Тренер года. Глен Хэнлон: место для меня

22:42, 26 июня 2014
svg image
1055
svg image
0
image
Хави идет в печали

Много спорят о корнях его феномена, а иные даже ставят под сомнение существование оного: дескать, у канадца получается почему-то только с белорусской сборной, а на остальных фронтах — не ахти. Но ведь получается у него там, где нам нужно. И уж точно не случайно и не по совпадению.
Вернее, получалось: как известно, отработав со сборной лишь половину оговоренного в подписанном прошлым летом контракте срока, коуч решил сменить белорусские равнины на швейцарские горы. Многих, знаем, это задело. Особенно — оброненная вскоре тренером фраза про “лучшее место для работы в Европе”, сказанная отнюдь не в адрес Беларуси, — то был реверанс новым работодателям. И все же, прислушиваясь к собственным ощущениям, понимаешь, что упрекнуть Глена не в чем и обижаться не на что: для нашей страны он действительно сделал немало.
И даже частный прессболовский случай недавно в очередной раз подтвердил, что мы имели и продолжаем иметь дело с настоящим профи. Предполагали, что выловить Хэнлона для традиционного в таких случаях интервью сейчас будет куда сложнее, чем получилось в итоге, — канадец отреагировал быстро и с готовностью. Хотя сам плебисцит по итогам нынешнего сезона, согласитесь, стал не более чем данью уже сложившейся годами протокольной процедуре — победитель был слишком очевиден. Интрига если и присутствовала, то только в вопросе, кто будет серебряным и бронзовым призерами. С этого и началось наше интервью.

— Честно говоря, по итогам сезона-2013/14 опрос стал чистой формальностью, поскольку вам не было равных. Без ложной скромности, вы согласны, что это так?
— Вовсе нет. В Беларуси много хороших специалистов. И это не только те, кто побеждает в чемпионатах и Кубках. Надо принимать во внимание и наставников команд экстралиги, работающих в сложных условиях. Выиграть звание лучшего тренера года — всегда большая честь. Но на самом деле победил весь наш штаб. Эдуард Занковец, Олег Микульчик, Слава Гусов и Тодд Вудкрофт — все здорово мне помогли. И они тоже достойны признания.

— Вспоминаете прошедший сезон с удовольствием?
— Это был лучший год в моей хоккейной жизни. Я провел его целиком в Минске и Беларуси. Видел много матчей КХЛ, национального чемпионата страны. Посвятил все время работе и просмотру хоккея по телевизору. В нашей федерации приобрел хороших друзей. Это чудесные люди, которые очень много работают. Вообще, в Минске познакомился со многими интересными людьми. И болельщики относились ко мне очень хорошо, куда бы я ни пошел.

— Какой день за последний год стал для вас самым счастливым? Какой — самым печальным?
— Лучше всего было на следующий день после победы нал Латвией. Когда я встал, чтобы позавтракать, то почувствовал, как белорусы счастливы, как они гордятся своей сборной и тем, что она пробилась в четвертьфинал. В “Robinson Club”, где жила команда, люди улыбались. Я встретился с тренерами, Владимиром Сафоновым, и было ощущение облегчения и выполненного долга. Когда увиделся с хоккеистами, то понял, что они все настроены бороться за медали. Ребята наслаждались, им было весело. А грустный день случился, когда я узнал, что Александр Китаров сломал руку. В то время из-за травмы выбыл из строя и Андрей Стась, и было непонятно, смогут ли они выступить на чемпионате мира. Рад, что обоим это в итоге удалось. И если Андрей еще успел провести хотя бы пару спаррингов на завершающем этапе подготовки, то Александр — нет.

— Что вы делали все эти недели после отъезда из Беларуси? И каковы ближайшие планы?
— Восстанавливался после операции на бедре, которую еще в прошлом году запланировал на 4 июня. Кроме того, просто проводил время с семьей.

— Когда вы первый раз покинули нашу сборную, то в качестве преемника рекомендовали Курта Фрэйзера. Нечто похожее случилось сейчас и в Швейцарии: ваш старый приятель Шон Симпсон, не договорившись о новом контракте, посоветовал пригласить Хэнлона?
— Я знаю, каким образом меня выбрали. Но мне известно и то, что Симпсон не был в курсе заключительной стадии этого процесса.

