ЧМ-2014. Жюст Фонтэн. Легенда N 13. Платиновая бутса

21:00, 8 июля 2014
svg image
828
svg image
0
image
Хави идет в печали

К сожалению, то был единственный мундиаль Жюста — из-за травм бомбардир “Реймса” вынужден был завершить игровую карьеру в 29 лет. Впоследствии он стал тренером — в частности, работал с “Пари Сен-Жермен”, “Тулузой” и сборной Марокко. В августе ему исполнится 81 год, но ветеран по-прежнему бодр и не лишен чувства юмора. На телефонный звонок “ПБ” с просьбой об эксклюзивном интервью Фонтэн немедленно ответил согласием. Оказалось, что француз неплохо говорит на английском языке, на котором мы и пообщались.

— Месье Фонтэн, как вам чемпионат мира?
— Начало очень понравилось. Много хороших матчей, высокая результативность. Однако в плей-офф стало хуже. Посмотрите на четвертьфиналы: две победы со счетом 1:0, а Голландия с Коста-Рикой не провели на двоих ни одного гола. Дотянули до серии пенальти. А ведь голландцы должны были забить много мячей с игры. Но коста-риканский голкипер проявил себя здорово. Ха, в общем, я посмотрел плей-офф и понял: мой рекорд опять никто не побьет!

— В современном футболе вообще реально отличиться на мундиале 13 раз?
— Да! Только уже не в этом году. Может, в 2018-м в России? В групповом турнире ведь результативность высокая. Там много относительно слабых сборных, которым можно наколотить уйму мячей. В плей-офф тяжелее. Туда проходят классные команды. Смотрите, в полуфинале одни гранды: Германия, Бразилия, Аргентина, Голландия.

— Вас не приглашали посетить чемпионат?
— Перед стартом турнира летал в Сан-Паулу на специальную церемонию, в ходе которой Мишель Платини и Роналдо вручили мне “Платиновую бутсу” за те самые 13 голов в 1958 году.

— Лучше поздно, чем никогда…
— Точно. В мое время подобных призов лучшим снайперам чемпионатов мира не давали. Больше полувека ждал этого. Но после церемонии вернулся домой, во Францию. В Бразилии все-таки совсем другой климат, да и часовой пояс тоже.
Для меня вояж оказался с последствиями — заболел, поднялась температура. И сейчас не до конца выздоровел. Слышите, как кашляю? Друзья приглашали слетать и на матч Франция — Германия. Увы, неважное самочувствие не позволило. Жаль, но что поделать. Смотрю чемпионат по телевизору.

— Что удивило больше всего?
— Неудача испанцев. Они выиграли три топ-турнира подряд — и вдруг не вышли даже в 1/8 финала. Для них это очень плохой сюрприз! Поразили также ранние вылеты сборных Италии и Англии. А сенсация со знаком “плюс” — выступление команд из Латинской Америки. Коста-Рика, Колумбия, Мексика оставили отличное впечатление.

— Кто завоюет золото?
— Сложно сказать. В полуфинал вышли четыре сильнейшие команды. Думаю, в решающих матчах будет побеждать тот, кто забьет первым. Как в четвертьфиналах. Бразильцы очень хорошо смотрелись против колумбийцев, но потеряли Неймара и Тиаго Силву. Очень жаль — останься эти ребята в строю, у команды Сколари был бы хороший шанс стать чемпионом. Какой гол Тиаго Силва забил Колумбии! А Неймар вообще красавец — четыре мяча, две результативные передачи. В их отсутствие Бразилии нужно чудо, чтобы стать первой.

— А чего ждете от полуфинала Аргентина — Голландия?
— В матче с бельгийцами аргентинцы забили первыми — и выиграли. У них хорошая защита, так что Месси и компания вполне могут сдержать голландцев. “Оранжевые” попусту тратят много моментов. Хотя у них классные форварды. Напомните их фамилии?

— Ван Перси, Роббен.
— Верно. И еще… Снайдер, да? Голландцы прекрасно начали турнир — 5:1 с испанцами. Но сейчас смотрятся хуже. Зато у них интересная ситуация: один голкипер для игры, другой — для серии пенальти. Благодаря замене они и вытянули матч с Коста-Рикой.

— А почему сборная Франции уступила немцам?
— Все просто: те были сильнее. У нас молодая команда. У “бундестим” больше опыта. Но я оптимист. Следующий чемпионат Европы пройдет в нашей стране. Думаю, французам по силам его выиграть. За два года ребята должны набраться опыта.

— Дидье Дешам — подходящий тренер для команды?
— Да. Как раз у него с опытом все в порядке: Дешам ведь становился чемпионом мира и Европы. И специалист он классный. Просто в его распоряжении слишком много молодых ребят, чтобы претендовать на чемпионский титул. Все четыре сборные, прошедшие дальше, сейчас сильнее Франции.

— Что скажете о Бензема?
— Мне он нравится, хороший игрок. Правда, нестабильный. Порой блеснет, а в другой день уходит в тень. Но это можно сказать о любом центрфорварде мира. Хотя у меня самого в 1958-м в каждом матче возникали шансы — и я их использовал. Ха-ха, везло! В нашем ремесле без удачи не обойтись. От Бензема в матче с немцами она отвернулась.

