Незаменимый. Павел Перепехин: хорошее — враг лучшего

21:34, 29 июля 2014
svg image
1115
svg image
0
image
Хави идет в печали

Вопрос вроде как отложили, и первым официальным свидетельством того, что Павел Викторович пойдет на “третий срок”, стало сообщение на официальном сайте федерации о скором начале работы августовского кэмпа “молодежки” под его руководством. С темы незаменимости специалиста, который заодно не так давно принял МХЛовское “Динамо-Шинник”, и начался наш получасовой разговор.
— Павел Викторович, вот даже не знаю, с чем вас поздравлять. С назначением — неверно, с оставлением — глупо. Тем более что как-то не уловил момента, когда человек, то ли желающий уйти с поста, то ли отправляемый с него в отставку, вновь стал наставником сборной U-20.
— Одним из условий моего контракта с “Динамо-Шинником” была работа в молодежной сборной. Правда, не предполагал, что это вновь окажется пост главного тренера. Думал, что останусь ассистентом. Но, видимо, моя кандидатура была единственной. Поэтому генеральный менеджер наших сборных Владимир Сафонов вышел на связь и сообщил, что меня вновь утвердили в роли главного.

— Кто утвердил? Как будто заседаний исполкома в последнее время не было.
— Федерация провела удаленное анкетирование членов исполкома, которые не возражали против моей кандидатуры. Я понял, что дело было так.

— Известие обрадовало или не очень?
— Скорее насторожило. Ибо не вполне понимал причины такого развития событий: либо у нас не особо хотят работать с молодежной сборной, либо вмешались какие-то иные факторы. Что ж, в любом случае для меня как для тренера это новый вызов и определенный опыт. Не скрою, работать с “молодежкой” мне действительно интересно. Многих ребят грядущего созыва знаю давно. Они не хуже прошлого, а в чем-то, возможно, окажутся даже лучше. Минимум — как сплоченная команда, на что очень надеюсь.

— Собственно, то, что наши тренеры бегут от работы с “молодежкой”, как черт от ладана, не новость. Как ни странно, даже за юношескую сборную U-18 берутся охотнее. Не задумывались, почему?
— Видимо, потому, что как раз в период с 18 до 20 лет наши игроки очень слабо прогрессируют. Пик многих приходится как раз на 16-17 лет, когда их неплохо готовят в школах. Но они ее заканчивают, а психология остается школьной: мол, вот он я, учите дальше, тренируйте. Тяга к самоподготовке, которая не вредит и в школьные годы, потом у многих отсутствует. Заодно со стремлением куда-то уехать. В смысле — в более сильный чемпионат. Видимо, их и на родине все устраивает.

— Не раз доводилось слышать о провале в нашем хоккее именно на этом этапе. И что же делать?
— Убеждаем ребят постоянно. Приводим слова людей, которые чего-то достигли и все понимают. Тот же Александр Гальченюк недавно в интервью вашей газете еще раз подчеркнул, что хоккеист должен работать круглый год. А не так, как у нас: в лучшем случае в апреле закончил сезон — и до июля гуляет. А это три месяца, за которые растрачивается большая часть приобретенных за сезон навыков. И с июля — по новой: прибывают на сборы и начинают с того, что кому-то нужно сбросить вес, кому-то — набрать. Пока раскачаются — время уходит.
Не говорю, что так абсолютно у всех, кто-то и прислушивается, и делает нужные выводы. Что интересно: как правило, это не те, кто пребывает в ранге будущих звезд, а как раз середняки, которые понимают, что для достижения каких-то высот им надо работать и работать. Да и переход из молодежного хоккея во взрослый у нас налажен слишком хорошо. В кавычках

— То есть?
— Вакансий-то в клубах сейчас хватает. И некоторые перепрыгивают ступень — из юношеского хоккея прямиком попадают во взрослый.

