ЧМ-2014. С места события. Интервенция. Тебе страшно? Мне нет

21:51, 25 июня 2014
svg image
654
svg image
0
image
Хави идет в печали

Смена декораций

Коллега Илья Куницкий уже рассказал в репортаже на прессболовском сайте, что знаменитый “бросок в голову одноглазого шахматиста” мы увидели в небе над штатом Парана. Суарес впился вампирскими челюстями в плечо итальянского защитника, и наш самолет начало не по-детски трясти — от турбулентности за бортом и разлившихся по салону страстей. Кто-то хохотал, кто-то матерился, кто-то просто закричал.
Вот уж действительно — футбол в эти дни в Бразилии, как чума в средневековой Европе. Достанет тебя, где угодно. Ты можешь войти в аптеку — там смотрят чемпионат мира. Ты можешь заглянуть в магазин или кафе — там тараторит по-португальски комментатор. Ты можешь покупать в метро пластиковый жетон — за спиной продавца билетов зеленеет разметкой изумрудный экран. Техника дошла даже до того, что вести с полей сообщает в прямом эфире монитор, вмонтированный в пассажирское кресло “Боинга”. Во вторник мы летели из примелькавшегося Рио в неведомый Порту-Алегри, штат Риу-Гранди-ду-Сул, и не потеряли ни одного визуального впечатления.
Кстати, краткое содержание будущих серий. На этой неделе у нас начался адский нон-стоп. Два дня в Порту-Алегри, сутки в Куритибе, три ночевки в Белу-Оризонти, затем снова Порту, затем снова Рио… Аргентина, Нигерия, Бразилия, Чили, Россия, Алжир… И после — плей-офф, где черт ногу сломит. “В ваших “шузах” сегодня очень бы хотело оказаться много людей…” — смеется очередная местная жительница, давшая двум бродячим белорусам платную крышу над головой и бесплатный “вай-фай”. Бродячие белорусы бросают на диван рюкзаки — и двигают “шузы” на стадион “Бейра-Рио”.
Справочники гласят: Порту-Алегри является культурной столицей Южной Бразилии и городом с самым высоким уровнем жизни в стране. Начитавшись этой официальной информации, мы рассчитывали увидеть славный полуторамиллионный населенный пункт, со стеклянными бизнес-центрами и по-мински чистыми улицами, удобный для проживания, комфортный и сытый. Ага, едва доехали — тотчас же закатали губу. Действительность снова загнобила ожидания. Порту-Алегри — самый обыкновенный город большой страны, а его уровень жизни тащит вверх, кажется, одно простое обстоятельство. Здесь нет фавел. Ну, то есть они как бы есть, но — где-то за “кольцевой автодорогой”. Пригороды, проплывшие под брюхом нашего самолета, — все то же нагромождение кривых коробчонок-хибар из красного кирпича. Причина снова-таки тривиальна. Во-первых, столица Риу-Гранди-ду-Сул — город равнинный, и трущобам нет места на пресловутых высоких холмах. Во-вторых, Порту-Алегри — город прохладный, и солнце здесь чаще всего играет роль лампочки, а не радиатора. Погода — вот что отличает это место от других футбольных центров мундиаля.

