Андрей Лаврик. И вдруг итальянцы зааплодировали...

21:34, 29 июля 2014
svg image
2064
svg image
0
image
Хави идет в печали

Спорт вообще нешуточно продвигает страну за границей, поэтому немудрено, что география в школе легче дается той ребятне, которая, прильнув к экранам, пристально следит за Олимпиадами и чемпионатами мира.
Белорусский футбол вместе с другими видами спорта тоже медленно шел к признанию. Сборная и клубы оступались во встречах с карликами, а сами никогда не считались гренадерами. Впервые соотечественники взбудоражили общественность победой над Голландией в 1995-м, однако та вспышка долгое время оставалась единственным громким успехом на международной арене. Следующего пришлось ждать аж до 1999-го, когда в отборочном цикле к EURO»2000 в группу с белорусами попала Италия…
Наш известный защитник Андрей ЛАВРИК, на счету которого 37 появлений на поле в футболке сборной и множество регалий на клубном уровне, в рубрике “Матч моей жизни” вспоминает гостевое сражение со “Скуадрой адзуррой”, которое, по его мнению, положило начало просвещению иностранных болельщиков в вопросе белорусских футбольных возможностей. Заодно внушило веру в собственные силы в преддверии следующей квалификации к ЧМ-2002 — пожалуй, лучшей в исполнении белорусской сборной.

ТАБЛО
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ-2000. ОТБОРОЧНЫЙ ТУРНИР
Группа 1. 4-й тур
ИТАЛИЯ — БЕЛАРУСЬ — 1:1
АНКОНА. 31 марта 1999 года. “Стадио дель Конеро”. 25000 зрителей.
ИТАЛИЯ: Буффон — Пануччи, Ф.Каннаваро, Неста, Мальдини (к) — А.Конте, Ди Бьяджо (Ди Франческо, 46), Д.Баджо, Тотти (Джанникедда, 46) — Ф.Индзаги, Кьеза (Р.Баджо, 65).
БЕЛАРУСЬ: Тумилович — ЛАВРИК, Яхимович, Лухвич, Гуренко (к) — Островский, Белькевич — Орловский, В.Баранов, Макс.Ромащенко — В.Маковский.
ГОЛЫ: 0:1 — Белькевич (24, пас — Макс.Ромащенко). 1:1 — Ф.Индзаги (31, с пенальти за задержку А.Конте).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: Орловский (30), Тумилович (33), Ди Франческо (74).

— Мой футбольный век длился долго, и примечательных матчей собралось немало. С “Динамо-93” побеждал в Кубке Беларуси. С минским “Динамо” становился чемпионом. Уйму интересных поединков сыграл за московский “Локомотив”, с которым также завоевывал трофеи и дважды доходил до полуфинала Кубка кубков. А финал первого “Содружества” — разве не любопытный матч? Однако поединки национальной сборной во все времена стояли особняком. Как бы то ни было, когда играешь за честь страны, когда на стадион приходят мама, брат, родные и знакомые — это ни с чем не сравнимые эмоции. Из всех сражений в футболке сборной больше всего запали в душу два матча с Италией: в 1999-м в Анконе сыграли вничью 1:1, а в 2004-м в Парме уступили 3:4. Но поединок в Анконе, во-первых, порадовал результатом, во-вторых, получился более целостным в нашем исполнении. Поражение, пускай и драматичное, достойное, — это все равно разочарование. В Парме феерил Макс Ромащенко, забивший Буффону два потрясающих мяча. А в 1999-м качество игры всей команды доставляло подлинное удовольствие. Равно как и антураж. Анкона — маленький итальянский городок с населением около ста тысяч. Местный стадион вмещал 25 тысяч и, естественно, на матче сборной был забит под завязку. Никогда не забуду впечатления по прилете, когда загрузились в автобус и отправились в отель под сопровождение знаменитых итальянских карабинеров. Все настолько ярко и красочно! Чувствовалось, что город живет этим матчем.
Тогдашнему выезду в Анкону предшествовал домашний поединок со швейцарцами. Перед этим провели сбор в Германии. Отлично подготовились на хорошем поле, попутно обыграли команду второго дивизиона. Когда вернулись в Беларусь, чувствовали, как народ ждет встречи с “крестоносцами”. Неудивительно, что трибуны заполнились до отказа. Все было прекрасно, но… К сожалению, качество поля не впечатляло. Мы так и не показали чего-то вразумительного, выглядели довольно блекло. После изумрудного немецкого газона на “Динамо” игралось тяжело. Нельзя, конечно, на это ссылаться, но когда пытаешься атаковать (а тогда хотели сыграть в атакующий футбол), состояние почвы под ногами имеет значение. Почему матч против Италии получился? Итальянцы прессинговали, душили, но великолепное поле позволяло мастеровитым исполнителям белорусской сборной играть в одно-два касания. Так мы разбивали прессинг, переходили в наступление и доводили дело до голевых моментов. А от Швейцарии получили сумбурные 0:1, хотя рассчитывали на большее. Позитивом перед Анконой и не пахло.
Однако терять было нечего, поэтому спокойно, без паники либо отчаяния готовились сыграть как умеем. Многие ребята находились в самом расцвете — на середине третьего десятка лет. Настраивать их на такие матчи не требовалось. Ко всему прочему это прекрасная возможность показать себя.
Естественно, на нас никто не ставил. Отсюда и отсутствие всякого внимания со стороны итальянской прессы. Думаю, один процент населения этой страны, а то и меньше, могло допустить, что его любимцы оступятся на поле анконского стадиона. Посмотрите состав соперника. Буффон в воротах. В обороне Каннаваро — в будущем лучший игрок мира. Плюс Пануччи, Неста и капитан Мальдини. В полузащите Тотти в расцвете сил. Пусть и не самый молодой, но Роберто Баджо… Что ни фамилия, то величина!
Не припомню каких-то очных дуэлей на моем правом фланге. Получается, к нему больше тяготел Тотти, хотя это не походило на личное противостояние двух крайних. Вот о матчах против “Лацио” в полуфинале Кубка кубков-1999 в этом плане есть что рассказать, потому как соперничали с Павлом Недведом. Тогда 180 минут действительно отбегали друг против друга. И вроде достойно: 1:1 дома и 0:0 на выезде. “Локомотив” ни разу не проиграл, но гол в гостях вывел в финал римлян.
В той обойме итальянцев мне больше всего импонировал Филиппо Индзаги. Нападающий со скромными природными данными, но его открывания на линии офсайда — это учебник для коллег по амплуа. У Супер-Пиппо в каждой встрече имелись три-четыре момента. Да, раз семь он мог залезть во “вне игры”, но парочку голов забивал регулярно. Именно Индзаги дал отмашку событиям матча в Анконе. В своем традиционном стиле. Уже на первой минуте прицельно выстрелил под перекладину, оказавшись там, куда прилетел мяч после рикошета. Однако радостный порыв нападающего остудил лайнсмен. Офсайд — и мы выдохнули. Хотя эпизод, что называется, на тоненького. О справедливости решения судить не берусь.
Открой тогда итальянцы счет, и неизвестно, как все сложилось бы. Но на табло сохранились нули, и команды начали с чистого листа. Перипетии матча помнятся достаточно хорошо. Мы играли в футбол все 90 минут. Не отбивались, не выстраивали, как сейчас модно говорить, автобусы или поезда в своей штрафной. Позже посмотрел статистику: уступили только в графе “угловые”. Во всем остальном оказались с соперником наравне.
Особенно приятно воскрешать в памяти наш гол. Исполнили все классно: отличная передача с левого фланга Макса Ромащенко — и Валик Белькевич в касание пробил с лету. Красота! Тем более итальянцы до этого не пропускали на своем поле с 1995-го! Жаль, фанфары гремели недолго. Через семь минут снегом на голову обрушился пенальти в наши ворота, суть которого тоже помню отчетливо: шла передача в штрафную, затем сброс головой, и к мячу устремились Конте и Радик Орловский. Кто был первый — вопрос. Якобы Радик положил руку на корпус оппоненту. Конте этим умело воспользовался, красиво упал, и судья уверенно показал на “точку”. Пересматривал недавно видео… Вроде какой-то контакт был. Но, на мой взгляд, такие пенальти ставят далеко не всегда. Хотя это как известный эпизод на старте недавнего чемпионата мира в матче Бразилия — Хорватия. Бразильцы будут кричать, что фол на Фреде был, остальной мир скажет, что не было — мол, картинно падал форвард.
