ЧМ-2014. Эксклюзив. Франки ван дер Эльст: россиянам далеко до сборной СССР

21:06, 9 июля 2014
svg image
789
svg image
0
image
Хави идет в печали

То был первый мундиаль в карьере Франки ВАН ДЕР ЭЛЬСТА, а позже хавбек участвовал в подобных турнирах еще трижды — в 1990, 1994 и 1998 годах. 53-летний ван дер Эльст, возглавляющий нынче “Рузеларе”, входит в число самых известных бельгийских игроков всех времен. Он провел 86 матчей за сборную — столько же у Эрика Геретса, больше лишь у Яна Кулеманса и Тимми Симонса. А в 2004 году король футбола Пеле назвал Франки в числе 125 лучших футболистов мира из живущих на тот момент. Вчера мы позвонили бельгийцу с просьбой об интервью — и получили согласие. Как и его старый товарищ по “Брюгге” и сборной Кулеманс, ван дер Эльст оказался доброжелательным и простым в общении собеседником.

Франки, ваше мнение о бразильском мундиале?
— По-моему, отличный турнир. Интересные матчи, красивые голы. Все на высоком уровне. Многие суперзвезды оправдывают ожидания: Месси, Роббен, Хамес Родригес выглядят очень здорово. Хорош был и Неймар, пока не получил травму. Может, многие матчи плей-офф выдались и не такими яркими, как групповой турнир. Однако все они прошли в очень упорной борьбе.

— Можете сравнить этот чемпионат с другими?
— Сделать это сложно. Но видно, что командам приходится играть в тяжелых климатических условиях. Жара и влажность отнимают у футболистов силы. Отсюда много травм в концовках матчей. Учитывая все это, смело скажу: мы наблюдаем за прекрасным турниром.

Кто возьмет золото?
— Вообще считал фаворитами бразильцев, но без Неймара это уже другая история. Так что не удивлен, что в полуфинале хозяева уступили дорогу немцам. Хотя, конечно, не ожидал, что счет окажется столь крупным. Сборная Германии отлично начала турнир, потом смотрелась не так ярко, однако сейчас прибавила и имеет хорошие шансы на золото. Впрочем, аргентинцы и голландцы тоже способны на многое. В их составах яркие личности, которые могут принести результат.

— “Оранье” впечатляет?
— Мне нравится ее игра. Луи ван Гал — один из лучших тренеров мира. В большинстве своем он принимает верные решения. У многих возникали вопросы по поводу тактики голландцев. Но коуч гнул свою линию, и “оранжевые” прошли далеко. Ситуация с заменой вратаря меня не удивила. У ван Гала возможно все!

— Вы бы рискнули так поступить?
— Не уверен. А вот один из моих коллег в Бельгии несколько лет назад сделал то же самое в кубковом матче. Это Хейн Ванхазебрук, возглавлявший тогда “Кортрейк”, а недавно перебравшийся в “Гент”. Его команда в серии пенальти взяла верх. Так что ситуация не уникальная.

— Кто для вас лучший футболист турнира?
— Пожалуй, Хамес Родригес. Сборная Колумбии играла просто чудесно. Ее футболисты бились с такой страстью!

— Кого назовете голкипером номер один?
— Ох, выбрать сложно. Хороших вратарей полно. Мануэль Нойер отлично сыграл против алжирцев, Кейлор Навас блеснул в нескольких матчах. И наш Тибо Куртуа действовал надежно, это классный мастер. Правда, работы у него было не очень много. Мексиканец Гильермо Очоа тоже смотрелся здорово. В общем, перечислять можно долго.

— Вы были хавбеком оборонительного плана. Впечатлил ли кто-то из игроков, выступающих на этой позиции?
— Знаете, за последние лет десять-пятнадцать у футболистов этого амплуа поменялся стиль. Сейчас опорникам нужно иметь навыки плеймейкеров, дирижировать партнерами. В мое время было проще: надо было остановить атаку соперника и отдать мяч ближнему партнеру. Диспетчерские качества особо не требовались, этим занимались “10-е номера”. Из нынешних хавбеков отмечу Швайнштайгера, Витцеля. Они умеют и обороняться, и атаковать.

— Турнирный путь сборной Бельгии оборвался в четвертьфинале. Какой оценки заслуживает команда?
— Скорее, хорошей. В группе взяли девять очков из девяти возможных. Здорово смотрелись в матче 1/8 финала с американцами — лучшее наше выступление. Хотя соглашусь, что в остальных встречах качество игры не было блестящим. Могли бы действовать ярче, зрелищнее. А в четвертьфинале аргентинцы взяли верх за счет опыта. Они рано забили — и “засушили” игру. У нас возникли проблемы. Хотя, на мой взгляд, индивидуально бельгийские футболисты сильнее аргентинцев. Через два года они еще больше созреют и на первенстве Европы смогут выступить лучше.

— Марк Вильмотс сказал, что аргентинская сборнаясамая обычная
— Ну, это он погорячился. Марка можно понять — сразу после поражения его переполняли эмоции. Команда, цвета которой защищает Месси, не может быть заурядной. А ведь, кроме Лео, у аргентинцев есть Ди Мария. Отличный гол нам забил Игуаин. Обычная сборная не попадет в четверку лучших в мире. Другое дело, что “альбиселесте” тоже играет не очень зрелищно. Состав по сравнению с прошлыми турнирами изменился, в полузащите — два футболиста оборонительного плана…

— Одним из разочарований турнира стал Эден Азар. Согласны?

— Я ждал от него большего. Надеялся, что он будет тянуть команду, как Месси, Роббен, ван Перси, Неймар, Хамес Родригес. В некоторых эпизодах Азар смотрелся хорошо. Но в целом Эден действительно не оправдал ожиданий. В решающие моменты его не было видно.

— Вы когда-нибудь тренировали кого-то из участников мундиаля?
— Из бельгийцев — никого. Но одно время в “Синт-Трейдене” работал с форвардом сборной Ирана Резой Гучаннежадом.

— А с Вильмотсом вместе играли. Какой он человек?
— Сильная личность. У Марка менталитет победителя. Тренирует он так же, как и играл: прагматично, серьезно, по-деловому. Без глупостей. Думаю, Вильмотс хорошо выполняет свою работу. Правда, я был не вполне согласен с составом, выбранным им на стартовую встречу с Алжиром. Но впоследствии Марк все делал правильно. Для него ведь это тоже первый топ-турнир в качестве тренера. Он получил опыт.

— Вы сами выступали на четырех чемпионатах мира. Какой вспоминаете чаще всего?
— Конечно, 1986 года. Тогда мы пробились в полуфинал, где уступили аргентинцам с Марадоной. И в 1990-м в Италии у нас тоже была хорошая команда. Только не повезло.

— Два ваших мундиаля прошли в Европе, два — в Америке. Разница велика?

— В Мексике были неважные поля, да и пришлось адаптироваться к высоте. Это требовало специальной подготовки. К тому же и там, и в США было жарко. Как сейчас в Бразилии. Все-таки европейским сборным за океаном приходится непросто.

— В 1986 году “Красные дьяволы” выбили из розыгрыша сборную СССР. Каким запомнился тот поединок 1/8 финала?
— Я тогда на поле не выходил, сидел на скамейке. Начали мы слабо, в первые полчаса счет мог стать 2:0 или 3:0 в пользу соперника. Команда СССР была очень сильна — один Беланов чего стоил. Так что нам повезло, что к перерыву уступали лишь 0:1. А затем сравняли счет — и стали прибавлять. Играли все лучше и лучше. Это историческая победа, о ней до сих пор помнит вся Бельгия. Своего рода точка отсчета, ориентир. В каком-то смысле нынешняя сборная сражалась не только с соперниками, но и с нами, своими предшественниками. Ребята очень хотели повторить наш успех. Они попали на топ-турнир впервые за двенадцать лет и испытывали давление.

Если вернуться к матчу с командой СССР, согласитесь ли, что добиться исторического успеха вам помог арбитр Фредрикссон?
— Я понимаю, что вы имеете в виду. Говорили, что и Шифо, и Кулеманс тогда забили из офсайдов. Но не уверен, что действительно так и было. Это сейчас футбол снимают двадцатью камерами. В наше время — всего одной, которая не обязательно брала оптимальный ракурс. Со скамейки я не видел, находились ли наши ребята “вне игры”. И телеповторы не дали четкого ответа. Может, офсайды были, а может, и нет. Ничего не доказано.

— Сейчас бельгийцы сражались с Россией. Она намного слабее той советской команды?
— О да, нынешним россиянам далеко до сборной СССР. Я не могу сказать, в чем причина. Не знаю российский футбол достаточно хорошо, чтобы судить о его проблемах. Во всех странах так: иногда подрастает хорошее поколение, иногда — не очень. Как качели: то вверх, то вниз. С другой стороны, Россия пробилась на топ-турнир, а многим не удается и это. Так что все не так плохо. А почему команда не смогла достичь большего, мне из Бельгии не видно.

— Вы выступали за сборную до 37 лет. Как это удалось?
— Повезло: за всю карьеру не получил ни одной серьезной травмы. И я жил футболом, профессионально относился к делу. На какое-то время, кстати, ушел из национальной команды. Мне уже было прилично за тридцать, и подумал, что хватит. Но затем сборную возглавил новый тренер и попросил меня вернуться, дабы помочь попасть на чемпионат мира-1998. В отборочной группе первыми стать не удалось, однако опередили Турцию и Уэльс, заняли второе место, в плей-офф одолели ирландцев и завоевали путевку во Францию. Там я и завершил карьеру в сборной. Никогда не думал, что сыграю на четырех мундиалях. Но это случилось.

— Останься вы в рядах “Красных дьяволов” еще на пару лет, и могли бы выступить на домашнем EURO»2000…
— Ха, ну нет, это было бы уже слишком. Я выступал до 1999 года в “Брюгге”, но затем решил закончить карьеру. И так доиграл до 38 лет — более чем достаточно.

— В 2004 году Пеле включил вас в знаменитый “список 125”. Большая честь?
— Конечно, приятно. У меня есть специальная памятная книга, выпущенная по такому поводу. Так что это почетно — хотя и не более того. Ведь на самом деле в мире гораздо больше классных футболистов, чем 125.

Вы провели большую часть карьеры в “Брюгге”, а за границей никогда не играли. Неужели не поступало хороших предложений?
— То были другие времена. После “дела Босмана” многое изменилось, границы фактически открылись. Но я тогда уже заканчивал карьеру. А до этого уехать за рубеж было непросто. Хотя некоторым удавалось — Шифо, Класену, Геретсу, Пфаффу. Сейчас же 15-16-летние ребята покидают Бельгию, чтобы отправиться в Англию и другие страны. На самом деле это проблема для нашего футбола.

В 80-х годах в сборной Бельгии было сразу три ван дер Эльста: помимо вас, еще Франсуа и Лео…
— Они друг другу приходятся родными братьями. Но у меня с ними родственных связей нет.

— Сейчас в бельгийском футболе тоже есть ван дер Эльсты?
— Ни одного не знаю. На высоком уровне точно нет. Вот и мой сын не стал футболистом.

— Ваш товарищ по сборной 1980-х годов Франк Веркотерен недавно возглавил самарские “Крылья Советов”. Не хотели бы тоже потрудиться на просторах бывшего СССР?
— Нет. Мне хорошо и в Бельгии — нет амбиций, чтобы отправляться куда-то далеко. У Веркотерена, видимо, они есть. Что ж, он хороший специалист. В России, думаю, скоро в этом убедятся. Франк и в бытность игроком уезжал во Францию, выступал за “Нант”. А я, наверное, больше домосед.

— Какие у вас амбиции на тренерском поприще?
— Совсем недавно стал у руля “Рузеларе”, команды второго бельгийского дивизиона. В прошлом сезоне у нее возникло много проблем, в результате чего она финишировала лишь 15-й. Сейчас мы начинаем новый проект, и работы предстоит много. Надеюсь, выступим гораздо лучше. Хотелось бы вернуться в элиту.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?