ФОРМУЛА-1. У красной воды
Небольшой городок Спа, расположенный во французской части Бельгии, в рекламе не нуждается. Все сведения о нем содержатся прямо в названии, которое дословно переводится как курорт с минеральными водами. Источники в живописных Арденнах открыты еще римлянами — а эти парни знали толк в водных процедурах, — и с тех пор богатая железом водичка всегда была в чести у светского общества. Гидротерапия, конечно, занятие приятное, но в больших дозах довольно скучное. Посему Спа обзавелся шикарным казино, призванным не только развлекать отдыхающих, но и еще глубже запустить руку в карманы богатых азартных граждан. К несчастью (а может, и наоборот), второго Баден-Бадена из бельгийского курорта не получилось, зато неподалеку построили уникальный автодром.
В один прекрасный день лета 1920-го парочка энтузиастов, хорошо известных в гоночном мире, управляющий издательством “La Meuse” Жюль де Тьер и президент спортивной комиссии Королевского автомобильного клуба Бельгии Анри Ланглуа ван Опхем, отдыхая в живописных Арденнах, решили, что сонные окрестности неплохо бы разбудить шумом моторов. Естественный треугольник между деревушками Франкоршам, Мальмеди и Ставело с дорогами, их соединяющими, как раз подходил для 14-километрового трека, который и был построен к августу следующего сезона. Особого интереса заявленная гонка, правда, не вызвала. В тот год она вообще не состоялась из-за банального отсутствия желающих: заявку подал всего один участник! Сегодня, конечно, у знаменитого “Спа-Франкоршам” таких проблем нет. Почти каждый уик-энд с февраля по ноябрь кто-нибудь да гоняется по бельгийской трассе: здесь проходят дни БМВ, “Порше”, “Хонды”, “Феррари”/“Мазерати”, “24 часа Спа”, и, разумеется, здесь живет королева автоспорта — Формула-1.
Ф-1 приехала в Бельгию в год своего рождения, в 1950-м, в числе прочих шести стран первого чемпионата. Автодром в Спа принимал Гран-при до 70-го, с каждым годом становясь все быстрее и все опаснее. В последний год, когда гонка проходила на длинной конфигурации трека, машины пролетали его со средней скоростью почти 245 километров в час — при уровне безопасности тех лет цифра невероятная, заставившая закрыть “Спа-Франкоршам” на двенадцатилетнюю перестройку. К счастью, урезанная наполовину трасса избежала участи “Нюрбургринга”, потерявшего захватывающую Северную петлю, или “Аутодромо Национале”, получившего замедляющие шиканы. Дорога в Арденнах сохранила свой уникальный характер (и неповторимый участок Blanchimont — Les Combes), естественно вписываясь в окружающий пейзаж, а вовсе не следуя прихоти дизайнера, задумавшего повороты там и тут. Самый длинный трек в календаре чемпионата мира обладает всем, чтобы покорить наиболее требовательного гонщика, а заодно и проверить его талант. Здесь есть длинные скоростные участки, перепады высот, слепые выходы из узких виражей. Здесь есть “Красная вода”…
“О Руж! Самый потрясающий поворот. Проходить его — словно лететь под уклон, видя перед собой огромную гору. А чувство удовольствия и удовлетворения, возникающее, когда летишь вверх, наверное, лучшее, что может испытать гонщик”, — восхищается шестикратный победитель Гран-при Бельгии Михаэль Шумахер. “Самый захватывающий поворот в современной Формуле-1, — подтверждает другой чемпион, Жак Вильнев, которому так и не удалось заполучить Большой приз в Спа. — Небольшой изгиб налево — и трасса начинает поворачивать направо, одновременно взбираясь вверх. Болид цепляет асфальт, смещается в сторону, а выхода не видно, надо просто поворачивать, и вдруг появляется левый вираж и в этот момент машина становится очень легкой. И все это — на огромной скорости! Прохождение здесь в полную силу, может, не слишком улучшает время круга, зато придает чувство гордости. Глупое чувство, но очень важное!”
Михаэль Шумахер, для которого “Спа-Франкоршам” являлся местом дебюта и первой победы, приехал в этом году в Бельгию в ранге экс-чемпиона мира. Он спокойно принял поражение от молодых коллег, прекрасно понимая, что рано или поздно это должно было случиться: “Меня больше удивляет то, что этот момент заставил себя ждать. Раньше я бы никогда не подумал, что можно выиграть пять титулов подряд”. Немец абсолютно уверен: его преемником станет Фернандо Алонсо. Кому как не семикратному чемпиону мира знать, что преимущество в 27 очков за четыре этапа до финиша сезона очень комфортно, и лишь серия необычных событий может помешать молодому испанцу.
