “Слуцксахар”. Нагорный продукты по магазинам развозил, Кендыш на МАЗе работал, братья Конопелько знаки дорожные ставили, кто-то на самосвале песок из карьеров возил, кто-то обувь шил… И никого не надо было уговаривать приезжать, самостоятельно тренироваться. Ради того, чтобы остаться в футболе, люди отдавали здоровье: ломали ноги, руки, летели мениски, спины, голеностопы. Ударный был сезон, жаль, не воспользовался им.

— Почему?
— Стрельцов настойчиво звал в “Днепр”. Уже собрал чемодан, и тут снова всплыл вариант с “Торпедо”. В Могилев не поехал — единственное, о чем в жизни жалею, ведь все могло пойти по-другому. А в Жодино на повторном сборе сломался, и вместо высшей лиги оказался во второй, в “Руденске”. Досрочно взяли путевку в первую, после матча отметили как полагается: поздравления, шампанское. Несколько ребят жили в Дружном, отвезли их и зашли в магазин. Стычка с местными переросла в массовую драку. Футболисты себя в обиду не дали, но уехать не успели — автобус окружили друзья пострадавших. Кое-как выбрались. Вот так отстояли чемпионство.
Но самые веселые времена провел в “Городее”. Осенью на место в тройке претендовали, пошли разговоры о бонусах. Как-то после домашней игры Володенков собрал свеклу, упавшую с грузовиков, и втихаря положил в сумку Брановицкому. Только по домам разъехались, Володенков ему звонит: “Ну что, Женька, бонусные получил?” — “Ты о чем?” — “В сумке посмотри!”

— До того ты полгода провел в СКВИЧе.
— Знал об их проблемах, но очень хотелось с Боровским поработать. Благодаря ему и заняли второе место. В стыках могли “Торпедо” “шлепнуть”, но в первой игре пару раз ошиблись, 1:3. Во второй шансов не было, чувствовалось: решено Жодино оставить в высшей лиге, вот и отменили два наших гола. Обычно в воротах у нас стоял Шишея, а перед матчем с “Барановичами” Боровский говорит: “Я сон видел, должен стоять Герасимович…” В начале второго тайма защитник гостей переходит центр поля и ка-а-ак даст метров с сорока Сане в “подмышку”. “Сгорели” 0:1. Сергей Владимирович заходит в раздевалку: “Бывает — приснится не то. Готовимся к следующей игре”.
Хорошая была команда, но в “Руденске”, куда вернулся, коллектив тоже классный подобрался. Клуб существовал, пока жила строительная фирма Ивана Барташевича. Но наступил кризис, казначейство не оплачивало счета, курс взлетел, клуб обанкротился. Почти во всех командах, где играл, остались вопросы по деньгам. “Руденск” должен, из СКВИЧа ушел, не дождавшись обещанных бонусных и премиальных, с “Городеей” расстался с проблемами.

— Есть мнение, что в первой лиге пьют…
— Я человек семейный и такие компании стараюсь обходить.

— Да ладно! В “Городее” играл и “режимил”?
— Вот ходят байки про пьянки: это дело добровольное, никто ж в горло не заливает, можно весь вечер бутылку пива потягивать. Бывали, конечно, клиенты, которых выносили, но такие в любой команде есть! И раньше были. Легенды советского футбола в интервью чуть ли не в голос: “Да разве эти молодые пьют?! Вот мы пили! Вот мы играли!..” Хотя сопоставление уровней — штука хитрая… Ездил в Москву на матч “Локомотив” — “Спартак”. Леонид Кучук, мой двоюродный дядя, помог с билетами. Сидя за тренерской скамейкой, огромной разницы между нашей высшей лигой и российской не увидел: индивидуальное мастерство заметно выше, но скорости отличаются ненамного. Просто российский футбол показывают здорово!

— О низком уровне белорусского футбола говорят не тренеры, а результаты.
— Это проблема. И не футбольная — всей страны. Ущербный у нас менталитет, люди настроены на негатив. Сами себя не уважаем! Вышла “молодежка” в финал чемпионата Европы — “повезло”. Взяла бронзу, получила путевку на Олимпиаду — “ну и что, игры-то нет”. Да люди в мире узнали, что в Беларуси есть футбол! А болельщики все равно ругают сборную и клубы. Одно хорошо — на стадионах выплескивается огромный негатив. Жаль, что на нас, футболистов.

— Где тебя больше всего любили болельщики?
— В Дзержинске с трибун кричат: “Меняй майку, выходи за нас!”. В Руденске фанаты речевки в мою честь скандировали. А мужики, которым по 40-50 лет, ждут эти игры целую неделю! На футболе многие и встречаются, обмениваются новостями, отдыхают душой. Знаю об этом — в Марьиной Горке дядька живет. Футбол создает в маленьких городах какую-то общность. Ведь во многих местах ничего другого и нет.

— “Звезда” — команда для разгона карьеры. Тебе уже не двадцать — что дальше?
— Мне всего 26, хочу в высшей лиге поиграть! А “Звезда” — детище Пигулевского. В команду попал в 17 и узнал тогда, как Антонович после поражения в раздевалке учит футболу: “Ты, Нулевич, на какой позиции играешь? Крайний защитник? Нет ничего проще: диагональ дал, стой, кури!” Второму: “Нулевич, где играешь? Крайний полузащитник? Нет проще позиции! Принял диагональ, подал в штрафную, стой, кури!” Третьему: “Нападающий — вообще не позиция! В голову подали — гол забил, стой, кури!” Шутки шутками, но Владимир Антонович действительно много делает для того, чтобы молодежь росла.

— Почему тренеры высшей лиги не обращают внимания на игроков второго дивизиона?
— Не хотят брать футболистов, с которыми надо возиться. Хотят готовых. А кто приезжает порой на просмотры? Когда читаю “Украина, КФК”, смеюсь. На Украине “на области” играют люди сильнее, чем у нас в первой лиге?! Любительский уровень — это показатель неуважения к своим футболистам. Недавно проверил, как сложилась судьба лучших бомбардиров второй лиги с 2008 года. Не заиграл никто! Космач, Вискушенко, Стаин, Трапашко, Федоренко — будто и не забивали по 20-30, а то и 40 за сезон. Никому шанса не дали. Мне 26 лет, а уже считают старым.

— Попадешь в высшую лигу, станешь жаловаться: зарплату задерживают, премиальных не платят.
— Не пойму: зачем устанавливать зарплату в четыре-пять тысяч долларов, а то и в десять, если почти все клубы не могут эти суммы потянуть? Зачем давать невыполнимые обещания? Если гонка зарплат завела в тупик, давайте введем их потолок, но будем вовремя платить. А то заманят игрока “десяткой”, в первый месяц заплатят, а потом думают: “Зачем я его за такие деньжищи взял? Лучше б десятерых по тыще набрал!”

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?