— Судя по иронической улыбке, вы не вполне согласны с тотальным протекционизмом своей молодежи в экстралиге.
— Правильно понимаете, так не должно быть. Национальный чемпионат все-таки обязан быть соревнованием определенного уровня. И молодежь, вливающаяся в клубы, должна ему соответствовать. Так дело поставлено только в двух-трех, максимум в четырех клубах экстралиги. В остальных шести фактически не отбор, а набор.

— Логика ясна. Но, например, “Могилев” и хотел бы подобрать пул сильных исполнителей, но не может этого сделать по тривиальным финансовым причинам.
— Так, может, и не стоило всеми правдами и неправдами сохранять клуб в экстралиге? Нет у тебя бюджета — выступай в “вышке”. Появятся средства — вернетесь ступенью выше. А просто бросать молодых пацанов “под танки” — от этого толку никакого. Ни для лиги, ни для тех же хоккеистов. Уровень лиги от их присутствия в ней снизится, профессионального роста игроков не будет.

— А как же идея, что только в мясорубке конкуренции с матерыми мужиками молодежь сама заматереет?
— Идея верная, но она определенно не касается случая, когда молодежью представлена едва ли не вся команда, которая постоянно перемалывается соперниками. Ладно бы в итоге каждый год “Могилев” воспитывал сильных бойцов, востребованных в клубах хорошего уровня. Но пока массово этого не наблюдается.

— Допустим, отсечем могилевских мучеников от “экстры”, за ними еще несколько команд, перебивающихся с хлеба на воду. И что останется от нашего элитного дивизиона? Те самые три-четыре состоятельные дружины?
— К которым можно, например, добавить клубы из соседних стран — той же Латвии.

— Так от нее после финансовой кончины “Металургса” уже и добавлять некого. Ну не любителей же, в самом деле!
— Здесь согласен. И Украине пока, ясное дело, не до хоккея. Но с ситуацией в нашей экстралиге так или иначе нужно что-то делать. Надеюсь, последние известия о том, что россиян выведут из-под легионерского лимита, поможет хоть как-то выправить ситуацию. Не разделяю опасений, что они в массовом порядке займут места наших действительно перспективных хоккеистов. Таких клубы все равно не упустят.

— Признаться, оброненная чуть ранее фраза о том, что многие наши игроки получают хорошие навыки в родных хоккейных школах, пусть и приятно, но удивила. У нас же кузницы талантов за отсутствие системы и вечную нехватку всего не пинает только ленивый.
— На самом деле не все так плохо. До определенного уровня у нас действительно обеспечивается нормальный уровень подготовки. Быть может, мы проигрываем здесь россиянам, но на уровне Западной Европы белорусы мало кому уступают.

— И тем не менее юношеская и молодежная сборные…
— Понимаю, о чем вы. Но считаю, что мы абсолютно не слабее команд, которым хронически уступаем путевки в элиту. Нам постоянно не хватает то концентрации, то командной игры, а порой и банального везения.

— Слишком хронически. “Младшие” сборные скоро забудут, как пахнет элита.
— Не забывайте, что уже не один год, как изменилась система ротации между ней и дивизионом один. Раньше были две путевки, за каждую из которых в одной из двух групп низшего дивизиона реально боролись по два фаворита. Теперь таких три-четыре в одной группе. Мы, как правило, постоянно в этом пуле. Что, впрочем, не отменяет озвученной проблемы: чтобы пробиться в элиту U-20, сборники U-18 должны за пару лет, а кто-то и за год, сделать качественный шаг вперед. А желание делать его, постоянно самосовершенствоваться наблюдается не у всех. Выходит, хороших игроков у нас не так и мало, но стремление стать лучшими просматривается у единиц.
Здесь мы, увы, принципиально отличаемся от прогрессирующих нынче немцев, норвежцев, датчан. У последних недавно под девятым номером в НХЛ задрафтован парень 1996 года рождения. А мы уже который год мечтаем не то что о первых раундах выбора, а о выборе кого-то из наших вообще.