В четверг во время первой пресс-конференции уже ощущалось нарастающее напряжение решающей гонки: Алонсо нервничал, недовольный тем, что как лидеру ему первому приходится отвечать на трудные вопросы, Райкконен был погружен в себя и немногословен. В забитом журналистами помещении им довелось отчитываться не только о взаимоотношениях на трассе, но и в жизни. “Мы уважаем друг друга, безусловно, но не помню, когда в последний раз болтали. Так, привет-пока”, — уверяет Фернандо. “Да уж, мы не лучшие друзья”, — подтвердил Кими, не глядя на соперника. В чемпионате у них все намного проще: испанец старается не думать о том, что от титула его отделяют 44 круга почти семикилометровой длины: “Я сосредоточен на конкретном Гран-при, ведь фактически для победы в чемпионате мне нужно, чтобы Кими сошел”. Финн, пропустив замечание мимо ушей, в очередной раз подчеркнул, что не теряет надежду…
В этом году бельгийский этап поменялся местами с итальянской гонкой и проходит на две недели позже обычного для него последнего уик-энда августа. Новая дата в календаре чемпионата вызвала опасения по поводу погоды, ведь “Спа-Франкоршам” не в последнюю очередь знаменит непредсказуемостью местных атмосферных явлений, способных поразить только часть трассы, оставив другую сухой. Вот уже неделю Бельгия радуется прекрасным солнечным дням, но особый микроклимат Арденн явственно ощущается на трассе, где пять минут назад жарило солнце, и вот уже тянет холодным ветром. Прогноз на воскресенье противоречив, возможно, мы все-таки увидим первую “мокрую” гонку сезона.
ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ
СПА. Трасса “Спа-Франкоршам”. 44 круга по 6973 м (306,812 км).
РЕКОРД КРУГА В КВАЛИФИКАЦИИ — 1.43,726 (М.Шумахер, Феррари, 2002).
РЕКОРД КРУГА В ГОНКЕ — 1.45,108 (К.Райкконен, Макларен-Мерседес, 2004).
ВСЕ ПОБЕДИТЕЛИ ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ: Х.-М.Фанхио (1950, 54-55), Дж.Фарина (51), А.Аскари (52-53), П.Коллинз (56), Т.Брукс (58), Дж.Брэбэм (60), Ф. Хилл (61), Дж.Кларк (62-65), Дж.Сертиз (66), Д.Гарни (67), Б.Макларен (68), П.Родригес (70), Э.Фиттипальди (72, 74), Дж.Стюарт (73), Н.Лауда (75-76), Г.Нильссон (77), М.Андретти (78), Дж.Шектер (79), Д.Пирони (80), К.Рейтеманн (81), Дж.Уотсон (82), А.Прост (83, 87), М.Альборето (84), А.Сенна (85, 88-91), Н.Мэнселл (86), М.Шумахер (92, 95-97, 2001-02), Д.Хилл (93-94, 98), Д.Култард (99), М.Хаккинен (2000), К.Райкконен (2003).
БЕЛЬГИЯ-2004. Поул-позишн: Я.Трулли (Рено) — 1.56,232. Итоги гонки: 1.К.Райкконен (Макларен-Мерседес) — 1:32.35,274. 2.М.Шумахер (Феррари). 3.Р.Баррикелло (Феррари). 4.Ф.Масса (Заубер-Петронас). 5.Дж.Физикелла (Заубер-Петронас). 6.К.Клин (Ягуар-Косуорт). 7.Д.Култард (Макларен-Мерседес). 8.О.Панис (Тойота).
ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ 15 ЭТАПОВ. Личный зачет: 1.Ф.Алонсо — 103, 2.К.Райкконен — 76, 3.М.Шумахер — 55, 4.Х.-П.Монтойя — 50, 5.Я.Трулли — 43, 6.Дж.Физикелла — 41, 7.Р.Шумахер — 35, 8.Р.Баррикелло — 31, 9.Н.Хайдфельд — 28, 10.Дж.Баттон, М.Уэббер — по 24, 12.Д.Култард — 21, 13.Ф.Масса — 8, 14.Т.Монтейру, А.Вурц, Ж.Вильнев — по 6, 17.Н.Картикеян, К.Клин — по 5, 19.К.Альберс, П.Де Ла Роза — по 4, 21.П.Фризахер — 3, 22.А.Пиццония — 2, 23.Т.Сато, В.Лиуцци — по 1. Кубок конструкторов: 1.Рено — 144, 2.Макларен — 136, 3.Феррари — 86, 4.Тойота — 78, 5.Уильямс — 54, 6.Ред Булл — 27, 7.БАР — 25, 8.Заубер — 14, 9.Джордан — 11, 10.Минарди — 7.
РАСПИСАНИЕ ГРАН-ПРИ: Пятница. Практика — 12.00-13.00, 15.00-16.00. Суббота. Практика — 10.00-12.00. Квалификация — 14.00-15.00. Воскресенье. Гонка — 15.00-17.00.
СПУТНИКОВЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ: РТР, РТР-Спорт, SportItalia, Tele 5 Germany, RTL5, ORF1, TF1.
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь