Министерские новинки от "старых маразматиков"
И результаты минувшей Олимпиады в Солт-Лейк-Сити лишний раз подтвердили правильность нашей позиции и ущербность ее восприятия власть имущими. Спорт высших достижений Беларуси практически повторил все те же ошибки, что были допущены в Сиднее-2000 и ранее.
Виды спорта не были отобраны с необходимой тщательностью и расчетом. На Олимпиаду поехали спортсмены, результаты которых при желании прогнозировались легко, с точностью до необходимого «десятка». Вопросы исследования и апробации фармакологических средств не сдвинулись ни на йоту. Центр аналитических прогнозов, планирования подготовки, включая вопросы технологии, физиологии, биологии так и не создан — «все знаем»? И вновь команды, отдельные спортсмены ехали на конечную «остановку» своей четырехлетней адской тренировочной работы в одном мифическом трамвайчике, но, по Михаилу Задорнову, «в разных направлениях».
65 лучших спортсменов страны, 38 из которых — олимпийские аксакалы, выполняли так называемые «плановые» задания. Но вот что это за планы? Какова их суть? В отчете министра об итогах участия белорусских спортсменов в XIX зимних Олимпийских играх есть масса цифр и таблиц, которыми изобилует разнообразная статистика Игр. Приводятся любопытные сравнения, но нет главного — плана и его выполнения.
Какое плановое задание имел вид спорта и как он с ним справился, никому неизвестно. Невыгодная таблица, т.к. больше половины видов далеки от заданных показателей. Ну никак нельзя считать выполненным, к примеру, задание по конькобежному спорту, если блистательная Анжелика Котюга была близка к медали, а остальные участники к заветной восьмерке не подошли и близко. Не спорю, может, и есть среди них потенциальные Железовские, но как трудно считать Олимпийские игры полигоном для испытаний. Таких примеров много, особенно когда целый вид спорта «закрывается» за счет хорошего выступления одного спортсмена — вспомните летние игры в Сиднее, когда легкая атлетика, «завалив» все беговые виды, прыжки, ходьбу и т.д., считалась очень удачным видом за счет результатов метателей. Не спорю, медали, а тем более золотые — это весомый вклад в копилку родины. Но как трудно смотреть на вид спорта, когда деньги, и большие, затрачиваются на всех без исключения, а с пользой реализуются единицами, т.к. наша олимпийская команда, изобилующая низкими результатами, напоминает неуклюжее тело, скачущее только на одной здоровой лапе.
Еще 14 мая 1999 г. в своем письме к министру спорта Евгению Ворсину мы рекомендовали сократить не только количество финансируемых дисциплин, но и пересмотреть число «стипендиатов» внутри самого вида. Не может маленькая Беларусь содержать за бюджетный «кошт» более 130 видов спорта! То, что Консультативный совет НОКа рекомендовал министерству начиная с 1999 года и в докладных записках, и в устных беседах с руководством, и в публикациях в «Прессболе» (N 168 от 21.12.2000, N 140 от 14.09.2001), теперь нашло свое «прозрение» в «рекомендациях» Минспорта в отчете президенту страны, где следует, цитирую: «…определить перечень приоритетных олимпийских видов спорта в количествах: 19-22 — летних, 4-5 — зимних, 3-4 — не входящих в программу Олимпийских игр… Создать для белорусских спортсменов в приоритетных видах спорта центры олимпийской подготовки, имеющие собственную спортивную базу… Рассмотреть вопрос о создании… антидопингового центра»…
Обо всем этом наш Консультативный совет говорил давно и настойчиво. Но руководству Минспорта в лице замминистра Александра Григорова и начальника управления спорта Дмитрия Шичко, видимо, нужно было завалиться на XIX зимней Олимпиаде, чтобы хоть что-то понять. Кстати, об управлении этими функционерами большим спортом: что это за планирование, когда сегодня практически сведен к нулю календарь летних видов (все деньги съела зима)? Или мы постоянно чиним Тришкин кафтан?
Видимо, до недавнего времени о летних видах у нас вообще никто не задумывался. Ведь сразу после окончания Олимпиады в Сиднее должен был быть создан Оргкомитет по подготовке к Играм в Афинах, отработан четкий план мероприятий, учтены ошибки, допущенные ранее, создана антидопинговая комиссия, комитет по прогнозированию результатов и многое другое. Ничего этого нет! И снова аврал, и снова бедные тренеры и спортсмены вместо «законных» четырех лет подготовки, будут агонизировать два с хвостиком.