— Следили ли вы в последнее время за белорусской прессой? Знаете, что ваши слова о “лучшей работе в Европе” в Швейцарии задели некоторых наших болельщиков? Понимаете их эмоции?
— Очень здорово, что вы задали такой вопрос — самому хотелось расставить в нем все акценты. На самом деле мои слова звучали так: “Это лучшая работа в Европе ДЛЯ МЕНЯ”! К ней стремятся не все тренеры. Многие предпочитают руководить клубом и бороться за титул в КХЛ, чемпионатах Финляндии, Швеции, той же Швейцарии, других стран. Но для меня это действительно лучшая работа.
И вот причины: во-первых, в Швейцарии буду сотрудничать с игроками и тренерами молодежной и юношеской сборных. Мой ассистент в национальной команде параллельно руководит “молодежкой”, так что начнем создавать единую систему хоккея в стране. Пытались сделать это и в Беларуси, но я не говорил по-русски, и получалось не очень хорошо. Это только моя проблема: в федерации все старались мне содействовать как могли… Хочу помогать развиваться игрокам и коучам на таком уровне. В Швейцарии смогу это делать, потому что знание английского там куда более распространено.
Во-вторых, семья будет жить со мной в Цюрихе. 12-летний сын пойдет в школу, в которой учатся 500 англоговорящих детей. В учебном заведении даже есть лыжная команда, а Джексон очень любит этот спорт. Ему там понравится. Также в городе имеется университет, в котором жена сможет продолжить образование. То есть у близких будет все необходимое. Согласитесь, обеспечить все это им в Минске было практически невозможно. Все болельщики знают, что для меня значит семья. Раньше она приезжала и в Беларусь, и на мой первый чемпионат мира в Вену. Но сейчас мы провели фактически год порознь. Не хотел, чтобы так было и в следующем сезоне.
Так что, уверяю, те мои ответы не имеют отношения к самой Беларуси и уж точно не преследовали целью ее задеть. Много раз говорил, как уважаю игроков, как нравилось с ними работать. Сотрудники федерации делали все, чтобы обеспечить мне отличную жизнь в стране. Я приобрел потрясающих друзей, а болельщики на улицах постоянно меня подбадривали. Но все это — отдельно от моего ответа. Принял решение по двум названным причинам. Надеюсь, люди поймут.

— Чем еще ваша работа в Швейцарии будет отличаться от того, что было в Беларуси?
— В принципе я уже все сказал. Ну разве что осталось добавить, что в Швейцарии смогу общаться и работать без переводчика.

— В 2011 году вы возглавляли сборную Словакии, которая также проводила домашний чемпионат мира. Тогда ваши подопечные сыграли неудачно. Какие уроки пригодились сейчас?
— Словацкий опыт действительно оказался полезен в Беларуси, и я передал его игрокам. Во-первых, нам надо было получать удовольствие от выступления в родных стенах и не слишком нервничать. Также сказал ребятам, что тренироваться надо еще лучше и делать это ежедневно. Выходных в полном смысле этого слова не было: в свободные дни проводились веселые индивидуальные занятия. На сей раз гораздо тщательнее ограждал хоккеистов от их семей — это тоже урок Братиславы-2011. И тщательнее изучал игроков команд-соперниц — информацию предоставил Тодд Вудкрофт.

— Три года назад в Словакии вам ассистировал Любомир Покович. Как работалось с ним?
— Замечательно, это очень грамотный тренер. Могу даже сказать, что он мой друг. Сейчас Любомир хорошо работает в “Динамо” и, надеюсь, будет трудиться там еще долгие годы. В Словакии Покович обеспечивал меня всей информацией. Главное — он был отличным командным игроком. После того как на домашнем для словаков “мире” нам не удалось достичь желаемого результата, Любо не перекладывал вину на других. За это уважаю его больше всего.

— Не было желания ввести Поковича в тренерский штаб сборной Беларуси?
— Работа в “Динамо” отнимала у него много времени. Любомир очень упорно трудился вплоть до окончания Кубка надежды. Даже в ходе международных пауз он занимался с командой. Я разговаривал с Любо на предмет его возможной помощи в роли своеобразного скаута. Но уже оказалось слишком поздно. К тому же у меня было два отличных помощника — Эдди и Олег. Плюс лучший видеотренер в мире — Слава Гусов. И Тодд Вудкрофт, обеспечивший подробные материалы о соперниках. В конце мы еще привлекли Александра Журика, чья помощь также оказалась ценной.