— И одной из причин уже многие называли отсутствие в Беларуси общенациональной системы подготовки молодежи, которая присутствует у прямых конкурентов. В отличие от них у нас каждая школа работает, как бог на душу положит, по своему разумению. Причем, говорят, эта программа даже есть. Вы вот ее видели?
— Нет, но я давно не работал в школе. Может, она и есть и по ней даже работают. Такая единая программа, конечно, нужна, только не просто как схоластический набор рекомендаций. Мы должны четко представлять, какого игрока хотим видеть на выпуске. Повторяю, на уровне школ мы не уступаем сверстникам из многих европейских стран. Но какой ценой это достигается? У нас же результат продолжает ставиться во главу угла с детских лет. А то, что сначала нужно научить пацана кататься, вести шайбу и так далее, вроде как отходит на второй план. В итоге мы выигрываем какие-то детские турниры, но когда доходит до уровня юношеских сборных, уже уступаем. На юношеском уровне это не так заметно, на молодежном уже проблема. Потому что пока мы грузили парней тактикой и “физикой” и побеждали, проигрывавшие нам тогда конкуренты учились кататься, работать в пас, бросать и так далее.

— Представьте, что перед вами сейчас не журналист, а новый глава федерации хоккея. Как бы вы ему посоветовали разорвать этот круг?
— Сделать ставку именно на всестороннее воспитание игрока в школах, а не устраивать гонку за результатами. Пацану нужно влюбиться в хоккей, а его тренер не должен забивать себе голову, что на следующем турнире обязан победить любой ценой.

— Попробуй не забивай, если в нашей системе от этого зависят премии и бонусы от руководства школы.
— Значит, надо менять эту систему. И премировать не за сиюминутные достижения, а исключительно за подготовку игрока для национальных сборных и профессиональных клубов. Кое-где такая философия уже выработана, но это должно быть повсеместно.

— Извините, чуть подначу: учитывая вышесказанное, не настораживает, что ваше “Динамо-Шинник” выиграло домашний Кубок мэра?
— Естественно, мы выходили на лед не уступать, но и задача взять трофей любыми средствами не ставилась. Главной целью было просмотреть ребят и определиться с костяком хотя бы процентов на шестьдесят. Все-таки от прошлогоднего состава осталось совсем немного игроков. Победили — хорошо.

— Так понимаю, просмотром довольны?
— Отдаю себе отчет, что мы не обставили самые сильные команды МХЛ. Хотя в этой лиге сложно просчитать наперед, кто будет фаворитом в следующем сезоне: по объективным причинам везде большая текучка кадров. Парни взрослеют, приходят новые. Раньше в лиге больше доминировал Восток, в последнее время инициативу перехватил Запад. Что же насчет удовлетворения, то у нас, не будем забывать, существует внутриклубный лимит. И возрастной, и легионерский. А ребят 1995-96 годов не так и много в стране.

— Это здорово связывает тренерские руки?
— Есть такое. У нас заканчивается конкуренция. Посмотрели ребят, кого-то уже вернем в клубы. А вместо них брать, считай, некого. Придется мотивировать оставшихся как-то по-другому. Чтобы опять же они продолжили рост, а не посчитали, что на этом их задача выполнена: они в команде МХЛ и в полном порядке. И надеяться, что пока проигравшие конкуренцию в ближайшее время добавят в своих клубах и вновь сделают актуальным свой вызов на просмотр. Сейчас, конечно, работать с “Динамо-Шинником” будет сложнее, чем еще недавно, когда тренеры могли брать практически всех игроков подходящего по правилам лиги возраста. Но для молодежной сборной такие стесненные селекционные рамки нашей команды, возможно, действительно окажутся полезными.