— Рибери и Насри в Бразилии сильно не хватало?
— Конечно, будь Франк здоров, он помог бы. Ведь у него очень много опыта. Однако Рибери некстати травмировался. Жалко, но с такими проблемами сталкиваются и другие сборные: та же Бразилия… А Насри ставит свои интересы выше командных. Такие люди сборной не нужны.

— В двух последних отборочных турнирах французская сборная встречалась с белорусской. Смотрели те матчи?
— Да, стараюсь следить за всеми играми нашей команды. Кажется, в одной встрече “трехцветные” победили со счетом 1:0? Нет? Белорусы смотрелись неплохо, но им, наверное, тоже не хватило опыта.

— Давайте вернемся в 1958 год. Самое яркое воспоминание от того мундиаля?
— Матч за третье место — как раз с Германией. До него у меня было девять голов. И удалось забить еще четыре. Плюс Раймон Копа отличился с пенальти, и мы одолели немцев в первый и пока последний раз на мировых первенствах. Потом только проигрывали — в 1982 году, 1986-м, сейчас… Помню, как после финального свистка три товарища по команде понесли меня на плечах. Это лучший момент моей футбольной карьеры. Был очень счастлив, гордился тем, что стал лучшим снайпером чемпионата мира. Как видите, прошло 56 лет, а рекорд так и не побит.

— Как вообще удалось его установить?
— В ходе сезона я лечился, пропустил пару месяцев. Но к лету набрал хорошую форму. В том году много забивал не только на мундиале, но и в первенстве и Кубке Франции, а также Кубке чемпионов. Кстати, в Швеции наша сборная вообще стала самой результативной. Три ее игрока были включены в символическую сборную: Жан Венсан, Раймон Копа и я. Партнеры здорово помогали мне на поле…

— Правда, что ваши отношения с Копа были не лучшими?
— Конфликтов не возникало. Просто мы немного разные люди. Я в то время играл во Франции, а Раймон — в Испании, в “Реале”. А на мировом первенстве нас поселили в одном номере. Я ложился спать рано, в десять вечера. Копа же только через два часа появлялся в комнате. В Испании ведь как: завтракают в девять-десять утра, обедают в два дня, а ужинают лишь в десять. Он уже перенял тамошние привычки. И на завтрак выходил на полтора часа позже меня — долго спал. Я начинал нервничать. Но ничего страшного. На поле мы взаимодействовали очень хорошо. Можно сказать, в футбольном смысле влюбились друг в друга с первого взгляда. На удивление быстро нашли общий язык. Когда мяч был у Раймона, я знал, куда именно он сейчас его отправит.

— На чемпионате мира-1958 дебютировал Пеле. Каким запомнился он?
— Сразу было видно: это великолепный мастер. Хотя у меня с ним связаны не лучшие воспоминания: ведь в полуфинале бразилец наколотил нам три мяча. Тогда забил и я, однако мы проиграли — 2:5. Пеле было всего 17 с половиной лет. Но он так обращался с мячом… А какие голы забивал в финале шведам!

— Как на том чемпионате обстояли дела с организацией?
— Нормально. А вот с регламентом — не очень. Матч с бразильцами мы заканчивали, считай, в меньшинстве. Робер Жонке получил серьезную травму — перелом малой берцовой кости, а замены не разрешались. Он остался на поле, но пришлось доигрывать фактически вдесятером. Кстати, шведы в финале уступили Бразилии с тем же счетом 2:5. Только, в отличие от нас, провели всю игру полноценным составом.

— Из-за проблем со здоровьем вы закончили карьеру рано…
— Да, мне не было еще и тридцати. Получил один перелом, через полгода — другой… И все — врачи сказали, что на поле я больше не выйду. Конечно, жаль, что не поиграл больше. Вы не поверите, но на нормальном уровне выступал всего шесть лет. Тем не менее карьерой доволен. В 21 матче за сборную провел 30 голов. А ведь не бил ни пенальти, ни штрафные, ни угловые!

— Почему?
— К “точке” подходил разве что в “Реймсе”, когда Копа уехал в “Реал”. А в сборной делать это доверяли только Раймону. Угловые же мне не давали исполнять, потому что лучше всех в команде играл головой. Хотя ростом не отличался — были ребята повыше. Но все ждали, что я буду откликаться на навесы и забивать. Вообще, футбол всегда был моей главной страстью. И единственной — спросите у жены, она подтвердит.

— Потом вы стали тренером…
— Сдал экзамен, но поначалу не мог найти серьезную работу. Был слишком молод, и профессиональные команды мне не доверяли. Пришлось подождать года два-три. Зато в начале семидесятых стал первым в истории тренером “ПСЖ”. Тогда этот клуб только основали, и мне сразу же удалось вывести его из второго французского дивизиона в первый. Ха, то достижение не повторил никто! Ведь с тех пор парижане ни разу не покидали элиту.

— Вам нравится нынешний “ПСЖ”? Катарский шейх во главе, очень большие деньги…
— Я знаком с этим шейхом, и он производит хорошее впечатление. Человек умен и, несмотря на богатство, прост в общении, никакого высокомерия. У меня с ним хорошие отношения. Так что “ПСЖ” по-прежнему симпатизирую. И мои внуки с большим удовольствием ходят на тренировки парижан, чем в Диснейленд!

— В заключение расскажите, чем занимаетесь сейчас?
— Да ничем, просто наслаждаюсь отдыхом. Нахожусь в Сен-Тропе — лето, красота, отличная погода, рядом море. Что еще надо?

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?