Мы отстаем не только в вопросах планирования, материального обес- печения, прогнозирования, научного подхода к подготовке команд. Мы отстаем по времени! Снова цитирую отчет министра спорта: «…В мужской национальной команде по биатлону допущены серьезные ошибки в планировании и выполнении тренировочной программы в подготовительном периоде и при реализации стратегии и тактики подготовки спортсменов к главному старту четырехлетия». А где же вы были, уважаемые господа Ворсин, Григоров, Шичко и другие, что не заметили ошибок не после финиша, а до старта — в том самом подготовительном периоде? Значит, либо не заглядывали в планы, не бывали на тренировках биатлонистов, либо, что скорее всего, не разбираетесь в тонкостях подготовки спортсменов высокого класса. Чего же теперь бить в грудь и расписываться в собственном бессилии? Стыдно! Стыдно не знать олимпийской тактики, регламента мероприятий и основ процедуры допинг-контроля. Зачем же тогда возить себя за тысячи километров? За очередной порцией позора? Может, честнее было бы уступить свои места людям, которые уже не один десяток раз проходили допинг-контроль, которые пользуются заслуженным авторитетом в международных организациях. Возможно, и не было бы громких скандалов, которые с таким трудом частично удается тушить.
Множества ошибок удалось бы избежать руководству министерства и НОКа, если бы много лет назад была бы сделана одна простая вещь — во главу угла следовало поставить того, кто создает спортсмена, а значит, и результат. Тренер — вот главная фигура в спорте, вот то самое древо, чьи ветви, ученики впоследствии воздвигают пирамиды славы страны! Сегодня, чтобы сравнительно быстро восстановить былую мощь белорусского спорта, необходимо и материально, и морально поддержать тренеров. Поверьте, они быстро со всем справятся без всяких понуканий, без дурацких аттестаций и переаттестаций и еженедельных накачек! Они понимают, что главный критерий оценки тренерского труда — результат учеников. Нет результата — нет тренера!
По-видимому, в вопросе приглашения российских и украинских спортсменов Минспорта также совершает трудно исправимую ошибку. Не спортсменов, а тренеров следует звать к нам на работу, создавая при этом максимально выгодные условия труда. Спортсмены сами потянутся за своими мэтрами. Вот здесь и появится возможность выбора лучших из них. Несомненной ошибкой можно считать «приобретение» женской лыжной сборной, чей возраст колеблется от 28 до 37 лет! Нетрудно подсчитать, сколько девочкам будет через 4 года!
Просто диву даешься, какие глупости совершаются под «крышей» нашего министерства. Сегодня с большой натяжкой можно признать выступление фигуриста Давыдова, как «фигурный» юмор. Неужели специалисты (если таковые имеются) не знали, что без прыжков в 4 оборота ему совершенно нечего делать на Олимпиаде? Не знали, что в почти аналогичном положении была и Юлия Солдатова? Даже не будучи специалистами-зимниками, всем было ясно, что ни в лыжном двоеборье, ни в прыжках с трамплина, ни в шорт-треке, кроме скандалов, Беларуси ловить нечего. Так зачем же финансировать позор? С упрямством, достойным лучшего применения, руководители, отвечающие за комплектование олимпийской сборной, посылали ребят на верную спортивную смерть.
Господа руководители, поймите, что неудачное выступление любого спортсмена обязательно наносит ему психологическую травму, которую впоследствии очень трудно лечить и самому атлету, и его тренеру. Иногда на это уходят годы!
Спортсменов необходимо подготавливать к главным соревнованиям, нужно давать почувствовать им вкус победы на второсортных турнирах, уметь убедить своего подопечного в его потенциальных возможностях, укрепить веру в свои силы — и только тогда выпускать на более высокий уровень. Но и не следует забывать: твое выступление — это лицо твоего народа, твоей отчизны! Мы в свое время это чувствовали исключительно глубоко, тонко, ответственно.
Увы, сегодня руководство Минспорта состоит из людей, которые никогда не жили большим спортом, не чувствовали и не знали его. Но и это было бы небольшой бедой, если бы наши спортивные начальники старались перенять то лучшее, что есть у старого поколения. Мы этого ждали, но, увы… Прошли годы, а воз и ныне там.
Хорошо хоть вспомнили о старых «советах посторонних», выдав их за свои собственные новинки, когда пришлось объяснять провалы Солт-Лейк-Сити.
Клим, Сидяк, Шарий, Каминский, Тараненко, Железовский, Гантварг, Зубрилин, Маклаков, Кныш, Вергеенко — они во многом неудобны, колючи, эти члены неформального Консультативного совета. Но как много ошибок можно было бы избежать, если бы вместо многолетней конфронтации, попыток уничтожить этих «старых маразматиков», взять да и поучиться у них… Слабо?
Комментарии
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь