ЧМ-2014. Эксклюзив. Ян Кулеманс: с русскими нам везет

22:41, 23 июня 2014
svg image
987
svg image
0
image
Хави идет в печали

Впрочем, помимо того скандального эпизода, в карьере легенды бельгийского футбола было много интересного. Он провел рекордные 96 игр за сборную, участвовал в трех мундиалях, в 1980-м стал вице-чемпионом Европы. В Бельгии Кулеманса уважают за доброту и честность, и корреспондент “ПБ” в телефонном интервью убедился, что не зря.

— Как вам матч Бельгия — Россия?
— Обе команды стремились прежде всего не пропустить. Нам повезло — забили. Россияне старались, но были недостаточно хороши, чтобы выиграть.

— От бельгийцев перед стартом чемпионата ждали многого. Но пока команда не показывает все, на что способна…
— Игра действительно не лучшая. Но в группе главное — набирать очки. У сборной хороший потенциал. Если повезет, в плей-офф можем пройти один- два раунда.

— Вам нравится мундиаль?
— Много хороших матчей. Бразильцы смотрятся неплохо, французы — тоже. Хороши Коста-Рика, Чили. В матче с корейцами удивили алжирцы — они играли в атакующий футбол, а не защищались вдесятером, как против нас. Радуют и голландцы.

— Неужели болеете за “оранжевых”?
— Нет-нет, только за Бельгию. Но неприязни к соседям нет. Я люблю красивый футбол. Интересную игру смотрю с удовольствием. А если матч вроде Иран — Нигерия, то хочется выключить телевизор.

— Как вам провал испанцев?
— Нельзя выигрывать каждый топ-турнир. Им надо обновить состав. Думаю, многие уйдут — те, кому по 31-32 года и больше. Надо дать шанс молодым.

— Кто для вас теперь фаворит?
— Сборные Германии и Бразилии. Немцы уже не те, что в мои времена. Команда более разносторонняя, техничная. Это чувствуется и по “Баварии”.

— Старт бразильцев называют невнятным…
— А мне понравилось, как они сыграли с мексиканцами. Создали много моментов, но кураж поймал Очоа. Рискну предположить: Бразилия дойдет до финала, где встретится с немцами.

— Голландцев так высоко не видите?
— У них два потрясающих форварда — Роббен и ван Перси. На них играет вся команда. И “оранжевым” везет — почти все моменты реализуются. Парни ван Гала способны пройти далеко, хотя чемпионами станут едва ли.

— Стоит ли сравнивать нынешнюю сборную Бельгии с той, в которой играли вы?
— Не думаю. Прошло 25-30 лет. Сейчас почти все выступают за рубежом, причем в топ-клубах. А в 80-х мы оставались в Бельгии. Я провел большую часть карьеры в “Брюгге”. Играл бы сейчас — тоже уехал бы за границу. Тогда это было сложнее.

— Но ведь вы были знаменитым форвардом. Вами интересовался “Милан”…
— Верно. Предложение из Италии поступило в 1980 году, после моего первого успешного сезона. Но я сказал, что хочу поиграть еще год-другой на родине. Думал, наберусь опыта и уеду. А в итоге так прикипел к “Брюгге”, что остался там до конца карьеры.

— Сборная Бельгии двенадцать лет не попадала на топ-турниры. Что мешало?
— Все нормально: одни годы более урожайные на таланты, другие — менее. Сейчас выросло хорошее поколение.

— Кто для вас лучший в этой генерации?
— Тибо Куртуа.

— Вы были бомбардиром, а называете вратаря…
— Для меня Тибо — номер один во всех смыслах. Еще выделю Вицеля и Компани. Из нападающих хорош Бентеке, но в Бразилии его нет из-за травмы. Лукаку тоже силен, быстр, однако ему необходимо пространство. Пока соперники не дают Ромелу развернуться.

— Бельгийская команда выделяется мультикультурностью. Это помогает или создает проблемы?
— Скажу так: если побеждаем, то все нормально. А состав действительно пестрый. Некоторые ребята даже родились не в Бельгии. В мое время такого не было.

— Но деление на фламандцев и валлонов существовало всегда. Две этнические группы уживались легко?
— В стране в этом смысле есть проблемы. Однако в сборной мы жили дружно. В те времена общались в основном на голландском. А сейчас, как я понимаю, больше используется французский. Ведь главный тренер Марк Вильмотс — франкоязычный.