Безусловно, после распада СССР в не самой благоприятной экономической обстановке белорусской сборной понадобилось время, чтобы заработать себе имя. Не секрет, и судили нас немного по-другому. Любые спорные моменты трактовались, к сожалению, в пользу более именитых соперников. Подобное в международных матчах происходило сплошь и рядом. Сейчас, считаю, и сборную, и клубы судят значительно лучше, что, несомненно, радует. Значит, какой-то авторитет у белорусского футбола появился.
Те, кто видел матч, должны помнить, как досталось “актеру” Конте от разгневанного Тумиловича. Пока Антонио стоял на коленях на газоне, радостно размахивая руками, Гена подлетел к нападающему и исподтишка всадил коленом в спину. Ясно, что это не красит вратаря, но в тот момент, думаю, любой из белорусов не прочь был проделать с Конте то же самое. Так что получил он “горчичник” заслуженно.
Во втором тайме при счете 1:1 мы забили еще — отличился Вова Маковский, левой положивший мяч в сетку. Но линейный убедительно зажег офсайд. Совсем незначительное положение “вне игры”. После матча пересмотрели видео и убедились, что на сей раз судья все-таки не ошибся. По отмененным голам счет тоже стал 1:1, хотя эпизод с Индзаги на первой минуте вызвал куда больше вопросов.
Примечательно, что девяносто минут мы отыграли без замен. Это еще раз доказывает: никто не выпадал, команда смотрелась здорово. А для тренера лучшее — враг хорошего. Когда все идет гладко и каждый выдерживает нагрузку, зачем что-то придумывать? Хотя это был второй матч за четыре дня, в концовке не просели, не прижались к воротам, продолжали спокойно обороняться. Значит, команда действительно хорошо подготовилась. А ведь несколько лидеров пропускали встречу по различным причинам. Например, Штанюк оказался в лазарете. Геращенко и Хацкевич отбывали дисквалификации. Но обоймы хватало, чтобы их подменить.
К тому же на флажке реально могли вырвать победу. Молниеносная контратака завершилась врыванием Ромащенко в штрафную и сильным ударом в ближний угол. Буффон успел выбросить руку и спас партнеров от верного гола. Шла 90-я минута…
Возможно, итальянцы нас недооценили и были обескуражены. За весь вечер ни разу не возникло ощущения, что супердержава играет против карлика. После матча, в темноте анконской ночи, случилось удивительное. Белорусский автобус причалил к пустой площади перед аэропортом. Пока извлекали сумки, невесть откуда высыпала толпа итальянцев. Они провожали нас грустным взглядом и вдруг начали аплодировать. Когда местная торсида адресует овации команде соперника — это говорит о многом.
Помню послематчевый комментарий нашего уважаемого футболиста Сергея Алейникова, который присутствовал на стадионе. Он не скрывал эмоций: “Невозможно описать, как приятно сейчас общаться в Италии с болельщиками и специалистами”. То есть игра команды настолько всем понравилась, что Алейникову лишь оставалось гордиться своей родиной.
Мне кажется, после этого наши футболисты и их поклонники поняли, что Беларусь как футбольная нация чего-то стоит. В такие минуты приходит чувство гордости. Понимаешь, что не зря столько времени отдал любимому делу. Думаю, этот матч стал своеобразной отправной точкой, когда с нашей сборной стали считаться. Ведь если подумать: какие прежде громкие результаты мы выдавали? Только в 1995-м в поединке с Голландией на “Динамо”…
Встреча с дружиной Дино Дзоффа некоторым помогла лично. Гуренко, например, уехал в “Рому”. Понятно, что за Сергеем следили и раньше, но там увидели его воочию и во всей красе. После матчей сборной против итальянцев и поединков “Локомотива” с “Лацио” до меня тоже доходила молва об интересе какой-то итальянской команды. Какой — так и не выяснил. Все осталось на уровне слухов и на бумаге никак не отразилось. Люди, которые хотели купить Гуренко, сделали это. Нигматуллин тоже уехал в Верону. Когда есть конкретные предложения — это одно, а разговоры — совсем другое. Да и раньше ведь все по-другому было. Не развелось еще столько агентов и посредников. В основном слышали от директора клуба: “Есть предложение — хочешь ехать?”
О чем мы грезили в том отборочном цикле? Знаете, когда начинается квалификация, всегда думаешь: ну вот, должны! Можем побороться за выход! Но, увы, за всю историю суверенного футбола сборная так и не попала на топ-турнир. Что особенно обидно для меня и ребят, которые защищали цвета команды в конце девяностых — начале двухтысячных. Ведь в ту пору подобралось прекрасное поколение. Все выступали в ведущих клубах. Вася Баранов — московский “Спартак”, Хацкевич и Белькевич — киевское “Динамо”, Штанюк, Яхимович, Островский, Кульчий, Макс Ромащенко — московское “Динамо”, я и Гуренко — “Локомотив”, Лухвич — московское “Торпедо”… Считаю, выход на “мир” или Европу был вполне нам по силам. Чего не хватило? Хороший вопрос. И философский. Если кратко, то банально не хватило очков…

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?