ГЛАС НАРОДА. Закрытый футбол

14:57, 2 декабря 2002
svg image
1199
svg image
0
image
Хави идет в печали

Заинтересованность “Прессбола” в развитии белорусского футбола понятна: на гребне международной популярности наших команд поднимается рейтинг издания как на внутреннем, так и внешнем рынках, а это и есть доход, к которому стремится любой и каждый субъект хозяйствования. К чему стремятся общественные и бюджетные субъекты “безхозяйственности”, практикой также установлено — нельзя сказать, что они не пытаются обосновать свою жизненную необходимость, вся их трепетная активная деятельность наверняка должным образом запротоколирована, нормирована, проверена и высоко оценена соответствующими товарищами, — но нам, рядовым болельщикам, от этого ничуть не легче.

Чтобы поучаствовать в чемпионате города (по сути — любительском турнире), нужен такой взнос, что любителям необходимо становиться “профессионалами”, коих, никому не нужных, в стране и так бесчисленное множество. Наверняка должна быть и коммерческая любительская “премьер-лига” города (села), но ведь должны же существовать альтернативные, действительно непрофессиональные турниры. Пусть даже на начальной стадии по мини-футболу без ограничения доступа, где гарантией участия команд будут не сметы, а принципы оздоровления населения. Должны же наконец чем-то заниматься региональные структуры БФФ, да и местной прессе нашлось бы занятие, альтернативное обсасыванию каждого шага местных “звезд”. Глядишь, и тираж аборигенских изданий поднялся бы за счет спроса со стороны участников местечковых сражений, их друзей и родственников.

Главная же польза от провинциальных турниров — создание инфра- структуры футбола страны.

Все, так и или иначе, приходят в профессиональный мир из любительской среды, туда же и возвращаются. Именно в этих местечковых баталиях детские тренеры смогут искать и находить таланты, которые порой и не знают о существовании спортшкол, вернее, об их местонахождении. Такое впечатление, что места дислокаций всех наших детских секций тщательно законспирированы: нет рекламы ни на телевидении, ни на радио, ни в прессе, ни даже на столбах и заборах, хотя на последних можно объявить все, что угодно, причем дешево и сердито.

Абсолютно на все возражения работников и тружеников общественных и бюджетных сфер заметим: спортзалы на местах есть (пройдите хотя бы по школам, ПТУ, вузам), полей тоже хватит, и все это — государственное, т.е. общественное, а мячи, только свистните, народ принесет сам (и за свет с теплом заплатит — не так уж это дорого, как нас пугают).

Дело, выходит, не в отсутствии денег (их всегда не хватает, а лишних никогда не бывает), а в отсутствии кадров. Кадры решают все как на футбольном поле, так и за его пределами. А их (игроков) необходимо уметь готовить. О том, как это делается, общественности неизвестно, в том числе благодаря общественным организациям. Уже на ранней стадии таланты уходят куда угодно, только не туда, куда бы нам хотелось. На следующей, не менее важной, стадии перехода из юношей во взрослый разряд та же картина с единственным выходом — Пунтус, БАТЭ, “молодежка”. Этот системно-личностный триумвират, базирующийся на частной активности и гражданской ответственности отдельных людей, за короткий срок дал белорусскому футболу повзрослевших Кутузова, Глеба, Ковбу, Омельянчука и далее. Но отдельные личности — не есть система. Вообще, клубу БАТЭ за то, что он использует только белорусских спортсменов, положен как минимум памятник, но их в нашей стране и так много.

Потому что, только другим NATO проводить в ноябре товарищеские матчи, а нам NATO совсем другое — менталитет у нас особый. Нет, он совсем не “млявый” и не “памяркоўны”. Мы вобрали в себя наи- худшие черты западной цивилизации (индивидуализм, жестокость, расчет) и восточной (нетерпимость, фанатизм, подавленность, раболепие). Благодаря такой внутренней конструкции мы готовы обожествлять, мифизировать одних, втаптывая в грязь других, ничуть не худших, а чаще наоборот. Заложником такого подхода стал Эдуард Васильевич. Одни продолжают верить в него, другие готовы “опустить” ниже уровня канализации. Все это печально и похоже на массовый психоз, в результате же каждый следующий матч будет рассматриваться как сражение оппонентов, проповедующих любовь или ненависть к конкретному человеку. По моему мнению, БФФ не должна допустить такой ситуации. Ведь сняли же при схожих обстоятельствах и не так давно Анатолия Бышовца, который ничуть не хуже Эдуарда Малофеева. Но, судя по тому, что общественные лидеры накануне выборов озабочены лояльностью электората, радикальных решений от них ждать не следует — кризис углубляется.

И все-таки жаль, что Белькевич, восстановившись после травмы, не вышел в составе сборной в ноябре, не проверил игровые связки с товарищами по команде, а, брошенный в 2003-м сразу в бой, будет подвергнут риску стать козлом отпущения. Печально, что на стадионе нас больше интересует пиво и семечки, а это следствие отсутствия культуры боления, впрочем, как и культуры вообще. Грустно, что общественные организации превратились в очень специальные органы со своими скрытыми задачами и поручениями свыше — им не до нас.

Очень хотелось бы мне заблуждаться и, заблудившись, увидеть множество объявлений о наборе в секции, клубы, прочесть понятную, прозрачную, легко проверяемую рядовым болельщиком программу федерации, а также увидеть ее воплощение в жизнь, услышать, как ревут забитые стадионы, поддерживая своих кумиров. Но, к сожалению, я пессимист и циник, поэтому…

Берегите Валика, Кутика, Глеба, Ковбу, Омельянчука, Гуренко, Лихтаровича, Молоша, Багу, Тарасенко, Надиевского, Ромащенко, Островского, Лухвича, Беганского и всех остальных. С ними мы обязательно прорвемся, несмотря на то, что мы очень восточные славяне.

Пишу далеко не в первой,

Раньше было на страницах появлялся,

Естественно шутил той давнею порой,

С успехом в Лео я соревновался.

Сейчас от юмористики былой

Боль линчующей сатиры,

Обуяв всецело мной,

Лист сей гонит из квартиры.

Виталий ШЕВЦОВ (Гомель)

Я инвалид второй группы с детства, мастер спорта по шахматам, старший тренер Паралимпийского комитета, судья высшей национальной категории, почетный член Союза спортсменов страны. С 1979 по 1985 год работал на Байкало-Амурской магистрали, потом закончил калужский сельхозтехникум, по приезде в Минск подключился к паралимпийскому движению и занялся развитием шахмат среди инвалидов. В 1993 году меня избрали председателем Белорусского общественного объединения “Шахматная ассоциация инвалидов и ветеранов “Шанс”, где сейчас и работаю. Моя задача заключалась в реабилитации инвалидов путем привлечения их в шахматы, повышении их спортивного мастерства, организации турниров самого высокого уровня. И это удавалось. Ассоциация сама проводила довольно сильные заочные и очные турниры, помогала в этом федерации инвалидного спорта, Паралимпийскому комитету, Министерству спорта. Цель же моего письма в “Прессбол” — поднять проблему отношения чиновников Белорусского общества инвалидов к инвалидному спорту.

Бывший председатель ОО “Белорусское общество инвалидов” Николай Колбаско принес много пользы нашему движению. При нем федерация получала средства на содержание 11 спортивных клубов, на проведение соревнований, на участие в международных семинарах, неоднократно бесплатно выделялся автотранспорт для доставки инвалидов к месту турниров. Когда вместо Николая Колбаско ОО “БелОИ” возглавил Игорь Курганович, дела инваспорта пошли на спад. В конце 1999 года после перерегистрации общественных объединений федерация приобрела статус самостоятельной организации, Курганович лишил все клубы зарплаты, забрав с их счетов все деньги, и по настоящее время не дал федерации ни копейки на проведение соревнований. Он даже лишил федерацию офиса.

Николай Колбаско давал нам самостоятельность, стимулировал творчество, а ныне БелОИ имеет главной целью не развитие инвалидного спорта, а подчинение его структур себе согласно командно-административной системе. Недавно я убедился, как городское общество инвалидов само проводит соревнования. Согласно плану Управления физкультуры, спорта и туризма Мингорисполкома столичное общество инвалидов представило свое положение. Заранее ознакомившись с ним, пришел к выводу, что оно не пригодно и подлежит переделке, тем более время позволяло. Об этом я сказал зампреду минского общества инвалидов Елене Разладовой. Но вместо того чтобы прислушаться к мнению специалиста, она начала меня воспитывать. Заявила, что я член общества и должен ей полностью подчиняться, и отстранила меня от организации первенства города. Вместо меня на должность главного судьи поставили Анатолия Онисько — шахматиста низкой категории и классификации. А соревнования проводились по правилам игры быстрых шахмат. Я считаю, что в подобных турнирах главный судья должен иметь разряд не ниже кандидата.

В календарном плане Управления первенство города стояло как лично-командное. Без всяких причин провели лишь командное, полностью проигнорировав районные соревнования. Есть специализированные спортивные организации, непосредственно работающие с инвалидами согласно международному, республиканскому и городскому календарным планам. Если общество инвалидов республиканское и городское хочет провести свои спортивные мероприятия, пусть проводят за свои деньги, не привлекая вышестоящие органы. Если же мероприятия носят масштабный характер, то они должны согласовываться с профессионалами, в первую очередь с федерацией инвалидов, со старшими тренерами по видам спорта.

Я как член национальной сборной команды Республики Беларусь среди инвалидов, которая будет выступать на шахматной олимпиаде по электронной почте, обратился к Елене Разладовой с просьбой оказать материальную помощь на приобретение информации для подготовки. Она ответила, что общество инвалидов — это не собес… В эту сборную входит еще инвалид первой группы минский мастер Михаил Шаблинский. Он в общество давно не обращается, т.к. общество инвалидов на протяжении многих лет ничем ему не помогло.

Благо не остался равнодушным к нашей проблеме Олимпийский фонд страны, возглавляемый Владимиром Парфеновичем. Он выделяет ассоциации денежную помощь на подготовку к Олимпиаде. На протяжении многих лет нам также помогает Союз спортсменов, возглавляемый Марией Иткиной, хотя эти люди тоже не из собеса…

В знак несогласия с такой позицией, занятой БелОИ и минским городским обществом инвалидов по отношению к инвалидному спорту, я подал заявление о выходе из этого общества, в котором состоял с 1990 года.

Владислав ДУБКО (Минск)

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?