1-я лига. Николай Рындюк. 30 тысяч за битый “Спартак”

21:19, 17 июля 2014
svg image
1599
svg image
0
image
Хави идет в печали

А спустя пару часов мы устроились на скамейке у его дома на проспекте Независимости. Шум из стоявшей рядом коляски послышался только через полчаса. Ровно столько, кстати, и было отведено на нашу беседу.

— Начало домашних матчей “Звезды” обычно назначается на полдень. Неудобно?
— Безусловно. Так рано, кажется, только поединки СКВИЧа пару лет назад проходили. Поэтому для меня это не впервые. Что сказать? Организму и без того непривычно, так еще и на матч со “Звездой” пришлось выезжать с утра пораньше. Еще до восьми позавтракали — и вперед. Вероятно, потому начало встречи и не задалось. Пока раскочегарились… Ну и поле, конечно, не ахти. Много факторов было против нас. Оттого и поединок получился боевой. Хорошо еще, с погодой повезло — обошлось без солнцепека. Иначе было бы совсем худо.

— Наставник брестского “Динамо” Сергей Ковальчук футбол на синтетике называет ненастоящим.
— Я тоже не любитель искусственных полей. Там и работа с мячом совершенно иная, и мышцы со связками другие заняты. А возрастным игрокам еще и смена покрытия дается нелегко. Натуральный газон на искусственный не променяю никогда.

— Недавно “Сморгонь” как раз обзавелась синтетикой для тренировок. Выходит, для вас это не такое уж и благо?
— Ну почему же? Ведь наше покрытие — последнего поколения. Оно лучше его первых аналогов. Кроме того, раньше “Сморгони” тренироваться было, считай, негде. Игровое поле давали через раз. Перед сезоном ездили по тридцать километров до Ошмян и обратно — там такая синтетика появилась раньше. Теперь она есть и у нас. Это для сморгонского футбола хороший знак. И мотивация развиваться. Зимой искать тренировочные поля уже не нужно. Да и сейчас, если предстоит матч на искусственном покрытии, как, например, со “Звездой”, можно недельку и на синтетике поработать.

— Старые травмы на ней не вылазят боком?
— Есть такое: и ахиллы, и связки. Повторюсь: это совсем другое сцепление с газоном. Кому-то выход на синтетику вообще противопоказан — сразу мениски повреждаются. У меня пока все держится.

— И пятки?
— Давняя история — подозрение на пяточные шпоры. Очень больно было. Не мог бегать, финты исполнять. Утром просыпаешься — нужно ноги размять. Иначе никак. Из-за этого, кстати, с “Газиантепспором” пришлось расстаться. После сезона-2002 было много хороших вариантов трудоустройства: предметный интерес проявляли московский “Спартак”, “Шинник”. Мне было 24 года — золотой возраст. Но мучили пятки. Не знал, что делать. Пришлось возвращаться домой. Заключил контракт с минским “Динамо”. Благодаря Анатолию Байдачному, его давнему помощнику Григорию Есауленко, а также оплатившему мое лечение Юрию Чижу отправился на обследование к известному немецкому доктору Пфайферу. У него же прошел курс рентгенотерапии. Спускаешься с первого этажа еще на пять вниз. Там — огромный аппарат. По полминуты облучает пятки, чтобы умирали все нервные окончания. Всего — около семи процедур, которые проходят через день. Итого — две недели. Меня предупредили, что сразу может быть обратный эффект. Так и вышло — стало хуже. А затем — наоборот. Со временем полностью вылечился. Но к тому времени уже уехал из России, вернуться туда невероятно трудно.

— Сморгонь по сравнению с Минском — одна улица. Скучно?
— У нас такой график, что каждую неделю два-три дня провожу дома. Да и к родным всегда можно на машине рвануть. Помню, от Баковки, где жил на базе московского “Локомотива”, до Черкизово добирались пару часов. И это — по городу. С таким расчетом заранее на тренировку и выезжали. Поэтому 110 километров, что разделяют Сморгонь и Минск, — не расстояние.

— Вам уже 36. Для форварда — возраст немалый. Чувствуете, что финальный свисток все ближе?
— Естественно. Если бы ощущал, что совсем с работой не справляюсь, конечно же, ею бы уже не занимался. Но пока хватает и здоровья, и самолюбия. Это и деньги какие-никакие — семью же кормить надо. Поэтому стараюсь следить за собой, соблюдаю режим, диету. А вообще сейчас трудно выстроить планы на два-три года вперед. Закончится сезон — там и подумаем.

— Николай Рындюк — будущий судья? Тренер? Агент? Бизнесмен?
— Каждому свое. У меня тяги к бизнесу нет. Вся жизнь связана с футболом. Планирую, что это надолго. Полтора года назад получил тренерскую лицензию категории “В”. Собираюсь продолжить обучение. Мне хватает и уважения со стороны тех же игроков “Сморгони”, и харизмы, и организаторских качеств. Думаю, на тренерской стезе у меня должно получиться.

— Самый необычный бизнес, который ведут ваши знакомые футболисты?
— Сразу приходят на ум Кульчий со Штанюком — и их оборудование для видеосъемок. Молодцы! Тому, кто заработал денег, можно и ресторан содержать. Это у футболистов самый распространенный бизнес.

— С кем из одноклубников хотели бы встретиться прямо сейчас?
— С Джафаром Ирисметовым — бывшим форвардом московского “Спартака” и мозырской “Славии”. Один из лучших узбекских бомбардиров. Мне сразу после заключения контракта с “Машалом” его помощь оказалась очень кстати. Хотя до этого знакомы не были. У нас похожие судьбы: Ирисметову тоже не удалось сполна реализовать талант.

— С кем из известных игроков до сих пор поддерживаете отношения?
— С Андреем Лавриком хорошие друзья. Он из Червеня. У меня мама из этого города, там провел детство у бабушки. Вместе с Лавриком подписывали контракты с “Локомотивом”. И затем постоянно общались. С его семьей хорошо знаком. А вообще, футбольная жизнь — особая. Вроде с одноклубниками отношения тесные. А затем нас раскидывает по миру — и мы уже просто приятели.

— Вы на своем веку пересекались с сотнями игроков. Самый удивительный из иностранцев?
— Агент как-то привез на тренировку “Гуанчжоу” толпу африканцев. У них с собой ни бутс, ни формы — ничего. Такое ощущение, что ребят с пальмы сняли, надеясь хоть за одного из десяти деньги поиметь. Бразильцы из “Газиантепспора” веселые были. Похожие на русских. Любили погулять.

— Матч, который не забудется никогда?
— Пожалуй, Беларусь — Польша на “Динамо” с покером Василюка. Эдуард Васильевич Малофеев чересчур на меня разозлился. Выпустил на поле на 70-й минуте — и через тринадцать минут усадил на скамейку. Обидно до слез! Я молодой был, горячий. Ухожу с поля, а массажист Шматко подносит мне попить. Я майку снимаю и швыряю рядом с ним на землю. На трибунах — сорок тысяч зрителей! Потом были собрания и разборы “компартии”. Мне выговор устроили: это же майка сборной, разве ты не патриот? Объяснял, что все из-за эмоций.

— А почему случилась та замена?
— Выигрывали со счетом 4:0. И я не побежал за защитником. Тут же — подача с фланга, и на табло уже 4:1. Тренер решил, что из-за меня.

— Сборная Беларуси была невероятно близка к матчам плей- офф отбора на ЧМ-2002. Для этого было достаточно завершить ту квалификацию выездной победой над Уэльсом, игравшим к тому же без Гиггза. Но вместо этого случилось поражение — 0:1. Что это было?
— Всяких хватало разговоров. У Малофеева возникли подозрения, якобы что-то с результатом нечисто. После встречи — крик, шум, гам. Но я был молодой и всех подробностей знать не мог. Мы с Глебом вышли после перерыва на замену, пытались что-то создать у чужих ворот. У меня хороший момент был после паса Василюка. Увы…

— Кого из тренеров терпеть не могли?
— Со всеми нахожу общий язык. Хотя все наставники особенные. Могу назвать тех, работа которых нравилась больше всего. Курбан Бердыев — сильный тактик, конечно. Юрий Семин — хотя тренер и своеобразный. Оказалось, что я игрок не его вкуса. Почему — не объяснял. Это Россия: если за сезон не удалось себя зарекомендовать с наилучшей стороны, то все — начинаются аренды. Как говорится, спасибо и до свидания. С точки зрения человеческих отношений Игорь Гамула — великолепный тренер. Умел найти подход к любому футболисту: пошутить, подбодрить, провести время с ребятами вне поля. За него люди землю грызли.

— А обратный пример — Валерий Овчинников из Нижнего Новгорода? Останавливал автобус на трассе и говорил игрокам: дальше до города — бегом.
— Обманул меня Борман — денег не дал. И тренировки у него, конечно, адские. Во-первых, нагрузки просто невероятные. Во-вторых, сами упражнения. Отрабатывали от штрафной до штрафной подкаты без мяча. Или замыкание навеса головой — тоже без мяча. Тренер мог стать с сигаретой и кофе и сказать: сегодня тренировка с мячами. Все, разумеется, сразу были рады. А Овчинников: взяли мячи и побежали по кругу!