— Вы играли на трех чемпионатах мира. О каком из них остались лучшие воспоминания?
— 1990 года.

— Странно. Был уверен, что назовете 1986-й.
— Все удивляются. Что ж, давайте объясню. Да, в 86-м мы финишировали четвертыми. Но играли не так уж хорошо. Группу прошли со скрипом, русских обыграли в овертайме, испанцев — в серии пенальти. Повезло. В 90-м смотрелись лучше. Уверенно одолели Уругвай и Южную Корею. Испанцев должны были побеждать, однако Шифо не забил пенальти. В 1/8 финала попали на англичан — играли отлично, но пропустили на 120-й минуте. Каждую встречу проводили на высоком уровне. В Мексике такого не было.

— Не могу не спросить о матче СССР — Бельгия…
— У нас до сих пор говорят о нем. Считают величайшим в истории сборной. Ведь на тот день русская команда была лучшей на чемпионате. Показывала классный футбол. Но нам улыбнулась удача. В футболе без нее никуда. Получается, с русскими нам везет. Хотя сейчас они слабее, чем в 1986-м. Нынешний матч совсем не похож на тот. Команды осторожничали — а в Мексике и та, и другая много атаковали, хотели победить.

— Признайтесь, вы забили тогда из “вне игры”?
— Сейчас, когда смотрю запись, вижу: это действительно так. Да и когда получил мяч, подумал: возможно, нахожусь в небольшом офсайде. Но свистка не было. Поразив ворота, сразу посмотрел на лайнсмена — а он уверенно побежал к центру…

— Не осталось горького послевкусия от такой победы?
— Нет. В футболе подобные ошибки случаются постоянно. Взять нынешний чемпионат — судья не засчитал чистый гол Джеко в ворота нигерийцев.

— Кого из той советской сборной назовете по фамилиям?
— Не всех. Дасаев — отличный вратарь. Беланов забил нам три гола. Еще Яковенко…

— Белорус Алейников…
— Да-да, помню. Сергей Алейников — хороший игрок!

— После воскресной победы над россиянами в раздевалку бельгийцев пришла королевская чета. В ваше время такое случалось?
— В 1986-м королем был Бодуэн, но в Мексику он не летал. А вот нынешний монарх Филипп как раз приезжал. Помню, он встречался со сборной, ужинал с нами. Кажется, как раз после матча со сборной СССР.

— Часто общаетесь с былыми партнерами?
— Со многими — да. Даже вместе смотрим трансляции из Бразилии. Вижусь с Франком и Лео ван дер Эльстами, Броосом, Геретсом, Пфаффом. Конечно, встречаемся не каждый день, но нередко. Увы, несколько лет назад умер Лео Клийстерс. Рак…

— Его дочь Ким стала знаменитой теннисисткой. Вы знакомы?
— Нет. Видел ее еще девочкой пяти-шести лет, но мы не разговаривали. У Ким, кстати, есть сестра Элке, тоже теннисистка. Она замужем за известным футболистом Йелле ван Дамме. А у меня тоже две дочки. Но они спортсменками не стали, хотя одна на любительском уровне играет в волейбол.

— Чем вы сейчас занимаетесь?
— Ничем. В последнее время возглавлял клуб третьей бельгийской лиги. Но это было неинтересно — просто подвернулся вариант близко к дому. Сейчас есть предложения. Надеюсь, буду работать в первом или хотя бы втором дивизионе.

— Почему ваша тренерская карьера сложилась не так успешно, как игровая?
— Может, помешал характер. Не хватило жесткости. Но не все так плохо. Работал в родном “Брюгге”, выиграл Кубок Бельгии с “Вестерло”. Где-то не везло. Тренеру надо, чтобы ему давали шансы. Не буду же я навязывать свою кандидатуру.

— Знаете ли что-то о белорусском футболе?
— Пожалуй, нет.

— БАТЭ, минское “Динамо”…
— Слышал. Но ни одного игрока не назову.

— В последние годы наши клубы регулярно пересекались в еврокубках с бельгийскими. БАТЭ с “Андерлехтом”, “Динамо” с “Брюгге”, “Минск” со “Стандардом”…
— Правда? Что-то припоминаю… Наши хоть побеждали? Я сейчас смотрю не так много футбола. Если жду хорошего матча, то включаю телевизор. А так даже на чемпионате мира мне интересно далеко не все.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?