— В ходе минского чемпионата над сборной Швейцарии нависла угроза вылета из компании сильнейших. Случись это, вы все равно уехали бы туда или остались бы в Беларуси?
— Все равно отправился бы в Швейцарию. Сборная — лишь часть моей работы. Не меньшее удовольствие получаю, участвуя в развитии хоккея в стране. Так что вылет, напротив, был бы дополнительным мобилизующим фактором: принял бы вызов и постарался бы вернуть команду в элиту. Но о таком сценарии даже не думал.

— Любопытно, следили ли вы за недавними трансферами минского “Динамо”? Как оцениваете новичков команды?
— Не могу давать комментарии, потому что информирован не обо всех сделках.

— Все еще не исключено, что “зубры” расстанутся с Кевином Лаландом. Что бы вы ему рекомендовали: ехать в Америку, Западную Европу или оставаться в КХЛ? Соглашаться ли на роль второго вратаря?
— Кевин не будет запасным. Для этого он слишком хорош и психологически силен. Хочу, чтобы он отправился туда, где будет чувствовать себя лучше всего. Именно в таком месте он покажет все, на что способен.

— Многие критиковали ваше решение взять Лаланда на чемпионат мира, но жизнь подтвердила, что вы были правы. Как бывший голкипер чувствовали, что Кевин способен проявить себя?
— Начнем с того, что выбор был не только моим, его поддержали Занковец, Микульчик и Сафонов. Они участвовали в принятии решения, и я уважаю мнение каждого из них. Я же верил в Кевина как человека. Дело даже не в том, что сам был вратарем. Просто мне всегда нравилось, как играет Лаланд, и поддержка ассистентов, а также менеджера сборной позволила включить его в состав, даже несмотря на проблемы голкипера в клубе.

— Знаете, что ваш преемник в сборной до сих пор не выбран, и процедура его назначения зашла в тупик? Не представляет ли это угрозу для определения стратегии на следующий сезон?
— Нет… Лучше потратить время на то, чтобы найти подходящую кандидатуру, чем поторопиться просто потому, что нужно назначить кого-то быстрее.

— А для вас имеет значение, кто придет вам на смену? Может, давали федерации какие-то советы?
— Нет, я не участвую в этом процессе. Надеюсь лишь, что новый тренер будет интересоваться юношеским хоккеем и развивать его. Молодежная сборная Беларуси должна подняться в элиту. Вот это мое искреннее ей пожелание.

— С кем из белорусов держали связь после отъезда?
— Ни с кем. Но опять же не потому, что уже забыл об их существовании. Просто, как уже говорил, находился в больнице и восстанавливался после операции. Так что это интервью — мой первый контакт с Беларусью за последние недели.

— Где в Швейцарии будет ваша “штаб-квартира”?
— В здании федерации хоккея. Оно находится в Цюрихе вблизи аэропорта.

— Скажите честно: если швейцарская сборная сразится с белорусами, эта встреча станет для вас не совсем рядовой?
— Будет приятно увидеть хоккеистов и работников команды. Но когда матч начнется, то моя задача — сделать так, чтобы мы выступили успешно. Вне зависимости от того, кто соперник.

— В заключение — несколько слов белорусам от лучшего тренера 2014 года.
— Мне есть что сказать, и не все мысли могу выразить в этом интервью. Но в Беларуси провел значительную часть хоккейной жизни. Мой лучший пока тренерский опыт связан именно с вашей страной. Хочу поблагодарить всех тренеров, менеджеров по экипировке, врачей и медицинских работников, с которыми довелось сотрудничать начиная с 2005 года. Мы были одной командой. Выражаю благодарность и тем, кто приглашал меня в Беларусь, и болельщикам за огромную поддержку. Чувствовал ее с 2005-го, а чемпионат мира-2014 навсегда останется в памяти. Я и моя семья говорим вам “спасибо”. Наконец, благодарен всем игрокам — начиная от тех, кто провел за сборную один матч, и заканчивая легендарным Андреем Мезиным. Спасибо за упорный труд, самоотверженность и веру в то, что предпринятые усилия обязательно помогут команде добиваться побед. Вы все — чудесные люди, которые сделали этот опыт игрой, а не просто работой.
Надеюсь, некоторые из ответов помогут людям понять мое решение принять новый вызов в Швейцарии. Мои воспоминания о хоккее в Беларуси будут позитивными. В заключение хочу пожелать всем вам и вашим семьям счастья и здоровья. Благослови вас бог!

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?