— Самые ужасные условия для тренировок?
— Сразу вспоминается Узбекистан — из-за погоды. Жарко было невероятно. Целый день сидели под кондиционером. Занимались с восьми до девяти — утром и вечером. Но бывало и иначе. Однажды тренер “Машала” Владимир Фомичев устроил испытание. Проехав восемь часов на автобусе, на базе вышли на тренировку около пяти вечера. И бегали кросс. Спрашиваю: почему не позже? Отвечает: это термотренировка — привыкаем к погодным условиям.

— Самые большие премиальные?
— “Локомотив” из Нижнего Новгорода принимал “Спартак” — с Барановым, Титовым, Тихоновым. Они были умельцы вязать на поле кружева. И, как обычно, другие фавориты — “Локомотив”, “Динамо” — стимулировали нас отнять у “Спартака” очки. За победу выходило вроде тысяч тридцать, за ничью — пятнадцать. Держались мы до 79-й минуты, пока начало победе гостей со счетом 2:0 не положил Максимка Бузникин. Его еще Гитаристом звали — даже какие-то песни свои записывал.
Играли от начала и до конца каждый с каждым. Я бегал меж двух защитников — Булатова и Хлестова. Меня на 36-й минуте заменили и другого такого же форварда выпустили. Короче, прессинг был по всему полю. Понятно, что красиво играть против “Спартака” было невозможно. Особенно Нижнему Новгороду. Поэтому сражались вот так — за деньги.

— Узбекистан, где с 2010-го вы провели два сезона, и “Сморгонь” разделяет финансовая пропасть. Как переносится такой контраст?
— Непросто. Привыкаешь к одной жизни, а потом начинается другая. Но ничего страшного. Я же не могу постоянно зарабатывать много. А денег пока на все хватает. К тому же сейчас у меня плавный переход от игрока “Сморгони” к тренерской деятельности.

— Узбеки что за народ?
— Простой. Но это азиатский регион. Там у всех постоянная тяга обмануть. Если ты русский, белорус или украинец, как тебя не надурить? Со мной ни “Машал”, ни “Динамо” из Самарканда, ни “Новбахор” до конца не рассчитались.

— Плов ели каждый день?
— Да. Вкусный — такое ощущение, что его можно съесть целый таз. Баранина, яйца, морковка, рис особый, специальные добавки. Умеют готовить — ничего не скажешь.

— Разве это совместимо с футбольной диетой?
— Спасало то, что Узбекистан — жаркая страна. Я там весил, как 14-летний — 73 кило. Хотя боевой вес — 77.

— Пересечься на поле с Ривалдо и Сколари вам, кажется, так и не удалось?
— Только-только заключил контракт с “Машалом”. Второй круг мы начинали матчем с их “Бунедкором”. А бразильцы уехали из Узбекистана всего неделей раньше. До этого команда из Ташкента финансировалась очень мощно. К ней тянулись и остальные. А затем все потихоньку пошло на убыль. Сейчас это турнир уровня чемпионата Беларуси. “Бунедкор”, “Пахтакор”, “Насаф”, думаю, смогли бы побороться за его золото. Они забирают лучших игроков — как и наши “Динамо” с БАТЭ.

— Кстати, кто из них выиграет титул?
— Состав “Динамо” — самый сильный за последние сезоны. И легионеры у минчан хорошие. Думаю, интересная борьба за титул будет. БАТЭ не стоит дремать. Посмотрел недавно матч борисовчан с “Торпедо” — расстроили они меня. Вроде перед квалификацией Лиги чемпионов от матча к матчу должны играть сильнее. Но…

— Вы дали множество интервью. Есть история, которую не знает никто?
— Было мне лет пятнадцать. “Смена” поехала на международный турнир в Испанию. Тащились через всю Европу пятеро или шестеро суток. Матчи были с “Барселоной”, сборной Каталонии, “Сарагосой”. Они сложились для меня результативно — еще двадцать лет назад с финтами у меня было хорошо. И перспективным мальчиком заинтересовался то ли владелец, то ли скаут “Сарагосы”. Договорились, что пополню ее академию по достижении шестнадцати лет. Но незадолго до этого я чуток напортачил. Подрался по молодости, получил условный срок. И вот этот мужчина приезжает на “Смену” — забирать меня, с родителями общаться. И вдруг узнает, что Рындюк — невыездной. А интерес был серьезный. Не случись той драки, может, мы сейчас с тобой не общались бы. Наверное, судьба…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?