— Тогда вернемся к ней. Насколько уловил в ходе вашего отчета о выступлении “молодежки” на минувшем чемпионате мира и последующих прений на эту тему, ваш второй “мир” у руля сборной U-20 дался тяжелее первого. Общекомандная “химия” никак не налаживалась, игроки “Динамо-Шинника” и “Юности” взаимно отказывались от исполнения вторых ролей, настаивая на привычных в клубах первых.
— Примерно так. Мы действительно очень рассчитывали на поколение 1994 года рождения. Но игроки не подняли свой уровень со времен сборной U-18. Признаю здесь и просчет тренерского штаба: не нужно было ждать прорыва от тех, кто сам явно не хочет идти на прорыв. Пожалуй, стоило подтянуть группу ребят помоложе. Собственно, “мир” это и доказал: ребята 1995 года рождения выступили лучше, чем те, кто был на год старше. Возможно, сыграл роль и упомянутый антагонизм игроков “Шинника” и “Юности” — не сумели мы их объединить. Создалось впечатление, что для многих было задачей попасть в ростер на чемпионат мира. И все — они успокоились, посчитали, что свое дело сделали. Отдельных в Саноке было просто не узнать: до турнира один, по ходу первенства — другой. Небо и земля. Надеюсь, что сейчас мы с “Юностью” будем более плотно работать. И сумеем подобрать более боеспособный и сплоченный коллектив.

— В ассистентах у вас пока значатся Владимир Свито и Андрей Кудин. А что же Руммо?
— Есть некоторые сложности. Все-таки он главный тренер команды МХЛ, у которой свои задачи.

— И что же? Здесь вы с ним как будто в одинаковом статусе.
— Да, но в задачах нашей команды успешное выступление молодежной сборной на ближайшем чемпионате мира четко обозначено одним из приоритетов. С Александром Петровичем налажен хороший контакт, и его подключение к работе с молодежной сборной по мере возможности также оговорено.

— Есть основания надеяться, что ваш третий чемпионат мира у руля сборной U-20 будет успешнее, чем два предыдущих?
— Думаю, что он точно будет лучшим. Само собой, мы постараемся наконец завоевать путевку в элиту. У нас есть игроки, которые при должной подготовке способны взять эту планку. И они психологически более устойчивы, чем их предшественники. Я их видел в деле, когда они работали под началом Андрея Ковалева в юношеской сборной. На том турнире им действительно не повезло, но со всеми они играли на равных.

— Извечно больной вопрос — о Павле Карнаухове. Надеетесь увидеть его в составе родной молодежной сборной?
— Ох, непростой вопрос. Понятно, что с Пашей я не просто на связи: он сейчас тренируется с нами, готовится к отъезду в Канаду. Однако ситуация сложная: у него очень хорошие шансы выступать за сборную России. А дальше — его выбор.
Здесь, кстати, еще один невыгодный для нас момент: если наш парень уезжает в российские школы и заявляет о себе в них, у россиян немало рычагов, чтобы заполучить его в ряды своей сборной. При обратной ситуации удержать, например, того же Козырева, недавно задрафтованного в КХЛ нашим “Динамо”, не в пример сложнее.

— Скоро стартует первый в этом сезоне кэмп нашей “молодежки”. В уже озвученном списке вызванных есть игроки разных клубов. И вечная проблема: они часто упираются, не желают отпускать молодежь в расположение сборной на ранних этапах подготовки. Мол, у нас свои задачи, и только на “мир” отпустим без проблем. Как думаете бороться?
— Вот и посмотрим, насколько постоянно звучащие декларации о готовности вместе работать на благо всего хоккея разойдутся с делом. По крайней мере пока никаких попыток саботировать вызовы не просматривается, зато готовность сотрудничать озвучивается. Надеюсь, так и будет.

Нашли ошибку? Выделите нужную часть текста и нажмите сочетание клавиш CTRL+Enter
Поделиться:

Комментарии

0
Неавторизованные пользователи не могут оставлять комментарии.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Сортировать по:
!?