Тсс, аргентинцы…

Вы помните: в Бразилии, как у Оруэлла, все наоборот. Юг — это холод. Лето — это зима. Северяне — это темнокожее население, южане — европейские переселенцы. В Порту-Алегри уже не сделаешь бизнеса на торговле шлепанцами и шортами — по крайней мере в июне-июле-августе. Здесь сейчас в ходу другие одежды. В частности, черная куртка из серии “Мой дядя был скинхедом”. К ней хорошо идут джинсы и кроссовки на толстой подошве. И даже лыжные шапочки, называемые у нас неприличным словом на букву “п”.
Из Рио мы вылетали при 30-градусной духоте — к месту прибыли при +18, а с наступлением сумерек ртутный столбик упал еще больше. С приходом же темноты по брусчатке за окном забарабанил густой дождь. И сразу поверилось, что еще несколько недель назад, когда футбольный форум только накатывал на здешние горизонты, в Южной Бразилии случались ночные заморозки.
Может, поэтому — из-за плохой метеорологии — город и не выглядит таким уж центром большого праздника. На куртку трудно натянуть желтую футболку с бразильским гербом. Танцевать под дождем самбу — тоже удовольствие неочевидное. А в остальном Порту в порядке.
Хорошая наследственность — здесь родились и шумят большие клубы “Гремио” и “Интернасьонал”. Благородный бэкграунд — здесь родился и заколосился сам Роналдиньо. Отреставрированный стадион “Бейра-Рио” — такое чудное место, что в Европе на таком и финал Лиги чемпионов славно бы смотрелся.
Однако пора и о главном. Мы прилетели в Порту-Алегри одновременно с тем, как сюда пришел тихий ужас. “Аргентинцы…” — шелестело по улицам страшное придыхание. “Аргентинцы…” — бледнело на лицах многочисленных полицейских. “Аргентинцы…” — читалось в глазах торговцев. Это было похоже на ожидание интервенции — причем такой, против которой твой город заведомо бессилен.
Самое интересное, что в число “интервентов” ненароком угодили и мы. Глядя на наши счастливые лица, местные продавцы в магазинах настораживались, испуганно бегали глазами, но потом все же вымучивали деланную улыбку — и пытались говорить по-испански. Когда выяснялась правда (“А, белорусы?!”), улыбка становилась искренней и начинало казаться, что сейчас нас бесплатно накормят. Мы чувствовали себя чуть-чуть Хлестаковыми — и это было довольно приятное чувство.
Но даже если вычесть двух белорусских самозванцев, аргентинцев в эти дни прибыло в Порту тьма-тьмущая. По самым скромным подсчетам — тысяч 70, по самым смелым — в три раза больше. Все логично. Для бродячей собаки сто верст не крюк, для футбольного фаната полтыщи километров — не расстояние. Наш город — самый близкий к аргентинской границе оазис чемпионата. И ясный перец, что аргентинцы рванули через пограничные переходы, едва услышав дыхание игры. Это не трудно: заправил полный бак, набил багажник килокалориями, посадил рядом тройку друзей — и вперед. Ехай, как сказано у писателя Шукшина. Музыку только погромче сделай.

Военное положение

Вперед получился полным и безоговорочным. Вчера улицы стояли в пробках, каждая вторая машина — с аргентинскими номерами. Из каждой торчали небесно-голубые флаги и лица. Каждый второй прохожий на улице — в футболке “альбиселесте”. Центральный проспект перекрыли и сделали пешеходным, уже за три часа до стартового свистка его заполнила до берегов бело-голубая река.
Казалось бы, что плохого в большом количестве гостей? Ответ нам еще накануне дает владелица квартиры Лаура: “Приедут не просто болельщики — эти ладно. Приедут ультрас, они собираются устроить беспорядки. Это единственные люди, которых надо опасаться. У нас очень мирный и безопасный город”.
Вторым темпом страху нагнал Луис, законопослушный аргентинец, прибывший из Ванкувера: “У меня, ребята, пять билетов. На разные матчи — вплоть до четвертьфинала. Повезло — успел купить через сайт ФИФА. Но я буду их прятать от своих земляков. Они, если увидят, могут и отобрать. Сами же без билетов поприезжали! Думают, купят здесь, наивные…”. Дядя усмехается, а потом скромно добавляет: “Хотя если не купят — могут разгромить стадион”.
У нас вообще квартира — светлый идеал международной дружбы. Кроме двух белорусов, канадского аргентинца и доньи хозяйки со своим доном-очкариком, в теремке живут щуплый чилийский дедушка, разогревающий в микроволновке полуфабрикатную пиццу, и молчаливый мужчина из Перу, по виду отставной морской сержант.
Аргентинцы, кстати, хорошо устроились в Порту-Алегри. Многие из них даже не стали морочить себе мозги на предмет такой мелочи, как ночевка под черепичной крышей. Зачем, если есть другие варианты — дешевые и сердитые? Гости из соседней страны оккупировали заправки — и, попив пива, устроились на ночлег в автомобилях. Другие их собратья поступили мудрее: в парке, кучеряво примыкающем к стадиону, они разбили палаточный городок. На “Майдане” весело — горят костры, пьется что-то живительное, брезентовая крыша защищает от дождя. Вот она — единственная фавела Южной Бразилии. Место, куда не ступала нога полисмена.
А охватившие город страхи, конечно же, оказались сильно преувеличены. Уже ко вчерашнему утру сюда нагнали столько блюстителей порядка, что, казалось, Порту-Алегри переведен на военное положение. Мы насчитали как минимум три вида подразделений — полиция в оранжевых, как у шахтеров, шлемах, армейские подразделения в спецназовских беретах и мобильные конные отряды. И одни, и другие, и третьи вооружены до зубов, как сомалийские пираты. В такой обстановке не забалуешь. В итоге на трибуны попали только обилеченные, остальные получали удовольствие в фан-зоне.
Нигерия на этом небесном горизонте была, конечно, фоном. Прислугой в богатом доме. Но иногда и прислуга ворует серебряные ложки — помучиться Месси и К° пришлось. А криминальных происшествий на момент сдачи этого номера в печать на юге Бразилии не зафиксировано.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?